Добрые люди и пьяницы

Предисловие:

"Сто лет назад еще Зигмунд Фрейд обратил внимание на повторяющийся сценарий: некто выступает в роли благодетеля, делает для кого-то добро, жертвует собой и своим имуществом, а потом снова и снова оказывается в положении преданного…
Не успевает зарубцеваться одна рана, как человек позволяет нанести себе другую.

Все дело в пресловутой проекции – стремлении приписывать другим людям те качества, которые присущи нам самим. Неспособные на подлость и предательство, как правило, не ждут этого и от других, поэтому самые честные, самые смелые и благородные оказываются в положении жертвы…"

Знание всего этого - не спасает от повторов.

Читал я когда-то статью о том, почему женщины, состоявшие  в первом браке с алкоголиком после развода повторно в 80 % случаях снова выходят замуж... за алкоголика?

Помнится, объясняли это тем, что во-первых есть род женщин изначально склонных к опеке над кем-то и руководству, а во-вторых - многие из жен постепенно привыкают к своей опекающей и руководящей роли в первом браке и им уже довольно трудно жить, не играя подобной роли в дальнейшем.

Мужчины, склонные к пьянству, особенно из интеллигентов, в отличие от трезвенников - благодатный материал для внешней опеки и руководства  вследствие почти постоянного присутствия подспудного или осознанного чувства вины в их голове.

Так и здесь. Добрые люди всегда рады услужить помочь другим. Это у них в крови. Но!

Как трезвенники с трудом переносят или вовсе не переносят опеку и руководство со стороны своих жен, так и добрым людям почему-то почти всегда затруднительно принимать бескорыстную помощь или услуги со стороны, ибо им - совестно как-то напрягать других, особенно, когда они понимают, что отблагодарить достойно - не в их силах, и поэтому помогать таким всегда достаточно неудобно.

А вот у бессовестных - барьеров почти никаких. Они любую помощь могут принимать как должное, а в ответ - скрытно или откровенно подличать. Да и услуги они всегда принимают намного легче, имея еще обыкновение постоянно трындеть во всеуслышание о собственных нуждах и потребностях.

Поэтому для добрых людей ситуация здесь складывается примерно такая же, как и для жен алкоголиков.))

Отсюда можно еще и такую мораль извлечь, что добрые люди и пьяницы схожи в двух моментах:

- и те, и другие не могут бросить того, чем занимаются, лишиться того, что их влечет: добрые люди - творить добрые дела, а пьяницы - пить;

- и тем, и другим часто становится не по себе, когда кто-то начинает выказывать к ним сочувствие, проявлять участие и пытается хоть чем-то помочь в их проблемах, в меру своего разумения.

Оттого наверно среди пьяниц так много добрых людей, а среди добрых людей - пьяниц.))

Послесловие:

Это такое послесловие - к предисловию.))

В животном мире подобные ситуации тоже нередки. Только их объясняют не "проекциями", а отношениями внутри иерархии превосходства и подчиненности.))

С этой точки зрения, если рассуждать о людях, то благодетели всегда в чем-то превосходят тех, кому они помогают (физической силой, богатством, умом, социальным статусом и т.д.).

Независимо от того, осознает ли благодетель свое превосходство или нет, желает ли он его лишний раз подчеркнуть или - свободен от столь низменных побуждений и не думает об этом совершенно, всякий акт благодеяния - каждый раз дополнительно подкрепляет факт его превосходства, попутно повышая и сознание собственного эмоционального благополучия. Последнее обстоятельство видимо отчасти проясняет упомянутый факт "привязанности" некоторых женщин к своим мужьям пьяницам.))

Благодетель может быть вполне искренен и совершать добрые дела "по зову сердца", совершенно не думая о "превосходстве", но те, кого осыпает он своими благодеяниями, совершенно не думать об этом не могут.

В моменты получения помощи или несколько спустя они всегда осознают свою фактическую "подчиненность" благодетелю. Вот только это обстоятельство обычно и может портить картину всеобщей гармонии, ибо в части из облагодетельствованных порождает зависть и желание поскорее выйти из состояния подчиненности - хотя бы лишь и внешне, путем злословия, клеветы, обмана и т.п.

Так что здесь не только во фрейдовских "проекциях" дело, но и (преимущественно) в глубоких биологических инстинктах.


Рецензии