Текст выступления на Тюменском музейном форуме

А. Б. Зубкова:

Здравствуйте все организаторы и участники конференции!
Благодарю за предоставленную мне возможность участия!

Уважаемая Галина Михаиловна Коршакевич (директор Музейного комплекса им. И.Я. Словцова),просила рассказать немного об истории нашей семьи.

Я прихожусь Ивану Яковлевичу Словцову праправнучкой.
Для меня серьёзный интерес к истории рода Словцовых начался тогда, когда моей маме написал письмо исследователь истории Тюменского края Виктор Ефимович Копылов. Мама тогда выслала ему некоторые письма и фотографии, а он в ответ подарил свои книги "Окрик памяти", в которых были главы, посвящённые семье Словцовых.

… Конечно же ещё в детстве я с удовольствием разглядывала старинные фотографии. Но настоящим ошеломляющим откровением было узнать, что в Тюмени продолжает работу музей имени И.Я. Словцова, проводятся Словцовские чтения!

Было очень приятно и радостно понять, что огромное количество замечательных людей хранят его наследие и преумножают культурные традиции, которые всей своей жизнью дарил людям Иван Яковлевич Словцов.

На самом деле его личность потрясает воображение!
Он был человек энциклопедических знаний и обладал потрясающей творческой и исследовательской активностью!

— Он был директором училища, в котором было прекрасное наисовременнейшее для того времени оборудование, например, кабинетов физики и химии, совершенно уникальная библиотека, рабочие мастерские.

— Он также был учителем, любимым учениками, и в то же самое время автором учебников «Физическая география» и «Обозрение Российской Империи», которые много раз переиздавались!

— Он был учёным-исследователем — и географом, и археологом с мировым именем.
Каждое лето организовывались экспедиции, в которых принимали участие и студенты училища. Находки этих изысканий и сейчас представляют гордость музея.
Например уникальные скелеты мамонта и бизона.
Ведь собранная им коллекция и положила начало музею.

— Он является автором многих книг и монографий, докладов, вызывавших живой интерес иностранных учёных.

— Он выступал также с публичными лекциями, с демонстрацией слайдов, которые прививали интерес к истории и культуре.

И при этом, полностью отдаваясь работе, Иван Яковлевич не имел своего дома, а жил в казённой квартире на первом этаже училища.

Когда в 1906 году он вышел в отставку, то переехал в Санкт-Петербург к сыну Борису Ивановичу Словцову.

Он умер через год и похоронен на Никольском кладбище в Александро-Невской Лавре.
Об этом отдельная история.
В прошлом году усилиями потрясающих людей из Тюмени и Санкт-Петербурга был восстановлен этот памятник. Невероятно благодарна всем, кто принимал в этом участие. Надеюсь, что сегодня об этом более подробно расскажет один из главных участников этого исторического события — Юрий Матвеевич Дерюжов.

Как я понимаю, об Иване Яковлевиче здесь почти все знают больше, чем я, поэтому коснусь ещё немного его потомков.

Его сын, Борис Иванович Словцов, окончил Военно-медицинскую академию в Санкт-Петербурге, стажировался несколько лет в Европе. Создал кафедру фармакологии в Саратовском Уеиверситете.
В последствии он был директором Института экспериментальной медицины в Петербурге.

Он умер в 1924 году в возрасте всего 50 лет, заболев во время испытания на себе какой-то вакцины.

Его переписка с отцом в период обучения в академии частично опубликована в 3 книге Виктора Ефимовича Копылова "Окрик Памяти" (http://writer-tyumen.ru/index.php?m=proizpage&bid=1952).
Те, кому это интересно, могут прочитать эти материалы и здесь: http://proza.ru/2019/11/11/1785

Дочь Бориса Ивановича и единственной внучка Ивана Яковлевича, была последней в роду носящей фамилию Словцовых. Она была художницей театра и кино и прожила долгую творческую жизнь. Она ушла, когда ей было 92 года. Назову сейчас только один фильм в работе над которым она принимала участие и который все знают — это фильм-сказка «Золушка», режиссёра Кошеверовой.
Всё остальное перечислено на этой странице. Буду стараться пополнять материалы.

Её мужем был оператор студии «Совкино» впоследствии «Ленфильма» Леонид Патлис.

Их сын, мой отец Борис Леонидович Патлис и моя мама Ольга Васильевна были инженерами, они оба прекрасно рисовали, но не сделали это профессией.

А вот я и мой сын Александр стали художниками.

Я сама проработала 10 лет на киностудии «Ленфильм», как и бабушка, а вот теперь пишу притчи и сказки для взрослых и для детей и рисую к ним картинки. (http://proza.ru/avtor/hesychia)

Надеюсь, что этими книгами я продолжаю нравственные и духовные традицию, о которых так ратовал Иван Яковлевич Словцов. Надеюсь, что записанные мною книги побуждают изучать историю, любить природу, задумываться о том, зачем мы живём на этой Земле и что оставим после себя в наследство.

Ну вот наверное и всё.

Могу ещё добавить, что письма из семейного архива очень помогли мне в работе над последней книгой «Наследница старца Зосимы».
Надеюсь, что когда она будет отпечатана, подарю её музею. Пока её можно читать на сайте:
Спасибо всем за внимание.

Сайт Музейного комплекса им. И.Я. Словцова: http://museum-72.ru
Форум: http://tmpo.museum-72.ru


Рецензии