Сатира в борьбе с политической пропагандой

                (Журнальная сатира в общественной борьбе:
                полемика поэтов-«искровцев» с антипольской шовинистической пропагандой)

        Быстрая, разносторонняя и практически всеобщая активизация социально-политических процессов в России в эпоху Великих реформ, готовившихся и начавших поэтапно осуществляться в 1860-е годы, закономерно привела к значительному оживлению русской журналистики той поры, придало ей уникальный неповторимый динамизм, определила ее неповторимое лицо. Более того: можно прямо утверждать, что сама эта санкционированная верховной властью достаточно свободная и открытая публичная полемика на страницах периодических изданий по важнейшим вопросам, волновавшим всё русское общество, в немалой мере способствовала интенсификации хода реформ.

        Но, тем не менее, один из самых жгучих и наиболее болезненных политических вопросов, резко обострившийся в начале 1860-х годов в связи с трагически напряженными русско-польскими взаимоотношениями, в очередной раз дошедшими как раз в этот период до кровавой конфронтации [1–2], оставался предельно затрудненным для возможности объективного и беспристрастного обсуждения в печати. Трудности при этом возникали двоякого рода: во-первых, жесткая цензурная система бдительно отслеживала и строго пресекала любые критические замечания по поводу действия имперских административных и военных властей в Царстве Польском и в западных губерниях, а во-вторых, активно насаждавшиеся, с подачи официозных идеологов типа Каткова, великодержавно-шовинистские националистически установки насильственно заглушали разрозненные голоса протеста и заступничества за подвергнувшуюся военным репрессиям и политическими гонениям польскую сторону этого затяжного конфликта.

        Поэтому, в связи с тем, что публицистические выступления с критикой польского вопроса оказались для русских литераторов практически невозможными, полемика вынуждена была отчасти переместиться на страницы многочисленных и активно распространявшихся в то время среди широкой читательской аудитории сатирических изданий, лучшим и наиболее ярким из которых по праву считается иллюстрированный сатирический журнал «Искра» [3–4]. Именно на страницах этого журнала подверглись ироническому переосмыслению и полемическому развенчанию многие элементы официальных идеологических постулатов, политических доктрин и мировоззренческих клише [5–6]. Господствующий тон в «Искре» задавали либерально и демократически настроенные литераторы, отражавшие мнения и выражавшие настроения некоторой части русского общества, сопротивлявшегося шовинистическому угару государственной пропаганды [7].

        Характерным представителем такой либерально-демократической оппозиционной среды был, в частности, В. И. Богданов [8], первым среди поэтов-«искровцев» сделавший в своей поэтической сатире выпад против централизованно навязываемой прессе имперски-великодержавной тематики и стилистики. В едком по ироничности стихотворении 1863 года «Беседа с Музою (В чисто классическом роде») он нарочито аффектированно перечислил ряд желательных для властей стереотипов, призванных служить источником вдохновения для верноподданных авторов:

                Как что год, то видим больше
                Новых льгот и новых благ,
                Как разбит со славой в Польше
                Враг, враг, враг [9, с. 335].
   
        Еще более наглядную и гротескную галерею конкретных типажей не чуждавшихся определенной доли сервилизма литераторов из официозных или близких к ним кругов, воспроизведенную в резких саркастических тонах, создал в том же году еще один крупный сатирик той эпохи П. В. Шумахер [10] в пародийном перифразе знаменитой пушкинской инвективы «Клеветникам России»: 
   
                О чем вы шумите, витии,
                Что дмишься, заносчивый галл?
                Вам чуждо разладье России,
                Вам чужд наш семейный скандал! [11, с. 63]
               
        Под язвительным пером Шумахера оказались до абсурда доведены государственно-патриотические интенции целого ряда ведущих публицистов, излишне рьяно, по мнению автора сатирической переделки, публично отстаивавших в отечественной и даже заграничной прессе правоту и законность русского дела в Польше, воспринимавшегося Шумахером как проявление насилия над заведомо более слабым противником:

                Поборник народа и веры,
                Погодин подымет славян;
                Берг выпишет друга с Капреры;
                Катков пригласит англичан;
                Старчевский пожертвует «Сыном»,
                А Писемский тысячью душ,
                И шапки поставит дружинам
                Аксаков, достойнейший муж [11, с. 63]. 

        А самым решительным и категоричным неприятием самого духа шовинистического угара стало еще одно сатирическое перелицевание русской державно-патриотической классики, только на этот раз уже не пушкинских стихов, а лермонтовского «Бородина», выполненное постоянным сотрудником редакции «Искры» В. Р. Щиглевым [12]. Его полемические оценки оказались настолько резкими, что это программное для молодого литератора стихотворение не могло быть опубликовано в ту пору по цензурным условиям:

                «Скажи-ка, дядя, ведь недаром
                Патриотическим пожаром
                Охвачена страна?
                Штыки на солнышке искрятся,
                Отвсюду адресы стремятся,
                Катковы марсовски ярятся –
                Не будет ли война?» <...>

                «Да, золотое ныне время!
                Смотри: чем хуже наше племя?
                Богатыри-то мы!
                Царя-отца мы любим с жаром;
                Скажу, племянник: да, недаром
                Патриотическим пожаром
                Охвачены умы!» [13, с. 376, 378] 

        Так русская журнальная поэтическая сатира безуспешно, но воодушевленно пыталась противостоять неприемлемому для нее духу милитаризма, шовинизма и политической реакции.
   
                Литература

    1.  Гетманский А. Э.  Политика России в польском вопросе (60-е годы XIX века) // Вопросы истории. – 2004. – № 5. – С. 24–45.
    2.  Бухарин Н. И.  Российско-польские отношения в XIX – первой половине ХХ в. // Вопросы истории. – 2007. – № 7. – С. 3–16
    3.  История русской журналистики XVIII–XIX веков / Под ред. Л. П. Громовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. – 672 с. 
    4.  Ямпольский И. Г.  Сатирическая журналистика 1860-х годов Журнал революционной сатиры «Искра» (1859–1873). – М.: Худож. лит., 1964. – 623 с.
    5.  Хорев В. А.  Польша и поляки глазами русских литераторов: Имагологические очерки. – М.: Индрик, 2005. – 232 с.
    6.  Стыкалин А. С.  Русские и поляки: стереотипы взаимного восприятия // Славяноведение. – 2001. – № 5. – С. 60–76.
    7.  Китаев В. А.  Русские либералы и польское восстание 1863 года // Славяноведение. – 1998. – № 1. – С. 54–61.
    8.  Ямпольский И. Г.  Богданов Василий Иванович // Русские писатели. 1800–1917: Биографический словарь. Т. 1. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. – С. 298–299.
    9.  Богданов В. И.  Собрание стихотворений. – М.: Изд-во МГУ, 1959. – 391 с.
    10. Корнеев А. В.  Шумахер Петр Васильевич // Русские писатели. XIX век: Биобиблиографический словарь: В 2 т. Т. 2. – М.: Просвещение, 1996. – С. 427–428.      
    11.  Шумахер П. В.  Стихотворения и сатиры. – Л.: Сов. писатель, 1937. – 307 с.
    12.  Ямпольский И. Г.  Поэты «Искры» // Поэты «Искры»: В 2 т. Т. 1. – Л.: Сов. писатель, 1987. – С. 5–42.   
    13.  Поэты 1860-х годов. – Л.: Сов. писатель, 1968. – 763 с.

         Сентябрь 2014


Рецензии