Леночка

                Леночке Лысовой с любовью

Дом, в котором жила Леночка, был расположен в пяти минутах ходьбы. Видимо, до революции  чья-то была дача. От него вниз, к морю вела когда-то красивая лестница, может даже мраморная или отделанная мрамором, как мне помнится.
День рожденья у Леночки в конце октября, могла бы пойти в школу. Но действовал в то время закон, по которому ни в коем случае не брали в первый класс детей, которым на первое сентября еще не исполнилось семь лет.

Припоминаю, что познакомились мы с ней, когда мамы наши, каждая со своей дочкой за руку, остановились поприветствовать друг друга. Лариса Павловна сказала, что Леночка пойдёт в школу в следующем году, то есть будем скорей всего одноклассницами,  и пригласила меня приходить в гости.

Так как аниматоров у меня не было, придумывать себе развлечения и занятия приходилось самой, то я и воспользовалась приглашением.
С Леночкой мы играли в принцесс, которых сами создавали из цветов, в зависимости от того, какие цвели, строили им дворцы из камешков, украшая их блестевшими на солнце стекляшками, придумывали принцессам истории жизни.
А когда Леночке с младшим братом купили двухколёсный велосипед, то все трое мы учились на нём кататься. Так и получилось, что велосипеда у меня никогда не было, а кататься умею.

Когда погода капризничала, и становилось во дворе сыро и холодно, шли мы к Леночке домой, где нашими принцессами становились куклы, которых по моему представлению, было у Леночки много. А ещё было много красивых книжек с картинками. Читать я научилась до школы сама. Откуда я узнала буквы, уже не помню, но когда поняла, как они складываются в слова, перечитала всю детскую литературу из библиотеки Института ревматизма им. Сталина, где работала мама. Но там не было таких ярких книжек, какие были у Леночки. Чего уж говорить, с каким восторгом перебирала, читала и рассматривала я эти сокровища.
Ещё меня поразило то, что у неё всегда был шоколад. Как-то я устроила бабуле концерт и стала требовать шоколада, которого у нас никогда не водилось. И вот тут бабуля сказала фразу, которая стала моей главной мотивацией на долгие годы: «Нашла с кем равняться. У Леночки родители оба врачи, с образованием, они хорошо получают. А у тебя шофёр и медсестра. Какой уж тут шоколад?» «Так вот в чём дело, - поняла я, - Надо получить хорошее образование, чтобы дома всегда был шоколад».
В первый класс мы с Леночкой пошли вместе, сидели за одной партой. А через полгода обе переехали в новый дом в центре города, где наши родители получили квартиры. И тут мы стали настоящими подругами не-разлей-вода. Вместе в школу, вместе из школы, за день звонили друг другу не раз, разбирая то, что не получалось, книжки читали вместе.

После добрейшей Марии Гавриловны в первом классе, в новой школе попали мы к Евгении Георгиевне, учительнице очень строгой, иногда суровой.
 Со мной уже случился мой триумф: на пяти уроках в один день я получила пять пятерок, или даже больше, но на каждом. Домой я летела на крыльях: у меня получилось! я умею это! я – молодец! И конечно, мне не хотелось терять уверенность в себе.
Однажды утром я проснулась от жуткой мысли, что домашнюю работу накануне написала очень коряво, и «Евгеша», как мы звали нашу классную руководительницу, влепит мне трояк, а то и что-нибудь похуже. А если ещё орать начнёт до звона в ушах, тогда вообще кошмар. Нет! Надо срочно переписать. Утро было зимнее, только что прозвучал по радио гимн, значит, начало седьмого
На кухне слышны утренние звуки: стукнулись чашки, зашипел чайник, мама с бабулей о чём-то тихо переговариваются. Так, все думают, что я сплю. Воспользуюсь этим обстоятельством, чтобы никому не объяснять, как плохо я написала вчера домашнюю работу.  Встала, включила настольную лампу, закрыла её накидкой для подушки, чтоб не был виден свет в щель из-под двери. Глаза видели не ясно, руки спросонья не тверды, но . . . лист вырван, надо писать , теперь уже хоть как-нибудь. Когда взглянула на результат, вздохнула, но делать нечего, время истекло. Собралась в школу как ни в чём ни бывало, но. . . дальше случился кошмар и ужас.
Евгения Георгиевна проверяла тетрадки, велев всем открыть их на странице выполненного домашнего задания. Это было её know how: экспресс метод оценки формы, по которому сразу видно, кто старался, а кто нет. Позже я убедилась, что оценив вид, наша грозная учительница не всегда и читает, наши упражнения, то есть игнорирует сам смысл обучения. Но это совсем другая история. А тогда мы все знали, что дабы неповадно было готовить «домашку не аккуратно», не справившихся, учительница оставит после уроков для переписывания. Меня она оставила после уничижительного монолога. Понятно, что три следующих урока я ничего не соображала, ждала как казни окончания занятий.
Когда всех кроме троих провинившихся отпустили домой, я попыталась объяснить, что хотела сделать, как лучше, а получилось, как всегда, что переписывала уже это задание, но спросонья, в темноте. Только всё было тщетно. Классная руководительница, а в начальной школе Евгения Георгиевна была для нас всем, объявила наказание, и никто его не избежит. Вот тут открылся фонтан слёз. Рыдала я от обиды, что такой результат получился не от тупости или безответственности, а прямо наоборот, что учительнице наплевать на мои страхи, мучения, более того, она требует моей крови. Рыдая, я пыталась писать. Можете представить себе, что из этого получилось? Я вырывала лист, делала следующую попытку, слёзы размывали буквы, образовывали кляксы, я повторяла попытку, но и она оказывалась неудачной.
Учительница вышла из класса, периодически заглядывая. Отпустила одного, потом другого «переписчика». Я разодрала уже всю тетрадь, но . . . успеха не добилась. Слёзы иссякли, только всхлипывания периодически сотрясали «жертву учебного процесса».
Не знаю, сколько бы длилась эта «битва титанов». Думаю, что Евгения Георгиевна «смилостивилась», поняв, что дальше придётся объясняться с родителями по поводу столь позднего возвращения из школы.
Сейчас мне смешно, но тогда эта ситуация представлялась мировой трагедией. И справиться с ней мне помогла моя подруга. Леночка чувствовала и сочувствовала, причём не столько словами, сколько действиями: она не ушла, а верно ждала в коридоре и надоедала учительнице вопросом, когда узницу выпустят, способствуя сокращению времени наказания. Верная подружка даже поддержала мои истаявшие силы, угостив бутербродом. Это один из многочисленных случаев, когда Леночка проявляла верность и ответственность. Мне очень повезло с самого детства встретить надёжного друга.
Кроме школы были ещё и каникулы, когда можно было заниматься тем, что нравится. Любили мы слушать красивые классические мелодии, которых у Леночки на пластинках было много. Частенько и сами «ставили балеты» под музыку Чайковского, пытаясь двигаться в такт с ней, плавно поводя руками и совершая прыжки, как балерины. Нет, на балетные спектакли мы попасть не могли: не было их в курортном городке. Но «Лебединое озеро» Петра Ильича Чайковского в исполнении балета «Большого театра» и «Умирающего лебедя» Сен-Санса в исполнении потрясающей Галины Улановой мы, конечно, видели по телевизору и не могли не испытать восторг от их красоты.
С 1964 года начал выходить журнал «Кругозор», прототип теперешних глянцевых журналов. В нём публиковались статьи по самым разным темам, расширяющим кругозор обычного человека. Но настоящим открытием журнала явились страницы звукового приложения. Можно было послушать лучших советских исполнителей классической и эстрадной музыки, стихи Роберта Рождественского, песни Окуджавы в исполнении авторов и ещё много всего интересного, чего больше нигде тогда невозможно было услышать. Но особенно привлекали нас мелодии и ритмы зарубежной эстрады.
После песенного фестиваля в польском Сопоте, который и в СССР был очень популярен, пришла гибкая пластинка с песней-победительницей «Танцующие Эвридики». Именно тогда мы узнали о невероятно талантливой Анне Герман. Голос певицы нас настолько покорил, что мы закрутили пластинку чуть не «до дыр».
Так случилось, что  с четвёртого класса мы учились уже в разных школах. На лето Леночку часто увозили в Ижевск, на родину её мамы повидаться с родственниками. Мой папа откуда-то узнал, что в Сочи открывается школа с преподаванием ряда предметов на английском языке, попросту говоря, английская школа. Он регулярно ходил уточнять, когда будет набор. Маму этот вопрос как-то не трогал, но и меня соответственно. А папа очень трепетно относился к образованию. Наверное,  потому, что самому ему учиться не довелось, он очень хотел, чтобы дети его получили лучшее образование, какое только возможно.
Так он объявил, что в такой-то день надо с отличным табелем прийти по такому-то адресу на экзамен. Только на месте нам сказали, что экзамен состоит из собеседования и чтения наизусть стихотворения. У меня в голове всплыл отрывок из монтажа, который мы читали в театре на День пионерии. От волнения прочитала его так громко, что казалось, дрожали не только стёкла, но и стены. Недостатком это не сочли. Меня приняли. Теперь я понимаю, что смотрели на дикцию, чтобы не было «фефектов ечи», как говорил горе-логопед, герой Ролана Быкова из фильма «По семейным обстоятельствам».
Леночки в это время в городе не было, а когда она вернулась, набор был завершён. Мы стали учиться в разных школах. У меня появилось чувство вины, что я каким-то непостижимым образом отказываюсь от нашей дружбы. Видимо понимала, что насыщенная новая жизнь не оставит свободного времени на общение с Леночкой.
Но если время находилось, мы проводили его вместе с удовольствием. Кажется, классе в восьмом, решили закрыть купальный сезон на осенних каникулах. Это где-то седьмое-восьмое ноября. Необыкновенно тёплая выдалась осень, вода градусов двадцать, или даже чуть больше. Курортников уже не было, а местные и в сезон не очень-то часто купаются. Мы оказались редким исключением с экзотическими запросами.
В воде никого, всё море наше. Волнорез был от берега довольно далеко, но мы же прекрасно плаваем. Заплыли за него, порезвиться на просторе. Порезвились. И тут оказалось, что небольшие волны обладают ровно той силой, чтобы смывать нас в море раз за разом. Мой спортивный опыт пригодился, забралась я на волнорез первой и начала вытаскивать Леночку. Надо было изо всех сил рвануться вперёд, пока волна несёт тебя к берегу, и успеть схватиться за руку, чтобы переждать откат воды в море, и следующую волну использовать так, чтобы она тебя буквально поставила на волнорез. Кажется, простые, несложные действия. Но когда они не удаются раз за разом, начинаешь нервничать, а дальше может наступить паника. Вот её нельзя допустить ни в коем случае.
Чтобы уж точно вытащить Леночку, когда она, наконец, схватилась за мою руку, на следующей волне потянула я её изо всех своих сил. И перестаралась: подружка стояла на волнорезе, а меня опять скинуло вниз. Теперь Леночка протягивала мне руку. Но она всегда была хрупкой и ясно, что сил у неё было явно меньше, чем у меня. Спасатели уже не работали, да и набережная выглядела пустынной. Надеяться не на кого. Не знаю, сколько это продолжалось, мне показалось, что вечность, которая вселяла в меня ужас замерзнуть окончательно и уйти на дно от бессилия. А ещё Леночка, которая точно не бросит. Весёленькие праздники мы приготовили своим родителям жаждой получить необычный опыт! Получили.
Решила пропустить несколько волн, чтобы восстановить дыхание и настроиться на рывок. Просила Леночку плыть к берегу. Ведь это я барахталась, а она стояла в мокром купальнике на свеженьком ноябрьском ветру и имела огромную возможность схватить воспаление лёгких. Но моя верная подружка продолжала протягивать руку и замерзать. Не помню, чтоб я молилась, да и молитв  тогда не знала: нас же воспитывали атеистами. Но то, что воззвала к Высшим силам – точно. И - получилось!!! Подоспела гораздо более высокая волна, которая сразу перекинула меня через волнорез. К берегу мы не поплыли, а поползли на последнем издыхании. 
К чему это я? Молодые часто гибнуть от самоуверенности, от излишнего любопытства и просто по глупости. Хорошо, что у нашей истории счастливый конец. А ещё лучше,  что я ещё раз поняла: Леночка прекрасный человек и надёжный друг.
Совсем из другой области, но опять именно так она и проявилась, когда мне казалось, что сердце разорвётся, если я не попрощаюсь с «поклонником», который должен был внезапно уехать. Не буду рассказывать про лихорадочные звонки во все справочные для вычисления, каким именно самолётом он возвращается домой, потому что слишком скупую информацию передал он мне через бабулю, позвонив по телефону. Когда, как мне показалось, остался лишь один вариант, но на автобусе я точно не успеваю домчаться до аэропорта, я кинулась к Леночке. Нужны были деньги на такси. Не то, чтоб она была крезом, но родители всегда давали ей небольшие суммы на карманные расходы. Не выясняя детали, подруга сразу высыпала всё, что у нее было. Помню, как сейчас: один рубль пятьдесят две копейки. На такси в одну сторону должно было хватить. О том, как добираться обратно, решила подумать, когда вопрос возникнет. Кинулась на железнодорожный вокзал: там можно было быстрей всего взять такси. Договорилась об оплате, прыгнула в машину, она тронулась и. . . вдруг я вижу, как мой «поклонник» спокойно прогуливается по тротуару. Вспыхнула, как кипятком облили. Без подробностей скажу, что извинилась перед водителем и выскочила из машины ещё быстрей, чем туда влетела. Занятые деньги вернула. Успокаивать меня Леночка не стала: понимала, одно слово – и может рухнуть водопад слёз. Улыбаюсь. А тогда это тоже воспринималось трагедией. И опять пережить её мне помогала моя подруга. Надо отдать дань Леночкиной деликатности: больше ни одного вопроса об этом человеке она не задала.
Такой же деликатной была моя подружка, когда пригласила вместе посмотреть новый фильм Сергея Герасимова «Журналист». Денег на билет у меня не было, и чтобы не смущать меня своей благотворительностью, Леночка сказала, что если не пойду, то и она не пойдёт, и пропадут два билета. Каждый фильм Мастера был событием, но этот запал в душу, наверное, потому, что понятны были переживания главной героини Шурочки Окаёмовой. Галина Польских в роли чистой девушки, которую оболгали и оклеветали, была такой же искренней и естественной, как и в других своих ролях. Из гордости, не желая унижаться, Шурочка отказывается от объяснений и самозащиты. Вишенкой на торте стал счастливый конец, когда победила любовь. С возрастом убеждаешься, что в жизни Принцы встречаются не часто, но в юности так хочется верить, что и в жизни вариант «как в кино» возможен. Фильм оказался для меня ещё и знаковым: мужем моим стал человек, похожий на журналиста Алябьева, а точнее, на актёра Юрия Васильева, исполнявшего эту роль.
После школы уехали мы с подружкой из родного города учиться. А дальше жизнь нас развела не только по разным городам, но и по разным странам.
Недавно получила от Леночки письмо: «У меня и у тебя были друзья в школе, и дальше по жизни. Но ты для меня всегда была и остаёшься одной верной и надёжной подругой детства».
Спасибо, Леночка! Ты для меня тоже.
20.10.2020


Рецензии