Введение в историю экономических учений

«Summa Oekonomika» с подзаголовком «Наброски к истории экономической мысли, учений и доктрин» — моя первая полноразмерная монография объёмом более 40 авторских листов. Написана в годы моего «второго пришествия» в Военмех (2001–2005) в формате, соответствующем требованиям образовательного стандарта РФ по специальности «История экономических учений».

Ни оригинальный текст этой рукописи, ни даже политкорректные выжимки из него в форматах учебных пособий не публиковались, хотя и не раз предлагались. Публиковать эту рукопись на «прозе.ру» целиком не планирую: в ящиках моего письменного стола и на дискетах есть «нетленка» и поважнее. Исключение сделаю только для введения. Все его пять подразделов заливаю в одну публикацию.

_______

ВВЕДЕНИЕ

К читателям и писателям
-----------------------------
Человек изобрёл письмена совсем не потому, что хотел передать потомкам свои лирические чувства, и даже молитвы. Это прозаично, но люди стали записывать лишь тогда, как обзавелись имуществом и стали считать его объекты. Алеф — это бык, и бет — это дом. Алфавит возник вослед хозяйству, и уже сама по себе письменность является первым памятником экономической мысли. Большая часть из полумиллиона дошедших до нас клинописей— хозяйственные документы.

Сидя перед стопкой чистых листов, писатель надеется, что читатель не просто откроет замысленную им книгу, а прочтёт её до конца, и желательно — не раз! Но: habent sua fata libelli, «книги имеют свою судьбу». Перечитывают чаще всего не романы, а учебники, справочники и хрестоматии. Со временем закрывают и их, и уже навсегда и во веки веков. Разве лишь историк заглянет под их обложки, чтобы осмыслить: чему учили меня, нас и их в прошлом, и чему учимся мы, они и я сегодня.

Желание отшлифовать уже подписанный к печати текст знакомы многим авторам научных трудов. И поэтому самое большое, на что хочется надеяться — что когда-нибудь предоставится возможность „исправить и дополнить” эту книгу.

К учащимся
---------------
Ожидания учащегося скромнее. Мало у кого есть время перечитывать заново; главное— не поддаться гипнозу обложки, чтобы не почувствовать себя обманутым с первых же страниц. Латинское имя, которым наречена эта книга, не должно ввести в заблуждение: некую сумму идей и кое-что об экономике в ней найдёт каждый. Посвящённые же узнают и прототип её названия.

Истории экономических учений — личные сентенции вперемежку с цитатами: предмет и метод обязывают. Но длинные цитаты усложняют восприятие материала, и поскольку эта книга — не хрестоматия, иногда предпочтителен пересказ или новый перевод. Обширные выдержки и изложения (в их числе — намеренно не комментируемые спорные контраргументы) можно найти в беллетристическом разделе «Комментарии и иллюстрации» (с.252 и далее). В отличие от обычных сносок внизу полосы , ссылки на комментарии в конце книги  пронумерованы курсивом.

Библиографический раздел сокращён до перечня использованных и некоторых упоминаемых трудов. Он не даёт полного представления о научном наследии их создателей, не является „списком рекомендованной литературы” и не во всём совпадает с читательскими предпочтениями автора данной книги. Персональный указатель не претендует на соперничество с энциклопедиями, а в век информационных технологий дотошно переписывать каталоги библиотек и вовсе неприлично.

Экономическая кибернетика была моей первой университетской специализацией. Но от соблазна выложить все изощрения экономико-математических игр разума, ведущихся с конца XIX века, удерживает и „гуманитарное” мироощущение, и гуманное отношение к читателю. Вообще, математикообразный интерфейс экономикса недружествен для настоящих математиков . Заснуть над формулами и графиками вам помогут книги других авторов; этот же труд рассчитан на любителей нехитрого словесного изложения, т.е. на большинство читателей.

Как читать эту книгу? — притворно вопрошают в предисловиях к своим книгам американские экономисты. Спрашивают риторически, дабы самим и ответить. Один грозит “Если меня спросят о том, как читать эту книгу, я отвечу: с начала и до конца” (кстати, так учат читать Талмуд). Другой отшучивается: „А как надо есть слона? — По кусочкам”…

Совсем не смешно, если задуматься: каким болваном мыслят они своего среднего читателя! А может, так оно и есть? Мозаичное образование иных породить не может. Не ведом нынешней западной культуре типаж проницательного читателя, которому адресовал свои труды экономист Чернышевский… Поэтому если и полагается в предисловии что-либо пожелать — то пожелаем быть и оставаться проницательными.

К учащим
------------
По формальным признакам перечня „охваченных тем” эта книга полностью соответствует всем действующим в России образовательным стандартам и квалификационным требованиям к специалистам по истории экономических учений (ИЭУ). Но на её страницах я нашёл место и для многих вопросов, выкинутых из этих стандартов в пылу обновленческого энтузиазма: ведь умолчание — наихудший из приёмов ниспровержения оспариваемого тезиса.

С начала 1990-х перелицовка старых учебников на новые проходила в основном через механическую замену оценок с „хороших” на „плохие”, и наоборот. Раздел «Критика буржуазных теорий» был в каждом учебнике. Сами теории никто читать не запрещал, и излагались они достоверно. Оставив это изложение нетронутым, новаторы заменяли критику дифирамбами — и вперёд к кассе за гонораром! Цена этого подлога — миллионы обманутых в финансовых пирамидах, сотни тысяч потерявших жильё и превратившихся в бомжей, и десятки тысяч убитых и замученных по ходу вымогательства „долгов”.

„Чего пришёл еси, и чего требуешь?” 
-------------------------------------------

Общая беда современных компиляций по теме ИЭУ — внутренняя противоречивость. Первопричина: потеря цельного мировоззрения, отсутствие у авторов объективно рассчитанных перспектив развития нашего общества. Строить мировоззрение на сознательном отречении от всего советского, социалистического и коммунистического контрпродуктивно. На одном только отрицании альтернативу не только разрушительную, но и созидательную не сформулировать.

К любопытствующим и просто интересующимся
----------------------------------------------------------
«Медицина заставляет нас умирать продолжительнее и мучительнее», ворчал Плутарх. Экономика добавляет к этим мучениям досадное осознание того, что всю жизнь человека грабят.

На пике могущества и славы нашей советской Родины учащиеся и учащие составляли большинство населения в возрасте от 7 до 70 — закономерный результат всеобщего бесплатного образования вплоть высшего. Школьники и студенты плюс преподаватели школ, вузов, техникумов, училищ; контингент многочисленных курсов по повышению квалификации и специальных „институтов усовершенствования” для специалистов с высшим образованием — «здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна учёных!»

Сегодня подавляющее большинство работающих такой возможности лишены. Капиталист, интересы которого воплощает ваш „шеф” по общему правилу удавится, но не даст на дело продолжения лично вашего образования ни копейки, или обставит это такими условиями, что… Проще нанять другого, более „свежего”: из нового КЗоТа изъяты многие права и гарантии, от которых благоприятствовали не только отдельно взятые работники, но и суммарный интеллектуально-квалификационный потенциал хозяйства страны в целом.

Естественная (пока ещё) для нашего человека тяга к знаниям получает эрзац в виде бессистемного винегрета или, что хуже, тенденциозно препарированной мякины, выложенной в Интернете. Самообразование могло давать более или менее адекватные результаты лишь в наиболее конкретных отраслях из сферы естественных наук, да и то — не позднее начала эпохи НТР.

Но не перевелись, и до сих пор являются в политику кандидаты разных негуманитарных наук и лица БОНД (без определённой научной деятельности) в роли создателей новых партий и движений. И если бы винегрет их социально-экономических пропозиций ограничивался только программно-уставными документами! Под эгидой этих партий создаются учебные центры, и даже „академии”, где слушатели усваивают причудливую смесь околооэкономической болтовни, часто разбавленную оккультной, „нетрадиционной”, „эзотерической” или просто фольклорно-сказочной фразеологией (апелляции к мудрости пирамид, инопланетному разуму и тому подобной цыганщине).

Мы пойдём другим путём. И если мода требует фольклорной ссылки — вот она: «Не лепо ли ны бяшет, братие, начяти старыми словесы…?»

Нет такой новой мысли, которую нельзя было бы сполна выразить традиционными языковыми и терминологическими средствами. Перелицовка терминов, замена знаковой системы — опасный приём!

Нет таких старых мыслей, которые плагиатор и мошенник не могли бы выдать за „новые” и „свои” путём терминологических подлогов!

Мы пойдём честным путём, сохраняя, а где потребуется — и восстанавливая  научные и терминологические приоритеты там, где они оказались размыты и утрачены в мутном потоке лукавого времени.

_____________

Алексей Черников, 2001–2008 (завершение — по дате последнего обновления файла)


Рецензии
Алексей Вячеславович, здравствуйте!

В очередной раз отдаю должное Вашему слогу; что же касается содержания публикации, то по одному Введению судить о нём невозможно, поэтому мой комментарий носит общий характер.
Не сомневаюсь, что тема истории экономических взаимоотношений чрезвычайно интересна, особенно специалистам в этих вопросах, однако лично меня исторические экскурсы давно не привлекают. Причина проста, и я её неоднократно озвучивал: в трудах мыслителей прошлого нет устраивающих меня ответов ни на вызовы современности, ни на мои собственные размышления в этом направлении.

Есть интересный нюанс другого рода, который хотелось бы подчеркнуть однажды высказанной мыслью. Довелось встретить такую ленинскую мысль: инженер придёт к коммунизму не так, как подпольщик–пропагандист, а через данные своей науки. Парадокс проявился в том, что именно строгая (инженерная, техническая) логика привела в итоге к практически противоположному результату. Нюанс же в том, что инженерное образование было получено в хорошо Вам известном ВОЕНМЕХе, но в те времена марксизм-ленинизм являлся безраздельно господствующей идеологией и не допускал сомнений в правоте основополагающих принципов.

Насчёт современности не обольщаюсь, и именно поход на юбилей института несколько лет назад дал неожиданный толчок моему "писательству", результатом чего стал сборник "Аллюзион "Конец света", где можно найти немало созвучного высказанному Вами, только чаще в ироничной и саркастичной форме — в жанре памфлета.

В заключение предложу далеко не полный "список литературы" — исключительно для сведения — если возникнет желание ознакомиться с моими взглядами по некоторым затронутым в Вашей публикации вопросам. Однако сразу оговорюсь, что эти невеликие по объёму тексты (за исключением посвящённого публикации Тайви Тум) ни в коем случае не претендуют на высокую аналитику и не представляют научной ценности. Впрочем, быть может, они привлекут внимание именно этим, а также ироничной интонацией.

"О языке" (http://proza.ru/2018/08/23/1)
"О справедливости и общественных потребностях" (http://proza.ru/2016/05/07/1)
"О Марксе, движущей силе революции и философии" (http://proza.ru/2016/03/31/7)
"Тайви Тум. Владимир Ильич Ленин" (http://proza.ru/2014/07/01/200)

Мои наилучшие пожелания!

Андрей Девин   25.10.2020 17:17     Заявить о нарушении