мира слишком много

В романе нобелевского лауреата Ольги Токарчук «Последние истории» (очень хорошем) есть персонаж – деревенский учитель Петро. В течение своей долгой жизни он делает на сундуке, не доверяя бумаге, различные записи. Пишет химическим карандашом, позже – авторучкой. Даты рождения и смерти родных, природные явления, бытовые происшествия. Заносятся даты, связанные с любимой дочерью, с посевом сельдерея, нашествием слизней или ранними подснежниками. Находится место для мудрых мыслей, чаще всего заимствованных из отрывного календаря, но иногда и собственных, вроде такой: «Ничего не поделаешь, пусть все будет так, как есть». Сначала заметками покрывается внутренняя крышка сундука, потом боковины… Петро стареет, сундук заканчивается.
«В конце концов Петро выходит из сундука на поверхность с краткой информацией: “Мира слишком много”».

К такому выводу приходит человек, последние тридцать лет живший вдвоем с женой в уединенном доме на горе, высоко над остальной польской деревней. А у их телевизора – рябой белесый экран с неразборчивыми новостями. И все равно – много.
 
Конечно, это старость, когда хочется ограничивать приход внешнего.

Но мира слишком много не только у стариков. Благодаря WWW, он находит тебя везде. Наваливается, вытесняя из твоей жизни, заставляя быть участником или, точнее, соглядатаем чужих судеб. Он заполняет мысли, не оставляя место для собственных тихих раздумий.

Мир воюет, болеет, давится несправедливостью. И ты вместе с ним.

Только нет сундука, куда можно складировать свою мудрость. И домика в «горнем крае», с простирающейся под ним долиной, гладиолусами-шпажниками на склоне, чистейшим снегом зимой; с собакой, кошками и козой с дьявольскими прямоугольными зрачками, похожей на человека в диковинном рогатом наряде.


Рецензии