2. Умница

Но купилась Катерина не на красоту Виолетты, а на складный слог, коим выражалась выпускница литфака. Сладко лились речи, мимолетные мысли превращались в крылатые фразы, на простенькие высказывания нанизывались слова-образы, кудряво завивались концы предложений -  для филологической Катиной души это было упоительным блаженством. Она застывала от восторга и частенько после витиеватого  выступления Виолетты сама не могла найти нужных слов. Виолетта любила выдавать сентенции со смыслом, где-то подслушанные или переиначенные. Когда речь заходила о выращивании овощей на даче, с которым она категорически не хотела иметь дело, она кидала глубокомысленную фразу:

- Если хочешь переплыть океан, необязательно самому строить плот.
 
Про достойных мужчин она говорила: «Орёл не ловит мух», при этом ее муж вытягивался в струнку, чувствуя себя именно таким орлом.

 - Свита делает королеву, -  в нужный момент подчеркивала Виолетта значимость своих друзей, под королевой имея в виду себя, любимую.

Иногда мысли формулировались случайно и выдавались филологиней как великие мудрости. Она наловчилась выдумывать высказывания по формуле «неваляшки», когда в обеих частях фразы употреблялись одни и те же слова, но с перестановкой и очень этим гордилась. Примером, возможно, послужила довольно известная фраза: «нужно любить искусство в себе, а не себя в искусстве!»

-  Темнота – это отсутствие света, но отсутствие темноты – еще не свет. – выговаривая очередную мудрость, Виолетта, чувствовала себя не просто мудрым лингвистом, а прямо-таки Василисой Премудрой. – Борис давно мне говорил, что я гениальна,  за мной нужно записывать высказывания – они могут стать афоризмами.

«Ах, как это у неё ловко получается!» - думала частенько Катя.

У Виолетты было любимое изречение, которое она использовала чаще других. «Истина в оттенках», - любила она повторять, придавая вещам и персонам оттенки, порой далекие от истинного цвета. Катерина не замечала этого, а радовалась способности Виолетты украшать свою жизнь яркими красками.

- Я всё вокруг вижу не так, как все. Это настоящее искусство узреть в многогранной вещи самую главную грань.   

Где бы ни появлялась Виолетта, она тут же начинала о чем-то вещать, окружающие, как ей казалось, не могли ответить достойно, а у сказительницы Виолетты в рукаве всегда находилась пара-тройка метких фраз, которыми она стреляла, попадая частенько не только в суть случившегося, но и в его участников. В результате все запоминали не сам случай, а то, что сказала ораторша. А если забывали, она напоминала, опять-таки делая акцент на свое собственное высказывание или на то, как эффектно она в этот момент выглядела. Ах, как она любила расставлять акценты!

- А помните, как в прошлый Новый год я нашла бутылку в снегу? – она выжидала некоторое время, пока кто-нибудь ни подтверждал факт, не успевая напомнить о том, что бутылка была пуста,  потом, довольная, продолжала, -  потом я  танцевала на столе, который едва торчал из-под снега!

Виолетта умудрялась концентрировать внимание компании, даже если сама попадала в неудобную ситуацию. Однажды она буквально испортила всем праздник.

Когда застолье было в разгаре, муж Виолетты, Борис, попытался произнести тост. Он старался не ударить лицом в грязь. ведь он – вторая половина центра Вселенной, под названием Виолетта!

- Я не поэт…, - начал он, стоя с поднятым бокалом.

-… но я скажу стихами! – договорила за него жена.

Он слегка расстроился, что Виолетта догадалась и выдала всем заготовленную фразу, видимо, подзабыв, что она довольно тривиальна.

- Чтобы не растекаться по древу, буду кратким, - снова начал Борис.

- …а  краткость – сестра таланта! – его вторая половинка, видно, решила поиздеваться над ним. Та действительно была довольна, что у мужа не получается быть оригинальным.

- Что ж, - Борис был явно расстроен, но бодрился, - скажу по-простому …
Собственно тост он сказать не успел, потому что Виолетта снова встряла:

- Вот уж правда, скажи по-простому, что тут выкрутасничать!

Тут произошло совершенно неожиданное - Борис потерял терпение и со злостью щелкнул сидящую рядом жену по затылку костяшками пальцев. Виолетта от неожиданности пригнулась, но щелчок словила.  Она побагровела от возмущения, выпрямилась и, подняв бокал, гордо проговорила:

- Выпьем за царя Бориса, велемудрого и многорассудного, благородного мужа и гражданина!

Благородный муж, поверженный острым языком царицы, буквально свалился на стул.

Дальше было еще интересней. Задуманные забавы и конкурсы Виолетта проводила под негласным лозунгом «Обиженная жена мстит негодяю-мужу!»

- А сейчас в конкурсе участвует все, кроме мужей, которые не уважают своих жен.

Борис садился в угол, с грустью наблюдая за собравшимися. Он напрасно пытался реабилитироваться, Виолетта пресекала его попытки оправдаться, грубо и громогласно, равно как и попытки друзей прийти ему на помощь.

В результате удовольствия в этот вечер не получил ни один человек, так как друзья вынуждены были присутствовать  на бичевании Бори, в целом милого и безобидного. А Виолетта вела себя, как раненая  Фурия, и была не похожа сама на себя. Где осталась ее утонченность? Где природный колокольчиковый голос? Чаровница и не заметила, как превратилась в ведьму, сместив все акценты в защиту своего достоинства, но заботясь при этом, чтобы центр Вселенной оставался на месте, то есть замыкался на ней.

Кате было искренне жаль подругу.  Она всё еще находилась во власти ее  очарования, а потому простила, что та стала причиной загубленного вечера и недоумения обескураженных гостей.


Рецензии