Жизнь поднебесная 1. Начало пути

 - реальная история о реальной героине -

Пролог

Меня назвали Яной в честь маминого возлюбленного. Конечно, папа этого не знал и потому согласился со столь, по его мнению, изысканным именем. В юности Галина, то есть мама, и поляк Ян любили друг друга, но поскольку последний был из богатой семьи, а его невеста из семейства репрессированного, его родители, увидев однажды маму в магазине и смерив её с ног до головы ледяным взглядом, проронили сквозь зубы: «гусь свинье не товарищ».

Не товарищ, покорно согласилась Галочка, поплакала в подушку, и ушла с дороги несостоявшихся родственников. Правда, прежде увиделась с Яном, но тот отвернулся и промолчал. Было желание покончить с собой, но сдержалась, а через полгода встретила сына начальника горфинотдела республики, что приравнивалось в те годы к должности министра, и благополучно выскочила за Владимира замуж.

Когда мне был год, потрёпанный жизнью Ян вернулся из Москвы. С восторгом узнал моё имя, клялся в пылких чувствах, умолял маму бежать с ним, обещал удочерить ребёнка, но Галочка наотрез отказалась. Не потому, что перестала страдать по другу юности, а потому, что больше ему не верила и была благодарна мужу за его любовь.
 


Глава 1. Начало пути

Детство у меня было счастливым. В те годы люди не имели телевизора, компьютера, даже телефон считался роскошью, но на свете существовали мама и папа, их безмерная доброта и  безмерное обожание своего единственного ребёнка. Папа тогда работал секретарём парторганизации на заводе, мама – на швейной фабрике. С этой фабрики лучшая работница и общественница, в будущем профорг, и получила двухкомнатную квартиру, а затем трёхкомнатную.

Сначала со мной нянчилась бабушка с маминой стороны Ульяна Васильевна, но когда мне исполнилось четыре с половиной года, мама родила Толика и поэтому я не пошла в детский садик, в котором пробыла несколько дней, в течение которых рыдала, вжавшись в угол и не реагировала на попытки взрослых и ребятни увлечь строптивицу каким-нибудь интересным делом.

- Не садовский ребёнок, - вынесла вердикт воспитательница.
И тогда я оказалась на свободе.

Помню, как мне купили розовый костюмчик с вышитой белочкой на кармашке, и я щеголяла в нём, привлекая всеобщее внимание, ведь таких костюмов в продаже не было, а каждому хотелось одеть в подобный убор своего наследника. 

Чтобы достать дефицит, мама по вечерам шила на дому, позже окончила в Ростове-на-Дону курсы кройки и шитья дамских туалетов, то есть бюстгальтеров и граций, а потому к ней выстроилась очередь из желающих затянуть свои телеса в прочный красивый атлас. Улыбающиеся полные тёти тащили в дом подарки, деньги, услуги и так далее, а я восторгалась своей неутомимой родительницей.

Одевала меня мама как куколку, так как сама придумывала и шила наряды. У меня была огромная по тем временам библиотека, состоящая из толстых детских книг в красивых обложках, вечерами мне их читал папа. Засыпал на ходу, но старался сделать дочке приятное. А как-то после одного из вечеров я поняла, что сама должна научиться читать. Научилась.

Когда пришло время маме выходить на работу, нянчить братишку досталось мне. А как же, я была уже взрослой девочкой, целых шесть лет, а потому чувствовала себя обязанной помочь родителям. Справлялась я с братом легко, так как Толик оказался послушным.

Иногда он противился моим наставлениям, и тогда я сдвигала брови и грозно спрашивала:
- Где у Толика попа?
Он снимал штанишки и, повернув ко мне заднюю часть, сквозь слёзы лепетал:
- Вот она, вот она.
Я смеялась и бросалась его целовать, а он отбивался. Не любил, когда его тискают.

Потом братишку отдали в детский сад, а я после школы ходила туда его забирать, благо, заведение стояло в квартале от дома, а дороги были пустыми от транспорта.
Школу я никогда не любила. Не потому, что не хотела учиться, а потому что не переносила, когда меня вызывали к доске. Впечатлительная донельзя, я плакала над каждой четвёркой, а на учителей смотрела, как на грозных и неприступных богов.
Окончила её без пылкой взаимности, хотя педагоги меня хвалили.

В девятилетнем возрасте мама потащила меня в балетный кружок, в который я проходила до шестого класса, но потом из него ушла, обидевшись на преподавателя, которая не спускала с меня глаз. Думала, придирается, а она готовила меня в хореографическое училище и считала лучшей ученицей. Так и не вернулась, хотя наставница приходила к нам домой и звала назад. Зато с охотой до переезда в другой район посещала секции акробатики и спортивной гимнастики.

С ровесниками отношения были ровными, я не сплетничала, не ссорилась, не задирала нос, не кляузничала. В нашем подъезде жили мои ровесницы Люда, Люба, две Вали и их сёстры Иры, с кем было радостно и интересно проводить свободное время. Дружба распространялась и на школьную территорию. Мы организовывали концерты для родителей, придумывали пьески, а прежде чем пригласить гостей, драили в подъезде полы и окна. До сих пор вспоминаю этот жёлтый четырёхэтажный дом возле Дворца Культуры и в снах возвращаюсь туда, рыдая от счастья.

Что особенно запомнилось из детства? Однажды папа купил лотерейный билет, что делал периодически. И этот билет выстрелил. Лежу в ванне, заходит мама и улыбается.
- Что случилось? – спрашиваю.
- Скоро у нас будет холодильник «Минск», - отвечает.
Бывают же в жизни чудеса…

Как же я была счастлива до тех пор, пока не узнала, что моя мама села на транквилизаторы. Она очень уставала, не могла заснуть и выбрала их в качестве палочки-выручалочки. Первое время таблетки вели себя тихо, но это первое время. В будущем они покажут свой мерзкий нрав.

Тогда в аптеках без рецептов продавались элениум, реланиум, ноксирон, кодеин и так далее. Полное раздолье для наркоманов, но наркоманов почему-то не было. Жили спокойно, не ведая, что нас ожидает в будущем.

После того, как мы получили трёхкомнатную квартиру и я перешла из одиннадцатой в седьмую школу, мама стала болеть, уволилась с работы. И тогда наступили трудные времена, ведь на папины сто двадцать рублей оказалось прожить крайне сложно. Дедушка-министр семье сына не помогал, считал, что раз он сам добился всего, значит, и другие могут это сделать. Но папа оказался не таким хватким, материальное благополучие держалось на маме.

Квартира явно подкачала. Предупреждали люди, чтобы отказались от этого сомнительного жилья, не прислушались к ним, а ведь длинный панельный пятиэтажный дом построили на месте заброшенного татарского кладбища.

До сих пор с содроганием вспоминаю те времена. В моей комнате было спокойно, а в спальне брата находилась кладовка, и мне казалось, что оттуда постоянно слышатся стуки и голоса. Однажды пришлось переночевать в ней. Утром встала вся в синяках, причём синяки напоминали формой крупную пятерню.

Однажды я осталась на ночь в квартире одна. Мне было пятнадцать лет, и я ничего не боялась. Проснулась от голосов. Выглянула из своей комнаты и кровь застыла в жилах.

Жестикулируя, женщина с распущенными волосами что-то доказывала брюнету, стоящему спиной ко мне. Я не разбирала слов, я будто смотрела немое кино,  ноги прилипли к полу, сердце отчаянно билось. Внезапно женщина повернула лицо ко мне, обернулся и мужчина. Мгновение, и они испарились. Не помню, как дошла до кровати, и не помню, как вырубилась до утра.

Нечто подобное произошло, когда я приехала домой беременная. Мама находилась в санатории, брат в армии в Чехословакии. Утром нежилась в своей девичьей постели, слышу, отворилась входная дверь, кто-то протопал на кухню. Папа, решила я. Распахнулась дверь холодильника, захлопнулась. Послышался звук открываемой хлебницы. Затем загрохотало. Я вскочила и ринулась на место происшествия. Отца не обнаружила, на полу валялись кастрюли и половники. Входная дверь была закрыта, а чтобы её закрыть, надо повозиться с ключом.

Выбежала во двор, села на скамейку и дождалась папу. Он тут же проводил меня на автовокзал – домой. Через некоторое время, когда брат уехал на постоянное место жительства в Минск, родители разошлись, и мама поменяла жильё на полнометражную квартиру в центре города. Ей ещё и доплатили.   

Возвращаюсь к периоду своего юношества.

Мама жаловалась на головную боль, её рвало, но она во время ремиссий перешивала свои платья на меня и я выглядела в них очень даже неплохо.  Хуже было с обувью. Мамина ножка тридцать шестого размера и моя тридцать седьмого с половиной не совпадали, приходилось экономить, чтобы справить мне обувку.

А однажды вечером родители предложили после восьмого класса пойти в медицинское училище. Мечты о журфаке канули в Лету, я знала, что для пополнения семейного бюджета нужна моя стипендия в двадцать рублей.

Продолжение: http://proza.ru/2020/10/26/662


Рецензии
Добрый день, уважаемая Лариса! Прошлась по Вашему ПУТЕВОДИТЕЛЮ - такой клад, буквально мини-библиотека ОДНОГО АВТОРА! Мистические повести и романы оставлю на зимние месяцы, решила познакомиться с Вами и Вашей биографией поближе,интересно вывести для себя некоторую формулу "Как люди становятся писателями?" Уже за плечами столько встреч, знакомств, детки перешагнули сорокалетний рубеж, внуки взрослые, самое время делать выводы. Первая глава прекрасна - столько запомнившихся эпизодов из раннего детства - просто великолепная творческая память! Жаль, что так быстро счастливые моменты промелькнули! Ностальгия не чувствуется, а это самое главное: писателю ведь свойственно возвращаться в своих воспоминаниях в любую эпоху и переживать самые разные чувства! Уже писала Вам, что никогда не читаю чужие рецензии, кроме последней, когда собираюсь дать свою, возможно,не очень профессиональную оценку, скорее, просто эмоциональную! СПАСИБО! С Уважением,Татьяна Чебатуркина.

Татьяна Чебатуркина   06.12.2022 11:11     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Татьяна.
Это не совсем биография, есть и выдуманные места, потому что жанр этого произведения нон-фикшн.
Да.... жизнь почти прошла, осталось совсем немного, и хочется, чтобы осталась хоть какая-то память моим детям.
Писала я всегда, сколько себя помню, но в книге о писательстве нет ничего.
Спасибо за отзыв.
До встречи!
С искренним уважением и симпатией,

Лариса Малмыгина   06.12.2022 13:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 46 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.