Королевские тигры против Иосифа Сталина

Конечно, королевские тигры никогда не вступали в единоборство с вождем советского народа.  Просто это названия танков периода Второй мировой войны – Королевского тигра у немцев, и танка ИС-2 у Красной армии. ИС-2 расшифровывался ка Иосиф Сталин, как второй тяжелый танк РККА начала войны  после танка КВ – Клим Ворошилов.

Я не большой знаток вооружений сухопутных армий, мне больше по душе флот, на котором я прослужил три года врачом на подводной лодке. Но вот мой старший внук большой любитель танков, и я ему помог собрать из пластмассовых конструкторов модели всех танков периода Второй мировой войны в Германии и СССР, а также современные модели танков стран НАТО и Израиля.  Волей неволей пришлось что-то почитать о танках, чтобы разговаривать с внуком о них.

С появлением Интернета можно очень легко посмотреть всевозможные фильмы со сравнениями танков, в том числе периода Великой Отечественной войны, почитать воспоминания наших и немецких танкистов, послушать их в телевизионных передачах.  Общеизвестно, что  в Красной Армии на июнь 1941 года было намного больше танков, чем в войсках Германии, напавшей на нас. Как и у немцев, у нас преимущественно были легкие танки, но было и какое-то количество тяжелых танков КВ-1 и средних танков Т-34, против которых у немцев практически не было защиты.  Но со временем немцы нашли её. Это использование 88-мм зенитных орудий на прямой наводке, использование подкалиберных снарядов противотанковых пушек. Со временем они усовершенствовали свой основной танк Т-IV, увеличив толщину брони и поставив более мощную пушку.  Так что к величайшему танковому сражению у Прохоровки во время Курской битвы у немцев было даже преимущество в танках, тем более что они впервые применили в широком масштабе танки Т-V»Пантера» и  Т- VI «Тигр», и нанесли серьезные потери 5-й танковой армии Ротмистрова, которого Сталин даже хотел снять с должности, но, узнав, чем объясняются такие потери танков, передумал.

Далее я буду ссылать на мнение некоторых знатоков (говорю без иронии) таковой техники и приведу их высказывания и мнения о тяжелых танках конца Великой Отечественной войны – советского ИС-2 и немецких «Тигра» и «Королевского тигра», и достоверные данные о противостоянии этих танков, а не слухи.

Противостояние брони в Великой Отечественной войне привело к тому, что немцы ударились в гигантоманию. Появление с июня 1943 года на фронте групп тяжелых танков Pz.KpfwVI «Tiger», он же просто «Тигр», очень усложнило жизнь нашим противотанкистам и танкистам. Очень уж мощный оказался. Хорошая броня (не удивительно при весе в 56 тонн!), мощная пушка в 88-мм (длинноствольная зенитка!), пробивающая броню в 100 мм с 1500 метров. Попробуй к такому подобраться!
Нет, били, конечно, но приходилось для того подбираться поближе, стрелять в борта и корму. Соответственно и потери.
Хорошо «Тигр» брала корпусная пушка А-19 калибра 122-мм. Ее снаряд в 25 кг не держал ни один немецкий танк, включая и «Тигра», причем на любой дистанции. Одна беда – пушка была массивной, использовать ее как противотанковую было и неудобно и дорого.

И тогда ей решили оснастить танк. Русские конструкторы Жорес Котин и Фёдор Петров взялись разместить А-19 в башне новой модификации тяжелого танка ИС. Инициативу поддержали в Кремле. Что говорить – ИС-2 был принят на вооружение Красной Армии уже 31 октября 1943 года, еще до изготовления первого опытного экземпляра! Сталин верил своим конструкторам.

А тем временем в Берлине тоже не дремали. На фирме «Хеншель унд Зон АГ» делали танк, который станет «королем поля боя». Немцы соорудили гиганта в 70 тонн, малоподвижного, но вооруженного мощной длинноствольной 88-мм пушкой. Утратившие связь с реальностью немецкие конструкторы считали, что их танк буквально задавит наши танки, которые просто не смогут пробить его крепкой брони в 150-80 мм. Назвали его Pz.Kpfw.VI Ausf. B «Tiger», он же – «Королевский тигр», он же – «Тигр Б».

Королевский тигр
Гигантомания немецких конструкторов привела к тому, что танк у них вышел очень перетяжеленным. Проблема была с его перевозкой, с преодолением мостов, да что там – ходовая не выдерживала, и каждые 10-15 км хода танкистам приходилось регулировать двигатель и коробку передач, подтягивать гусеницы, заниматься мелким текущим ремонтом. Впрочем, в условиях оборонительных боев это было терпимо - глубокие танковые прорывы Вермахта остались давно в прошлом.

13 августа у польской деревни Оглендув «Королевские тигры» и ИС-2 сошлись в бою.
Немцы перебросили на фронт 501-й отдельный батальон тяжёлых танков «Тигр-Б» - 44 новеньких машины с опытнейшими танкистами. По идее эта сила должна была вскрыть оборону русских, как консервный нож. Реальность оказалась изрядно иной.
Дорогу на Оглендув прикрывал Т-34 с 85-мм пушкой Д-5Т под командованием младшего лейтенанта Оськина. На дистанции 400 метров тот принял бой.
И сжег 3 немецких супертанка и подбил еще одного! Оказалось, к 1944 году снаряды и оптика нашего производства стали лучше хваленых немецких.

Получив такую оплеуху, немцы отошли, собираясь перегруппироваться и снова атаковать – все же танкисты там были с огромным опытом и панике поддаваться не собирались. Они снова попытались выбить нашу пехоту из деревни.

Но наши уже перешли в контратаку. Пехоту прикрывал один ИС-2 старшего лейтенанта Клименкова из состава 71 гвардейского тяжелого танкового полка. На него и нарвались «Короли», потеряв 2 машину – одну сгоревшей, а вторую разбитой в хлам.
В это время пехоту в деревне атаковали 7 «Королевских тигров». Путь им преградил одиночный ИС-2 лейтенанта Удалова. И схватка оказалась не в пользу фашистов.
Итог короткого боя – 1 немец сгорел, 1 подбит, оставшись на месте. Расход боекомплекта – 5 снарядов. Оставшиеся целыми фрицы бросились удирать. Это им так казалось, что «бросились».

В отличие от неповоротливого немецкого суперпуперсверхмегазащищенного королевского «панцеркампфвагена» советский ИС на трудности с ходовой не жаловался. Удалов на своем танке по бездорожью просто обогнал отступающую колонну гансов, подбив еще одну сверхтяжелую машину в бок последним бронебойным снарядом. Больше, увы, их не осталось.

Совсем занервничавшие немцы этого не знали и рванули от русских на запад, выйдя на ИС-2 младшего лейтенанта Белякова. Тоже одиночный. Тот не дремал и с километровой дистанции зажег еще одного «Короля».

Итог боя – 4 советских танка (3 ИС-2 и 1 Т-34) вывели из строя 24 танка фашистов, из них подбито было 10 «неуязвимых» «Королевских тигра» и 11 Т-IV, которых тяжелому 501-му батальону придали в качестве «прислуги за все» и «мальчиков на посылках». Еще 3 Т-VIB захвачено вполне исправных, причем даже с комплектами эксплуатационных документов. Так написано в одном материале, причем утверждается, что наши танкисты потерь не имели.

И учтите – против наших 4-х танков действовал полный тяжелый батальон (44 машины), которому были еще приданы как минимум пара десятков Т-IV, если не больше. Вообще советских тяжелый танковый полк – это 21 танк ИС, но их часто раздергивали для поддержки пехоты. Вот только немцам то не помогло - для них хватило всего четыре танка, разделавших немецкое оружие как бог черепаху.

А вот другой автор так описывает это сражение.
Тема противостояния двух лучших танков Восточного фронта: советского ИС-2 и немецкого “Королевского Тигра” до сих пор остается одной из самых популярных, и не потому, что богата фактами, а потому что каждая сторона упорно двигает одеяло на себя. Даже в своих мемуарах ветераны Красной армии или же вермахта, несомненно, говорят, что именно их техника в бою оказывалась лучшей.

И действительно, выше я упомянул, что фактов слишком мало, чтобы говорить о том, какая модель чаще всего одерживала верх. Почему? Потому что вопреки общему мнению каждый день не происходили сражения между тяжелыми танками, и есть лишь несколько, действительно задокументированных сражений между ИС-2 и “Королевским Тигром”. Прежде всего известно сражение под Оглендувом в 1944-ом году, про которое очень смело ура-патриоты говорят, что это был полный разгром немецких “супертанков”

Случилось это 13 августа 1944-го года, когда части 4-й танковой армии, используя новейшие танки, решили атаковать советские позиции. Однако, немецкая танковая колонна в итоге попала в засаду, что организовала 53-я танковая бригада. В итоге было уничтожено 13 танков противника, из которых 10 были “Королевские Тигры”. Эпизод очень популярный, который якобы описывает полный триумф советского ИС-2 против “Королевского Тигра”, однако этот случай оброс мифами: то, что у немцев было 44 “Королевских Тигров” сразу, то, что в боях участвовали лишь танки ИС-2. В реальности же, битва под Оглендувом оказалась напряженной не только для немцев, но и для советских танкистов.

В этом сражении было потеряно 3 танка ИС-2 безвозвратно, и еще 10 танков были подбиты. А это лишь потери со стороны ИС-2.

Впрочем, неудачи в боях на Сандомирском плацдарме у немецких танкистов продолжались, особенно тогда, когда части 1-й гвардейской танковой бригады атаковали 16 танков типа “Королевский Тигр”. Немецкие танкисты в этот момент отдыхали в деревни Хмельник, и поэтому лишь 3 танка смогли организовать какое-либо сопротивление, однако, когда их гусеницы, подбили, немецкие танкисты спешно отступили, оставив машины.

Известен еще один случай боев ИС-2 и “Королевского Тигра”. Случилось это уже в январе 1945-го года, в районе Лисува, железнодорожной станции, одной из ключевых точек все того же Сандомирского плацдарма. Советские танкисты смогли уничтожить 5 “Королевских Тигров”, еще 7 танков немцы оставили. Однако и потери с советской стороны были внушительными, погиб командующий танковой бригады Н.Г.Жуков, точных данных о потери ИС-2 нет.

И вот, в реальности других реально достоверных боевых столкновений между ИС-2 и немецким “Тигром II” мне найти не удалось, а сказкам верить уж не очень охота. Тем самым, правильнее ставить знак равенства между двумя танками, ибо данных об их правильном сравнении нет. Немцы очень ярко пишут, как в танковых дуэлях уничтожали пачками ИС-2, а наши пишут обратное. А правда, как всегда, где-то посередине.

Ну, а теперь я предоставлю слово знатоку, который ввязался в спор с некоторыми «знатоками», которые заявляют, что танк «Тигр» был лучшим танком Второй мировой войны, и вообще немецкая промышленность была лучше нашей и выпускала лучшие танки.  Правда, сами немцы это не утверждают, особенно если посчитать выпуск танков в годы войны в СССР и Германии, не говоря о США.  Слушал мнение одно немецкого танкиста, который сказал, что лучше бы выпустили на несколько тысяч больше танков Т-IV, вместо нескольких сотен «Тигров» и «Пантер». Послушал еще одну передачу, где автор приводил статистику побед «Тигров» над советскими танками.  Она различная по разным батальонам, но в среднем по этим данным, немецкий «Тигр» подбивал около 5 советских танков, прежде чем побивали его.  Но там же приводятся и данные о небоевых потерях танков «Тигр», которые в некоторых батальонах превосходят боевые. Так что мне кажется вполне обоснованное мнение этого неизвестного мне знатока танков.

Масса "тигра"-57 тонн, масса королевского тигра 70 тонн. Масса советского тяжелого танка ИС-2 46 тонн. Это приговор для Тигра! Фактически немецкому "шедевру" приходилось таскать на своей трансмиссии дополнительные 11 тонн (королевский Тигр даже рассматривать не будем). О чудовищных последствиях и причинах этого непреодолимого для немецких конструкторов фактора поговорим дальше... Но, может быть при таких сверхтяжелых показателях танк "Тигр" имел лучшее вооружение? Ведь что для тяжелого танка главное: огнестрельная мощь и броня. Давайте сопоставим: На Тигр фирмы «Хеншель» установили башню от танка Порше с 88-мм пушкой (8,8 cm KwK 36) (до этого была пушка 75 мм). На ИС-2 изначально ставилась 122-мм орудие Д-25. Вот такие убийственные для Тигра показатели. Имея вес на 11 тонн больше, танк имел пушку в полтора раза меньшую по диаметру и пробивной силе. Хочется отметить, что танки ИС-2 успешно пробивали хваленую броню Тигров с расстояния более 1 км! Немецкая пушка пробить броню ИС-2 с такого расстояния не могла. А почему же танки Тигр были такими тяжелыми? Кто-нибудь знает ответ? Почему-то этот аспект "продвинутости" немецких конструкторов Иван Ермаков не осветил. Как хорошо походя воспевать все иноземное и порочить все отечественное... Это так модно в последние годы.

Танк  ИС-2:  лобовая броня - 122 мм, бок 95 мм, корма 90 мм, имея обтекающую форму башни, от которого снаряды просто рикошетили, танк ИС-2 попросту был неуязвим для Тигра как в лобовой атаке, так и при маневрах. Тигр-1 лобовая броня - 100 мм, боковой и тыловой брони как таковой не имел и был уязвим с этих векторов атаки даже для обычных полковых орудий. Почему сегодня принята именно обтекающая форма танка, прототипом которой стали советские танки Т-34 и ИС-2 (ИС-1)? Почему не взяли коробкообразную форму "продвинутых" немецких конструкторов?

Итого имеем: Тигры уступали ИС-2 как в боевой мощи, так и в броневой защите.

Так может быть, они были быстрее и имели больший запас хода? Проверим: ИС-2 Скорость по дороге — 37 км/ч; по бездорожью — 24 км/ч. Запас хода по дороге — 250 км; по бездорожью — 210 км
Тигр-1 Скорость по дороге - 38 км/ч; к бездорожью почти не пригоден, из-за гигантской массы и серьезных погрешностях в ходовой части. Он попросту вяз даже в обычной торфяной луже. Запас хода по дороге - 140 км Удручающие для Тигра показатели. Имея одинаковые скоростные показатели по дороге, Тигры значительно уступали русскому танку ИС-2 в скорости по бездорожью и проходимости. А по запасу хода вообще проигрывали почти в два раза. Последний параметр крайне важен, особенно в условиях тотальной войны и крупных стратегическо-наступательных операциях. Говоря простым языком, даже если бы немецкие танки начали марш-бросок из-под Волоколамска на Москву и их НИКТО бы не сдерживал, они бы остановились в районе Красногорска, израсходовав запас хода и износив основные технические узлы. А наши солдаты, отрезав коммуникации подвоза ГСМ и расходных запчастей, попросту расстреляли бы стоящие танки в упор в незащищенные борта. Но, все это весьма радужные предположения для танков "Тигр". Дело в том, что для зимних компаний они вообще были не пригодны.

Теперь поговорим, кто кого жег в реальности, Тигры русские танки сотнями за раз, или наши ИС-2? Стоит заметить, что многие недобросовестные "знатоки" почему-то зачастую сравнивают самый знаменитый немецкий танк "Тигр-1" с самым известным советским танком "Т-34". Но это неверное и дилетантское сравнение. Дело в том, что Т-34 являлся средним танком, а Тигр тяжелым. Нельзя устраивать поединок между боксером средней весовой категории и тяжеловесом. У этих танков были разные тактические цели и задачи. Для быстрого ввода в прорыв и стремительных танковых прорывов танков, равных Т-34 не было.... Это уникальная машина стала гордостью нашего народа абсолютно заслужено.

Тяжелые танки предполагаются именно для танковых поединков. Вот и посмотрим, чем на самом деле завершались поединки на поле боя между хваленным "Тигром" и ИС-2.

Начнем с испытаний пушки: Государственные испытания танка ИС-122 (объект 240) прошли очень быстро и успешно. После чего танк перебросили на один из подмосковных полигонов, на котором из 122-мм пушки с дистанции 1500 метров в присутствии К. Е. Ворошилова был сделан выстрел по пустому трофейному немецкому танку «Panther». Снаряд, пробив бортовую броню развернутой вправо башни, ударил в противоположный лист, оторвал его по сварке и отбросил на несколько метров. То есть Тяжелый танк «Panther» легко уничтожался пушкой ИС-2 с расстояния 1500 м!!! Снаряд дырявил немецких монстров насквозь, пробивая две стенки брони. Стоит отметить, что согласно многочисленным воспоминаниям участников ВОВ, немецкие тяжелые танки имели очень слабое крепление башни (башня была съемная, любой ремонт двигателя предполагал обязательную съемку башни, поговорим в дальнейшем). Лобовой удар снаряда ИС-2 попросту сносил башню Тигра и отбрасывал. Необтекаемость формы танка Тигр приводила к тому, что вся мощь попадающей в него 122 мм болванки переходила в мощнейшую силу, и танк выходил из строя после первого попадания. Никакая скорострельность и другие удобства при зарядке немецкие танки не спасали, ибо пока немецкий танк подходил на расстояние условной возможности нанести ИС-2 хоть какой-то ущерб (примерно 300 м при попадании в борт), русские чудо машины спокойно расстреливали приближающиеся тихоходные Тигры, начиная с полутора километров.

Примечание: Вот что можно прочитать об испытаниях пушки танки ИС-2 в Википедии.
Практические результаты стрельб из пушек Д-25Т и А-19 на полигоне по немецким трофейным танкам тупоголовым снарядом БР-471Б с дальности 1400 м показали следующие результаты (в отношении некоторых из них существуют сомнения — вследствие путаницы в документах ЧКЗ — какой танк и на какой дистанции обстреливался):
• Танк PzKpfw IV Ausf H был пробит навылет через лобовую и кормовую бронеплиты.
• Танк PzKpfw V «Пантера» при попадании в верхнюю лобовую деталь бронекорпуса получил пробоину 150;230 мм с трещиной по сварному шву; при попадании в борт башни образовалась пробоина 130;130 мм, противоположный борт башни был также пробит и его сорвало по сварному шву. При попадании в лоб башни образовалась пробоина 180;240 мм, башня была сорвана с погона и смещена на 500 мм от оси вращения.
• Танк PzKpfw VI Ausf E «Тигр I» при попадании 122-мм снаряда в уже имевшуюся пробоину от 85-мм снаряда в лобовой бронеплите остался без 82-мм кормовой бронеплиты, вырванной по сварным швам, снаряд прошёл насквозь через всё внутреннее оборудование танка. При попадании в крышу башни (толщина 40 мм, угол наклона 80° к нормали) осталась вмятина с трещиной от срикошетировавшего снаряда; при попадании в лоб башни образовалась пробоина 580;130 мм, сама башня была сорвана с погона и смещена на 540 мм от оси вращения.
• САУ JagdPz «Фердинанд» в лоб не пробивалась — 122-мм снаряд пробил первую лобовую 100-мм бронеплиту с образованием пробоины 120;150 мм, но отразился от второй, при попадании в рубку в бронеплите осталась вмятина глубиной 100 мм.
Удовлетворительные результаты бронепробиваемости достигались только за счёт большой массы снаряда, что в итоге сильно снизило скорострельность орудия и сократило боекомплект танка, в сравнении с вооружённым 85-мм орудием «ИС-2», более чем в два раза, до 28 снарядов.

В начале ноября 1944 года на полигоне в Кубинке был обстрелян трофейный тяжёлый танк PzKpfw VI Ausf B «Тигр II». 122-мм остроголовый снаряд пробивал верхнюю лобовую деталь (по стыкам бронеплит) с 600 м, собственная 88-мм пушка «Тигра II» KwK 43 справилась с этой бронепреградой с 400 м, а 75-мм пушка «Пантеры» пробила лоб «Тигра II» со 100 м.

Большая мощность фугасного 122-мм снаряда позволяла добиваться положительных результатов при стрельбе по вражеским бронецелям. Разрушительное действие фугасного снаряда усиливается при его попадании под углом, по сравнению с поражением по нормали. Так, осколочно-фугасная граната ОФ-471 при установке на фугасное действие при стрельбах по «Тигру II» в Кубинке — при попадании выводила из строя элементы трансмиссии последнего и разрывала сварные швы лобовой части. По чисто фугасному действию 122-мм 25-кг с 3 кг аммотола снаряд в 3 раза превосходил однотипный немецкий 88-мм осколочно-фугасный снаряд массой 9,5 кг с 1 кг аммотола (зависимость массы снаряда от калибра кубическая, ибо у снаряда три измерения, то есть частное от калибров надо возвести в третью степень: 122 мм/88 мм = 1,386; 1,386; = 2,66 раза больше).

Боевое крещение ИС-2, получил на завершающем этапе по освобождению правобережной Украины. В этот период полк в составе 1 ГвТА вел боевые действия в районе г. Обертин (Ивано-Франковская обл.). За двадцать суток непрерывных боев личный состав полка уничтожил 41 танк «Тигр» и САУ «Фердинанд» («Элефант»), 3 БТР с боеприпасами и 10 противотанковых орудий, безвозвратно потеряв при этом 8 танков ИС-2.

В декабре 1944 года было начато формирование отдельных гвардейских тяжелых танковых бригад. Обычно они создавались на базе бригад с Т-34. Появление этих частей было вызвано необходимостью сосредоточения тяжелых танков на направлениях главных ударов фронтов и армий для прорыва сильно укрепленных оборонительных рубежей, а также для борьбы с танковыми группировками противника. Первая встреча ИСов с «Королевскими Тиграми» (Tiger II) была не в пользу немцев. 13 августа 1944 года взвод танков ИС-2 гвардии старшего лейтенанта Клименкова из 3-го танкового батальона 71-го гвардейского тяжелого танкового полка с заранее подготовленных позиций вступил в бой с немецкими танками, подбил один Королевский Тигр и еще один сжег. Примерно в то же время, одиночный ИС-2 гвардии старшего лейтенанта Удалова, действуя из засады, вступил в бой с 7-ю Королевскими Тиграми, и также сжег один и еще один подбил. Уцелевшие пять машин стали отступать. Танк Удалова, совершив маневр навстречу противнику, сжег еще один Королевский Тигр. Так кто кого жег, Тигры русских, или наши ИСы немецких Иванов? (Прим. – все тот же бойи у этого автора. Видимо, не так часто встречались в поединках наши Ис-2 и «королевские тигры» вермахта.)

С появлением на поле боя советских танков ИС-2, которые легко расправлялись с неповоротливыми Тиграми-1, немецкое командование запросило сделать новый танк, способный противостоять советскому истребителю Тигров. Так, в самом конце войны появился 70 тонный уродец, под названием "Королевский Тигр". Учитывая гигантскую стоимость этой машины (на производство одного танка расходовалась 119 тонн стали) его выпустили в небольших количествах. Но главная задача - быть неуязвимым против русских ИС-2 была решена топорным методом: еще более утяжелили броню и удлинили ствол старой 88-мм пушки. Имея крайне неповоротливый и громоздкий вид, "Королевский Тигр" предполагалось использовать только из засад и в качестве передвижного командного пункта офицерского состава.

Давайте задумаемся, а на базе какого танка делали знаменитый "Королевский Тигр"?  Нет, вовсе не на базе Тигра-1. "Королевский тигр" называли гибридом между "Элефантом" и "Пантерой". От первого он получил знаменитую 88-мм пушку, а от второй - форму корпуса с рациональными углами наклона броневых листов. Почему же конструкторы не взяли основные узлы для оптимизации от Тигра I??? Ответ очевиден - с 1944 года Тигр-1 безвозвратно устарел. Морально. Противостоять значительно более совершенным советским танкам ИС-2 Тигр-1 не мог ни при каких дополнительных модификациях. Поэтому говорить о том, что Тигр-1 был лучшим танком ВОВ, может только дилетант. К тому же сама постановка неверная, надо говорить "лучшим тяжелым танком". А почему же немецкие танки были такими тяжеленными и дорогущими? Ответ заключается в ошибочном решении делать танки переднеприводными. Немцам так и не удалось сделать задненеприводной танк, в то время как русские конструкторы делали именно заднеприводные машины.

Для передачи крутящего момента на передний вал приходилось дополнительно устанавливать многотонный и громоздкий карданный вал, который тянулся через весь корпус и делал немецкие танки более тяжелыми и габаритными. Но и это не все. Этот конструкторский просчет заставлял сотни немецких танков списывать на небоевые потери. Все дело в том, что часто ломающийся кардан нельзя было отремонтировать и заменить без демонтажа башни Тигра. А для поднятия такой махины нужны специальные мастерские. Как вы понимаете, такой сервис во второй половине ВОВ немцы позволить себе не могли. Советские танки не имели подобной проблемы, ибо самого карданного вала в них не было. Более того, все основные узлы советских танков легко демонтировались через боковые технические люки. Немецким же монстрам чуть что, приходилось снимать башню. Но помимо этих проблем само утяжеление танка вело к неизбежным издержкам на все агрегаты ходовой части. Их износ становился значительно более высоким, нежели у значительно более легких танков ИС-2. Итого: Тигр помимо значительно меньшего запаса хода и ресурса хода, был максимально неудобен при ремонтных работах. А это очень важная составляющая, если не главная.

То есть при почти одинаковой мощности Тигр имел давление на грунт почти на 30% большее! А это совсем не пустяк, это крайне важный момент, важнее всяких там удобств по наводке и зарядке. Танк - это прежде всего подвижность в любых условиях. И что мы видим: так как удельное давление Pz.Kpfw.VI было на 30% больше, чем у ИС-2,уже в первом бою 22 сентября 1942 года, когда «Тигры» пошли в атаку неподалеку от поселка Тортолово под Ленинградом, они застряли в грязи! Три танка при поддержке артиллерии и пехоты через несколько дней удалось эвакуировать, а четвертая машина так и осталась на нейтральной полосе и попала в плен Красной армии, специалисты которой не замедлили досконально изучить немецкую новинку.

Не только грязь была непреодолимым препятствием для Pz.Kpfw.VI. Многие мосты в России не выдерживали вес 55-тонного танка и, чтобы переправиться через небольшой ручей,  была нужна помощь саперов. Запас хода по шоссе был 100 км, а по пересеченной местности всего 60 км. Танк нуждался в постоянном сопровождении автозаправщиков. Но автозаправщик — лакомая цель для штурмовиков и истребителей-бомбардировщиков противника! В условиях господства в воздухе авиации противника, организация перемещения «Тигров» своим ходом выливалась в серьезную проблему.

Перевозка «Тигров» по железной дороге также представляла большую проблему. Их можно было перевозить только на специальном транспортере. В эшелоне между двумя транспортерами нужно было цеплять четыре обычных вагона, чтобы не превышать допустимую нагрузку на железнодорожные мосты. Но даже на специальный транспортер нельзя было погрузить «Тигр» без дополнительных проблем. Его нужно было «переобуть» в специальные транспортные гусеницы и снять внешний ряд опорных катков. Но и это еще не все проблемы, связанные с супертяжелой массой Тигра. Тигры абсолютно были не способны противостоять минам. Любая мина, взрывающаяся под гусеницей, приводила дорогущую махину в трофей противника. На всех советских танках, даже если оказался разбитым каток, так их у танка как минимум пять и поменять не проблема. Главное, что танк оставался на ходу, быстро вставил запасной трек и продолжил атаку. Ну, поездит танк день другой на четырех катках вместо пяти - не проблема, а после боя каточек новый поставят. Любой советский танк, включая ИС-2, но не Тигр. Тигр на четырех катках продолжать движение не мог - нагрузка становилась запредельная. Поэтому он просто останавливался и нуждался в капремонте. Без автокрана и десятка помощников с заменой катка было не справиться. А как это сделать в условиях боя? Поэтому и стояли после сражений почти нетронутые Тигры в качестве трофеев, а немецкая авиация старалась подорвать безвозвратно потерянные танки по причине выхода из строя всего одного катка.

Ну, и о других недоразумениях этого "самого лучшего танка"... Вот тут один Иван на Разговорчике хвалит нахваливает скорострельность танка Тигр. Да, было такое, действительно 8 сек на перезарядку орудия и новый выстрел. Но почему-то наш «гениальный» знаток вооружений умолчал о главном -параметре прицельной стрельбы в бою. Для точной и прицельной стрельбы нужен быстрый поворот башни. Вот давайте сопоставим этот важнейший аспект прицельного огня: Тигр-1 поворот башни на 360 градусов - 60 секунд ИС-2 поворот башни на 360 градусов -22 секунды. Сразу возникает вопрос (он кстати был задан и на Разговорчике): кому нужна подобная скорострельность, если башня не успевает поворачиваться за целями? Как подобную "избушку на курьих ножках" можно назвать "лучшим танком"?! Поэтому главный козырь скорострельности просто нивелировался замедленностью поворота башни.

Ниже еще одна важнейшая характеристика: бронебойность на дистанции 1 км: Тигр - 100 мм в диапазоне 60 град,  ИС-2 - 142 мм в диапазоне 90 град. И не надо лечить наивных слушателей, что установленное на Тиграх 88 мм орудие было лучше 122 мм орудия ИС-2 за счет суперконструкции. Да, действительно, самое лучшее орудие второй мировой войны это, пожалуй, 88 мм зенитное орудие FlaK 18. Спору нет. Но даже она, при всех своих плюсах, не могла тягаться с супермощной 122 мм пушкой ИС-2. Учитывая толщину лобовой брони, ИС-2 мог спокойно расстреливать немецкие Тигры с расстояния более 1 км, и пока еле ползущий Тигр выходил на условное расстояние для поражения ИСа, в него можно было отправить весь боекомплект. Но, повторюсь, вполне хватало ОДНОГО попадания. А почему немцы не смогли установить более мощную пушку на Тигр, никто не знает? :) Итого констатируем: Тигр проигрывает ИС-2 по всем основным характеристикам.

Давайте еще раз посмотрим, за что вообще могут зацепиться Тигры в споре с ИС-2. Все пронемецкие Иваны хором поют одну и ту же байку про скорострельность. Как мы аргументированно доказали, при сверхнеповортливой башне Тигра такая скорострельность теряла смысл. Еще сторонники превосходства Тигр начинаю запевать гимн про полуавтоматический затвор немецкой 88-мм пушки. Якобы немцам было удобно, а нашим крайне неудобно, вручную заталкивали....

Теперь давайте посмотрим, как на самом деле обстояли дела на ИС-2. С начала 1944 года ИС-2 начали оснащать орудием Д-25Т (такое обозначение получила пушка Д-2-5Т в валовом производстве), отличавшимся наличием горизонтального клинового полуавтоматического затвора и новым дульным тормозом «немецкого типа» (его конструкция в известной степени была заимствована от дульного тормоза немецких 88-мм пушек и 105-мм гаубиц). Пушку оснастили более компактными противооткатными устройствами, улучшили расположение органов управления для удобства наводчика в стеснённом боевом отделении танка. Введение полуавтоматического затвора почти удвоило скорострельность орудия с 1-1,5 до 2-3 выстрелов в минуту. В создание Д-25Т много труда вложили конструкторы Усенко, Пьянков, Громов и другие. Не остались в стороне и сотрудники опытного КБ Котина. Он прислал в КБ Петрова своих конструкторов Г.М. Рыбина и К.Н. Ильина, которые в нелегкой для того времени обстановке приняли самое активное участие в разработке и отладке для такого мощного орудия нового полуавтоматического затвора. Но наши выдающиеся соотечественники не стояли на месте, и пошли дальше немцев! В марте 1944 года дульный тормоз «немецкого типа» орудия Д-25Т был заменен дульным тормозом конструкции ЦАКБ отечественной конструкции, имевшим более простую технологию изготовления и высокую эффективность. Наши конструкторы были лучшими в мире и очень быстро догоняли противника в тех немногих компонентах, где отставали. Поэтому сказки о ручном заряжении пушки ИС-2 это не более, чем сказка. Вера в подобные сказки - это дилетантизм чистейшей воды.

Продолжим громить сторонников теории о тотальном превосходстве немецкого танкостроения над отечественным. Очень часто сторонники последней теории говорят, что у немцев все было лучше: и рация, и пулеметы, и оптические прицелы... Да, было такое... в начале войны. Что есть, то есть. Наличие рации на немецких танках было действительно крайне эффективным новшеством. Но мы сейчас рассматриваем всю войну, а не трагедию 41-ого... мы ищем лучшие образцы оружия, которые смогли воссоздать и запустить в серийный выпуск страны-участницы. Вернемся в данном аспекте к ИС-2 и еще раз зафиксируем удручающие для Тигра-1 показатели по основным вооружениям: Отменное вооружение позволяло танку ИС-2 гарантированно поражать "Тигр" с расстояния 1500м во все ракурсы. Наличие мощной пушки у ИС-2 вынуждало противника открывать огонь по нему с больших дистанций, чем обычно начинали стрелять по Т-35/85, КВ-85 и Ис-85. "Тигры" были вынуждены открывать огонь по ИС-2 с дистанции уже 1300м, так как и на этой дальности ИС-2 уже мог их спокойно расстреливать, а они его еще нет, и им ничего не оставалось делать. Мощное вооружение ИС-2 косвенно усиливало защищенность танка. С пушкой спарен 7,62мм пулемет ДТ. Еще один 7,62мм пулемет ДТ находился в шаровой установке в кормовом листе башни. Они использовались для поражения живой силы противника и легкобронированных целей. Для защиты от атак в воздухе на командирской башенке установлен 12,7мм зенитный пулемет ДШКТ. Приборы: Наводчику - шарнирный телескопический прицел дальномер ТШ-17 4-кратного увеличения. Командиру - шарнирный телескопический прицел дальномер ПТ-8, командирская башенка с вращающимся в секторе 360гр. прибором МК-4, 6 визирных щелей с триплексом. Заряжающему - призматический, перископический прибор МК-4. Механику-водителю - два прибора МК-4, визирная щель с триплексом. Оптический прицел к заднему и зенитному пулемету, основной прицел ТШ-17 к спаренному пулемету. Средства связи - радиостанция 9РМ и ТПУ на четыре абонента.

ИС-2 с начала 1944 года представлял собой не просто классный танк - это было чудо танкостроения. Все самые передовые технологии были включены в этот шедевр. Помимо супермощного вооружения, сверхдостаточной брони ВСЕ танкисты имели радиосвязь, имелось ДВА ПУЛЕМЕТА на удобных установках. А сверху находился зенитный пулемет, позволяющий уничтожать пикирующие штурмовики. Все места экипажа были оснащены отменной оптикой.

ИС-2 - это гордость Отечественного танкостроения. Неспроста он носил имя вождя. Эти танки по всем характеристикам опережали свое время и поэтому оставались на вооружении СССР до 1954 года. В отличие от Тигр-1, который уже к началу 1944 года морально устарел, а в сравнении с ИС-2 выглядел как гадкий утенок на фоне белого лебедя. Выдающиеся качества ИС-2 незаслуженно забытые в наше время, были хорошо известны в годы войны. Неспроста очень скупой на похвалы Сталин сказал: “Это танк победы! с ним будем завершать войну”. За гигантский вклад в разгроме немецкого вермахта именно ИС-2 (а не Т-34) стоит на постаменте в Карлсхорсте у дома, где Г. К. Жуков принял капитуляцию нацистской Германии... Именно этот танк многие годы олицетворял для всего мира всесокрушимую мощь Советского Союза и величайший потенциал отечественных конструкторов и народа, который создал этот шедевр. Создал и дошел на нем до Берлина! Поэтому пусть все пронемецконастроенные иваны, степаны, фрицы, гансы отбросят в сторону пропагандистские трактаты о величайшем танке "Тигр" и взглянут на вещи трезвым незамутненным взглядом.

Прежде, чем мы перейдем к изучению других танков ВМВ, их общих недостатков и преимуществ, закончим с Тигром-I и несомненно лучшим тяжелым танком той войны ИС-2. Многие упертые сторонники Тигра-I после предъявления вышеуказанной таблицы, упорно не соглашаются с убийственными для Тигра характеристиками. И хватаются за спасительную соломинку. Якобы да, у немцев была всего 88 мм пушка против 122 мм у ИС-2, но то была лучшая, к тому же зенитная, пушка и энергия снаряда была большей, нежели чем у Д-25Т. Вот один любитель танков из Красноярска "авторитетно" заявляет:
Цитата: Откуда вы это взяли? Я про дульную энергию... Начальная скорость у немцев выше. А отличие пушек в том, что 88 имеет бронебойную специализацию, а 122 фугасную. 122 именно проламывает броню, если повезет, а 88 пробивает».
Будто пушку делали для каждого снаряда специальную: для одних фугасную, для других бронебойную. :) Ужжжас, какие тараканы в головах у людей то сидят. Не будем здесь обсуждать серьезность подобных утверждений. Просто приведем факты и закроем этот вопрос:
Цитата: 122-мм танковая пушка Д-25Т являлась самым мощным серийным танковым орудием Второй мировой войны — её дульная энергия составляла 820 т.м., тогда как у 88-мм пушки KwK 43 немецкого тяжёлого танка PzKpfw VI Ausf B «Тигр II» она равнялась 520 т.м. Итого: у Ис-2 пушка давала снаряду дульной энергии 820 т.м. против 520 т.м. у Тигра-II (самого мощного немецкого танка c удлиненной модификацией 88-мм пушки). А у Тигра I было и того меньше, 368 т.м., из-за более короткого дула. То есть этот показатель у "плохой" пушки ИС-2 лучше, чем у "хорошей" пушки Тигра более чем в два раза! Полагаю, с этим вопросом мы тоже закончили.

По поводу снарядов. Советскими специалистами были разработаны уникальные снаряды для ИС-2. Как фугасные, так и бронебойные. Но особенно прославился фугасный снаряд с Осколочно-фугасной пушечной гранатой ОФ-471 массой 25 кг (масса взрывчатого вещества — тротил или аммотол — 3 кг). От попадания этого снаряда Тигры просто горели, как факелы. При чем при попадании под углом 60 град. эффект был еще лучшим. Если бронебойный снаряд просто прошивал немецких монстров, и они могли даже после попадания продолжать бой, то советская фугасно-осколочная граната ОФ-471 от снаряда танка ИС-2 при попадании разрушала швы и просто выжигала Тигр, пока не вспыхивали его бензобаки вместе с боекомплектом. Эта граната просто не оставляла Тиграм шансов. А снаряды были у ИС-2 различные.

ИС-2 опередил свое время на десятилетия и использовался потом в армии СССР до ввода танка Т10. Никакие новые модификации не могли сравниться с ИС-2 по надежности и эффективности. ИС-3 был снят в 1946 году, ибо уступал более древнему ИС-2... Такая же участь постигла и ИС-4...ИС-7. Поэтому было принято решение остановиться на ИС-2, немного модернизировав - уж больно хорош был. Даже переименовывать не стали, просто добавили буковку М - модернизированный. Так и дослужил ИС-2М до Восьмидесятых годов прошлого века как один из основных танков самой мощной танковой державы мира!!! Последние известные учения с участием ИС-2М проходили в 1982 г. под Одессой. Официальный же приказ министра обороны о снятии ИС-2М с вооружения Российской армии был отдан только в 1995 году! Вот такой это был танк...


Рецензии
Мне кажется, статья направлена по неправильному руслу.

Основная задача танка времён Второй Мировой - взлом обороны противника.

Танк ИС-2 - это именно танк прорыва.

122-мм пушка ИС-2 прекрасно разрушала любые полевые оборонительные сооружения, хоть в три наката, хоть в пять. Большую часть оборонительных сооружений снаряд ИС-2 разрушал даже без прямого попадания.

122-мм снаряд прекрасно подавлял вражескую артиллерию.
Даже при отсутствии прямых попаданий, даже не очень близкие разрывы выводили из строя орудийные расчёты. Многочисленные крупные осколки хорошо поражали накатники орудий и прицельные приспособления.

"Тигр" - это универсальная машина с уклоном в сторону танкового истребителя.

В разгроме оборонительных сооружений и подавлении артиллерии он на голову ниже ИС-2.

Если "Тигр" не был на голову выше ИС-2 в качестве противотанкового средства (а такого превосходства не было ни у "Тигра", ни у "Королевского тигра"), значит это значительно менее ценная боевая машина.

Беднарский Константин Викторович   21.10.2020 22:46     Заявить о нарушении
Не согласен с вами категорически. Взлом обороны противника лежала на артиллерии и пехоте, а танки пускались в прорыв после этого. Почитайте про это в любом наступательном сражении Второй мировой войны. У немцев танки Тигр в Курской битве использовался как таран для подавления огневых точек противника, а за ним шли основные танки Т-4 и др. Танковая пушка ИС-2 122-мм использовалось не так, как пушка Д-25.

Александр Щербаков 5   21.10.2020 23:53   Заявить о нарушении
Было и так, и так. Главное — Великий Сталин провёл коллективизацию, индустриализацию, подавил репрессиями пятую колонну, и смог дать стране такое мощное оружие в условиях, когда на страну полмира навалилась. А сегодня такое возможно при путинизме?

Андрей Геннадиевич Демидов   22.10.2020 00:13   Заявить о нарушении
Уважаемый Александр!

Просмотрите на вскидку первый попавшийся десяток мемуаров советских танкистов. Вы увидите, что танкисты гораздо чаще взламывали передний край противника совместно с пехотой и артиллерией, чем уходили в прорыв.

Что касается отдельных танковых полков прорыва (где в первую очередь и были сосредоточены ИС-2), то эти части после взлома тактической глубины обороны вообще никуда не ходили, а отводились в резерв. Поднимите истории этих полков.

Беднарский Константин Викторович   22.10.2020 17:31   Заявить о нарушении