2008 г. - Презентация книги Федора Ангели

Федор Афанасьевич Ангели родился в селе Гайдар Чадыр-Лунгского района Гагаузии в 1935 году. Факультет и аспирантуру закончил в Московском государственном университете им. М. Ломоносова. В 1990-1998 годах был депутатом Парламента Республики Молдова. В этом качестве он подписал все документы о создании Республики Молдова как независимого государства. Был членом Комиссии по разработке первой Конституции Республики Молдова.

В 1998-2001 годах Федор Ангели занимал должность посла Республики Молдова в Турции, Египте и Кувейте. На протяжении многих лет написал несколько научных работ, среди которых: „Страницы истории Османской империи”, „Республиканская Турция. Сулейман Демирель”, „Гагаузская автономия”, „Очерки истории гагаузов – потомки огузов”, „Краткая история гагаузов”, „Эпоха и генеалогическое древо рода Кантемира (в новой интерпретации)”. В 2008 году появился сборник его стихов „Когда расцветают цветы” на гагаузском языке.

Федор Ангели является автором первого румынско-гагаузского словаря, который насчитывает около 20 тыс. слов и имеет неоценимое значение, в первую очередь, для гагаузской молодежи. Перевел на гагаузский язык сказки А. Пушкина, детские стихи многих авторов, которые включены в программу изучения гагаузского языка.

Ушел из жизни в 2014 году в возрасте 79 лет.

+++

ИЗ АРХИВА,  2008 г.   Презентация новой книги Федора АНГЕЛИ - «Очерки истории гагаузов – потомков Огузов(середины V111 – начала ХХ1 вв.)»

В Комрате 1 февраля 2008 года состоялось событие, которое можно с уверенностью назвать «историческим» - в переполненном лицее им.Гайдаржи прошла презентация очередной книги гагаузского историка Ф.Ангели, изложенная на 640 страницах монографии.

В Президиуме собрания – вторые и третьи лица Гагаузии: Н.Стоянов, зам. Башкана Гагаузии, В.Балова, начальник Управления образования, С.Топал и М.Кендигелян, советники Башкана, Ф.Гагауз, лидер общественного движения «Единая Гагаузия», а также сам  «виновник» торжества – Ф.Ангели.

Все выступающие говорили, что  с появлением данной книги, у гагаузов появился  хоть какой-то  серьезный материал по истории гагаузского народа, охватывающий длительный период, начиная с V111 века.  А в зале в основном сидели преподаватели и студенты, поэтому их оптимизм в этом плане переполнял за края.

Наконец-то, говорили они с трибуны, нам есть откуда черпать информацию для составления учебных программ по истории гагаузского народа, однако тут же они предлагали автору подготовить некий «Краткий курс» специально для учебных заведений Гагаузии.

Перед собравшимися выступил известный молдавский политолог Виталий Андриевский, представляющий интернет-издание Ava.md и  который предложил руководству Гагаузии и Молдовы обратить достойное внимание на тот факт, что Ф.Ангели, прожив яркую жизнь в качестве известного журналиста, дипломата, политика, поэта и писателя, тем не менее до сих пор не является почетным доктором Комратского университета или академиком Академии Наук Молдовы, что смотрится весьма странно и непонятно.

Михаил Кендигелян, единственный из выступающих, напомнил аудитории, что когда делалась Гагаузская республика  (творилась она в основном в Комрате, а не где-нибудь в Кишиневе или в Москве), то наша тогдашняя интеллигенция не во всем поддерживала идеи самопровозглашенной Гагаузской Республики, и по многим позициям их интересы были диаметрально противоположными  (здесь Кендигелян имел ввиду одно из заявлений в СМИ Ф.Ангели, где тот в начале 90-х годов обращался к Президенту РМ с требованием «арестовать лидеров гагаузских сепаратистов»).  Однако, продолжал Кендигелян, все минувшие противоречия никак не могут умалить достоинства тех, кто нынче пишет о гагаузах, поддерживая в народе высокий моральный  и патриотический дух.

Степан Топал, первый Президент Гагаузской республики, вспомнил эпизод, когда Ф.Ангели, будучи официально еще не назначенный чрезвычайным послом в Турции, но уже об этом осмелившийся  заявить в СМИ, на вопрос Президента П.Лучинского, почему он поторопился об этом сообщить в газете «Независимая Молдова», смело ответил Президенту: «Власть не дают, власть берут!»

Ф.Ангели в своей речи, подтвердив данный эпизод с Лучинским, кратко охарактеризовал пути и преграды, появившиеся во время написания исторического труда.  Он  заметил, что в Гагаузии сегодня Главным Человеком можно назвать не Башкана или депутатов НСГ, а  УЧИТЕЛЯ, который не имеет право ошибаться при подготовке будущих инженеров, медработников или рабочих, ибо ошибочное мировоззрение учителя может очень дорого стоить нашему народу в будущем. Затем автор книги прочитал любовное свое стихотворение, где он, человек уже в годах,  обратил достойное внимание на девушку с «урожайными грудями», чем и развеселил  весь зал.

В зале в этот день не было других гагаузских историков - М.Губогло, который всю сознательную жизнь прожил в Москве и написал несколько социологических, исторических и лингвистических книг в поддержку бывших властей Гагаузии, а также в зале не было С.Булгара, фальсификатора гагаузской истории, который также написал несколько книг о героической борьбе подпольщиков-большевиков и ни одной истинной книги не написал о героической борьбе истинных патриотов народа в борьбе за создание Гагаузской автономии и КГУ.

Скромно сидящий в зале Д.Айогло, известный гагаузский художник, возмущался тем, что «вся работа по достижению Автономии  практически происходила в Комрате, однако ни в одной книге кишиневских и московских историков не указаны эти факты, как главные».  Каждый из столичных писателей  почему-то сознательно, мол, искажает факты, пытаясь  себя  выставить во главе нашей Революции, чего в реальности  никогда  не было.

В зале присутствовал автор исторической книги-эпопеи «Памятник Гагауз Йери или КГБ против СССР» Л.Добров, который после окончания торжества в раздаваемых им листовках разъяснял окружающим, что:
«Гагаузы и Евреи – родные братья, но с противоположной энергией (Инь-Янь)»,

Он также говорил, что:
«Гагаузы – это не Тюрки, а Огузы (и язык у них также огузский, а не тюркский), у которых в крови присутствует 70%  арамейской крови (родной язык И.Христа) и только 30% тюркской крови»,

Он также предлагал для осознания новой теории происхождения слова «ГАГАУЗ», слово, которое своими корнями уходит к древним арийцам Индостана и на  древне-санскритском  и древне-славянском языках  означает следующее:

ГА- Богом рожденный,
ГА-ГА – дважды Богом рожденный,
ГА-ГА-УЗ -  дважды Богом рожденный  УЗ   (Союз, Сой уз, фамилия УЗ, - перевод  с гагаузского)

Ф.Ангели  очень спокойно отнесся к новой «теории», заявив автору теории следующее:
«Тебе, единственному из нас, дозволено писать и говорить все, что приходит в голову. Пусть оппоненты  потом тебя опровергают, если у них хватит аргументов. По крайней мере, это ЛУЧШЕ, чем НИЧЕГО!».

P.S.   ПОСЛЕСЛОВИЕ.

Слово “Ангели»  (АН-ГЕЛЬ-И)  в переводе с гагаузского означает «верховный-прийди-отлично», то есть – «отличный пришел с небес»
Слово «Сангели»  (С-АН-ГЕЛЬ-И)  означает  «свет-верховный-прийди-отлично».
Слово  «Евангелия»  (ЕВЬ-АН-ГЕЛЬ-ИЯ) означает  «дом-верховный-идет-из ребра),  то есть  «след идет по земле», то есть  «Благая Весть»


Рецензии