Вопросы и ответы для статьи в энциклопедию о худож

Вопросы задаёт Дина Харькова.
Ответы от внучки Е.Б. Словцовой -- Анны Зубковой.



1. Кого Евгения Борисовна считает своими учителями в профессии? (в воспоминаниях упоминается Еней Е.Е.)

— Своими значимыми учителями бабушка считала таких художников, как С. Радлов,  В. Лебедев,  Н. Тырса и Б. Аьмедингер.

А в первых работах в кино во многом была вынуждена быть первооткрывателем — нужно было придумать и сделать декорации — и она делала. Именно Е. Еней помогал советами и объяснениями начинающей художнице. Впоследствии их многие годы связывали дружеские отношения.

2. Как и когда случилось, что на студии Евгения Борисовна стала заниматься только костюмом?

 Исходя из фильмографии -  1949 год.  Видимо, на основании титров,  ведь раньше и не выделяли в отдельную специальность художников по костюмам. По воспоминаниям Эльзы Давыдовны Рапопорт, которая также работала до войны на «Ленфильме» разделение специальностей произошло в конце 30-ых…  Я так понимаю, что до войны только Евгения Борисовна и Эльза Давыдовна были художниками по костюму.

— Точно ответить не смогу, но в 50 годы уже произошло значительное усложнение съёмочного процесса, объёма декораций и костюмов для фильмов,  одновременно заниматься пошивом костюмов и созданием декораций стало сложно. Стало происходить разделение этих специальностей.

3. Что больше всего нравилось в работе над костюмом?

Думаю, что создание образов героев, персонажей. Сам процесс рисования эскизов, пошив костюмов тоже был важен, но умение иногда даже из подручных средств создать необходимый облик и характер — это было особым умением моей бабушки.

4. Что могло послужить источником вдохновения?

— Наверное, всё. Она была очень эмоциональным и радостным, солнечным человеком!

5. Ездила в экспедиции? Работа над каким фильмом оставила самые яркие воспоминания?   Какой фильм был самым любимым/трудным/легким/интересным?

— В экспедиции, конечно же, ездила. Наибольшее количество рассказов мне запомнились о съёмках фильма «Золушка» в послевоенной Риге.
Там у Евгении Борисовны появились друзья, с которыми продолжалось потом долгое общение, переписка.
Спустя много-много лет мы с папой приезжали в тот сад в пригороде Риги, где строились некоторые декорации для фильма. И хотя хозяйка дома, Альма Юльевна, давно уже умерла, нас встретили очень радушно, нам показывали бережно сохраняемую скамейку, беседку…

Второй фильм, о котором всегда с восторгом вспоминала бабушка — это «Герои Шипки». Экспедиция в Болгарию и долгая работа там оставили яркие воспоминания на всю жизнь!

Много воспоминаний было о работе с художником Игорем Вусковичем и оператором  Евгением Шапиро. Это были её близкие друзья, с которыми бабушка работала на многих кинокартинах.

Очень тепло вспоминала бабушка и о работе над фильмами-операми «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Князь Игорь».
Особенно любимой были темы оперы «Князь Игорь», над образами которых она работала и в театральных постановках  тоже.

6. Какие-то рассказы из практики?
— Маленький эпизод:
На съёмках фильма «Крепостная актриса» уже на съёмочной площадке перед началом работы режиссёр захотел, во что бы то ни стало, изменить один из уже утверждённых костюмов и бабушка за полчаса задрапировала и скрепила в греческом стиле из какой-то ткани совершенно новый костюм и вырезала ножницами «золотой» лавровый венок из тонкой меди. Все были потрясены, а съёмки не были сорваны.

7. В трудовой характеристике написано: работала на студии с 1926 года с перерывом 1936-1940. Уходила со студии?

— Про эти годы подробностей не знаю. Про темы репрессий, сталинских лагерей и т.д. бабушка мне никогда не рассказывала, её саму это напрямую не коснулось, но всё это было рядом…, были её знакомые, которые лишились работы, были обвинены в диверсиях…


8. Ей нравилось разнообразие жанров и форм, работая над костюмом в цирке, эстраде, театре или был вынужденный заработок?

— Именно кино, атмосфера съёмочной площадки всегда были самым любимым делом!
В театре она очень ярко и вдохновенно начинала в послереволюционные годы. Позже театр и цирк были как бы вторичны, но во всё, что она делала, всегда вкладывала душу.

Ещё, насколько я знаю, работа в цирке во многом помогла выжить в военные годы. (В 1942 г. Была эвакуация из блокадного Ленинграда в Иваново и там она смогла устроиться на работу в Московский цирк, туда эвакуированный.).

9. Тяжело было оставлять студию после 50 лет работы? По каким моментам она особенно скучала? О чем любила вспоминать?

 — Да, без любимой работы она скучала, и если бы хватило сил и здоровья, то продолжала бы работать…

10. Она делилась с Вами своими наблюдении о новом поколении кинематографистов/художников? Что она думала о новом поколении, о времени, об условиях производства? Приходили к ней за советом молодые художницы?

— Такие суждения о новом поколении она не высказывала, но восхищалась новыми хорошими работами художников кино, например, декорациями, выбором натуры и стилистикой костюмов своих друзей И.Каплан и Б. Маневич в фильме «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» или костюмами Т. Острогорской в фильме «Собака на сене».

У неё часто бывали в гостях художницы Татьяна Кочергина, Татьяна Сотникова и Нина Холмова, которые считали себя во многом её ученицами.

11. Чем она наполняла свои дни, уйдя со студии?

— Бабушка ушла со студии в 70 лет — возраст весьма солидный.

Немножко начала заниматься домашним хозяйством: даже стала учиться готовить, что почти не делала прежде, кроме самого простого.
Она много читала, смотрела новые фильмы, иногда собирала у себя друзей. Устраивала иногда костюмированные праздники для меня. Немного успела даже позаниматься воспитанием правнука.


Семья
1. Чем занималась мама, Вержбовская Людмила Владиславовна? В разных источниках указывается и художница, и учительница.

— Людмила Владиславовна прекрасно рисовала, училась в училище Штиглица, владела техникой акварели и росписи фарфора, делала копии картин на фарфоре, но художником не работала.
Из того, что я о ней ещё знаю, она занималась благотворительностью как организатор, написала книгу по кулинарии, была мастерицей-рукодельницей: вязала кружева, шила. Вероятно, и преподавала, но я не знаю подробностей.
В её жизни главной профессией была роль жены Бориса Ивановича Словцова, которого она очень сильно любила и сохраняла о нём память всю свою долгую жизнь.


2. Как революция повлияла на жизнь семьи, выбор профессии?

— Бабушка никогда серьёзно не интересовалась политикой, но дух свободы, в том числе свободы творчества, повлиял на выбор профессии.
Вначале она делала различные «агитационно-революционные» оформления трамваев и площадей к праздникам , даже Смольного, арки Генерального Штаба и Зимнего Дворца.
Готовность стать художником в кино, думаю, была связана со смелыми творческими веяниями того времени.
Она рассказала, что её сразу взяли на работу художником-постановщиком  в «Совкино» и она училась всему уже по ходу работы.

3. Если бы не профессия художника, кем она хотела/могла бы стать?

— Она не представляла себя в другой профессии, не мыслила жизни без театра и кино. Пожалуй, только иногда говорила, что хотела бы заниматься не только костюмом, но быть художником-постановщиком фильмов.


4. Повлияла ранний уход отца на профессиональную жизнь Евгении Борисовны?

— На профессиональную жизнь, скорее всего, не повлиял, но безграничная любовь к отцу и некая печаль о его раннем уходе всегда были в её воспоминаниях. Она была «папина дочка» и мечтала написать о нём книгу.

(Возможно, будет интересна информация и об отце Бориса Ивановича Словцова — Иване Яковлевиче Словцове, который был достаточно известным краеведом, этнографом, археологом, основателем краеведческого музея в Тюмени, который и поныне носит его имя.
http://gcbs.ru/cbs/tum/Issledov_Sibiri/Slovcov.htm
и )


5. Как родители отнеслись к поступлению на новаторские курсы КУРМАСЦЕП, а не, например, в Академию художеств? 

— Не знаю точно, думаю, что на её свободу выбора было трудно повлиять.
Но после закрытия КУРМАСЦЕПа бабушка училась во ВХУТЕМАСе (бывшее училище барона Штиглица), а защищала диплом уже в Академии Художеств.

(В 1987 году искусствовед Любовь Соломоновна Овес взяла у моей бабушки подробное интервью. Эта беседа опубликована в журнале "Киноведческие записки 99" за 2011-2012 г. Там много дат, фамилий, деталей и случаев из жизни, особенно подробно про времена учёбы и ранние работы в кино и театре, всё очень интересно рассказано бабушкой:
https://www.ozon.ru/context/detail/id/24918492/
 или http://www.kinozapiski.ru/ru/no/sendvalues/76)

 
6. Учась в экспериментальных студиях и пробуя себя в разном качестве не хотела стать актрисой?

— Рассказывала, как принимала небольшое участие в экспериментальных постановках в студенческие годы, исполняла маленькие роли. В КУРМАСЦЕПе учили всему, включая актёрское мастерство. Бабушка вспоминала, как даже «становилась в пирамиды» взбираясь на плечи и делая позы, но серьёзно о карьере актрисы никогда не мечтала…


7. В каком году Евгения Борисовна вышла замуж?

— К сожалению,  дату не помню. Её муж Леонид Патлис. Он работал на киностудии оператором -постановщиком. Также,  он был замечательным фотографом.

8. Единственный сын родился в 1932 году, а супруг умер в 1943 году. Верно?

— Да, верно.

9. Ваш папа связал судьбу с кинематографом?

— Нет. Папа Борис Леонидович Патлис, несмотря на то, что прекрасно рисовал и фотографировал, избрал профессию инженера и работал в области создания техники для радио, для ЭВМ и для авиа-тренажёров.

10. А Вы? Бабушка повлияла на Ваш выбор профессии?

— Да. На мой выбор профессии однозначно повлияла именно бабушка.  Для меня даже не стоял вопрос  о выборе того, кем стать, — художником! Рисовать она меня не учила, но с самых ранних лет жизни мне выдавались краски, карандаши, пастель, бумага и предоставлялась возможность рисовать в бабушкиной комнате, когда она сама работала над эскизами.

 В кино ассистентом художника и художником по костюмам я проработала 10 лет. Сейчас, уже не работаю на киностудии, а пишу сказки и рисую к ним иллюстрации.

(Иллюстрация -- эскиз костюма выполненный Е.Б. Словцовой)


Рецензии