Обычная жизнь -ч. 2

  Тётя Лена, Елена Дмитриевна, бабушка Лена. Зовут её по всякому, но всегда с уважением к её непростой, полной лишений жизни.

   Мне опять довелось побывать на родине героини моего прошлого рассказа , не побывать у неё, сам потом жалеть буду.

  Тётя Лена встретила меня во дворе своего дома в красивом бордовом платочке, фартуке поверх одежды и с палочкой в руке. Пригласила в дом. В доме чистота, всё аккуратно, и не скажешь, что тут проживает старый человек.

- Сегодня воскресенье, спешить некуда.
- Давай, сынок, с тобой посидим, поугощаемся, да и расскажу тебе, что помню из прошлой жизни, раз ты ради моих рассказов пришёл сюда.

   На столике появились хрустящие солёные огурчики, нарезанная вертута(молдавский пирог с яйцом и брынзой), запечённый почирёвок, красивый старинный графинчик с самогоном(чистый, как слеза, по словам хозяйки, сама делала). Налила мне рюмочку, себе чуть-чуть(давление).
 Да, "чистая, как слеза "имеет градусов семьдесят, а кусочки почирёвка тают во рту.

  Не умеем мы в наших новомодных кухонных агрегатах готовить такое вкусное сало с прослойкой мяса.

- Да разве это вкусно, -смеётся хозяйка.
 Вот раньше в каждом доме была русская печь, семьи большие, готовили много.
  И у меня была знатная, на 13 противней. Я в печь 3-4 хлеба, 2-3 вертуты, пряник чёрный обязательно(мука, яйца, варенье вишнёвое, масло раст. и что-то там ещё), противень пирожков, казан жаркое, казан каши на молоке -вот тогда вкусно было, а сейчас духовки у всех, да и сколько мне одной надо.
 Тётушка замолкает, я как будто вижу молодую хозяйку, хлопочущую у печи и слышу аромат свежеиспечённого хлеба.
 
   Тётя Лена начинает свой рассказ:
- Село наше старинное, тут по документам 600 лет назад город большой был, теперь от него село осталось красивое, древнее, но людей в нём меньше с каждым годом.
 Разной национальности народ был: русские, украинцы, поляки, армяне, евреи, молдаване и другие народности.
 Жили дружно, много браков смешанных, сейчас и не поймёшь, кто тут какой нации.

  Только евреи женились на своих. Много проживало их у нас. В центре села все улицы были их, еврейское местечко. Евреи народ дружный, своих никогда не оставят. Если ты с ними по-хорошему, выручат всегда, не в ущерб себе, конечно.
 Работали у них в основном мужчины: врачами, продавцами, закройщиками, парикмахерами, сапожниками, везде работали.
 Женщины занимались детьми, домом. У меня подружка была еврейка, я к ней ходила, она к нам. Её мама, да и большинство евреек вкусно готовили. Если пекут что, или жарят мясо, запах на всю улицу. Приветливые были люди.

  Во время войны сильно пострадал этот народ.
 Были семьи, которые успели выехать, но иные остались.
 Многих угнали в лагеря, мало кто вернулся из них.
 Над оставшимися сильно издевались и немцы, и румыны.
 Сгоняли их всех к реке, обыскивали на берегу, а потом гнали в Днестр, пока последний не утонет.
 Мне было годков 6-7, от нас река недалеко. Я слышала эти страшные крики: мужчины, старики, женщины с детьми на руках шли на смерть.
 Иногда и сейчас ночами слышу крики этих несчастных.
 Некоторых наши прятали. Были евреи, которые принимали православную веру, спасались, как могли.

  После войны многие вернулись в село, родню свою привезли, любили евреи это место.

  Сейчас в центре села обелиск недавно поставили, имена погибших евреев выбиты на нём.

 Нет сейчас ни одного жителя у нас еврейской нации, выехали, кто куда.
 Последний Абраша сапожник, узник концлагеря, и тот умер.

 Кладбище еврейское большое есть за селом, власти порядок поддерживают на нём.
 Приезжают потомки наших односельчан, проведывают могилки.

 Синагога есть у нас, правда разрушенная, стены только с надписями и изображениями на них остались. Поговаривают, будет восстанавливаться, кто знает.

 Много еврейского народа война уничтожила, семьями погибали.
 
  Давай помянем этих несчастных, какая разница, какой ты нации, все мы божьи создания.

 Долго ещё мы беседовали с хозяйкой этого гостеприимного дома: я ей о своей семье поведал, она о своём житие.

  Пора и честь знать.

  Буду в этих краях, обязательно навещу тётушку Лену, гостинцев ей привезу. Люблю я таких стареньких бабушек с их говором, с их душевной теплотой.

   Будьте здоровы и не болейте, бабушка Лена. До новых встреч.

  Фото разрушенной синагоги в селе нашей героини.


Продолжениеttps://proza.ru/2020/12/26/1119


Рецензии