Сатановский Игорь. Шубы наголо...

Стихотворение "Шубы – наголо..." метафорически и формально следует определить как интегральное рондо с очень коротким рефреном ДА, отделённым от "да здравствует..." (ибо рефрены подлиннее типа песенного припева явно не относятся к форме И-стиха). В классическом музыкальном рондо ухо слушателя всякий раз готовится для нового проведения рефрена: "читатель ждёт уж…" рефрена как рифмы, природа одна и та же. Но в стихотворении Игоря Сатановского рефрен не вполне ожидаем в каких-то конкретных точках, рефрен "расшатан", он откликается, отражается, умножается, растворяется как в строфических, так и в эвфонических составляющих стиха - как в форме, так и в звукоформе (рифме): госпоДА, года (разноударность как расширение технического рифменного спектра), ДАже, еДА, еДвА-еДвА, АДАмА, ДАбы… И как логичное (или - напротив - неожиданное - смысловые качели) развитие в финале - с выходом на совсем другие звуковые варианты, с подключением Б и Р: "…жрать с кухонного серебра! // Бррррр! // Да!" Расширение звуко-смысловых ассоциаций: от "еда как бурда" до "бравады" или "братства"… Подобные ассоциативные отголоски ДА - через проникновение тонических метрических "интонаций" - восходят также и к знаменитому авангардному "даешь!.." В итоге и смысловая широта огромная - от Адама до авангарда, от быта до космоса…

Во всём этом состоит ярковыраженная особенность этого Интегрального стихотворения, своеобразная Интегральная доминанта (И-доминанта). Сила рефрена ДА, доминируя, в то же время не перетягивает на себя одеяло как самостоятельная категория. Эта сила проявлена ровно столько, чтобы приглушить тоническую метрику, снизить её метрическое воздействие на слух, уравновешивая и интегрируя её с другими стиховыми категориями. Графическая слитность - без пробелов-абзацев - также способствует такого рода интеграции, в том числе самой главной в философском плане интеграции - между визуальным и речевым существованием стиха… Вариаций чтения этого стихотворения, как минимум, несколько… Можно так прочитать, что уже второе появление ДА завершило бы первый катрен, то есть акцентировало бы регулярную банальную строфику катрена, что неприемлемо для И-стиха как формы. Однако сразу за этим внимательное читательское ухо, настраиваясь привычно на второй катрен, "понимает" задним числом, что это ДА, наверное, не столько завершает первую квази-строфу, сколько начинает вторую!.. Или даже одновременно служит метрически и первой и второй?.. И в этом - интеграция квази-строф, снижение силы строфики в пользу И-стиха, многоплановая и многоуровневая интеграция элементов формы, стиля, интонации…

Александр В. Бубнов,
составитель Антологии И-стиха,
2020.

=
АНТОЛОГИЯ (современного)
Интегрального стиха
=

Игорь САТАНОВСКИЙ


***

Шубы – наголо.
Здравствуют!
Да!
Прогресс, Просвещенье, Культура!
Экзистенциальность натуры!
Шевелись в полынье,
господа!
Да!
Корнеплоды под снегом
прошлого года
найти очень непросто,
даже
если копать с осознанием мысли,
что человеку нужна еда!
Да!
Едва ли, ползком
и едва-едва
на всех четверых,
как подобает
потомкам Адама,
дабы было чего
жрать с кухонного серебра!
Бррррр!
Да!

(Стихотворение из цикла "Новый Лёд",
1995-1996 г.
Фантазия на тему нового ледникового периода)


САТАНОВСКИЙ Игорь
Поэт, художник, переводчик. Родился в 1969 году в Киеве. Автор девяти поэтических сборников. Публиковался в американской, израильской, итальянской, российской, чешской периодике. Главный редактор литературно-художественного альманаха «Новая Кожа». С 1989 года живет в Нью-Йорке. Публиковал стихи в журналах «Зеркало», «АKT», «Дети Ра» и др., английские стихи также публиковались в американской периодике. Книги: Атавизмы. Нью-Йорк, 1994. – 56 с.; Сатановский. Нью-Йорк: Koja Press, 2002. – 62 с.; учше не скаж. Москва/Санкт-Петербург: Пальмира, 2022. – 139 с., др.
=
Участие в Антологии И-стиха согласовано с автором.
=
к СОДЕРЖАНИЮ
Антологии И-стиха
http://proza.ru/avtor/bubnov
=
Редакционный совет Антологии И-стиха:
А.Бубнов, И.Бурдонов, К.Каменский, Н.Лунёва, И.Чуднова.
=
Интегральный стих (И-стих) - нерегулярный по своим компонентам стих, в котором эти компоненты (метрика, рифма, строфика, длина строки, различные приёмы и т.п.) находятся в тесной интеграции, без явного преобладания силы и объёма того или иного компонента над другими.
=
Интегральный - неразрывно связанный, цельный, единый.
Интеграция - объединение в единое целое каких-либо частей.
=
Автор концепции и составитель Антологии (современного) Интегрального стиха -
Александр Владимирович БУБНОВ,
филолог (доктор филологических наук), критик, эссеист, поэт.
AL-DrBubnov@Ya.ru
vk.com/DrBubnov
Телеграм: @DrBubnovAV

© Сатановский И., стихотворение, 1996.
© Бубнов А.В., литературоведческий текст, 2020.


Рецензии
в качестве комментария к составляемой мною Антолоии И-стиха

Александр Бубнов   22.10.2020 22:13     Заявить о нарушении
Об Интегральном стихотворении Игоря Сатановского "Шубы - наголо"

Стихотворение метафорически и формально следует определить как интегральное рондо с очень коротким рефреном ДА, отделённым от "да здравствует..." (ибо рефрены подлиннее типа песенного припева явно не относятся к форме И-стиха). В классическом музыкальном рондо ухо слушателя всякий раз готовится для нового проведения рефрена: "читатель ждёт уж…" рефрена как рифмы, природа одна и та же. Но в стихотворении Игоря Сатановского рефрен не вполне ожидаем в каких-то конкретных точках, рефрен "расшатан", он откликается, отражается, умножается, растворяется как в строфических, так и в эвфонических составляющих стиха - как в форме, так и в звукоформе (рифме): госпоДА, года (разноударность как расширение технического рифменного спектра), ДАже, еДА, еДвА-еДвА, АДАмА, ДАбы… И как логичное (или - напротив - неожиданное - смысловые качели) развитие в финале - с выходом на совсем другие звуковые варианты, с подключением Б и Р: "…жрать с кухонного серебра! // Бррррр! // Да!" Расширение звуко-смысловых ассоциаций: от "еда как бурда" до "бравады" или "братства"… Подобные ассоциативные отголоски ДА - через проникновение тонических метрических "интонаций" - восходят также и к знаменитому авангардному "даешь!.." В итоге и смысловая широта огромная - от Адама до авангарда, от быта до космоса…

Во всём этом состоит ярковыраженная особенность этого Интегрального стихотворения, своеобразная Интегральная доминанта (И-доминанта). Сила рефрена ДА, доминируя, в то же время не перетягивает на себя одеяло как самостоятельная категория. Эта сила проявлена ровно столько, чтобы приглушить тоническую метрику, снизить её метрическое воздействие на слух, уравновешивая и интегрируя её с другими стиховыми категриями. Графическая слитность - без пробелов-абзацев - также способствует такого рода интеграции, в том числе самой главной в философском плане интеграции - между визуальным и речевым существованием стиха… Вариаций чтения этого стихотворения, как минимум, несколько… Можно так прочитать, что уже второе появление ДА завершило бы первый катрен, то есть акцентировало бы регулярную банальную строфику катрена, что неприемлемо для И-стиха как формы. Однако сразу за этим внимательное читательское ухо, настраиваясь привычно на второй катрен, "понимает" задним числом, что это ДА, наверное, не столько завершает первую квази-строфу, сколько начинает вторую!.. Или даже одновременно служит метрически и первой и второй?.. И в этом - интеграция квази-строф, снижение силы строфики в пользу И-стиха, многоплановая и многоуровневая интеграция элементов формы, стиля, интонации…

=

Игорь Сатановский

***
Шубы – наголо.
Здравствуют!
Да!
Прогресс, Просвещенье, Культура!
Экзистенциальность натуры!
Шевелись в полынье,
господа!
Да!
Корнеплоды под снегом
прошлого года
найти очень непросто,
даже
если копать с осознанием мысли,
что человеку нужна еда!
Да!
Едва ли, ползком
и едва-едва
на всех четверых,
как подобает
потомкам Адама,
дабы было чего
жрать с кухонного серебра!
Бррррр!
Да!

Стихотворение из цикла «Новый Лёд» (1995-1996 г.) (Фантазия на тему нового ледникового периода)

Александр Бубнов   22.10.2020 22:13   Заявить о нарушении