О диктаторах и гражданском обществе

Любой диктатор внутренне бесконечно одинок и, в силу этого, бесконечно жалок. Оказавшись на вершине Олимпа, как политическое животное, он смотрит на остальных неудачников жизни с чувством презрения и превосходства. Он может разыгрывать бесконечную «Санта Барбару» заботы о стране и интересах её жителей в своих телевизионных встречах с жителями страны, но его настоящая забота одна - свои личные, шкурные интересы. С приходом диктатора страна неизбежно погружается в диктатуру насилия. А иначе, что может удержать его власть?

Диктатор кровно заинтересован в сохранении режима воровства, коррупции, как источника своего дохода. Всех своих слуг он повязывает компроматом, кровью, держа в страхе за совершённые деяния. Созданный им коррупционный режим даёт украсть его подельникам, чтобы в будущем держать в страхе за содеянное. И если диктатор кого-то сажает за воровство из своей свиты, то скорее всего, это показная казнь за непослушание, а не за коррупцию. В арсенале узурпатора власти два средства: деньги и его личная гвардия, защищающая его личную безопасность.

Диктатор наслаждается своей безнаказанностью, считая себя сверхличностью и, порой, «спасителем» интересов народа, нации. Спасение страны делается за счёт силового подавления народа, а при милитаризации страны за счёт войны, порабощая другие народы. Диктатор ставит себя выше всех принятых в стране законов. Он сам себе правосудие, он сам себе - закон. Закон – это я, страна и её институты –это я, народ –это тоже я. Вот, что он говорит "неразумному"народу. Прекрасно понимая, что невозможно содержать украденные средства в стране, где обманутые жители, могут их изъять, он держит свои средства через подставных лиц на зарубежных счетах. Но в сегодняшнем прозрачном мире становится невозможно скрывать банковские операции, скрывать следы преступлений. Также невозможно уйти от санкций цивилизованных стран, защищающих права личности, человека. Что остаётся? Затыкать рты несогласным, очернять их репутацию, сажать в тюрьмы, физически устранять своих оппонентов, лишая страну, общество выбора, свободы слова. Подавлять расследования исками о клевете, расправляясь с «конкурентами» с помощью назначенных, подконтрольных судей. Вести страну в прошлое методами насилия. Как правило, причина этому одна: низкий уровень образования, культуры в данной стране.

С увеличением срока правления диктатора растёт его внутренний страх лишится всех материальных средств, неограниченной власти, лишится Олимпа власти. Стать как все, простым смертным. Из небожителя, всячески обоготворяемого средствами массовой информации, спуститься на землю до толпы-массовки, в чьих глазах он ещё представляет силу, несмотря на обилие информации о его преступлениях. Страх, произвол, лишение куска хлеба держит толпу в узде, и он это хорошо понимает. Выстраивая свою вертикаль власти в стране, диктатор порождает подобных маленьких диктаторов-чиновников на своих местах, следующих за своим вождём и действующих такими же методами: распил и делёжка распила. Согласно личному примеру диктатора: «Если ему можно, то почему нам нельзя?» Нравственное зло диктатора и диктатуры в несправедливости решений суда, в разрушительном, личном примере. Граждане страны теряют всяческую веру в справедливость судебной власти, государства, в равенство каждого перед законом. Когда у граждан страны возникает «стокгольмский синдром», выученная беспомощность: «В этой стране никогда не будет ничего хорошего». И тогда жители вынуждены массово покидать родину, свою страну, ради сохранения своей жизни, своих близких, ради сохранения своего бизнеса. Или приспосабливаясь, мириться со злом диктатуры, или устраняться от какого –либо участия в жизни общества. И так происходит в любой стране мира, где существует диктаторский режим насилия.

Чем больше лет диктатор находится у власти, тем больше погружается в свой личный мир, полностью оторванный от реалий жизни общества. Стареющий, дряхлый диктатор, потерявший связи с реальностью, с обществом, лакомый кусочек для вороватой свиты. Красть можно гораздо разнообразнее и гораздо больше. Так было в застойные, брежневские времена, когда высшая партийная номенклатура находилась вне досягаемости законов страны. Так было и есть в странах латинской Америки, Африки, где срабатывает схема:»вождь и племя». Чаще всего диктаторы и их режимы поддерживают друг друга, отождествляя себя с такими же диктаторами, оправдывая свою власть узурпатора.

Любого диктатора держат на поводке, направляя в нужную сторону его секретари-помощники, снабжающие его докладами, ежедневной информацией о мире. Более всего, сторожи - секретари озабочены поддержанием картины мира диктатора. Умелая дозировка информации ежедневных докладов не должна испортить пищеварение диктатора и его общее настроение. Подаваемая информация тщательно фильтруется и дозируется. В первую очередь подаётся то, что входит в сферу личных интересов диктатора и его окружения. Поэтому власть любого диктатора можно назвать самовластием самозванца и его окружения, с оккупацией страны, её природных и людских ресурсов.

Истоки власти диктатора лежат в родо-племенной схеме: «вождь и племя». Вождь, «отец» племени и его «дети», члены племени. Племя подчиняется самому сильному члену племени вождю, делегируя ему власть, защиту интересов всего племени. Так было в прошлом. В современном мире, власть вождя –диктатора держится в преобладающей степени на насилии и лжи, пропаганде масс медиа. Почему, когда смотришь хронику с выступлениями И. Сталина, видишь безудержные, продолжительные аплодисменты народа тирану- диктатору, истребившему миллионы соотечественников? Неискушённому зрителю они могут показаться выражением всенародной любви. Для историка-исследователя, аплодисменты были разработанным ритуалом контроля населения. Хлопают, значит одобряют решения вождя, партии. Перестали хлопать, перестали одобрять. Вот почему на партийных собраниях, съездах существовал неписанный, но строго соблюдаемый ритуал: хлопать прекращаем по знаку председателя. Отмашки нет, хлопаем, выражаем бурю всенародного восторга. Кто переставал хлопать, поддерживать, тех в ГУЛАг, как неблагонадёжных. И точно также в других странах с диктаторскими режимами насилия, исходя из особенностей национального развития.

Больше всего, диктатор со стажем боится тех, кто находится рядом с ним. Ведь только у них есть доступ к его «телу» в его резиденции. Вся мировая история пестрит всевозможными дворцовыми переворотами, внезапными смертями правителей в местах их нахождения. Сколько драм было и ещё будет на почве безудержной, патологической жажды власти?

Что такое 20, 30, 40 лет правления очередного узурпатора власти? Капля, по сравнению с вечностью. И бесконечно долго для тех, кто оказался заложниками его деспотичной власти. Это украденные диктатором время жизни одного, двух поколений. Ведь что такое достойная жизнь обычного гражданина? Право на достойную зарплату, право на честное голосование, право на свободу передвижения и проживания, право на свободу слова, право на защиту частной собственности. Всё, что называется правом достойной жизни. Диктатор лишает свой народ такой жизни, в силу своей насильственной диктатуры, призванной обеспечивать его личные интересы и интересы его приближённых. Все его мысли только о самом себе и о сохранении своей деспотичной власти. При удачном стечении обстоятельств, благоприятствующих его власти, он начинает приписывать себе все заслуги. Свои ошибки он старается не замечать в силу ограниченности ума, своей недальновидности и непросвещённости, списывая провалы на врагов. Иллюзорность режима диктатора, его личный имидж, рейтинг доверия власти тщательно поддерживается его окружением, допущенным до кормушки. Средствам массовой информации, пропаганды разрешается искажать реальную картину происходящего, включая реальную статистику опросов населения, накручивать рейтинг. Проще говоря, врать. Изо всех сил не замечать, что король уже «голый». Что он просто самозванец, уцепившийся «синеющими пальцами за власть». Чего больше всего боится диктатор? Правды. Как в сказке про «Голого короля». Когда его подданные увидят, что король уже давно «голый». Потеряно доверие народа, утрачена легитимность. Тирания диктатора лишает любое общество важнейшего фактора: выбора, свободы, а значит, скорости развития.

Общественные процессы других стран похожи по своей сути в силу повторяемости законов развития. Разница лишь в том, что цивилизованные, демократические страны прошли эти процессы раньше. Вспомним ту же Америку, всего за 300 лет ставшую мировой державой. Что дало ей такое неоспоримое преимущество в развитии? Свободное предпринимательство и законы, защищающие бизнес, общество, частную собственность. Несмотря на засилье мафии в 20-30-х годах прошлого столетия. Но через следующее поколение, члены мафии уже старались «отбеливаться», чтобы выглядеть уважаемыми, респектабельными гражданами своей страны, тратя значительные средства на общественную благотворительность. Зачастую их дети не желали продолжать клановые дела родителей.

Потеря 20-40 лет слабое утешение для нового поколения. Сегодня время новых возможностей. Время интегральной, мировой экономики. Мировой рынок труда расширяется и предоставляет свои новые возможности. Быть страной-изгоем под прессом постоянных санкций, означает безнадежно отставать в общественном развитии для любой страны мира. Вот почему диктатуру необходимо менять на более эффективную модель управления страной, признавая ошибки прошлого развития. Невозможно развивать страну по принципу "палкой к счастью", с насилием, произволом и тиранией. Мы будем вынуждены наступать на те же самые грабли, с тем же самым результатом. И где же выход? В сменяемости власти. В свободе предпринимательства, бизнеса, в развитии ресурсов всего общества. От тотального контроля диктатуры к демократии с независимыми судами, к новым, общественным институтам. К созданию новой системы управления страной, к новой системе взаимоотношений власти и общества. Схема «Мудрый вождь и неразумное племя пигмеев» уже не отвечает запросам общества. Роль силовиков защищать и охранять общество, народ, а не власть диктатора-одиночки, как в Белоруссии. Почему? Потому что в данной, неэффективной схеме не реализуется творческий потенциал каждого члена общества. Как известно, это основной и важнейший ресурс любого общества в его общественном развитии.

На фото сцена из фильма "Великий диктатор" с Чарли Чаплиным
 


Рецензии