Гостиничные страдания в советское время вторая час

Гостиничные страдания в советское время (вторая часть — окончание)

Приехав в КБ, я передал все привезенные мной материалы конструкторам-механикам. Они тут же, буквально не теряя ни секунды, запустили все это в работу, затем передали уже свои наработки в опытное производство. В результате таких слаженных действий, спустя небольшой промежуток времени, полностью готовое изделие, успешно прошедшее пуско-наладку, было в договорной срок передано Ташкентскому химфармзаводу.

По этой причине, уважение ко мне с их стороны выросло многократно. В ГКТБ было принято направлять механиков-конструкторов на все международные выставки по нашей тематике, проводившиеся на территории Советского Союза, а также на все предприятия нашей страны, внедрившие у себя новую прогрессивную технику, опять же по нашей тематике. После описанного здесь случая, механики стали всякий раз брать с собой и меня, так как уже знали, что я там смогу им ответить на все, или почти все, их вопросы, касающиеся электротехнической части новой техники. Тогда я объездил с ними почти весь Советский Союз.  

Ну, а теперь я смогу со спокойной душой вернуться к основной теме — трудностям, связанным со вселением приезжих в гостиницы городов Советского Союза. Вскоре после описанной мной выше поездки в Москву, руководству нашего КБ удалось кардинально решить проблему проживания наших сотрудников в московских гостиницах. Выяснилось, что в Ташкенте имелась организация, продававшая госучреждениям путевки на ВДНХ сроком на 5 дней. Эти путевки гарантировали платное проживание в гостиницах «Заря», «Восток», «Алтай» и «Золотой колос» системы ВДНХ, а также бесплатный вход на территорию ВДНХ в течение указанного пятидневного срока. Когда кому-либо из наших сотрудников приходилось отправляться в командировку в стольный град, ему вручали такую путевку, и все проблемы с жильем автоматически решались. Я сам неоднократно пользовался такой возможностью, жил в вышеуказанных гостиницах, а также с удовольствием посещал Выставку, которую очень любил.

Но гостиничные проблемы в других городах страны, к сожалению, продолжали оставаться чрезвычайно сложными. В конце лета 1965 года мне и талантливому механику-конструктору Льву Гуревичу довелось отправиться в краткосрочную командировку в Ригу, на завод «Саркана Звайгзне», для ознакомления с новой техникой, внедренной на данном предприятии  Мы сразу после прилета поехали на этот завод, где нам оказали радушный прием. Нам предстояло на следующий день завершить ознакомление с интересующим нас новым оборудованием, поэтому пришлось принять меры для поиска ночлега на одну ночь. Обойдя почти все гостиницы Риги, мы поняли, что ночевать нам придется, сидя в креслах вокзального зала ожидания. Но не тут-то было! Оказалось, что в Риге движение поездов осуществлялось только в светлое время суток, а на ночь все люди изгонялись из здания железнодорожного вокзала, и оно закрывалось до утра.

Недалеко от вокзала находилась гостиница «Sports». Мы зашли в ее холл, объяснили администратору ситуацию, и попросили устроить нас на ночь в любое помещение, лишь бы мы сумели поспать до утра, так как на следующий день нас ждали работа и вылет в обратном направлении. Женщина-администратор в довольно грубой форме потребовала покинуть помещение, угрожая вызовом милиции. Это нас чрезвычайно оскорбило, и мы ответили ей, что не уйдем, и останемся ночевать прямо в холле. Вскоре явились трое милиционеров во главе со старшиной. Они долго пытались уговорить нас покинуть холл, но мы отвечали, что нам некуда идти. Старшина заявил, что в таком случае нам придется ночевать в отделении милиции, в помещении для арестованных нарушителей закона. Мы обрадовались и сказали, что этот вариант нас вполне устраивает. Старшина был настолько изумлен нашими словами, что стал убеждать администратора гостиницы в том, что она должна нам помочь. В конце концов, ее упорство было сломлено, и мы провели ночь в прекрасном двухместном номере, предназначенном, судя по всему, для VIP-персон.

В другой раз аналогичная поездка наметилась в прямо противоположном направлении. Мне предстояло с сотрудником нашего КБ Торговицким вылететь в Томск. Была ранняя весна 1966 года. Я сказал коллеге, что в Томске сейчас, наверняка, лютуют морозы и, если мы не сумеем устроиться в гостиницу, нам придется героически погибнуть от холода. Торговицкий успокоил меня, сказав, что у него имеется громадный опыт по преодолению невзгод такого рода. Нам нужно будет только взять с собой небольшую коробку с дарами нашей природы, а остальное он берет на себя. Мы сходили с ним на базар, накупили кучу этих самых «даров», и назавтра вылетели в Сибирь. Когда мы прибыли в гостиницу в самом центре Томска, Торговицкий быстро выяснил у гостиничного персонала имя, отчество и фамилию женщины-администратора. После этого он написал ей записку следукщего содержания: «Уважаемая (имя и отчество), Вам шлет свой сердечный привет и глубокую благодарность постоялец из Ташкента (вымышленные Ф.И.О.), которого Вы приютили во вверенной Вам гостинице в прошлом году. Он просит Вас принять посылочку с дарами природы нашей Республики, а также помочь устроиться в гостиницу его друзьям и коллегам по работе Торговицкому и Пономареву».Торговицкий положил коробку с «дарами» и записку на ее стол, после чего отошел в сторону. Спустя десять минут тишину в холле взорвал львиный рык, вырвавшийся из зева администраторши: «Хто здесь Тор-ховицкий?». Торговицкий подошел к ней. Она вновь прорычала: «Это же надо, мне из обкома беспрестанно звонят с требованием о Вашем заселении, а Вы сидите и ждете у моря погоды? У нас уже выбрана вся обкомовская броня, но в нашем филиале еще имеются места для таких, как Вы! Немедленно отправляйтесь туда, там Вас уже ждут!». Она протянула ему руку с бумажкой, на которой был написан адрес филиала гостиницы. Мы тут же поехали туда, нас разместили в отличном номере, и Торговицкий гордо сказал мне: «Теперь ты убедился в том, что мой метод беспроигрышный? Учись у опытных людей!».

Иногда тяжелейшее положение спасал «Его Величество Случай», хотя я, в принципе, считаю, что ничего случайного в нашем мире не бывает. Расскажу сейчас о такого рода происшествии, которое имело место лет через пятнадцать после тех событий, которые я описывал выше. Я работал уже начальником электротехнического отдела в проектном институте «Средазгипроцелинстрой». На этот раз я отправился вместе с главным инженером проектов нашего института Александром Ивановичем Лимом в командировку в город Самарканд. Так случилось, что прибыли мы с ним туда довольно поздно, поэтому, наученные уже горьким опытом, сразу начали искать ту гостиницу, которая предоставит нам крышу над нашими головами. Увы, везде «не было свободных местов». Наконец, мы приехали на окраину города, где находилась последняя гостиница из нашего списка. Когда мы вошли в ее холл, администратор, кореянка средних лет, сразу повторила нам эту дежурную фразу об отсутствии свободных мест. Мы развернулись на 180 градусов и пошли к выходу, когда услышали ее вопрос, явно обращенный к Александру Ивановичу:  «Простите, а какая у Вас фамилия?». Услышав фамилию «Лим», она сказала нам: «Вернитесь, пожалуйста!». Мы вернулись к ее стойке. Она произнесла еще одну фразу: «Я не хочу совершить большой грех, отказав в помощи моему родственнику, так как я тоже ношу фамилию Лим! Заполните, пожалуйста анкеты». Век живи, век учись! Я и не знал до этого случая о том, что корейцы считают однофамильцев своими родственниками. Видимо, для этого у них имелись какие-то основания. 

В моем «арсенале» примеров из жизни имеется еще немало любопытных происшествий такого рода, но я думаю, что написанное мной выше дает читателям этого моего «повествования» вполне полноценное представление о положении дел в гостиничной сфере в советское время.

Борис Пономарев 


Рецензии