О книге Виктора Пелевина Ананасная вода для прекра

Сборник состоит из двух частей: «Боги и механизмы», с повестями «Операция „Burning Bush“» (очень оригинальное название, по-моему, игра слов и политический сарказм вместе), и «Зенитные кодексы Аль-Эфесби; и «Механизмы и Боги» с рассказами «Созерцатель тени», «Тхаги» и «Отель хороших воплощений».
Внешне вроде бы ничем не связанные между собой, они образуют единую сюжетную линию, продолжающуюся во времени и пространстве.
Сразу же обращает на себя внимание зеркальность в названиях частей сборника: Боги и механизмы, и, - механизмы и Боги.
Умение проводить сюжетную линию из одного произведения в другое путем употребления повторяющихся деталей, предметов, фамилий или названий, - отличительная черта Виктора Пелевина.

На первый взгляд речь идет о разных людях, но, по прочтении книги настигает понимание избранного автором развития ситуации, переплетение судеб героев. Особенно это ощущается в последнем повествовании, где образное восприятие действительности есть толкование избранного жизненного пути и смысла существования.
Что предшествует появлению в жизнь нового человека? Кто стоит за принятием решения об этом? Можно ли влиять на судьбу?

Повесть «Операция „Burning Bush“» сразу же закрутила меня, как шуруп в резьбу, своим очарованием одесского юмора и бесконечного энтузиазма, свойственного уроженцам прекрасного города. Задав, таким образом, тон восприятия всего последующего текста, автор умело подготовил почву, на которую легко накладывается весь абсурд происходящего как нечто очень логичное и определенное, стоит только вникнуть поглубже, ощутить себя внутри, и закрепиться в том алгоритме мысленного лабиринта, столь умело созданного то ли героем, то ли его окружением, то ли кем-то неведомым.

Выдохнув поглубже, понимаешь, что казавшееся стебом, попыткой нивелировать трагизм момента или игрой, - на самом деле является отражением добра и зла, Черта и Бога, управляющих действительностью, воспринимаемую людьми всерьез, и наполняющую жизнь страданиями, и даже болезнью. И тогда меняется угол взгляда на современность и политические события, они уже видятся глазами литературного героя – весьма своеобразного человека, интеллектуала по неволе, еврея по национальности, с присущим ему от рождения одесским чувством юмора по отношению ко всему происходящему, будь то хорошее или плохое.
И невозможно объяснить двумя словами, что именно так смешит. Для этого надо вернуться мысленно к началу, как бы отлистать обратно, к тому, что предшествовало событию или поступку, или созданному словосочетанию. Не столь весёлой кажется вторая часть книги, но, все равно, достаточно и там сарказма и тонкого юмора.
Чтение этой увлекательной, интеллектуальной прозы доставило мне истинное наслаждение.


Рецензии