Гл. 10 Мувеческая цивилизация

      Вполне благополучное светлое будущее, что описано в предыдущем разделе, это результат интерполяции современного состояния цивилизации, ее изменение в контексте современных ценностей и принципов. Но изменения системы имеют интересную особенность, на каком-то этапе она может измениться до неузнаваемости, количественные изменения могут привести к изменению качественному, и будущая цивилизация может оказаться такой, что сейчас и представить невозможно. Не хватит никакой фантазии, потому что любая фантазия имеет в своей основе уже имеющееся, существующее. Но если учесть, что законы Вселенной изотропны, т.е. одинаковы в любом ее месте, тем более на одной планете, развитие человеческой цивилизации может пойти по уже освоенному, проверенному направлению.
Человеческой цивилизации, если брать начало государственности, около шести тысяч лет, при этом на земле существуют цивилизации, которым уже миллионы лет. Я имею в виду общественных насекомых: муравьев, пчел, термитов. Для нас в этом смысле наиболее интересна муравейная цивилизация.
Кому-то сравнение людей и муравьев может показаться неуместным, но давайте рассмотрим, что у нас общего в социальном плане, совершенно оставив в стороне различия в физических размерах.
     Итак, что же у нас общего?

     Первое сходство – мы общественные животные. Кажется Платон, хотя точно не уверен, но кто-то из древних бородатых греков, назвал человека общественным животным. По этому определению мы с муравьями абсолютно равны, они тоже общественные животные. Как человек немыслим без человечества, так и муравей немыслим без муравейника. Без нашего социума мы ничто, выжить можно, но и то недолго, а потом неминуемая смерть, после которой ничего не останется. Только цивилизация, человечество или муравейник, способны к развитию и воспроизводству.
      Сходство второе – специализация, или разделение труда. Для человечества это очевидно, у муравьев тоже присутствует, а тому, кто этого не знает, можно напомнить: у муравьев есть рабочие, есть воины, есть няньки. Правда, муравьи в части специализации ушли значительно дальше людей: у них есть, например, яйцекладущие самки (матки), занимающиеся только тем, что откладывают яйца и ведут воспроизводство муравьиного населения. Есть самцы-мужья, вся задача которых состоит в оплодотворении молодой самки, после ее вылета (молодые самки и самцы имеют крылья, которые они сбрасывают после оплодотворения). Выполнив задачу, самцы гибнут, муравейник их не принимает, так же как и пчелы трутней. Все очень рационально, выполнил свою задачу – умирай спокойно.
Есть даже муравьи-кладовые, обязанность которых состоит в том, что они хранят в себе пищевые запасы, которыми их снабжают рабочие муравьи. Много пищи – муравьи-кладовые раздуваются и висят где-то в дальних камерах муравейника, пока не наступит голодное время. Нет пищи, муравьи-кладовые делятся накопленными запасами и худеют.
      Сходство третье – и люди, и муравьи строят свои жилища. Можно возразить, что и птицы строят гнезда, а мыши, суслики и прочие роют норы. Да это так, но только люди и муравьи достигли в этом совершенства. Муравейники в чем-то схожи с современными суперпентхаузами. В муравейнике различные камеры выполняют разные функции: родильный дом – камера матки, ясли – камеры для личинок и куколок, спальни – где рабочие муравьи собираются на ночь, даже теплицы – где муравьи выращивают грибы.  В муравейнике поддерживаются определенная температура и влажность, и без всяких там кондиционеров, единственно за счет изменения купола муравейника, который муравьи-рабочие поддерживают предельно согласованно, без перекуров, прогулов и бюллетеней по состоянию здоровья.
      Сходство четвертое – люди одомашнили, а муравьи омуравеили (приручили не подходит, рук у муравьев нет) полезных животных. У муравьев, как и у людей, есть домашний скот – тли, цикадки и др., сосущие из растений соки и дающие сахаристые выделения. Для муравьев эти выделения, что для нас молоко коров. Муравьи также доят свой «скот», охраняют и даже расселяют, т.е. выгоняют на новые пастбища.  И так же как люди, муравьи занимаются земледелием – гриборазведением: натаскивают в определенные камеры муравейника всякий растительный хлам, на который высеивают грибницу. Выросшие грибки, обогащенные белками, идут в пищу.
     Сходство пятое – муравьи, как и люди, подвержены наркомании (или алкоголизму, кому как нравится). Заводится в муравейнике интересный жучок – ламехуза, выделения которого действуют на муравьев как наркотик. Муравей, вкусив этого зелья, балдеет, спотыкается и уже, естественно не работает, пока не придет в себя. Если жуков в муравейнике немного, это не страшно, если же много – муравейник может погибнуть. Тут как и в винопитии ( а также водко-, пиво- и вископитии)  есть определенная граница, норма. Пьешь не больше нормы – просто выпивающий (чепьювин – человек, пьющий вино), а чуть больше – уже алкоголик, т.е. не работник, не семьянин, не гражданин. Также и у муравьев, мало жуков ламехуз, муравьи периодически балдеет, но муравейник живет; много ламехуз – рабочие не работают, няньки не опекают личинок, муравейник гибнет.
Итак, пять признаков неопровержимого сходства между людьми (как социумов) и муравьями. А в чем же собственно отличие? Люди большие, муравьи маленькие, отличие несомненное, но не столь уж важное. Люди представляют класс млекопитающих, муравьи – насекомые, чисто биологическое отличие, но не социальное. Люди разумны, муравьи - нет, отличие весьма сомнительное, учитывая социальную гармонию муравейника, муравьи имеют полное право считать, наоборот, разумными себя.
    Главным отличием я бы назвал следующие: люди используют орудия труда и внешние источники энергии. Да, в этом наше несомненное отличие и преимущество. Но с другой стороны,  техногенная человеческая цивилизация разрушает природную среду, создавая все более усугубляющиеся экологические проблемы, что, в конце-концов, может даже привести к гибели человеческой цивилизации вообще, в то время как муравьи живут в полной гармонии с природой. Так что упомянутое наше преимущество может превратиться в недостаток, и очень опасный недостаток, для нас самих и всей природы.

    Теперь, рассмотрев наши сходства и различия, оценив наши сомнительные преимущества, зная, что муравейная цивилизация намного древнее нашей человеческой и более зрелая, приходим к естественному выводу, что человеческая цивилизация, чтобы достигнуть внутренней гармонии, будет вынуждена развиваться по пути муравейной цивилизации. А теперь попробуем рассмотреть, к чему это может привести.
     Профессиональная специализация у нас даже разнообразнее чем у муравьев, в силу более сложных условий техногенной цивилизации, но у муравьев специализировано и воспроизводство потомства, значит, и человеческая цивилизация, чтобы решить проблему оптимального народонаселения планеты, придет к тому же… ?!! Да-а! Соглашаться на такое никак не хочется, ибо главное наше счастье – любовь, а секс… ну, сами знаете. И, тем не менее, подобная тенденция уже наметилась – так называемые суррогатные матери, женщины рожающие детей из чужой внесенной яйцеклетки по оплаченному заказу. Если учесть ухудшение экологической обстановки, особенно в больших городах, и соответственно ухудшение здоровья, что ведет к росту бесплодия, как среди женщин, так и мужчин, потребность в суррогатных матерях и донорах спермы будет возрастать. Уже сейчас в развитых странах, да и не только в развитых, основной прирост населения дают сельские жители, естественно, что и суррогатные матери будут в основном деревенскими, а значит, усилится специализация деторождения. Ну, а потом, когда станет очевидным, что спланированное и оплаченное потомство здоровее и перспективнее, произойдет смена ценностей, и деторождение может стать узкой специализацией. А если учесть успехи медицины и уже освоенное клонирование, потомство может взращиваться в лабораториях и даже биофабриках. Вот вам и детородная матка.
    Слишком мрачно? Не думаю, дело в том, что зрелая человеческая  цивилизация приобретет совершенно другие духовные и этические ценности, но об этом чуть позже.
    Далее – распределение. В муравейнике распределение всех благ и, прежде всего, пищи организовано самым рациональным способом, нет разделения на сытых и голодных, если ты проголодался, с тобою тут же поделится сосед. В муравейнике или все одинаково сыты, или все одинаково голодны, только так. Кстати, голодают они не часто, потому что очень хорошо приспособились к среде обитания, научились делать запасы, и эти запасы у них никогда не пропадают.
    А что сейчас у людей. Имущественное неравенство: у одних избыток, у других нищета – главная причина конфликтов. Бедные хотят, чтобы богатые справедливо поделились с ними, но те вместо этого стремятся к роскоши, и отнюдь не спешат помочь неимущим и голодающим. А если и делают это, то преимущественно напоказ, для саморекламы. И хотя религиозные каноны и мораль такое поведение богатых осуждают, государственные законы, и главный из них – неприкосновенность частной собственности, прямо устанавливают и твердо поддерживают неравенство. Каким же путем эту несправедливость устранить? Идея коммунизма, где в идеале все равны и счастливы, «от каждого по способностям, каждому по потребностям», испытания не выдержала и сильно пошатнулась, но отнюдь не умерла. Возвратится ли человечество опять к этой идее? Сомнительно, поскольку коммунистический принцип равенства (а на практике, уравниловки) несет в себе элемент насилия, а там, где насилие, гармонии быть не может. Как же устранить эту вечную несправедливость? По примеру муравейной цивилизации она может быть устранена при условии единомыслия людей, единомыслия всего человечества, когда все думать и чувствовать будут одинаково, когда исчезнет индивидуализм и индивидуальные личности, которые сейчас составляют человечество.
    Возможно ли такое? Ну, у муравьев это существует, почему же не может стать и у людей? Есть ли тенденции подобного процесса? Да сколько угодно. Очень яркий пример – смертники, люди преодолевшие инстинкт самосохранения, поскольку считают себя лишь малой частью своего братства, для блага которого они жертвуют собой. Как  и муравьи, которые смело бросаются на любого врага, гибнут десятками, сотнями, тысячами, но спасают муравейник. Ибо муравейник – это организм, а отдельный муравей - лишь его маленькая клетка. Так же и человек, спасая свою жизнь, вряд ли обратит внимание на синяки, царапины и даже раны. Все это мелочи, это заживет, главное – сохранить жизнь.
Есть еще один пример – японцы. Существует такое наблюдение: один японец по способностям на порядок ниже американца, но десять японцев на порядок выше десяти американцев. У японцев коллективизм в крови, особенно заметно это по японским туристическим группам, они всегда вместе, всегда кучкой. Поодиночке они чувствуют себя неуютно. И это характеристика одной из самых передовых на данный момент наций.
     Японцы также являются авторами самой прогрессивной организации труда, называется она «тойотизм», понятно по имени какой корпорации (а может быть по имени авторов Тойодо и Тайчи). Так вот  главная идея этого самого тойотизма в самоотождествлении работника с предприятием, любой даже самый малозначимый работник считает себя необходимой частью корпорации и работает как на себя самого. А если иногда и бастует, то это не значит, что бросает работу, работает как всегда, но надевает на голову повязку определенного цвета, чтобы администрация обратила на него внимание, и обсудила возникшую проблему. Работник знает, что в своей корпорации ему всегда помогут как своему.  На практике это выражается в пожизненной занятости, социальных льготах, обеспечении в старости и поддержке в критических ситуациях. Т.е. данная система идеально копирует социум муравейника.
         А современный мегаполис, чем не муравейник?
         Еще пример – китайцы. Бывая в командировках в  Чите, приходится часто наблюдать, как работают китайские строители. Только чуть развиднелось, еще весь город спит, а китайцы уже работают. Сломался кран – они грузят кирпичи на спину и поднимают на любой этаж. Работают дотемна, потом спят вповалку в вагончиках и сарайчиках, пока не рассветет. И так все время. Чем не муравьи?
    На первый взгляд, потеря индивидуальности личности представляется чем-то катастрофическим, почти деградацией человечества. Но так ли это? Если безличностная цивилизация обеспечит прекрасные условия самосохранения и полную внутреннюю гармонию социума, то потеря индивидуальности личности может быть не такая уж и страшная потеря, а может, наоборот, благо. Причем такое благо, которое является идеалом всех религий мира. Только религии мечтали растворить личность в Боге, а здесь она растворится в человечестве.
      Следует еще вспомнить, что цели и действия всех социальных институтов направлены именно на привитие людям единомыслия. Религия, законодательная система, мораль, все они вгоняли личность в определенные рамки: в рамки религиозных постулатов, рамки закона, рамки приличий. И это объективная необходимость, поскольку только в условиях соблюдения определенных правил и норм человеческое сообщество может существовать, если же личность нарушает нормы, она становится еретиком, преступником, аморальным типом, которых общество отлучает, прогоняет, изолирует, предает обструкции, а то и просто уничтожает.
     Предельной формой подавления личности сейчас является армейская система, и каждому понятно, что это необходимость, потому что в условиях смертельной опасности проявление индивидуального разброда немедленно приведет или к смерти индивидуалиста, или всего подразделения.
      Коммунистическую партию после развала Советского Союза обвиняли в том, что она подавляла личную свободу и оболванивала людей. Но вот сейчас, когда идеология ушла из нашей жизни, что имеем вместо нее. А имеем мы оболванивание, лишенное идеологии, т.е. идеалов. Современные СМИ, ориентированные на спрос, опустились на самый низкий обывательский уровень: сплетни о жизни «звезд», порнография, мистика, черный юмор, все это ушатами льется на обывателя, с единственной целью заставить его купить. И, наконец, самая мощная и вездесущая современная пропаганда – это реклама. Она интернациональна, как и современная мировая экономика, «сникерсы» и «тойоты», итальянское белье,  французская косметика и американские компьютерные программы рекламируются и продаются от Японии до США, и от России до Новой Зеландии.  Это единое планетарное информационное поле, которое достает всех и  везде. И оно заставляет людей мыслить рекламными образами и соответственно единообразно поступать. Обыватель-потребитель со все возрастающими потребностями – вот идеал общества всеобщего потребления. Нужны ли такому человеку идеалы? Думаю, что нет. В принципе, идеальный потребитель, живущий по единым планетарным нормам, стандартно чувствующий и мыслящий, тот же муравей. Осталось немного, отучить его от наркотиков и приучить работать строго по графику.
     Как видим,  все тенденции  развития современного  человеческого общества объективно ведут к муравеизации человечества. И как закономерный итог такого развития – потеря отдельным человеком индивидуальности, превращение его в двуногого муравья.
      Деградация ли это человека. Как отдельной человеческой личности - несомненно, но как всей человеческой цивилизации, это как посмотреть.
Здесь следует вспомнить, что на заре человеческой цивилизации в первобытные времена индивидуальной личности как таковой тоже не было. Род или племя были едины, все его члены были равны, среди соплеменников не было бедных и богатых, сытых и голодных, все было общим и делилось поровну. Конечно, не все были одинаковы, был вожак-вождь, были удачливые и неудачливые охотники, но когда кто-либо приносил добычу, она была общей, и в голодное время все голодали одинаково. Индивидуальная личность появилась позже с расслоением общества. Только когда первобытное племя разделилось, появились богатые и бедные, сытые и голодные. Когда началось расслоение, общность нарушилась, когда общество окончательно разделилось на классы, общность исчезла. Только в этом разобщенном состоянии могут рядом и одновременно жить богатые и нищие, сытые и голодные – «сытый голодного не разумеет», потому что не понимает не чувствует голода ближнего.
     Очень ярко это проявилось на рубеже 20-21 веков, когда рухнул социализм  вместе с Советским Союзом. Появились олигархи, владеющие личными самолетами, дворцами, золотыми унитазами и прочими не очень нужными, но престижными вещами, на другом полюсе появились бомжи и беспризорные дети, которых при социализме не было.
    При этом мораль, самый консервативный и устойчивый общественный институт, такое чрезмерно поляризованное социальное устройство осуждает, но это нисколько не заботит «сытых», поскольку главной целью и смыслом их существования становится престиж, выражаясь языком морали – тщеславие. Но любая чрезмерная поляризация несет в себе потенциал нестабильности, любое различие имеет разумные пределы, если пределы нарушены, система стремится к более устойчивому равновесному состоянию, и в человечестве это стремление выражается постоянной борьбой и неутихающими конфликтами. Но эта борьба возникла вместе с самой цивилизацией и на всем ее протяжении ничуть не приблизилась к главной цели – гармонизации жизни людей. Но наряду с традиционной борьбой внутри человеческой цивилизации наметились тенденции совершенно иного плана, признаки муравеизации человечества, которые объективно приведут человечество к внутренней гармонии. Решение задачи осуществится совсем иначе, чем предполагали и предполагают борцы за справедливость. Решение придет изнутри, вместе со сменой человека в социально-моральном плане.
      А теперь представим будущее гармоничное человеческое общество в свете отмеченных тенденций развития.
     Утром с восходом Солнца мувеки (муравьи-человеки) встают на утреннюю молитву и благодарят Солнце и Землю за наступление нового дня. После физзарядки и утреннего туалета мувеки выходят из жилищ и направляются на работу. В общественном транспорте они слушают последние известия, в которых сообщаются о погоде, активности Солнца, изменении населения планеты за прошедшие сутки, о новых достижениях науки. Никакой уголовной хроники, потому что в мувеческой цивилизации нет преступности, она исчезла вместе с людьми.
     Как в любой совокупности среди мувеков тоже бывают отклонения. У некоторых вдруг появляется зависть, или похоть, или агрессивность. Но такие мысли невозможно скрыть, мувеки чувствуют это сразу, и вокруг изгоя немедленно образуется психологический вакуум, он теряет связь с окружающими, остается один. Если у отклонившегося мувека достаточно внутренней силы, он может исправить себя и вернуться в братство. Если же такой силы нет, мувек быстро умирает.
     Иногда передают скорбные вести, о жертвах катастроф и аварий, но им отведено специальное вечернее время, тогда все до одного мувеки преклоняют головы и предаются скорби. Но утром только хорошие новости, а после них звучит бодрая музыка, воспевающая радость труда. Многие мувеки подпевают, их лица улыбчивы и беззаботны.
    Все одеты просто и почти одинаково в удобную по сезону одежду. Мужчин и женщин различить трудно, ибо они все просто труженики. Есть ярко выраженные женщины, но их мало, потому что они живут отдельно от рабочих, их обязанность и призвание рожать детей. Дети тоже живут отдельно под присмотром нянек, воспитателей и учителей. Маленькие дети учатся и играют, большие – учатся, играют и трудятся, осваивая будущие профессии. Случается,  что дети начинают скучать, и просятся в семью, к папе и маме. О таких детях сообщаются сведения и любая семья, если она долговременна, может взять их к себе.
     Семьи мувеков непостоянны, некоторые пары живут вместе считанные дни, другие живут годами, а некоторые всю жизнь. Иногда супруги занимаются сексом, но это считается неприличным, потому что секс без зачатия не имеет смысла. Многие живут большими семьями, по пять, шесть и более человек, они нравятся друг-другу и вместе всегда счастливы.
     Мысли мувеков просты и чисты, они не знают лжи, потому что они едины. Чисты города и поселки мувеков, хотя у них нет уборщиков. Каждый мувек, также как за чистотой тела, следит за чистотой всей планеты.
На производстве они носят одинаковые по роду деятельности спецовки, но разных цветов: управленцы – синие, инженеры и конструкторы – оранжевые, рабочие основных профессий – зеленые, вспомогательные рабочие – желтые. Они не гордятся своей профессией и даже самые малозначимые не комплексуют и не завидуют управленцам, потому что они все равны. Управленцев и инженеров мало, один-два на сотню рабочих. Их главная обязанность корректировать производственный процесс и организовывать устранение возможных нарушений техпроцессов. Управлять рабочими не нужно, только организовывать в экстренных случаях. Каждый рабочий четко знает свои обязанности и всегда их выполняет. Исполнение обязанностей их естественная потребность.
     Есть особая каста ученых, они решают одну главную задачу – рационализация и сохранение цивилизации. Эта задача распадается на множество отдельных проблем: энергосбережение, утилизация  отходов, сохранение и улучшение генофонда, расчет ресурсов светила, освоение других миров. Ученых около тысячи на всю планету, все они живут в одном месте в научном центре. Ученые мало разговаривают, они телепаты и чувствуют мысли друг-друга.
     Ни ученые, ни управленцы, ни рабочие, никто не получает заработной платы, она им не нужна. У мувеков нет денег, все, что им надо, они берут из магазинов. Они не стараются отличиться или выделиться, это считается аморальным. Потребности их самые необходимые: пища, одежда, жилище, всего этого в достатке.
     Когда мувеки не заняты работой, они любят путешествовать и созерцать природу. Еще они медитируют и в медитации объединяются невидимой духовной связью, они чувствуют друг-друга и проникаются всепланетной любовью ко всему живому. А в воскресные дни они совершают единую планетарную молитву, все в одно время. Во время этой молитвы они чувствуют всех мувеков на всей планете как единый организм. Они воспевают жизнь и разум, ею рожденный.
      Когда мувеки стареют и не могут работать, они предаются медитациям и созерцанию. А когда чувствуют приближение смерти, просят доставить себя в любимое место. Там они, предавшись благостному созерцанию, останавливают свое сердце и угасают. Тела покойников сжигают а пепел рассеивают над землей, чтобы он быстрее вошел в круговорот жизни. О покойниках не скорбят, ибо это удел каждого отдельного мувека, главное – цивилизация, она живет вечно.
      Согласитесь, по нашим представлениям картина получилась странной и даже мрачноватой. «Это не жизнь!- воскликнет современный жизнелюб, - А где любовь, где искусство, где кипение страстей? И где красота, которая спасет мир?» И,  тем не менее, то, что получилось, абсолютно укладывается в отмеченные тенденции развития и, в целом, в идею рационализации человеческой цивилизации. С позиции нынешних привычек и ценностей такая будущая цивилизация нам не нужна. Нам – точно, а вот мувекам не нужна другая. Мувеки это уже не люди, и хотя внешне они остаются людьми, социально-психологический тип совершенно другой, возможно, что  это новый биологический вид, уже несовместимый (биологически) с современными людьми. Для них мы примерно то же, что для нас обезьяны-приматы, или, в лучшем случае, папуасы-людоеды.
      Попробуем беспристрастно определить, что же будущая цивилизация потеряет, и что приобретет.
     Потеряет такие любимые «человеческие» слабости, и комплекс ВЗПП (выпить-закусить-покурить-поговорить) сойдет на нет, исчезнет. Исчезнут все смертные грехи – обжорство, гордыня, зависть, лень, гнев, жадность, похоть. Исчезнут преступность, страх и неуверенность в завтрашнем дне. В общем, исчезнет весь негатив современной жизни.
       Исчезнет искусство, главным символом которого является половая любовь, Да и сама половая любовь исчезнет тоже.
- О-о-о-о! – возопят молодые любовники, - как же без этого? Что же вообще «кайфового» останется, как отрываться-то будем. Пусть не по полной, а хоть чуть-чуть?!
     Да, на этот вопрос нет положительного ответа. Оторваться, тем более, по полной, не получится.
И даже немолодой читатель может возразить. Не похожа эта цивилизация на счастливое будущее. Нет искусства, нет любви, нет даже маленьких удовольствий. И мувеки ваши не то бесполые ангелы, не то обыкновенные муравьи на двух ногах. Где духовность, что отличала человека от животных?
     Ну, что ж, попробуем опять разобраться беспристрастно.
      На смену маленьким радостям придет понимание рациональности минимальных потребностей и свобода от мелких страстишек. На смену половой любви придет любовь другого порядка, высшего, любви ко всему живому. Сейчас эту любовь называют любовью к Богу, и доступна она очень немногим.
       Исчезнет искусство, ну что ж, мы уже приходили к выводу, что оно лишь заменитель жизни. А если достаточна сама жизнь, зачем ее заменитель?
      И, наконец, духовность, вспомним по определению. Духовность – нравственная категория, комплекс добровольных норм и правил поведения с приоритетом общественных интересов, жизненная установка на рациональное самоограничение и жертвенность в критических ситуациях, осознанное мировоззрение и творческая оценка явлений окружающего мира, эстетическое мироощущение.
     По описанию мувеческой цивилизации приоритет общественных интересов налицо, даже более того, личных интересов, противоречащих общественным,  просто не может быть, потому что нет индивидуализма, нет индивидуальной личности, она растворена в социуме. А вот со второй и третьей частью определения появляется сложность. Какое может быть осознанное мировоззрение и эстетическое мироощущение в безличностной цивилизации? Может, если сознание цивилизации едино.  И это главное отличие и главное достижение мувеческой цивилизации – единое сознание. Как отдельные мозговые клетки современного человека в совокупности определяют работу мозга и сознание, так связь мыслей мувеков определит сознание цивилизации. Это величайшее единство, полное растворение каждого во всех и всех в каждом.
Реально ли такое превращение?
     А почему бы и нет. Представлял ли наш дикий предок, пределом мечтаний которого были удачная охотничья добыча и теплая пещера, что его далекий потомок будет жить в доме с центральным отоплением, брать пищу из холодильника, а воду из-под крана. Да и недалекий предок, ездивший на коне и писавший на бересте, вряд ли мог предвидеть, что его пра-пра-правнук будет ездить на железных машинах и горбатиться перед экраном компьютера. Правда, все это изменения техногенного плана, человеческая душа за тысячи лет изменилась мало, и главное изменение произошло в начале нашей эры, когда христианство выдвинуло идею «возлюби врага своего», что было первым призывом к единству. А обретет ли человечество единое сознание, как сейчас овладевает единым информационным полем, зависит от двух причин: первая – насколько само человечество захочет этого, вторая – глобальная катастрофа, перед которой у человечества не останется другого выбора, чтобы выжить.
    Глобальные изменения живой материи происходили именно в эпохи катастроф, хватит ли человеческого разума на то, чтобы к следующей катастрофе успеть измениться самим и встретить ее единым фронтом и во всеоружии, или новая цивилизация появится из осколков уцелевшего человечества уже после катастрофы.
     Это зависит только от человечества.

                От НАС.


1993 Бурятия, Нижний Саянтуй
1996 Монголия, Хар-Айраг
             2007  Бурятия, Улан-Удэ.


Рецензии
Борис!
С интересом прочитал Ваши размышления.
Разумеется, не могу со всем согласиться. Но очень любопытно.
Опять же, не мог не вспомнить "Мы" Евгения Замятина. У Циолковского Тоже есть похожие мечтания. Я тоже склоняюсь к тому, что в отдалённом будущем утвердится коммунизм, но уровень науки, технологий и культуры будут на много порядков больше нынешнего.

С уважением,


Григорий Рейнгольд   17.11.2020 16:17     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Григорий. Признаюсь, к моему стыду "Мы" Замятина не читал.
А вот по самому термину "коммунизм" в последнее время изменил мнение. Если по прямому переводу коммунус - общественный, то возражений нет. А вот по большевистскому коммунизму, особенно военному, нашел объяснение у Достоевского в "Братьях Карамазовых" - притча о Великом инквизиторе. Когда прочел, изумился, как же все просто, тут и причина и следствие, а все остальное пропаганда. И этот наш "коммунизм" просуществовал более 70-ти лет.

Борис Крылов   18.11.2020 05:37   Заявить о нарушении
Высший космический закон - закон Гармонии, а морок большевизма-коммунизма в нарушении той гармонии космической во имя эгоизма отдельных харизматиков-авантюристов.

Евгений Жироухов   23.04.2021 16:11   Заявить о нарушении