Несколько дней из жизни Героя. 5. Дневник

День.

С самого утра заморосил дождик. Герой думал было бежать под дождём, но потом решил, что это он сгоряча и не он виноват, что день начался, как он не планировал. Было время. И был дневник. Герой писал дневник. И иногда перечитывал мысли. Редко. Дневник был в его чёрной сумке, когда он попал сюда. Коричневая тетрадка. Он открыл его.

*

…Не поймать время. Вываливается всё из рук. Была ли судьба? Будет? Всё в моих руках. Теперь чуть легче. Надолго ли? Совсем недавно ходил в "трупе". Или "труп" ходил во мне. Мысли исчезали. Мысли об исчезновении мысли исчезали. А было всё равно. Просрать жизнь – всё равно. А сейчас? Не знаю, не могу ответить – наверное, боюсь за свои слова, их же надо подтверждать делами. А у меня слово и дело – не товарищи. Поэтому, делаю что-то молча, не выкидывая лозунги в толпу… Надолго ли хватит?
Итак. Берём конкретный день. И говорим себе – его надо прожить, прожить. Всего один день, по сравнению с жизнью – совсем пустяк. Пусть в этом дне будут неудачи. Но не надо опускать руки – одно дело не получилось, но другие остались несделанными.
И если прожил один день достойно, выполнив намеченное по плану, подумай: завтра новый день, чем он хуже предыдущего? И проживи следующий день.
Единственная трудность заключается в том, что надо верить в сказанное и умереть, но сделать.
Всего один день.

*

Пациент скорее мёртв, чем жив.

*

Очень плохо – очень мало воли, мне всё безразлично, не толкнуть себя никак – ужас, просто тупик, опустил руки – эта неделя ничего не принесла мне в тренировке воли – впрочем, как и все предыдущие. Ужас, а мне по барабану.

*

Трупный запах уже привычен.
Потому что он мне безразличен.
Я теряю свое обличие.
Омерзителен до неприличия.
Правда, моё безразличие
Не дает понять безличия.
Растворился.

*

Если человек не живёт этим мгновением. Если знает, что надо стараться каждый миг, но не старается. В самом начале процесса познания, когда оставалось ещё чуть-чуть на силе воли, через себя, он сказал себе - хватит. Я сделаю потом – и память не зафиксировала событие. А потом он забыл то, что хотел сделать. А попытался сделать другое, но тоже не до конца. А со стороны казалось, что всё нормально, что он старается. И ему говорили об этом, а он тешился надеждой. Других годы заклинили. Его превратили в дерьмо. И он умер в себе, еще не родившись. Умер, говоря себе, что, если мне скажут, что у меня смертельная болезнь, то вот тогда я начну. Думая так, он умер, умер, мёртв. И никакие силы не способны поднять человека, если он не имеет силы воли. Нет ничего.

*

До себя не достучаться. Тук. Тук.
До себя не докричаться – нем звук.
Умереть, чтобы родиться? – нет сил.
Все забыть, да и напиться? – где смысл?

В пустоте, в забвенье, в мраке, на бегу
Каждый миг я не стараюсь – не могу?
Повторяю – будет время – буду жить,
Но мгновеньем не умею дорожить.

Знаю, только сам могу себя спасти –
        Как же это до сознания донести?!

*

Попросили что-нибудь чиркануть. Хорошо. Ну как ты, Герой? Что-нибудь святое осталось? Молчишь. Забыл, что у некоторых есть совесть. И у тебя она могла быть. Так, ближе к сути, а то я развезла слова-то.
Самое страшное врать себе.
Страшно, когда нет судьбы.
Но тебе не страшно.
Страшно, когда чего-то боишься. Почему боишься? Потому что хочешь жить. Так или иначе, но все ответы людей на вопрос – почему Вы боитесь? содержат в себе неприятие смерти, стремление прожить свою жизнь, делать судьбу своими руками. Почему? Потому что хочу жить.
А ты? Ты хочешь жить? Но на такие вопросы отвечают делами, только делами.
Чего стоят пустые слова?
Чего ради ты лжешь?
Чего ради ты живешь?
Молчишь? Молчи и дальше.
Твоя умершая совесть.

*

Бог отвернулся от меня, потому что не видит во мне ничего – ни светлого, ни тёмного. Я вытек, я вышел вон. Я не помню прошлого, у меня нет будущего, если… Если только не изменить себя, бороться с пустотой, создавая из пустоты борьбу. Но не вижу разницу между безумством и борьбой, между агонией умирающего человека и стремлением раненной, попавшей в сети птицы вырваться на волю.
Надежда умерла…

*

Я захотел сделать выводы. Если чувствуешь что-то не так, то надо посмотреть внутрь себя и покопаться в прошлом.  Я не помню прошлое? Но так легче. Не хочешь сделать усилие над собой – чего тогда ждешь? По-моему, я за последнее время превратился в человека привычки. Хорошего, но привычки. Но что-же толкает меня? Да, я не хочу быть прежним. Я хочу быть умным. Раньше кто-то наклеивал ярлык на меня и если он меня устраивал, то я пытался остаться в этом образе. И многие верили. Он умный. Он… Сейчас я не хочу надевать маски. Хочу быть самим собой. Но насколько простираются слова хочу и не хочу?
Мне надо вылезать из ямы и сразу появляются ситуации, в которых не надо делать усилий над собой. Привычка. Я бегу от важных дел, заполняя время ненужными второстепенными делами, оставляя главное на потом. А потом забываю о главном. И умираю. Не могу себя заставить. Появляется отговорка, какое-то действие не вредное, но оттягивающее главное. То телевизор посмотреть, то по дому помочь. И сам чувствую, что неправильно делаю, в вот нет…

*

Я, интересно, что же такое Я?
Ты человек, ты дерево, свинья?
Живешь по принципам, по убеждениям?
Или плывёшь, не думая, ты по течению?

Пути и реки господа пустые без тебя
Пройти по ним ты сможешь, лишь господа любя
А бог твой – это принцип, и бог твой – это вера
И если ты их знаешь - идти ты можешь смело!

Но кто твой бог? Когда ты мог, то что тебя держало?
Когда ты мог идти в конце, ты не сошел с начала?
Кто бог твой, кто твой бог?
Ответить ты бы смог?

*

Когда был ребенком и кто-то за меня решал – что мне делать, как вести – заботился обо мне, направлял, советовал – сознание было более ясное, потому, может, что мама говорила: ты устал, ложись спать и я шел и высыпался. Сейчас я должен полностью контролировать себя, жертвовать второстепенным ради главного, определять второстепенное и главное; заставлять ложиться спать, делать то, что нужно, определять, что нужно, доводить дело до конца. Никто не поможет, никто не поймёт…

*

Всё, всё из-за того, что ты предаешь себя, предаешь свои мысли. Поэтому настроение. Ты предатель. Не предавай и всё будет… Неплохо.

*

Иногда у меня в голове ужасно плохие мысли, о которых нельзя говорить. Они выражают одно слово – безразличие. Я ругаю себя матом, но не всегда помогает.

*

Огня хватило на два дня.

*

Человека ничего не держит. Он мёртв. Он не помнит, что делал в предыдущий момент. Он не хочет этого. Он ничего не хочет. В детстве его клетки мозга уставали сами по себе, без участия воли и он крепко спал. Теперь, когда сон зависит от проделанной работы, он не уснёт никогда. Он сам себя положит в гроб. И не воспротивится.

*

Душа. Ша. Ты что? Ты такой?

*

Жаль, что нет такой инъекции с названием "Воля".
Ввести бы её в вену и …
Но так просто не бывает.
Может быть и к лучшему…

*

Всё так хорошо получается, когда… всё хорошо получается. А когда надо применить волю – ни х.. не получается.

*

Я плачу больше, чем смеюсь
В моих глазах томится грусть
Я плачу больше, чем смеюсь.

Я делал вид, я делал вид
И сердце и душа болит
Я делал вид, я делал вид.

И за спиною оказалось пустота
Но я то верил, что такое неспроста
А за спиною оказалась пустота.

И слёзы капают и капают с лица
Смотри, такого ты не видел наглеца
Он претендует на твой хлеб и кров
Он претендует на саму любовь
Он ничего не сделал для того
Он хочет, но внутри (быть может и пока) нет ничего.

Я плачу, прежний идиотский смех
Я чувствую над собой как меч, как грех
А слёзы – как бессилие, попытки – как насилие.

Я плачу больше, чем смеюсь
В моих глазах томится грусть
Я плачу больше, чем смеюсь.

*

Сколько времени прожито зря, зря, зря, зря, зря, зря зря, зря, зря, зря, зря, зря, зря, зря, зря зря, зря, зря, зря, зря, зря, зря зря, зря, зря, зря, зря, зря, зря, зря, зря, зря, зря, зря зря, зря, зря, зря, зря, зря, зря зря, зря, зря, зря, зря, зря, зря, зря, зря, зря, зря, зря зря, зря, зря, зря, зря, зря, зря зря, зря, зря, зря, зря, зря, зря, зря, зря, зря, зря, зря зря, зря, зря, зря, зря, зря, зря зря, зря, зря, зря, зря, зря, зря, зря, зря, зря, зря, зря зря, зря, зря, зря, зря, зря, зря зря, зря, зря, зря, зря, зря, зря…
Но есть надежда.

*

Один час ночи. Хочется спать. Кругом одна спешка. Забыл, когда последний раз останавливался и думал. В голове такая пустота. Слово "отдых" – тоже пустота. Мысли не могут возникнуть без усилий. Я просыпаюсь и ничего хорошего в голове, нет такого, чтобы внутри меня сидело чувство, которое не рождено в усилиях. Проснулся и опять надо бежать, тащить себя. Один день похож на другой. События не сохраняются в памяти, даже экстремальные приключения почти ничего не дают, нет чувства удовлетворенности, ни капельки нет. Но это не значит, что я не стараюсь, опустил руки – нет. Я держусь, и даже в таком состоянии, я уверен, что чувствую себя намного лучше, чем год и более назад. Но надо сделать очень большое усилие, чтобы было хорошо. Очень много сделать, чтобы стало легче. Нет, не отдохнуть, лечь спать и на следующий день проснуться свежим – нет, так не получится. Надо приготовиться к прыжку и прыгнуть как в последний раз. Только так. Но не получается.

*

Меня поверг в недоуменье
Диагноз, данный главврачом
- Ты, дорогой, болеешь ленью
Лишь только ленью, более ничем.

*

Держусь, не приходя в сознание.

*

Теперь мне кажется, что моя прожитая жизнь – вступительный этап, и самый главный вопрос сейчас – быть или не быть человеком.
Я долго ждал, когда же, когда же ко мне придёт вдохновение. А надо было просто встать, встать и сделать, что нужно. Как будто я ехал в поезде, живя мечтой приехать на далекую станцию. Я очень долго ехал, не обращая внимания на соседей. Остановки не было и не было. Это надо самому понять, где ты в данное время находишься – там и живи, не прячь свою волю, свою душу до лучших времен. Будь человеком. Поезд – жизнь, а  что мелькает за окнами – будет реально только тогда, когда ты сделаешь работу, нелёгкую работу. Труд сделал человека. Лень ничего не дает, кроме смерти. Работай головой, сердцем и руками. Догони мир. Заставь его понять, что ты тоже есть. Что ты существуешь.

*

Кто скажет, иду ли туда, где я нужен
Запутаться в лицах не мудрено
Как было бы просто под грохот оружья
Вот друг, а вот враг, вот вода, вот вино.

А так не пойми, кто хорош, а кто плох
И вроде бы нечего петь о борьбе
Но кажется, что-то не так хорошо
Но что плохо? И кто здесь поможет тебе?

И кто перед Вами, так трудно понять
Двуликий ли Янус, а может быть маска
И маску пытаюсь с себя я сорвать
Мне больно – а может быть это не маска???

Где правда, где ложь
Где вода, где вино
Пытаюсь понять я. Давно?

*

…Какой-то кошмар. Я был таким? Герой был сильно удивлен, до чего его состояние, пусть порой плохое, порой мрачное теперешнее состояние далеко от прочитанного болота. Страшно, что был таким. Действительно страшно. И мысли заняли голову Героя. Он их выпустил на бумагу. Сочинение.


Шевеление.

Замерзшие грязные пальцы держали клочок бумаги в клетку. Тёплое дыхание вернуло ручке жизнь. Удалось зафиксировать:

Мы сидим в комнате.
Сверху потолок,
Внизу пол, с боков стены.
Нас сорок полков.

Мы ждем приказания сверху.
Нам не впервой воевать.
Но голос молчит.
А надо вставать, надо вставать.

Тут не дуют холодные ветры.
Но лучше бы умереть на ветру.
Я желаю выйти, может не первым
Иначе здесь я умру.

Я должен встать.
Меня некому звать.
Я должен, обязан встать.

Старый грязный трамвай остановился на конечной станции. Сквозь замершие желтоватые стекла никто не видел силуэта. Трамвай уехал в парк имени Первого Коммунистического Добровольческого отряда. На тратуаре оказался юноша лет двадцати. Он повернулся и зашагал по разбитой дороге вдоль обшарпанных домов и деревьев, закрываясь от холодного осеннего ветра. И он шел и шел, а дорога не кончалась. Деревья впились в друг друга ветвями, сделав туннель-реш`тку. Где-то в конце пути горит окно – подумал парень и прибавил шагу. Его старые прочные тяжелые сапоги, которые он носил с незапамятных времен и без которых он не чувствовал себя уверенным в толпе. Его военная куртка защитного цвета с накладными карманами. Его чёрный пистолет, лежавший в правом кармане вместе со спичками, не были для него реальностью. Как не было реальным и течение времени. Звоня в дверь, он подумал, что ответит на вопросы и сможет ли сказать, чего он хочет. Но вопрос ему никто не задал. Он вошёл. И сел на скамью. Постепенно глаза привыкли к тусклому свету. Окна были завешены. В каждом углу висели пыльные зеркала. Он оглянулся и не увидел себя в зеркале. Его там не было. По телу пробежали мурашки.
- Я знаю, зачем ты пришел – сказали ему на ухо - уверенность, реальность. В тебе это есть. Подожди – и голос удалился.
Он закрыл глаза и сочинил:

Закрытые глаза – не признак сна
Однажды сказала знакомая весна
Надо с зимою в мыслях бороться
Больше ничего не остается.

Стихи были ужасны. Он открыл глаза. Что за усталость томила его – душевная или физическая? Он не осознавал усталости, но понимал, что если заснуть в определенные часы, то можно не проснуться. Он не читал Шекспира, но знал, что написано в книге после вопроса : быть или не быть? Он дошёл до этого трудно, а потом услышал Гамлета Высоцкого. Впрочем, слово Гамлет не вызывало никаких ассоциаций. О чем он думал ещё? Мысли его казались длинным пергаментом, намотанным на один барабан и сматываемым на другой. В данный момент барабаны вращались, а в узком отверстии одна строчка, только одна строчка, потом другая. Не успеть задуматься о первой – вторая пробежит. Задумаешься – барабаны останавливаются. Не главное. Что ещё? Один раз в той жизни, если можно назвать это жизнью. Нет, её определенно нельзя корить, но это – не жизнь. Это начало. Что заставляет младенца улыбаться, войти в мир? Он ничего не понимает, но его что-то толкает, что? Парень хотел свежей мысли, толчка, пинка или чего-то ещё.
Крутилась в голове мелодия Гребенщикова.  Если бы его спросили о БГ и его песнях. О чём они? Что они дают? Правда, что? Он пробовал сформулировать ответ, но нашёл более-менее подходящее слово "дух". Конечно, он мог проговорить несколько банальных фраз. Но дольше всего остается слово "дух". Кто был за плечом БГ? Кто сказал ему, что ты не умрешь, что то, что ты делаешь – не бессмысленно, ибо я давно прошёл через это и не потерял, а выжил, живёт? Бог? Кто? Чья поддержка во всех начинаниях человека? У БГ есть ответ, он помнил его не дословно:
Я знаю, в том, что я пел – бог на моей стороне
и те слова … относятся не ко мне..
Но то БГ. Главное не форма, главное – содержание.
Откуда он был так уверен? Или не уверен?
А в "Никите Рязанском":
"Святая София искала его и нашла его под кустом", и дальше "Девять тысяч церквей ждут его, потому что он должен спасти". Вот ответ. Всему дан ответ свыше. И в том, что я здесь – тоже есть ответ. Так дай уверенности, господи. Конечно, бог во мне, что-то есть во мне, что-то есть в каждом. Вера. Уверенность. Плохо, что нет голоса за спиной, который может научить, помочь, дать поверить в то, что всё это надо. Но путь к свету тернист. К свету.
Бардак в голове.
Старая женщина вышла на середину комнаты и села за стол. Положила высохшие руки и сказала ему:
- Ты знаешь ответ. Ты можешь.
И исчезла.
Кто-то задул свечи, зеркала закружились и парень выпал на снег. Он встал, отряхнулся и пошёл вперёд, где бескрайнее поле сливается с небом и нет горизонта. Первый снег больно царапал лицо, холод приморозил куртку к телу. Он шёл. Он не поворачивался, но знал, что на него смотрит старая женщина, она смотрит на него с надеждой в глазах, которую она сама не потеряла за тысячелетия. Ибо имя ей…

Жить просто так сможет дурак
А я не желаю и если сумею
То буду бороться за просто так
За то, что найду, за то, что имею!

И несмотря на то, что есть чище меня
Есть боги светлей и сильней
Пытаться в сердце искру огня
Найти и искать сильней!

Не спать, не ворочаться в темном углу
И громко скулить о судьбе
А сбросить оковы и сжечь конуру
И выйти на воздух к себе.

Жить просто так сможет дурак
Я друга иль бога пытаюсь найти.
Я вышел на ветер. В храме бардак.
Я здесь. Я в начале пути.


Рецензии