Верующий в бога - еще не Homo sapiens Глава 26
Предисловие:
26. Понятие о Боге извращено; понятие о морали извращено: но на этом не остановилось еврейское жречество. Можно было обойтись и без всей истории Израиля: прочь ее... Эти жрецы устроили чудо из искажения, документальным доказательством которого является перед нами добрая часть Библии: прошлое собственного народа они перенесли в религию с полным надругательством над всяким преданием, над всякой исторической действительностью, иначе говоря, сделали из этого прошлого тупой механизм спасения, соединивши вину против Иеговы с наказанием, благочестие с наградой. Этот позорнейший акт исторического извращения мы чувствовали бы гораздо болезненнее, если бы тысячелетнее церковное истолкование истории не притупило в нас требования к честности in historicis. А церкви вторили философы: ложь «нравственного миропорядка» проходит через все развитие даже новейшей философии. Что означает «нравственный миропорядок»? То, что раз навсегда существует Божья воля на то, что человек может делать и чего не может, что ценность народа и отдельной личности измеряется тем, как много или мало он повинуется Божьей воле; что в судьбах народа и отдельной личности воля Божья оказывается господствующей, т. е. наказывающей и награждающей, сообразно со степенью послушания. — Действительность вместо этой жалкой лжи гласит: тот человек — паразит, который преуспевает на счет всего здорового в жизни, т. е. жрец, злоупотребляет именем Бога: такое положение вещей, при котором жрец определяет ценности, он называет «Царством Божьим», средство, при помощи которого достигается или поддерживается такое состояние, он называет «волей Божьей»; с хладнокровным цинизмом мерит он народы, времена, отдельные личности меркою полезности или вреда для власти жрецов. В самом деле: в руках еврейских жрецов великое время истории
Израиля сделалось временем упадка; изгнание, продолжительное несчастье, обратилось в вечное наказание за прошлые великие времена, за те времена, когда жрец еще был ничем. Из сильных, весьма свободных, удачных образов истории Израиля они сделали, сообразуясь с потребностями, жалких проныр и ханжей или «безбожников»; психологию всякого великого события они упростили идиотской формулой «послушания или непослушания Богу». Еще шаг далее: «Божья воля» (т. е. условие для поддерживания власти жреца) должна быть известна, — для этой цели необходимо «откровение». По-немецки: является необходимость в великой литературной фальсификации — открывается «Священное
Писание»; оно делается публичным со всей иерархической помпой, с покаянными днями, с воплями горести о «грехах». «Воля Божья» уже давно известна: вся беда в том, что чуждаются «Священного Писания»... Уже Моисей открыл «волю Божью»... Что же произошло? Раз навсегда, со строгостью, с педантизмом, формулировал жрец, что хочет он иметь, «в чем Божья воля», вплоть до больших и малых податей, которые должны были платить ему (не были забыты и самые вкусные куски мяса, так как жрец есть пожиратель бифштексов)... И с тех пор вся жизнь устраивается так, что нигде нельзя обойтись без жреца; во всех естественных событиях жизни — при рождении, браке, болезни, смерти, не говоря о «жертве» (трапезе), — является священный паразит, чтобы лишить все это естественности, «освятить» их, выражаясь его языком... Ибо нужно же понять это; всякий естественный обычай, всякое естественное учреждение (государство, судоустройство, брак, попечение о бедных и больных), всякое требование, исходящее от инстинкта жизни, — короче, все, что имеет свою цену в самом себе, через паразитизм жреца (или «нравственный миропорядок») в основе своей лишается ценности, становится противоценным, и даже более того: в дополнение требуется санкция, — необходима сообщающая ценность сила, которая, отрицая природу, сама создает ценность... Жрец обесценивает природу, лишает ее святости: этой ценой он существует вообще. — Неповиновение Богу, т. е. жрецу, «закону», получает теперь имя «греха»; средствами для «примирения с Богом», само собой, являются такие средства, которые основательнее обеспечивают подчинение жрецу: только жрец «спасает». В каждом жречески организованном обществе психологически неизбежными делаются «грехи»: они факторы власти, жрец живет грехами, он нуждается в том, чтобы «грешили»... Высшее положение: «Бог прощает тому, кто раскаивается»; по-немецки: кто подчиняется жрецу.
Фридрих Ницше. «Антихристианин. Проклятие христианству»
Глава 26
ЦАРИЦА САВСКАЯ
Я та — чье имя славится повсюду,
Под рокот арф и лиры звон;
В сказаньях вечных я пребуду
Певцов всех стран и всех времен.
За разум мой, могущество и силу
Мне служат все, познавшие меня.
Я — Саба. Я молюсь светилу
Всепобеждающего дня.
Мирра Лохвицкая
Саба, Билкис, Македа, Маликат, Балкида, царица Юга, царица Савская... Это имена одной и той же легендарной женщины, упоминаемой в мифах Ближнего Востока и Африки. Она — олицетворение тайн и соблазнов легенд Востока, ее потомками считали себя эфиопские императоры и продолжают считать местные иудаисты — фалаша.
В Библии она упоминается без имени. Царь Соломон якобы разгадал все ее загадки, но кто была эта таинственная женщина, которая прибыла в Иерусалим из глубин Аравии, чтобы убедиться в мудрости Соломона, никто не знает. Да и была ли вообще?
Сейчас почти точно известно, что Царица Савская принадлежала к роду сабейских царей-жрецов — мукаррибов. Согласно эфиопской легенде, в детстве царицу Савскую звали Македа. Родилась она приблизительно в 1020 году до нашей эры в стране Офир, которая простиралась через все восточное побережье Африки, Аравийский полуостров и остров Мадагаскар. Обитатели страны Офир были светлокожими, высокорослыми и добродетельными. Они слыли хорошими воинами, пасли стада коз, овец и верблюдов, охотились на оленей и львов, добывали драгоценные камни, золото, медь и умели выплавлять бронзу. Столица Офира — город Аксум — находилась в Эфиопии. Есть предположение, что это местность, известная позже как Софала, и именно в этой связи Джон Мильтон в «Потерянном рае» Софалу и упоминает. Кстати, позже в этих местах португальцы будут предпринимать экспедиции в поисках золотых копей царицы Савской.
В пятнадцатилетнем возрасте Македа отправилась царствовать в
Южную Аравию, в Сабейское царство, где стала царицей Савской. Она правила царством около сорока лет. Ее владения находились на юго-западе Аравийского полуострова, где сейчас Йемен. В легендах Аггады (область талмудической литературы) государство царицы Савской описывается как волшебная страна, где песок дороже золота, где растут деревья из Эдемского сада, а люди не знают войн.
Греческие и римские мифы приписывали царице Савской неземную красоту и мудрость. Она владела многими языками, славилась самодержавной власти и являлась Верховной жрицей Планетарной Соборности. В ее страну на «Собор Мудрости» приезжали верховные жрецы с разных континентов для принятия важных решений, касавшихся судеб народов планеты. На один из таких Соборов прибыли Атира и Анахарсис.
Ими двигали не столько проблемы общепланетарные, как интрига вокруг персоны самой царицы. Развенчание мифов — главная задача, которую перед собой ставили герои «Верующего...», а здесь — целая загадка.
Легенды рассказывали, что страна царицы Савской очень богата и красива. Атира и Анахарсис убедились в этом. Столица государства Мариб, по преданию, находилась где-то у стыка границ Намибии, Ботсваны и Анголы.
Владычица Сабы жила в мраморных дворцах, обнесенных орнаментированной стеной из цветных камней. Дворцы окружены садами с бьющими ключами и фонтанами, где пели птицы, благоухали цветы и повсюду распространялся аромат бальзама и пряностей. В садах гуляли дикие звери — тигры, пантеры, укротительницей которых считалась царица. Гордостью Сабейского царства была гигантская плотина к западу от Мариба, которая держала воду в искусственном озере. Через сложную систему каналов и стоков озеро поило крестьянские поля, а также фруктовые плантации и сады при храмах и дворцах. Длина каменной дамбы достигала 600, а высота — 15 метров. Вода в систему каналов подавалась через два хитроумных шлюза. За плотиной собиралась не речная вода, а дождевая, раз в год приносимая тропическим ураганом из Индийского океана. Коран утверждает, что ирригационная система была разрушена небом как кара за язычество. В реальности же катастрофу учинили римляне, разграбившие город и разрушившие шлюзы в наказание за отчаянное сопротивление жителей Мариба.
Предания, легенды, мифы... При всем при этом нашим героям не терпелось увидеть саму царицу. По одним легендам, она была сказочно красива и умна, по другим — у нее было дьявольское начало. Царь Соломон якобы хитростью проверил, так ли это. Ведьмы имели вместо ног козлиные копыта. Чтобы убедиться в этом, он построил павильон со стеклянным полом, запустил туда рыбок и предложил Билкис пройти через этот зал. Иллюзия настоящего бассейна была столь сильна, что царица Савская, переступив порог павильона, сделала то, что инстинктивно делает любая женщина, входя в воду, — приподняла платье. Всего лишь на мгновение. Но Соломон успел увидеть тщательно скрываемое: ноги царицы были человеческими, но весьма непривлекательными — они были кривые покрыты густыми волосами. Соломон не удержался и воскликнул, что даже при такой красоте этот изъян слишком большой. И все же, когда Билкис впервые появилась перед Соломоном в сопровождении всей своей свиты, десятков полуобнаженных девушек в подарок царю и двух охранявших ее пантер, он был поражен и не смог устоять перед ее красотой и величием.
Говорят, что и тысяча женщин спустя много лет не помогла Соломону забыть ее. А надо сказать, что у Соломона было семиста жен и более трехсот наложниц. Полгода продолжался их роман. Все это время Соломон не расставался с ней и непрестанно дарил дорогие подарки. Когда же выяснилось, что Билкис беременна, она покинула царя и вернулась в Сабейское царство, где и родила сына Менелика, ставшего первым эфиопским царем. Ему была уготована славная судьба. Соломон и царица Савская считаются в эфиопских преданиях родоначальниками трехтысячелетней династии императоров Абиссинии.
Атира и Анахарсис вступили во дворец, и их взору предстало поистине грандиозное зрелище. Царица восседала на троне, сделанном из слоновой кости и инкрустированном золотом и драгоценными камнями. Неземная красота царицы поразила их. Она была одета в дорогие одежды, на голове золотая корона со страусовыми перьями. Такую корону она надевала в торжественные моменты. Свита ее состояла из черных карликов, а гвардия — из светлокожих высокорослых гигантов. Да и сама она не была смуглянкой, как многие представляли. Черные волосы обрамляли лицо с мраморной кожей. Глаза излучали мягкий свет, который завораживал. Она была из династии египетских царей, отцом был Бог, которого она страстно желала видеть. Ей были знакомы языческие идолы и предшественники Гермеса, Посейдона, Афродиты. Она была склонна к признанию чужих богов, но всегда поклонялись Солнцу. Билкис владела искусством интриг для удержания власти и была верховной жрицей некоего южного культа нежной страсти. Она знала толк в составлении любовных заговоров.
На мизинце носила колдовской перстень с камнем, называвшимся астерикс — самоцвет предназначался философам и влюбленным и неизвестен современной науке.
Царица умела составлять эссенции из трав, смол, цветов и корней. Это одно из первых упоминаний об искусстве парфюмерии. Оно, кстати, тоже держалось в тайне.
Атира оценила женскую красоту царицы по достоинству, но ходили и другие легенды, которые хотелось проверить. Одна из них вещала о мудрости царицы Савской — купца, дипломата, воительницы, умелой правительницы большого и процветающего края. В этом предстояло еще убедиться. Атира решительно направилась к трону и преклонила колено.
— Приветствую тебя, царица Савская! Я Атира из Грама, а это мой спутник — скифский философ Анахарсис. Просим твоего соизволения присутствовать на Соборе верховных жрецов.
Царица обвела их взглядом и еле уловимым жестом приказала слугам отвести Анахарсиса и Атиру на подобающее им место. Тем временем съезжались гости, зал заполнился голосами. Но когда царица встала с трона, все разом умолкли и застыли в поклоне. Собор начался.
Атира услышала голос, который лился, будто мелодия самого тончайшего инструмента. Речь царицы была так же мудра, как и красива. Все с благоговением внимали той, что покорила сердце самого Соломона.
Величественная осанка, спокойная речь произвели впечатление на присутствующих.
— Я слышал об этой царице много разного, но теперь убедился, что слава о ней не преувеличена, а наоборот, даже в малой степени не раскрывает всех достоинств этой дивной женщины — произнес Анахарсис, тихо общаясь с Атирой. — Ей приписывают много всяких поступков, но в одном я уверен — она шла не покориться Соломону, который будто бы грозился пойти на нее силой, если она не приедет к нему. И ехала к нему в такую даль не из чистого любопытства — загадки загадывать, как утверждают многие, а для того чтобы договориться о свободном проходе караванов по пустыне до Иерусалима. Именно через Израиль проходила Дорога благовоний — путь из Сабы в Египет, Финикию и Сирию протяженностью две тысячи километров.
Ее визит описан в десятой главе Третьей книги Царств (I Царей), а также в девятой главе Второй книги Паралипоменон (II Хроник).
«И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце. И объяснил ей Соломон все слова ее, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей.
И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и дом, который он построил, и пищу за столом его, и жилище рабов его, и стройность слуг его, и одежду их, и виночерпиев его, и всесожжения его, которые он приносил в храме Господнем. И не могла она более удержаться и сказала царю: верно то, что я слышала в земле твоей о делах твоих и о мудрости твоей; но я не верила словам, доколе не пришла, и не увидели глаза мои: и вот, мне и в половину не сказано; мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала. Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою! Да будет благословен Господь Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол
Израилев! Господь, по вечной любви Своей к Израилю, поставил тебя царем, творить суд и правду.
И подарила она царю сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний и драгоценные камни; никогда еще не приходило такого множества благовоний, какое подарила царица Савская царю Соломону».
В ответ Соломон также одарил царицу, дав «все, чего она желала и чего просила».
После этого визита, согласно Библии, в Израиле началось небывалое процветание. Предания описывают роскошь, которую смог позволить себе Соломон. Он сделал себе престол из слоновой кости, обложенный золотом, точь-в-точь как у Билкис, и даже превосходил его своим великолепием. Кроме того, Соломон сделал себе двести щитов из кованного золота, и все сосуды для питья во дворце и в Храме были золотыми. «Серебро во дни Соломона вменялось ни во что» и «превзошел царь Соломон всех царей земли богатством и мудростью».
— Таким величием, я думаю, Соломон отчасти обязан визиту царицы Савской.
— Очень даже может быть. По преданию, Соломон не только влюбился, но и женился на ней. Вернулась она домой не одна, а с сыном, которого назвали Менелик, он был первым сыном Соломона.
— Менелик действительно похож на отца как две капли воды. Одна эфиопская легенда повествует о том, что долгое время Билкис хранила в тайне от сына имя его отца, а по достижению совершеннолетия, отправила его с посольством в Иерусалим, сказав, что он узнает отца по портрету, на который Менелик должен был впервые взглянуть только в храме бога Яхве.
Добравшись до Иерусалима и придя в храм на богослужение, Менелик достал портрет, но вместо рисунка с удивлением обнаружил небольшое зеркало. Посмотрев на свое отражение, Менелик обвел взглядом всех присутствующих в храме людей, увидел среди них царя Соломона и по сходству догадался, что это и есть его отец.
Именно с ним связано появление евреев в Эфиопии, где сын царицы Савской стал родоначальником абиссинских правителей. Менелик вернулся на родину в сопровождении молодых иудеев и привез в Эфиопию Ковчег с реликвиями. Эта реликвия считается святыней. Местные жители твердо уверены в том, что реликвия охраняет их страну на протяжении тысяч лет. Ведь Эфиопия — единственная страна Африканского континента, которая никогда не была колонизирована и оставалась независимой.
Для многих окажется открытием, что Эфиопия — страна древней цивилизации и культуры, где в монастырях хранятся тысячелетние рукописи на амхарском языке, а богослужение в христианских храмах проходит под звуки барабана. Кстати, христианство здесь приняли почти на семьсот лет раньше Руси! Эта территория, обозначенная эллинами весьма неопределенно, соответствовала египетскому и библейскому «Куш», что семьдесят толкователей и передали при переводе Библии на греческий язык словом «Эфиопия».
А вот несколько интересных фактов, непосредственно связанных с Эфиопией:
11 сентября — день возвращения царицы Савской от Соломона в родную страну — является в Эфиопии официальной датой начала нового года и носит название Enkutatash.
Третьим по старшинству орденов Эфиопии является Орден царицы Савской (Order of the Queen of Sheba), учрежденный в 1922 году. Среди кавалеров ордена были: королева Мария (супруга английского короля Георга V), президент Франции Шарль де Голль, президент США Дуайт Эйзенхауэр.
Предок Пушкина Абрам Петрович Ганнибал, по одной из версий, был родом из Эфиопии и, по его утверждениям, принадлежал к княжескому роду. Если этот род, что вполне допустимо, имел какие-либо брачные связи с правящей династией, то кровь царицы Савской и Соломона текла и в жилах Пушкина.
— Как все переплелись в истории человечества... Иногда не знаешь, где искать корни от кроны, что разветвилась над землей. Видимо, Ницше именно это имел ввиду, когда говорил, что «Церковь... извратила историю человечества, обратив ее в предысторию христианства...» Где истина, а где ложь — трудно сказать. Нам остается только верить в то или другое. А истина где-то посередине, наверное.
— Нет, дорогая Атира, как говорил Плиний Старший — in vino veritas. А я его дополню — ergo bibamus, что значит «следовательно — выпьем». Предлагаю испить из этих кубков нектар, ниспосланный волею богов. Ведь мы в гостях царицы Савской!
Тем временем банкет после Собора подошел к концу, и, когда удалилась бесконечная свита царицы, Анахарсис последовал за ней, нарушая всякий этикет, дабы побеседовать с Билкис наедине. Атира поспешила вслед. Анахарсис прошел через охрану, его остановили только две черные пантеры, охранявшие вход в апартаменты Билкис. Но тут неожиданно послышался голос, и звери отошли назад, открыв путь пришельцам. Створки распахнулись, и они очутились в царских покоях.
— Я знала, что вы пришли сюда не для того, чтобы принять участие в Соборе. Чем могу быть полезна пришельцам из другого времени?
— Слава твоя, повелительница сказочной страны, беспредельна. Мы осмелились прийти к тебе, чтобы убедиться в том, что ты столь же мудра, как и прекрасна. Твой блистательный и проницательный ум сумел сразу разгадать тайну нашего прибытия.
Анахарсис и Атира преклонили колени перед ней.
— Встаньте! — повелела Билкис. — Не пристало Богине звезд преклонять голову перед смертной.
— Богиней я стала по воле автора. На самом деле я Атира из Грам.
— Что привело вас сюда, в мою затерянную во времени страну?
— Слава о тебе, царица. Так много легенд воспевают твою мудрость, сравнимую с Соломоновой, даже в Библии описан твой визит к Соломону. Это вызывает интерес.
При упоминании имени Соломона Билкис напряглась. После паузы, она произнесла с иронией в голосе:
— Ну как же, Соломон... Благодаря ему, меня и вспомнили в Библии.
Она даже рассмеялась, но потом снова стала серьезной и произнесла:
— Этот напыщенный индюк вообразил себя мудрецом. Мало того, поверил слухам, будто у меня вместо ног козлиные копыта, а ноги покрыты густыми волосами. Разве мудрый человек верит в небылицы?
— Тебя это оскорбило?
— Да, особенно фокус с бассейном под прозрачным полом. Но я стерпела бы его подозрения, если бы молва о моем якобы ведьмовстве не разнеслась по свету. Докажи теперь обратное.
— Но молва говорит о тебе и о как красивой женщине, блистательном дипломате, правителе и политике. О твоей мудрости ходит не меньше слухов, чем о мудрости Соломона. Говорят, что именно после твоего визита он стал сказочно богат.
— Вы хотите, чтобы я разгадывала загадки для вас?
— Нет, оставим разгадывание загадок Соломону. Мы хотим поговорить о теме, которая нас волнует. Тема религии, веры, тема богов. В будущем, из которого пришла Атира, жил философ, который написал книгу о христианстве, и она вызвала бурю споров.
Билкис испытующе посмотрела на Анахарсиса и произнесла с видом превосходства:
— Ты забыл, с кем разговариваешь! Признайтесь, вы ведь вообще поддали сомнению само мое существование. Конечно, что за помесь женщины с козлом! — Она снова рассмеялась, а потом спокойно произнесла: — Это Фридрих Ницше, не так ли?
Сказать, что Атира с Анахарсисом изумились — не сказать ничего. Билкис тем временем хлопнула в ладоши, и тут же появилась рабыня с подносом в руках. Она поставила угощение и удалилась.
Предложив гостям фрукты и сладости, Билкис тем временем продолжала:
— Как отличить ложь от правды, прикрытой древностью веков? Как очистить зерна от плевел? В истории с Соломоном зерна приписали именно ему. Конечно, кто женщину поставит на один уровень с мужчиной, тем более в век патриархата! Но историю не изменить, мифы не одолеть, а легенды — на то и легенды, чтобы жить в веках. Не будем избавляться от них. Но знайте, что человечество смотрит на себя в кривое зеркало, истина в нем искажена чаще всего до неузнаваемости. Со мной и Соломоном приключилась та же история — мы попали в царство кривых зеркал. А Библия, по словам того же Ницше «...чудо из искажения, документальным доказательством которого является перед нами добрая часть Библии: прошлое собственного народа они перенесли в религию с полным надругательством над всяким преданием, над всякой исторической действительностью, иначе говоря, сделали из этого прошлого тупой механизм спасения, соединивши вину против Иеговы с наказанием, благочестие с наградой. Этот позорнейший акт исторического извращения мы чувствовали бы гораздо болезненнее, если бы тысячелетнее церковное истолкование истории не притупило в нас требования к честности in historicis. А церкви вторили философы: ложь „нравственного миропорядка“ проходит через все развитие даже новейшей философии. Что означает „нравственный миро-
порядок“? То, что раз навсегда существует Божья воля на то, что человек может делать и чего не может, что ценность народа и отдельной личности
измеряется тем, как много или мало он повинуется Божьей воле; что в судьбах народа и отдельной личности воля Божья оказывается господству-
ющей, т. е. наказывающей и награждающей, сообразно со степенью послушания».
— Блестяще! Ты ко всему прочему еще и провидица, видишь будущее?! — восхитилась Атира.
— Нет, просто мы с вами находимся в том измерении, где прошлое, настоящее и будущее существует одновременно. Для вас я прошлое, вы для меня — будущее, но сейчас мы вне времени и пространства. Это дарит нам возможность общения.
— А можно мне задать тебе вопрос чисто женский? — спросила Атира.
— О Соломоне? — догадалась Билкис.
— Поразительно, ты читаешь мои мысли!
— Повторяю, нет смысла развенчивать мифы, которые существуют веками. Пусть он остается мудрым и именно тем, кому удалось покорить царицу Савскую, сделав ее матерью своего сына. Скажу только одно — женская мудрость несравнима с мужской. Знаешь почему? Потому что мужчины даже не догадываются, насколько мы их превосходим, и в этом наша сила, а их — слабость. Соломон, как и все самоуверенные и самовлюбленные мужчины, тоже этого не понял, а я не мешала ему заблуждаться, потому что это выгодно для меня и моего государства.
— Но правда ли, что он добился тебя обманом? У вас был уговор, что ты ничего не возьмешь без спроса. Он же дал тебе пересоленую пищу на ужин, и ты ночью испила без спроса воды. Он только этого и ждал.
— Действительно, все было пересолено. Я испила воды из кувшина и нарушила обещание. Как ты думаешь, это легенда или правда? Как хорошо, что в Библии есть что почитать. Ни дать ни взять — комикс на все времена.
Атира хотела еще что-то сказать, но царица встала, показав, что аудиенция закончена. Она вышла, оставив за собой шлейф свиты и ауру величия.
— Воистину великая женщина, загадка мира. Таковой и осталась для потомков. Тем более что существует проблема с хронологией: Соломон жил приблизительно с 965 по 926 гг. до н. э., а первые следы монархии савеев появляются спустя примерно 150 лет. Но в пользу ее существования, сохранились развалины Храма Солнца в Марибе. Построенный в VIII веке до н. э., он просуществовал в течение 1000 лет. В XIX веке исследователи
И. Галеви и Глазер нашли в Аравийской пустыне развалины огромного города Мариб (современный Йемен) — столицы ее государства.
Приводят параллели между царицей Савской и Семирамидой, а
Иосиф Флавий считает, что она царствовала в Египте — это якобы не кто иная, как царица Хатшепсут (XV век до н. э.), одна из первых и наиболее влиятельных правителей 18-й династии фараонов (Новое царство), отец которой, Тутмос I, присоединил к Египту страну Куш (Эфиопию).
Итак, царица Савская: была ли ты? А если не была, тебя стоило выдумать хотя бы для того, чтобы оттенить мудрость Соломона, который говорил, что «женщина слаще жизни и горше смерти».
Тайна — имя твое, мудрость — суть твоя, красота — природа твоего тела и души, блистательная Саба!
Свидетельство о публикации №220102200788