Проклятые вопросы Курочки Рябы
Золото не разобьётся, упав на пол. Может быть, оно просто было с золотым напылением, а внутри самое обычное? Этот факт подтверждала иллюстрация в книжке, где были изображены плачущие дед и баба, склонившиеся над золотыми скорлупками, из которых вытекал обычный желток.
Все эти абсурдные несостыковки убеждали меня, что это одна из глупейших сказок которые я когда-либо читал.
Потом я услышал обьяснение Бориса Заходера, что это просто притча о человеческом счастье, которое человек не ценит, бьёт его, и в один прекрасный момент хватает одной незначительной мелочи, что бы его не стало.
Не так давно, смотрел интервью с музыкантом и искусствоведом Михаилом Казиником, где он называл Курочку рябу, ни много ни мало, одной из величайших притч дарованных человечеству.
Трактует он её несколько сходно с Заходером, но, на мой взгляд, куда более полно и аргументированно:
Жили-были себе, размеренной полуживотной жизнью, дед и баба. И вот свершилось чудо, их курица снесла золотое яйцо, то есть, подарила миру великое невиданное произведение искусства. Но дед и бабка ни черта не понимают, они глупые, отсталые, закосневшие в своём невежестве люди. Они не обращают никакого внимания, что миру явлено великое творение и своим заскорузлым умишком проводят единственную доступную им ассоциацию: Яйцо – яичница. Будь оно хоть трижды золотое, его просто нужно разбить и сожрать, потому что это яйцо, потому что все так делают. Эти люди настолько слепы и глупы, что им не приходит в голову не только любоваться этим произведением, но даже то, что его можно очень дорого продать. Так дорого, что можно обеспечить себя яйцами до конца жизни. Они молотят его с самозабвением, а потом отчаиваются и бросают его куда-то на полку, где оно лежит: никому не нужное, забытое. Мышка пробежала, махнула хвостом, яйцо упало и разбилось. И вот тут, дед и баба начинают плакать, но плачут они не потому, что мир утратил гениальное творение, а потому, что не удалось сделать яичницу. И тогда курочка Ряба говорит:
- Не плачь дед, не плачь баба, я снесу вам новое яичко, не золотое, а простое. И это означает: “Вы не смогли оценить моё творение, так получайте же отныне и всегда только то, чего заслуживаете.” Казиник называет сказку великой притчей об утраченном шансе.
Однако не стоит забывать, что это не истина в последней инстанции, а всего лишь трактовка интеллектуала Казиника. Простой народ, испокон веков, толковал сказку совсем по другому:
Дед с бабкой были простые крестьяне, видимо бездетные. Понятно, что старые крестьяне не в силах возделывать землю также как молодые, значит, дома было очень голодно. Их курочка ряба была единственным существом, спасавшим деда с бабкой от голода. Поэтому когда она снесла золотое яйцо, оголодавшие дед и баба, хотели его тут же съесть, но не могли разбить. Позже, когда яйцо разбилось, и дед с бабкой плакали, курочка поняла свою ошибку, и пообещала с этих пор нести только простые, нужные людям, яйца. Нет никакой цены в изысках, если человек голоден. В общем, сначала накормите меня, а потом говорите о высоком.
Вот два взгляда диаметрально противоположных. Толкователи стоят на разных ступенях развития, времени, культуры. В обоих толкованиях я вижу изъяны. Никто не может истолковать все символы до конца.
Например, что символизирует мышка махнувшая хвостиком? Народное толкование вообще никак это не объясняет, мышка да и мышка, и получается сущая нелепица: Почему с такой лёгкостью разбилось яйцо, которое старики так и не смогли расколотить?
Казиник тоже, не совсем ясно, говорит, что мышка это просто тест для бабки с дедкой. Тоже не очень убедительно. Какой такой тест?
Мне, по многим причинам, ближе толкование Казиника, по сути, не важно, насколько оно истинно, главное, оно глубоко и красиво. В конце концов, полностью растолкованная притча – это умершая притча, она не заставляет людей думать, а превращается в прописную истину.
Момент с мышкой лично мне видится несколько иначе. Дед и баба били по золотому яйцу, хотели уничтожить нечто прекрасное, но не могли, потому что прекрасное обретает невиданные силы и крепость когда его бьют. Стоило же им забыть о яйце и сунуть его куда-то на полку, прошло совсем немного времени, и даже незначительного движения мышкиного хвостика, хватило для того, чтобы яйцо вдребезги разбилось. Суть в том, что прекрасное может выдержать любые побои и гонения, но забвения и равнодушия выдержать не в силах.
И ещё, по другому мне видится момент, когда дед с бабой плачут по яйцу. Я, всё-таки, не до конца отказываю в уме деду и бабке и не считаю, что им просто-напросто жалко яичницы. Я думаю, что они действительно могли прозреть, после того как яйцо разбилось.
- Что же мы наделали бабка? – мог сказать дед – ведь яйцо то золотое было, как же мы могли быть такими неосторожными и погубить его. Это вполне правдоподобно, люди всегда крепки задним умом. Молотя золотые яйца молотками, они ни о чём таком не думают, а вот когда яйца всё же разбиваются, могут очень расчувствоваться. Могут даже так проникнуться, что отольют по всем городам чугунные или медные памятники золотому яйцу.
Но самое интересное, что всем известный канонический вариант курочки рябы далеко не единственный, их, оказывается, было более двадцати, и только вариант пересказанный в своё время Ушинским стал теперь каноническим. В других же, менее известных версиях, встречалось обилие других персонажей, таких как поп, попадья, чёрт, петушок и даже внучка, покончившая с собой, не выдержав того, что яичко разбилось. Эти варианты по сложности повествования и его толкования, могли поспорить с знаменитыми шедеврами Босха или пьесами театра абсурда.
Хотя и известный всем вариант иные толкуют как космогоническую модель мира, как поединок между раем и адом, жизнью и смертью, верхним и нижним миром и т.д. и т.п. Логические построения там довольно сложны, и для их понимания нужно углубляться в вопрос и штудировать всю историю восточноевропейской фольклорной традиции, религиозных верований, примет, обычаев и т.д.
Вот такие дела, так что, если вы до сих пор считали “Курочку Рябу” примитивной бессмыслицей, впору пересмотреть свои взгляды.
Свидетельство о публикации №220102301190