Татьяна Грачева, Сандалики, рецензия

Леля становится взрослой (Т. Грачева, "Сандалики")

Современный любовный роман – жанр, отличающийся таким строгим каноном, что не уступит, пожалуй, в этом отношении древнерусскому житию. И это одна из причин, по которой в нем сложно работать. Если существенно выйти за границы жанра, рискуешь потерять аудиторию. Другая – высокая конкуренция, что вообще характерно для популярных жанров.
Однако есть авторы, которым при формальном соблюдении «канона» удается сохранять самобытность и при этом не оставлять читателя разочарованным. Один из них – Татьяна Грачева, о романе «Сандалики» я хотела бы сегодня поговорить.
«Сандалики» – это книга, выполненная на стыке жанров. Несмотря на то, что основная интрига традиционная, «любовный интерес», здесь можно вычленить и элементы мистического романа, и психологического триллера. Но главное, это искренняя, правдивая книга, написанная хорошим русским языком. Книга, в которой отлично отражены реалии современной действительности, и человека, который живет самой простой, обычной жизнью, сталкиваясь со всеми трудностями, которая эта действительность продуцирует в огромном количестве…
Главная героиня – Леля, скромная, приятная девушка, готовящаяся встретить свое тридцатилетие. Главное, что хочется о ней сказать – это человек со здоровой психикой (несмотря на то, что она периодически видит в зеркале непонятного парня, двойника музыканта из одной корейской группы, который ведет с ней душещипательные беседы). Нет в Леле ни тщеславия, ни эгоизма… Даже как-то жаль, что его нет, наверно, если бы он был, не попала бы девушка в ту ситуацию, в которой оказалась на пороге своего юбилея…
Но по порядку.
С Лелей хочется дружить. Хочется быть рядом. Про нее приятно читать. Когда я читала роман, мне казалось, я вижу ее рядом с собой, мы вместе пили чай на кухне, и я ей давала типичные «женские» советы про то, что давно пора бросить уже ее Германа и заняться собой… А Леля кивает, смотрит в чашку, но я вижу, что до нее не доходит. Она уже привыкла так жить – любить в пустоту, терпеть измены, молча нести в себе боль. Это же такая распространенная ситуация, каждый из нас видел это.
Спасибо автору и за мужских персонажей, получившихся живыми и узнаваемыми. Тот же Герман не выведен последней сволочью с садистскими замашками. Нет, он просто эгоцентрик, привыкший к комфорту и уюту, которые создавала для него Леля. А кто бы на его месте отказался?
И особое спасибо за маму. Это властная, нетерпимая женщина, которая, кажется, срослась со своей профессией – завуч в школе. Работа мамы сыграла и в Лелиной судьбе решающую роль. Вечная репутация «завучиной дочки», девочки, которую вроде как и обидеть себе дороже, но и звать на праздники тоже лучше бы не надо – вдруг еще увидит что-то не то… Вечное подглядывание матери за ее жизнью, вечное вмешательство в ее дела и руководство ей вплоть до организации ненужного Леле юбилея в кафе и постановка вопроса ребром с незадачливым «женихом» Германом о свадьбе… Мама хочет как лучше, мама знает как надо – кто из нас не сталкивался с такими ситуациями? А в результате процесс сепарации не пройден, почти в тридцать лет Леля – ребенок, который все еще живет по сценарию, который написала для нее мама. Живет какой-то чужой жизнью. Не своей.
Но и эта героиня неоднозначна. У нее своя правда – и это будет показано в финале книги. Что, впрочем, не отменяет необходимости сепарации – когда-то ребенок должен отделиться от родителей и начать самостоятельную жизнь, в том числе психологически.
«Сандалики» – это книга о пути Лели к самой себе, к обретению своей Самости, если говорить языком Карла Юнга. К осознанию своего места в это мире. К тому, чтобы квартира, где она живет стала домом, а не складом из кучи нераспечатанных коробок…
Хочется особенно отметить сцены, где героиня учится танцевать бачату – очень чувственные и написанные со знанием дела. Как и сцены сексуального характера, прописанные тонко и без пошлости. Автор нигде не перегибает палку и не скатывается в хорошо известные всем штампы.
Прекрасно выстроена композиция романа, то, что обычно очень плохо удается начинающим авторам. Сюжет развивается, не провисая и не пускаясь вскачь.
Одним словом, «Сандалики» удались. И самой большой удачей для меня стал образ главной героини, застенчивой, немного наивной, замкнутой, но внутренне очень сильной и цельной. Это проявляется в сцене, где Леля, такая скромная и закомплексованная, качаясь на качелях во дворе, распевает с полузнакомой девочкой-подростком песни известной корейской группы… Так вести себя может только внутренне очень свободный, самодостаточный человек. И Леля такая и есть. Она просто очень долго пряталась в скорлупе из навязанных стереотипов, правил поведения и чужих ожиданий. Но настал момент – и эта скорлупа треснула. И на свет появилась прекрасная молодая женщина, которая сама избирает себе дорогу в жизни.


Рецензии