Гриша Бер

   В конце восьмидесятых  программистами у нас в ИВЦ руководил Григорий Бер.
Коренной Скобарь и породистый умница Еврей
По специальности инженер-математик после МГУ.

   На последнем курсе в МГУ создали группу, работающую по теме параллельно
с Киевским институтом кибернетики, где доктор Амосов подрядился.
   Ни много, ни мало - на математическую модель государства замахнулись.
Вот только представителям - заказчикам от ЦК КПСС не понять было,
зачем такие сложные алгоритмы задействовали.
В политбюро и ЦК как бы и без высших образований справляются.

   Началась обкатка модели. Дальше опытных прогонов не пошло
- результаты оказались далеки от ожидаемых.
   Тему срочно прикрыли, группу расформировали:
могли ехать куда угодно, кроме Москвы, Ленинграда и родного города.
   
   И выбрав, поехал Гриша в город невест Иваново, где успешно отработал зам начальника ИВЦ аж три года, по прошествии которых вернулся в Псков на подаренном тестем "Запорожце" с молодой женой - детским доктором неонатологом и маленьким сыном.
   Почти сразу стал он одним из ведущих программистов на Псковщине.
   Создание ИВЦ в Проектном Институте Древстанкопром, Облсельхозтехнике и т.д. - полным послужным списком Гриши я особо не интересовался.

   В 1989-ом псковская слава привела Гришу к нам, на преуспевающий НПО"Псковэлектромаш".

    Я уже публично собирался воссоединиться с семьёй, ожидающей меня в Крыму, был исключён из всех списков резерва. Держал меня только обмен квартиры. Совсем не в обиду мне стало создание под Саню Лисичкина Отдела Совершенствования Организации и Управления Экономикой в составе двух бюро программирования и моего ИВЦ.
    Я в ранге зама по производству и технике через тире остался и начальником ИВЦ, с ощутимой прибавкой к зарплате.
    Программисты Саня и Гриша как-то не рвались администрировать и заниматься хозяйственными делами, так что я до самого отъезда в конце мая 1991-го так и остался "смотрящим", то есть главным администратором этой странной, но довольно продуктивной сводной конторы.

 
    Сидим как-то в кабинете, незадолго до моего отъезда. Я в бумагах копаюсь, Гриша в компьютере мудрит. Отвлёкся Гриша, закурил:
-   Володя, нас уже никто не полюбит, если только за деньги. -
Мне тогда только сорок исполнилось, ему на два года больше.
    Через семь лет встретились. Разгар ЕБээНовской смуты. Грустно посмеялись.
-   Гриша, а теперь нас, если и полюбят, то только за ба-альшие деньги.

    Хотя, как сказал Вахтанг Кикабидзе, пока мужчину тянет обернуться вслед
проходящей навстречу красивой женщине, он Мужчина.

    В общем, Бедный Армен Джигарханян!   (Навеяло в декабре 2017)


    Девятого мая 2019.
В строю колонны Бессмертного полка.
    Моей семьи сегодня вокруг  планшета аж восемь человек собралось.
Младший мой Брат, ему 66 лет, оглядываясь,
замечает на портрете метрах в пяти знакомую фамилию:"Семён Бер".
-   Откуда я его знаю? -
    Оглядываюсь и я.
- Так это старый доктор, Он меня ещё в Советское время лечил.
дядя моего товарища по работе Гриши Бера.

    Гриша, он на два года старше меня, инженер-математик,
талантливый системник программист.
    Следы Гриши в прОклятых ЕБээНовских временах
как-то враз для меня потерялись.
    Подхожу. Планшет держит молодая женщина характерной внешности.
Оказывается, внучка. Рядом девочка, по виду ровесница моего старшего
внука Мишки, ему как раз сегодня шестнадцать лет исполнилось.
    Третья рядом - это уже моих лет - дочь доктора.
Объясняю причину моей навязчивости давним знакомством с доктором.
Получил ответ и на свой вопрос.

    Оказывается, Гриша, супруга его детский врач неонатолог,
старший сын, окончил Ленинградский университет тоже системный программист,
про дочь я ничего не знаю, в конце девяностых уехали
всей семьёй в Израиль.
    Дай Бог чтобы у них всё было хорошо.

    А за "державу" в очередной раз стало обидно. Уезжают лучшие.
Поневоле вспомнилось дурное:  "Евреи? Они все в Израиле. У нас ж**ы остались"
-   Не в обиду будь сказано.


Рецензии
Интересно было прочитать.

Марина Славянка   23.11.2021 17:23     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.