Людмила Сахарова Мадам Семнадцать

      
     ИСТОРИЧЕСКАЯ РУБРИКА "СЛУЧАЙ ПРАВИТ МИРОМ"./Наполеон

                МАДАМ СЕМНАДЦАТЬ
               
   «Мадам Семнадцать» - так называли Матильду Кшесинскую, которая обожала рулетку, и неизменно делала ставки только на это число, считая его счастливым. Матильда Феликсовна  была азартна всю свою долгую жизнь, и не только за игорным столом. Везде она делала ставки по-крупному.
   Для выпускного спектакля она, лучшая ученица Императорского училища в Петербурге, выбрала выразительный, не без кокетства танец из «Тщетной предосторожности». Она очень волновалась, потому что знала, что будет танцевать в присутствии царской семьи. Матильда выступила блистательно. После спектакля, по традиции, государь император приветствовал воспитанниц. Когда очередь дошла до Матильды, она опустилась в глубоком поклоне перед Александром III, который ей сказал: «Будьте украшением и славою нашего балета».
   За праздничным столом Матильда оказалась рядом с цесаревичем Николаем Александровичем. Она не помнила, о чем они говорили в тот вечер друг с другом, но праздничное возбуждение, выпитое шампанское, сделали свое дело. Матильда влюбилась в наследника с первой минуты, и видела только «его голубые глаза с таким добрым выражением».
   Знакомство с Матильдой не прошло бесследно и для Николая. Он стал интересоваться балетом, не пропуская ни одного выступления Кшесинской, своей Малечки, как звали любя ее в семье, а теперь ее так называл и наследник. Маленькая танцовщица все больше и больше нравилась ему. Они стали встречаться в ее особняке на Английском проспекте.
   В петербургском обществе связь наследника с танцовщицей была замечена и вскоре стала темой пересудов. Говорили, что Матильда «заважничала» и каждому хвалилась своими отношениями с Николаем. Конечно, Матильда была влюблена, но не менее важно для нее было сознавать себя возлюбленной именно наследника российского престола. Она очень хорошо понимала, что подобные отношения с ним продлятся недолго. «Я хочу лишь воспользоваться счастьем, хотя бы временным, которое выпало на мою долю», - так она объясняла свое желание быть с цесаревичем  своему расстроенному отцу, который пытался предостеречь от подобной связи свою дочь.
   Разрыв между влюбленной парой был неизбежен и наступил незадолго до официальной помолвки Николая Александровича с Алисой Гессенской. Инициатором был, конечно, Николай. Он чтил традиции и престиж династии, понимал свое высокое предназначение и никогда не забывал, кто он и кто его возлюбленная, знал, что дистанция между ними непреодолима.
   Матильда с трудом пережила свадьбу Николая, и, что было совсем не похоже на нее. Сославшись на болезнь, она некоторое время не выступала, заперлась дома, никого не принимала. Но Матильда не долго оставалась затворницей. Скоро она вернулась на сцену и оказалась в новых объятьях.
   На этот раз она нашла утешение в лице великого князя Сергея Михайловича,  двоюродного дяди Николая, который в ней души не чаял, баловал ее, как мог, предупреждал все ее желания и капризы. Именно он подарил ей роскошный особняк на Каменноостровском проспекте, который впоследствии получил широкую известность, как штаб большевиков во главе с Лениным, но это будет еще впереди, а пока этот дворец стал культурным центром Петербурга.
   Частыми гостями здесь были актеры Шаляпин и Собинов, коллеги по сцене Павлова, Карсавина, Нежинский, Дягилев, многие великие князья и неизменный Сергей Михайлович – президент Русского театрального общества, который по-прежнему вел все дела балерины и оставался ее верным и преданным другом.
   Время шло, и в феврале 1900 года на императорской сцене состоялся бенефисный спектакль по случаю десятилетнего юбилея службы Матильды Феликсовны на сцене. Бенефис прошел с триумфом. По случаю успешного выступления Матильда устроила праздничный обед, на который пригласила многих великих князей, среди них оказался и Андрей Владимирович, кузен Николая II, с которым с этого вечера Матильда стала неразлучна. Осенью влюбленные совершили путешествие по Европе. По возвращении, летом 1902 года, у Малечки родился сын Володя – правнук императора Александра II.
   К этому времени имя Кшесинской гремело по всей Европе. Она гастролировала в Париже и Вене, Лондоне и Амстердаме, Риме и Женеве. Объехала она и всю Россию и везде  неизменно исполняла свое знаменитое «32 фуэте».
   Наступил 1914 год. Первая мировая война. В Петербург стали поступать партии раненых солдат. Матильда Феликсовна на свои деньги устроила частный лазарет, оснастив его прекрасной операционной. Семьям раненых она посылала подарки и нередко сама выступала в лазарете перед солдатами, которые шли на поправку.
   Последний раз побывала Кшесинская в своем, еще недавно блестящем особняке, осенью 1917 года. Увиденное варварство потрясло балерину: ее чудный ковер был залит чернилами, повсюду валялась разбитая посуда, ванна-бассейн была наполнена окурками, в книжных шкафах стояли ружья.
   В эти трагические дни балерину разыскали представители Театрального общества и попросили выступить в театре. Она согласилась. Когда Матильда вышла на сцену, вся публика в зале поднялась со своих мест и таким громом аплодисментов приветствовала любимую танцовщицу, что оркестр вынужден был прервать начатую музыку. Когда Кшесинская закончила свое выступление, овациям не было конца. Вся сцена была завалена цветами, а солдаты от восторга бросали ей под ноги свои фуражки. Многие плакали. «Это было мое последнее выступление на сцене в России, моя лебединая песня», - вспоминала позднее Матильда Феликсовна.
   Всю гражданскую войну Матильда с мужем и сыном перемещалась по России, живя, то в Кисловодске, то в Анапе, то в Новороссийске. Пройдя через многие лишения и откровенную нужду, потеряв всякую надежду на лучшие времена в России, они в феврале 1920 года покинули Россию, как оказалось навсегда. Началась эмиграция. Отныне жизнь балерины  и ее семейства была связана с Францией.
   В 1921 году в Каннах в русской церкви состоялось бракосочетание великого князя Андрея Владимировича и Матильды Феликсовны. Их сыну Владимиру к этому времени было уже 18 лет.
   В 1929 году в Париже Матильда открыла балетную студию, из которой вышло в последствии много выдающихся танцовщиков и танцовщиц. Она оказалась прекрасным педагогом.
    Матильда Феликсовна прожила большую жизнь, в которой было много счастья и радости. Она никогда не унывала. Находясь, казалось бы, почти на краю гибели в гражданскую войну, Малечка не забывала о красоте ногтей, прически и элегантноcти своего туалета. Она никогда не вспоминала и не расстраивалась о потерянных богатствах, о любимом особняке, в котором была счастлива, и в который больше никогда не вернулась. Она теряла и проигрывала с достоинством королевы. Помнила только хорошее: как пила шампанское в кругу близких друзей после очередного триумфального бенефиса, как устраивала детские утренники для своего дорогого сынишки, как любовалась рассветом над Босфором, находясь на борту парохода, который навсегда увозил ее из России.
   Трудно представить, но последний раз Матильда Кшесинская выступала с сольным номером в возрасте 64 лет. Подобного сценического долголетия балетное искусство в то время еще не знало. Это произошло в 1936 году на сцене Ковент-Гардена в Лондоне. Обычно сдержанная английская публика просто захлебнулась аплодисментами и заставила поднимать занавес, чтобы увидеть фантастическую балерину, 18 раз. Имя Матильды Кшесинской стало легендой при жизни.
   Матильда Феликсовна умерла в Париже в 1971 году, в возрасте 99 лет. Она на целую жизнь пережила своих возлюбленных: императора Николая Александровича и великого князя Сергея Михайловича, трагически погибших в 1918 году.
      


Рецензии