4. Время и Память

предыдущая глава: http://proza.ru/2020/10/21/1279


Мы прошли по деревне, пытаясь узнать, где был дом Врублевских, но никто нам не мог сказать: одни были слишком молоды, другие поселились тут недавно, третьи приезжали сюда только на лето, в дачный сезон. Мы уже смирились с мыслью, что не найдем наш дом, что это совершенно бесполезная затея. Но тут нам помогли наши новые знакомые, которые и  создали сайт Станьково. Они  вспомнили старушку, жившую в деревне еще до войны, разыскали ее телефон, позвонили. Оказалось, что она все помнит – и как погибли девочки Врублевские, и где находится дом…


Мы долго стояли около него, маленького, как будто вросшего в землю. Где то высокое крыльцо с лавочками? Где палисадник с мальвами? Где брусчатка на дороге? Везде асфальт. Разговорились с соседями, приветливыми, радушными людьми, угостившими нас яблоками. От них мы узнали, что сегодня в Станьково в первый раз на церкви звонили колокола, и звон был такой красивый, такой мелодичный. Звонили в день нашего приезда… Но почему-то неловко было сопоставлять эти два события и размышлять о символах и знаках. Только в тот момент я почувствовала, что мы всё делаем правильно, что наша поездка сама по себе значит гораздо больше, чем мы можем себе представить и осознать…

Потом мы гуляли в парке, который странным образом сохранил в себе дух старинных дворянских усадеб – огромные вековые деревья, убегающие вдаль бесконечные аллеи. Во всем красота и гармония…

По своей масштабности и живописности станьковский парк вполне мог поспорить с такими известными памятниками садово-паркового искусства, как Ясная Поляна Л.Н. Толстого и Спасское-Лутовиново И.С. Тургенева.

Добрались мы и до знаменитой Скарбницы – маленькой постройки, где когда-то была библиотека, увидели полуразрушенную браму – старинные ворота, когда-то предварявшие въезд в имение Гуттен-Чапских, – фактически все то, что было изображено на моих старых фотографиях. 

Я долго смотрела на озеро, которое больше всего остального запечатлелось в детском сознании. Закончился дождь, стих ветер, природа как бы застыла в своей неподвижности, только на середине озера маячила одинокая лодка.

«Тихая моя родина…» – хотелось все время повторять строки Николая Рубцова. И, хотя вода в озере казалась мне необыкновенно чистой, сознание прокручивало и прокручивало строки:

Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил…
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл…

Возможно, «тихая» – это не совсем точное слово для того места, где я когда-то родилась. Скорее, наоборот. Моя малая родина запечатлела историю моей большой Родины со всеми ее потрясениями, победами, человеческими трагедиями и радостями. Теперь Станьково – это известное место, со своими достопримечательностями, центр экологического туризма, куда приезжают отдыхающие.


Но для меня Станьково так и осталось «моим» – с привкусом детской радости и одновременно безмерной человеческой трагедии.


В жизни не бывают одни только радости и безудержное веселье. В ней есть боль и печаль, горести и страдания. Теперь, поживши, я это понимаю в полной мере. Но в целом жизнь – все равно счастье, данное человеку. Нам свойственно верить в это.


Мое счастье и светлая грусть – это большой деревянный дом с теплой печкой, огромный парк с графскими развалинами, старинная беседка и озеро. Это бабушка с отрешенным взглядом и выцветшими от горя глазами, это два холмика на старом станьковском кладбище с соединившимися в вышине двумя крестами. Это память о моей маме, которая всю жизнь несла в себе тяжкую память войны – память ребенка, которому наперекор всему удалось выжить, подобно маленькому слабому росточку посреди выгоревшего поля – и дать жизнь своим детям, и неистово любить их, и оберегать от всех бед и несчастий.

 
Вот и побывала я на своей родине. Мои старые черно-белые фотографии, которые я долго перебирала, сидя на диване, наполнились иными красками и обернулись действием с последующими реальными впечатлениями.

Вспоминая эту поездку, скажу честно: не было ни слез, ни умилений, ни всеохватывающего восторга. Было так, как должно быть – я и мой брат вернулись на родину – после долгого и непростого жизненного пути. И родина приняла нас.


Фотографии из семейного архива


Рецензии
Добрый день, Елена!

Прочитал весь рассказ и многое узнал о Вас.

Сколько испытаний выпало на Вашу семью - сожалею.

Как хорошо, что Вы так трепетно относитесь к истории своей семьи.

У моей мамы один брат пропал без вести, а другой дядя Ваня вернулся с войны.

Моё детство до 10 класса, прошло в колхозе Ташкентский области.

Половина его на ферме - там были коровы и свиньи.

Оно было очень интересным, многое помню о нём, может, напишу миниатюру.

Где-то в лет 30, приезжал туда и ходил по всем детским местам.

Сейчас - всё осталось в прошлом.

Только фотографии напоминают о нём, я их перенёс на диск и иногда просматриваю.

Большое спасибо за рассказ.

Всего Вам самого доброго!

С искренним уважением, теплом и благодарностью, Сергей


Сергей Философ   22.10.2023 17:21     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей! Спасибо Вам за отклик! Наверное, у каждого из нас есть своя история семьи, в которой имеется всё - и радость, и горе, и просто обыденность. Знать историю своего рода нужно каждому, но, к сожалению, не всегда это осуществимо. Многое безвозвратно затерялось в истории... Но я люблю читать мемуары, особенно обыкновенных людей. Там настоящая история.
С уважением и благодарностью,

Елена Врублевская   24.10.2023 16:32   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Елена!

У нас к сожалению совсем мало информации.

Это от многого зависит.

Спасибо!

С искренним уважением, теплом и благодарностью, Сергей

Сергей Философ   25.10.2023 06:03   Заявить о нарушении
Нашей деревеньки Паулюкалнс давно уже нет, к счастью, кладбище сохранилось, где похоронены мои дедушка Иван и бабушка Мальвина. Р.Р.

Роман Рассветов   15.01.2024 01:58   Заявить о нарушении
Я фотографию помню. Замечательная.

Елена Врублевская   15.01.2024 23:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.