Безумие феи - музе б!

Слова.. Мир начался со слова, и слова до сих пор значат больше, чем поступки.
Людской мир слепо верит словам. Людям можно сказать, что это белое - и они будут согласно кивать, глядя на "Черный квадрат".
Голый король нарядно одет в глазах тех, кто верит только словам.

Слово "ведьма" в народной памяти измазано черной краской, зато "фея" пахнет зефиром и детскими мечтами.

Вот только настоящая ведьма не верит словам. Она обладает ясномыслием и точновидением, и ее не обмануть ширмой сладких букв над горьким настоем.

Источником самых поучительных историй были и остаются сказки - истории-предупреждения для людей всех сословий. Затем к устной традиции сказок присоединились церковные книги с поучениями..

Да вот беда - сказки столько времени передавались из уст в уста, что со временем их смысл "выветрился" и "затерся", они остались лишь развлечением для малых деток, совсем не осознающих их настоящего смысла.

Забылось и то, что и феи, и музы относятся к неприкасаемому сословию ведьм (они же - волшебницы, колдуньи, кельды и тп.). А настоящие ведьмы быстро понимают, что "коли все до единого желания исполнять, так люди от этого быстро портятся. Вот и ломай голову, что лучше дать - то, что им хочется, или то, что им действительно нужно" (Терри Пратчетт, "Ведьмы за границей").

Ведьмы умеют видеть эту грань - между тем, что человеку действительно нужно и тем, чего он желает. И выбирают в зависимости от обстоятельств и даже собственного настроения, что дать человеку. Ведьмы имеют чувство собственного достоинства (иногда превышающее их рост), а потому люди сами должны приходить к ним - тогда, когда они действительно нуждаются в помощи ведьмы. И ведьма установит свою цену, а может и вовсе отказать, если сочтет, что человек в ее помощи не нуждается.

Люди ведьм не любят лишь по той причине, что они действительно могут дать то, что человеку действительно нужно, а потому и в сказках-предупреждениях наших предков упоминается лишь о негативных чертах ведьм: плату попросит, в выполнении желания откажет, да и вообще.. Ведьму приходится просить что-то сделать - а этого люди не любят еще больше, чем внезапно выполненных желаний.

Проведя параллели в религиозном контексте, роль ведьмы в церкви исполняет.. сам Бог. К нему приходят, у него просят, а выполнять или нет - исключительно в его воле. Многие приходящие даже сами заранее назначают ему цену, накладывая добровольно на себя епитимьи, жертвуя "на храм" и благодетельствуя милостыню. Но.. решение остается исключительно за Ним, только, в отличие от ведьмы, не всегда оно озвучивается моментально.

Но настоящая ведьма не является к людям просто так, чтобы потешить собственное самолюбие, выполнив первую пришедшую в голову мысль человека. О нет..

Это удел фей-крестных. Феей становятся ведьмы, перешедшие тонкую черту между достоинством и самодовольством, желанием потешить собственное самолюбие и пониманием реального хода событий. Когда у ведьмы сбивается "прицел" в отношении себя и своего места в мире - вот тогда она и перестает задумываться, чем отличаются желания человека от его настоящих потребностей, и начинает размахивать волшебной палочкой, не задумываясь о последствиях для окружающих.

А потому "со временем феи-крестные начинают здорово разбираться в человеческой природе, и от этого хорошие ведьмы становятся добрыми феями, а плохие обретают могущество" (Пратчетт).

Слова, слова.. Феи-крестные легко и весело исполняют людские желания - да только никогда не различают первое, высказанное вслух обалдевшим от счастья человеком, от реальной его потребности. Да и не думают даже различать - а зачем?

Фея является к человеку внезапно, когда хочется ей самой (а в душе возникает страстное желание "причинить добро" людям и прославиться). Она играет в Спасителя из треугольника Карпмана, и неудивительно, что ищет себе.. жертву. Идеал жертвы - человек, хоть на секунду оказавшийся в небольшой затруднительной ситуации: хочется на бал, прохудилось корыто, заблудилась. Отметим глобализм проблем - фея никогда не является, когда на карту поставлена жизнь или судьба человека.

Золушка, старуха-рыбачка, девочка Женя с цветиком-семицветиком - и это ведь не полный список фейских жертв. Роднит их одно: "благодаря" самолюбию фей их судьба существенно меняется, и они попадают "из огня да в полымя", оказываясь в самых сложных и запутанных ситуациях после посещения феи.

Даже Золушке фея, приходящаяся крестной (или тетей в других переводах), и не подумала предложить избавить ее навсегда от непосильной работы, хотя и прекрасно знала, что через три часа, проведенных на сказочном балу, та снова превратится в чернорабочую и прислугу у собственных же родственниц. Правда оказалась даже сильнее предположений феи - всего через несколько дней несчастная девушка оказалась связана узами брака с совершенно чужим человеком, а источником ее кабалы в будущем стали уже не конкретные люди, на которых хоть как-то можно обижаться, а "профессиональные обязательства": свободы-то у принцессы не сильно больше, чем у прислуги, а следят за ней куда строже и бдительнее.

Старуха попала еще в более запутанную ситуацию - желания ее фее-рыбке передавал муж, а как мужу скажешь, что хочется в старости не столько материального достатку, сколько любви, заботы да понимания, которых никогда особо от мужа и не видела? Да никак не скажешь.. Вот и пыталась выкрутиться бедная, как могла - требовала все больше и больше, чтобы понял наконец старик ее тоску.. Но нет. Старик, не задумываясь особо, передавал, с каждым желанием все больше теряя сочувствие к супруге и все больше озлобляясь на нее: уже со второго ее желания она для него стала "сварливою бабой" (это про супругу-то), затем "белены объелась", и наконец - "проклятая баба". Так что про супружеские отношения в этой семье все понятно, и нуждалась старуха не во власти и имуществе, а в простом человеческом общении и заботе, но фее-рыбке не до выяснения обстоятельств - пока была в настроении, желания исполняла, а как разгневалась - пожалуйте обратно в старую избу, к постылому бесчувственному мужу да разбитому корыту.

Фея-старушка в уже вполне современной сказке тоже отличилась: подарила девочке Жене цветик-семицветик вообще безо всяких инструкций. С детьми, как видим, феям тоже некогда общаться да уму-разуму учить - не фейское это дело. Но Женя оказалась умнее своих старших коллег по несчастью - она буквально за два часа перепробовала шесть желаний, не получив ни капли удовольствия от их выполнения. А на седьмом переплюнула даже фею-старушку - вылечила мальчика не спрашивая, хочет ли он этого на самом деле. Но ведь Жене нужен был в эти пять минут партнер для игр, так почему бы и нет?

Феи, заметьте, никогда не интересуются, как дела у "очудесенных" впоследствии. Ни к Золушке, ни к старухе, ни к Жене причинившие им столько добра феи больше не являлись (вероятно, опасаясь быть серьезно избитыми).

В литературе для более ученых взрослых роль феи исполняет.. дьявол. Он также является, когда сам захочет, предлагает выполнить первое желание, придуманное ошарашенным человеком, но, в отличие от фей, называет сразу цену людским желаниям, что хотя бы иногда заставляет жертву призадуматься. В фильме "Ослепленный желаниями" дьяволесса исполняет целых семь желаний жертвы, но, в отличие от "добрых фей", честно предлагает сразу изучить контракт и даже.. комментирует неудавшиеся желания, помогая человеку разобраться в себе. От фей вы этого не дождетесь, конечно же.

Вот они - слова, слова.. Кто бы поставил на одну доску - дьявола и фею, ведьму и Всевышнего? Но надо смотреть в суть, в самую сердцевину их функций и особенностей поведения, и вот тогда правда раскрывается с неизвестной нам стороны.

Высший пилотаж настоящей ведьмы - заставить человека самому помогать себе или другим людям. Особо сильным это удается сделать не выходя из дома, но все-таки большая часть вынуждена посещать для этого людей сама. Вот только, в отличие от фей, она не исполняет людские желания - а помогает человеку самому разобраться в себе. Сидит, улыбается, пока он ей что-то рассказывает - и вдруг находит истину. Редко-редко подскажет, в основном - молчит. Ничем плохим людям это не грозит, а потому и сказок про них совсем немного.

Их называют музами.
Они не торопятся, не грозят карами и не наказывают.
Но когда она приходит, человеку дается шанс - тот самый, один из миллиона - найти свое призвание.

Разобравшись в себе, люди призывают музу все чаще и чаще - и стараются держаться подальше от фей.
Муза может просто находиться рядом, и она НИКОГДА не выполняет работу за человека и даже не помогает ему - но дарит уверенность в его пути, позволяет взглянуть на жизнь и творчество с новых точек зрения, и дает силы идти дальше. Люди верят, что привлечь музу возможно, и пробуют самые нестандартные средства - от галлюциногенных продуктов до поездок в "места силы", но музы над этими попытками лишь смеются.
Когда муза уходит, по ней тоскуют и пытаются вернуть всеми возможными способами, когда приходит - ей радуются, хотя она может поднять человека в три часа ночи, чтобы художник дописал картину, а писатель - начал новый роман. Она не щадит людских сил, но взамен люди получают именно то, чего действительно желали сами.
Без обмана. Без угроз. Без наказаний.

Наверное, самой известной музой можно назвать Снежную Королеву. Если бы не она, Герда так и жила бы в своей квартирке, не узнав, на что она способна и принимая за любовь - привычку. Кай так и оставался бы самонадеянным и трусливым, ведь осколки зеркала лишь многократно отразили то, что в нем было и так... И Снежная Королева не торопила ни Герду, ни Кая - у каждого из них была своя задача, и не было никакого наказания за ее невыполнение. Зато Герда получала знаки на пути к поставленной цели, а Кай наблюдал жизнь в ледяных чертогах - каждый из них получал именно то, чего хотел на самом деле.


Муза - это очень сильная ведьма. Ведь только очень хорошая ведьма может сделать так, чтобы люди захотели и смогли помочь самим себе.

А в серьезных книгах мы читаем про ангелов-хранителей, седых старцев или мудрых святых, подсказывающих, наставляющих или являющих "знаки", понятные лишь этому человеку.

***

Слова, слова..
"Добрая" фея дает человеку то, что ему хочется, не задумываясь о его реальных нуждах.
"Злая" ведьма умеет отличить желания от потребностей и дает человеку именно то, в чем он нуждается.
"Воздушная" муза позволяет человеку понять свои потребности и самому создать то, в чем он нуждается.

Говоря проще - фея дает всего лишь рыбу голодному, в то время как муза учит его ловить рыбу, приводя к нему учителей, помогая сделать удочку и найти рыбное место.

Безумна ли фея? - Нет, для себя она умна. Но опыт и ум фейской жертве даются дорогой ценой: ей ничего не стоит заставить человека думать, что он крыса, а ящерице внушить, что она человек.

Умна ли муза? - Скорее, мудра. Она может не разбираться в высшей математике, но может дать возможность математику сделать новое открытие. И эта способность гораздо больше, чем просто ум.

Ведь не зря писал классик:
"Да здравствуют музы,
да здравствует разум!
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!"
А.С. Пушкин, "Вакхическая песня"


Рецензии