Тайна нового кладбища

     В городе Ж. было столько кладбищ – 1-е русское, 2-е русское, польское, еврейское – что, казалось, граждане родятся лишь затем, чтобы умереть.
     Времена плыли над Ж. медленными облаками и, в конце-концов, кладбища перестали вмещать всех желающих.
     Я перечитал первые строчки и подумал: «Брехня.» Какие ещё медленные облака, если то погромы, то революции, то война? И что это за дурно воняющая шутка о «всех желающих»? Вот скоро посмотрим, какой ты сам будешь желающий.
     Хотя, факт остается фактом – кладбища в Житомире и правда переполнились.
     Мне бы писать дальше, а я сижу и думаю, куда делись предыдущие старые кладбища, ещё до этих старых? Интересно, это хорошо, что я такой мечтательный? Наверное, хорошо. Но всё же куда они делись? Очевидно, на их месте теперь стоят дома, школы, гастрономы и так далее. А учитывая, что Житомиру гораздо больше тысячи лет, он весь стоит на кладбище.
     И сразу вспомнились романы ужасов Стивена Кинга, вроде «Кладбища домашних животных» - ожившая кошка, индейские могильники, то, сё.
     И вот, чтобы разгрузить старые кладбища, открылось новое, за городом.
     А эти старые – русское, еврейское и так далее – так пока и стоят. Наверное, потом их закатают в асфальт и сделают автостоянки. Но это, конечно, не сразу.       Хотя, можно долго и не ждать – на них всё равно уже мало ходят. Покойники уже забылись, их дети умерли от старости и сами покойники, внуки в Израиле, а правнуки уже не говорят по-нашему и плевать им на могилы предков…
     Нет, я так никогда не начну.
     И вот, чтобы было где хоронить, за городом открыли новое кладбище.
     Новое кладбище открыли в 1961 году, когда Юрий Гагарин полетел в космос.        Представьте, Житомир тоже приложил к этому руку, ведь в нём родился Сергей Королёв, и есть дом-музей, где это легко докажут, а напротив, через дорогу, стоит Музей Космонавтики с двумя огромными ржавыми ракетами во дворе.
     Когда Гагарин полетел, то все так обрадовались, что не передать. Мама рассказывала, что по радио передавали банкет в Кремле и пьяный от счастья Хрущёв кричал: «Ю-ра!.. Юр-ка!..»
     Да, представляю, что творилось в душе у советского человека – шестнадцать лет как война закончилась, фронтовики ещё молодые, а тут – космос…
     Новое кладбище, открытое в эпоху развитого Хрущёва, было призвано, помимо всего, проводить в жизнь идею интернационализма. Здесь хоронили всех – русских, поляков, евреев, украинцев и даже цыган.
     Название у кладбища было подходящее: «Дружба».
     Оно было за городом и туда ходил автобус.
     Особенно обрадовались евреи. Долго они ещё старались всеми правдами и неправдами подхоранивать своих на старом еврейском цвинтаре, но потом смирились.
     Шли годы. Кладбище «Дружба» жило своей тихой загробной жизнью в тени пихт, туй, акаций и кудрявых берез /вы знали, что береза – дерево смерти?/ .
     Казалось, неспешными облаками будут плыть времена, и птицы петь в пихтах, и шелестеть березы, а кладбища хватит надолго… надолго…
     Но вдруг ударила Перестройка, а за ней пришла Незалежность.
     Украинское слово «незалежність» /независимость/ русскими часто пишется насмешливо: «незалежность». Но на самом деле оно звучит так: «нэзалэжнисть».
     И вот пришла Нэзалэжнисть.
     Веками выплакивали её слепые бандуристы и распевали о ней думы кобзари. И вот, она пришла.
     Евреи уехали сразу. За ними потянулись москали, немцы и, немного подумав, ляхи.
     Оставшиеся в незначительном количестве, эти нацменьшинства утонули в бурном потоке хлынувшего в город украинского селянства и растворились в нём.
     Странным образом эти два события – приход свободы и приезд новых горожан – совпали с началом быстрого роста кладбища «Дружба».
     Очень скоро пришлось расширяться. По другую сторону лесного шоссе, напротив старой «Дружбы», открылся филиал – «Дружба-2».
     С тех пор он растёт с такой скоростью, что дух захватывает. Если бы так росла экономика, то Украина уже обогнала бы Европу, Америку, а может даже и Китай.
     Ударными темпами первых сталинских пятилеток расчищаются и корчуются «площадя», а окраины «Дружбы-2» уже потерялись в туманной дымке.
     Изредка, навещая могилу тестя на новом кладбище, я часто думаю, откуда в Житомире столько населения.
     Покойного тестя похоронили отдельно от всех, на самой дальней окраине за то, что он был алкоголиком, извергом, душегубом и против Майдана.
     Однако, не прошло и пяти лет, как эта дикая окраина превратилась в респектабельный и совсем не такой уж и далекий, «сектор».
     Вообще о респектабельности: по сравнению с мемориальными ансамблями и тадж-махалами нашей кладбищенской VIP-зоны бледнеет и стушевывается парижский Пер-Лашез.
     С памятниками в Житомире очень хорошо – гранитное надгробие может себе позволить самый последний пенсионер. Вокруг Житомира залегают мировые запасы гранита, и даже Мавзолей Ленина сделан из него. А покойный отец послал памятник по железной дороге в Ленинград, на могилу своей матери, бабы Кати.
     Как-то, прогуливаясь по кладбищу и заглядевшись на стройные ряды гранитных «парусов», я поневоле задумался: отчего люди стали умирать так часто?
     Есть, правда, убитые на русско-украинской войне, но их сравнительно немного и они лежат на военном кладбище, на Селецкой, среди целой рощи желто-синих флагов.
     Я присел на скамью паросского мрамора у мавзолея какого-то прокурора и надолго погрузился в размышления.
     Солнце скрылось за высоким обелиском на могиле судьи аппеляционного суда, а я все думал.
     Но сколько я ни думал, ни к чему прийти не мог. Я не считаю себя самым тупым /знакомый профессор педуниверситета любит спрашивать у студентов: «Я шо – дебил?»/ , тем более дебилом, наоборот, я всегда себя считал очень умным, но все равно так ни до чего и не додумался.
Отчего люди, люди молодые, стали так умирать, когда сгинуло москало-большевистское иго и воссияло солнце украинской Нэзалэжности – остается для меня тайной.

     P.S, Рассказ уже был разослан по тринадцати редакциям, когда стало ясно, что автором допущена грубая ошибка – кладбище «Дружба» в Житомире открылось не в 1961 году, а в 1957.
     Таким образом, Юрий Гагарин никак не мог полететь в космос в тот год, но зато полетел первый спутник Земли, что, в конце-концов, не особо повлияло на суть дела. Тем не менее, точность, верность фактам и датам – элементарное проявление уважения к читателям и дорогого стоит.

                С почтением, автор. 2018 г.


Рецензии