Верующий в бога - еще не Homo sapiens Глава 53

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ХРИСТИАНСКИХ ПАСТЫРЕЙ НА СЕКСУАЛЬНОЙ НИВЕ


Предисловие:
53. Что мученичество может служить доказательством истины чего-либо, — в этом так мало правды, что я готов отрицать, чтобы мученик вообще имел какое-нибудь отношение к истине. Уже в тоне, которым мученик навязывает миру то, что считает он истинным, выражается такая низкая степень интеллектуальной честности, такая тупость в вопросе об истине, что он никогда не нуждается в опровержении. Истина не есть что-нибудь такое, что мог бы иметь один, а не иметь другой: так могли думать об истине только мужики или апостолы из мужиков вроде Лютера. Можно быть уверенным, что сообразно со степенью совестливости в вопросах духа все более увеличивается скромность, осторожность относительно этих вещей. Знать немногое, а все остальное осторожно отстранять для того, чтобы познавать дальше... «Истина», как это слово понимает каждый пророк, каждый сектант, каждый свободный дух, каждый социалист, каждый церковник, — есть совершенное доказательство того, что здесь нет еще и начала той дисциплины духа и самопреодоления, которое необходимо для отыскания какой-нибудь маленькой, совсем крошечной еще истины. Смерти мучеников, мимоходом говоря, были большим несчастьем в истории: они соблазняли... Умозаключение всех идиотов, включая сюда женщин и простонародье, таково, что то дело, за которое кто-нибудь идет на смерть (или даже которое порождает эпидемию стремления к смерти, как это было с первым христианством), имеет за себя что-нибудь, — такое умозаключение было огромным тормозом исследованию, духу исследования и осмотрительности. Мученики вредили истине. Даже и в настоящее время достаточно только жестокости в преследовании, чтобы создать почтенное имя самому никчемному сектантству. — Как? разве изменяется вещь в своей ценности только от того, что за нее кто-нибудь кладет свою жизнь? — Заблуждение, сделавшееся почтенным, есть заблуждение, обладающее лишним очарованием соблазна, — не думаете ли вы, господа теологи, что мы дадим вам повод сделаться мучениками из-за вашей лжи? — Опровергают вещь, откладывая ее почтительно в долгий ящик; так же опровергают и теологов. Всемирно-исторической глупостью всех преследователей и было именно то, что они придавали делу своих противников вид почтенности, одаряя ее блеском мученичества... До сих пор женщина стоит на коленях перед заблуждением, потому что ей сказали, что кто-то за нее умер на кресте. Разве же крест аргумент? Но относительно всего этого только один сказал то слово, в котором нуждались в продолжение тысячелетий, — Заратустра.
Знаками крови писали они на пути, по которому они шли, и их безумие учило, что кровью свидетельствуется истина.
Но кровь — самый худший свидетель истины; кровь отравляет самое чистое учение до степени безумия и ненависти сердец.
А если кто и идет на огонь из-за своего учения — что же это доказывает! Поистине, совсем другое дело, когда из собственного горения исходит собственное учение.
Фридрих Ницше. «Антихристианин. Проклятие христианству»



Глава 53
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ХРИСТИАНСКИХ ПАСТЫРЕЙ НА СЕКСУАЛЬНОЙ НИВЕ
Уицрик вызвала к себе Паоло с Беатрис, чтобы обговорить проблему сексуальных скандалов, сотрясающих католическую церковь, мотивируя это тем, что тема актуальна и необходима для завершения картины осуждения христианства, поднятой в романе.
— Сексуальные скандалы в римо-католической церкви не новость, — согласился Паоло. — Они появились не сегодня и даже не вчера. Эта проблема почти так же стара, как сама церковь.
— Но не стала от этого менее злободневной. Меня интересует не столько факт скандалов как таковых, сколько реакция на них церкви и поиск ею методов борьбы с фактами сексуального насилия.
— К сожалению, совращение, растление и изнасилование детей обоих полов стало неотъемлемой частью истории католической церкви, можно даже сказать, ее традицией, хотя и отвратительной, и подтверждений этому можно найти немало. Нельзя сказать, что церковь не реагировала и не пыталась что-то с этим делать. Именно сексуальное поведение пап, епископов и священников — верхушки церковной иерархии, стало причиной большинства реформ в католической церкви, хотя эта пагубная практика поразила не только иерархов, но и всю церковь сверху до низу. Особенно процветало сексуальное насилие в монастырях, как ни прискорбно это констатировать.
— Реформы так и не смогли устранить причину проблемы, что вполне закономерно, — парировала Бет, — а причина кроется в обречении на безбрачие. Против природы, как говорится, не попрешь. То ли дело в архаических религиях, где секс не считался чем-то постыдным и даже наоборот. Если боги совокуплялись между собой, рождая мир, то люди не видели зазорным и для себя занятие сексом. Считалось, что секс — основа жизни, плодородия, продолжения жизни.
— Я изучал официальные документы, — продолжил Паоло, — показывающие, что еще в 306 году н. э. католическая церковь пыталась вмешиваться, контролировать и регулировать сексуальную жизнь духовенства. Иногда забота о нравственности священников была направлена на борьбу с поведением, что напрямую противоречило закону безбрачия, который де факто исключает любую сексуальную активность духовенства. Нередко, и даже слишком часто, церковь вынуждена была принимать меры против своих собственных сынов, уличенных в поступках не только аморальных, но предосудительных и даже преступных.
— Паоло, пожалуйста, не говори с нами, как священник на проповеди, — попросила Беатрис. — Ты не на мессе.
— Хорошо, дочь моя, — в тон Беатрис ответил Паоло, — абстрагируемся и попытаемся взглянуть на проблему со стороны, хотя изнутри она видится гораздо яснее. Так вот, независимо от того, что сексуальное ­надругательство над детьми даже в древние времена считалось предосудительным и преступным, эта проблема то и дело возникала в рядах духовенства на протяжении двух тысяч лет существования католической церкви. Хуже только то, что в церкви уже довольно давно существует настоящий заговор по замалчиванию и отрицанию факта сексуального насилия над детьми и не только с целью намеренного укрывательства виновных в нем священников.
— Смешно говорить о борьбе с тем, что церковные иерархи сами же и возглавили, — сыронизировала Беатрис.
— Да, церковь не раз шокировала мир сексуальными скандалами, происходящими в ее лоне, стараясь любой ценой скрыть их от общественности. И она успешно покрывала бы их и дальше, если б информация время от времени не просачивалась в прессу. Но замалчивание и сокрытие этих фактов вызывало не менее громкие скандалы.
— Как же церковь наказывает провинившихся? — спросила Уицрик.
— Как известно, в большинстве случаев виновных переводят в другие места, пытаясь всеми способами замять скандал, но практика показывает, что «отмазанные» таким образом святые отцы продолжают на новом месте вступать в противозаконные сексуальные контакты с несовершеннолетними. Безнаказанность, как известно, порождает вседозволенность.
— А как же кара Господня? Она должна быть для настоящего христианина страшнее уголовного кодекса, ее избежать не удастся? — спросила Уицрик.
— Это уже вопрос риторический. Но обычно, пытаясь оправдать недостойное поведение своих пастырей, некоторые папы утверждали, что в корне этих преступлений — духовные изъяны, что его можно скорректировать с помощью психотерапевтических консультаций. В 2001 году папа Иоанн Павел II заявил, что «если духовное лицо нарушит шестую заповедь Божью с несовершеннолетним, это следует считать серьезным грехом, или delictum gravius».
— Грехом, который тянет на уголовное преступление, Уицрик права.
— Сексуальные преступления, совершенные католическим духовенством, впервые стали предметом обсуждения общественности в 1984 году, когда всплыло дело отца Гилберта Гота, проживающего в городе Лафайет, штат Луизиана. Сработал «эффект домино», и это привело к обнародованию многих других подобных преступлений в Соединенных Штатах и других странах. Первоначально этот кризис ошибочно называли «проблемой педофилии», но в дальнейшем оказалось, что лишь 20;% виновных в сексуальных преступлениях священников являются истинными педофилами, а большинство относятся к эфебофилам, то есть испытывают сексуальное влечение к лицам подросткового и юношеского возраста — как к девушкам, так и к юношам.
Скандал, окружающий сексуальные преступления против детей и подростков, совершенные католическим духовенством, также спровоцировал волну откровений относительно сексуальной эксплуатации священниками уязвимых взрослых, в основном молодых женщин. В любом случае возраст и пол жертвы не имеют значения, так как принуждение к сексу само по себе является преступлением и злостным нарушением доверия по отношению к более слабому — как эмоционально, так и физически — лицу, которое находится в заведомо уязвимом и зависимом положении и не может дать своему насильнику надлежащий отпор.
— Неужели жертвы не искали защиты?
— Поймите, чтобы искать защиту, надо признать факт изнасилования, а это некий психологический барьер, который нужно переступить, и не у всех хватает смелости на это. Первые жертвы сексуальных преступлений, совершенных католическим духовенством, обращались за помощью не в правоохранительные органы, а к церковным иерархам, ожидая, что правовая система католической церкви, известная, как каноническое (церковное) право, обеспечит торжество справедливости и наказание виновных, которое, помимо прочего, повлечет за собой изгнание из рядов духовенства или хотя бы запрет на дальнейшее служение. Вместо этого церковные власти обычно запугивали жертв или предлагали им «финансовую помощь», чтобы гарантировать их молчание, а также манипулировали, пугали общественным порицанием, обманывали и угрожали.
Начиная с 1985 года жертвы сексуального насилия, совершенного католическим духовенством, начали искать справедливость в гражданских судах, на собственном опыте убедившись в том, что правовая система их собственной церкви не в состоянии их защитить. Так, впервые в истории церкви, жертвы сексуальных преступлений духовенства обратились за помощью к светской правовой системе. Хотя истории известны случаи рассмотрения дел против католического духовенства в гражданских судах и до 1984 года, практически не было случаев, когда католики подавали бы гражданские иски против архиепископа, обвиняя его в сокрытии фактов сексуального насилия.
По мере того, как количество исков против духовенства стремительно росло по всей территории США, Канады, Соединенного Королевства и Ирландии, епархии-ответчики разработали систему защиты. Самый повторяющийся аргумент защиты — явление сексуального насилия со стороны духовенства возникло во второй половине ХХ века. Кроме того, многие католические иерархи утверждали, что не имели представления и не могли даже подумать о том, что сексуальное насилие над детьми и подростками возможно, так как такого никогда не было. Некоторые священники пытались переложить вину за произошедшее на медицинское сообщество, утверждая, что психиатры и психологи признают, как мало известно о педофилии и связанных с ней сексуальных расстройствах, и поэтому невозможно вовремя выявить подобное расстройство или сделать компетентный прогноз относительно поведения лиц, страдающих таким расстройством.
— Другими словами, когда их приперли к стенке фактами, они попытались представить все так, что церковь якобы стала жертвой современных пороков, а до этого хранила чистоту и святость.
— Особенно в монастырях, — залилась смехом Беатрис.
Она, как никто другой, будучи настоятельницей монастыря, понимала, какой это жалкий аргумент.
— В чем корень проблемы? Давайте попытаемся его отыскать.
Католическая церковь была официально признана императором Константином в начале IV века. Довольно скоро религиозные лидеры, они же духовенство, превратилась в отдельный привилегированный класс. И хотя безбрачие стало обязательным для католического духовенства только после Второго Латеранского собора (1139), многие отцы Церкви выступали за введение целибата уже начиная с IV века. На Эльвирском соборе (Испания, 306 г.) были впервые рассмотрены вопросы сексуального поведения духовенства, в том числе блуда и супружеской неверности. За нарушение установленных на Эльвирском соборе канонов поведения предусматривались разного рода наказания, в том числе отлучение или публичное покаяние. Кроме того, результаты Соборов отражают официальный взгляд Церкви к сексуальным отношениям с лицами своего пола: мужчины, имеющие половые сношения с мальчиками или юношами, лишались причастия даже на смертном одре.
Наиболее явное и беспощадное осуждение сексуальных связей духовенства выражено в Книге Гоморры Святого Петра Дамиана (1051). Петр Дамиан был фанатичным реформатором Церкви и жил в обществе, в котором нравственный упадок духовенства не только был широко распространен, но даже считался нормой. В своей книге Петр Дамиан изобличает пороки духовенства, в том числе блуд, прелюбодеяние и мужеложество, и призывает Папу Римского Льва IX принять соответствующие меры.
Реакция Папы представляет собой вопиющий пример бездействия, которое демонстрируют и современные иерархи Церкви. Папа Лев IX поблагодарил Петра Дамиана и установил правдивость приведенных им фактов, однако не внял совету Дамиана предпринять решительные меры и исключить виновных из рядов духовенства. Папа решил лишить сана только тех, кто неоднократно нарушал заповеди и церковные каноны в течение длительного периода времени.
— То есть рецидивистов, — не удержалась Беатрис.
— Неоднократные нарушения духовенством целибата подробно описаны в церковных документах средневекового периода. Прелюбодеяние, случайные половые связи с незамужними женщинами и гомосексуальные отношения с подростками и юношами были нормой. Так, говоря о сожительстве, один известный историк писал: «Неоднократная суровая критика неподобающего поведения духовенства поместными церковными советами в XII–XIII веках дает основание предположить, что безбрачие оставалось далеким и недостижимым идеалом на католическом Западе. В Англии, особенно на севере, священники открыто сожительствовали с женщинами; это явление было распространено и во Франции, Испании и Норвегии». Могу дополнить, что папы тоже открыто заводили любовниц, жен и имели детей, как в случае с Александром Борджиа и другими.
В период Средневековья это не вызывало открытого порицания, наоборот, метрессы пользовались уважением и почетом, как и их общие с папами потомки.
Мужеложство в среде священнослужителей также было общеизвестной проблемой, хотя и не привлекало такого внимания со стороны законодателей, как сожительство, что, возможно, объясняется попытками запретить браки среди духовенства. На Четвертом Латеранском соборе (1215) было высказано суровое осуждение нарушения обета безбрачия. Однако, помимо этого, Собор осудил также мужеложство среди священнослужителей и постановил, что виновные в этом преступлении подлежат лишению духовного сана или принудительному пожизненному заключению в монастырь. Первое было равносильно социальной изоляции, а второе — тюремному заключению.
Средневековые документы показывают, что гомосексуальные отношения среди священнослужителей были менее распространены, чем блуд с женщинами. Совсем другое дело монахи. Хотя они также сожительствовали с женщинами и даже вступали в тайные (незаконные) браки, тот факт, что они принимали обет безбрачия и добровольно обрекали себя на жизнь в закрытом пространстве среди других мужчин, то есть жили практически в изоляции, месяцами не видя женщин, означал, что круг их сексуальных контактов был существенно ограничен. Поэтому монахи были печально известны сексуальными связями с несовершеннолетними мальчиками. Уставы многих монастырей прямо запрещали подобные связи. Так, папа римский Бенедикт запретил двум монахам спать в одной постели, а также спать без одежды и без света. Часто монахов ожидали более суровые наказания за нарушения устава, чем других священнослужителей. Более того, гомосексуальные отношения между священнослужителями были настолько распространены, что мужеложство было принято считать «прерогативой» духовенства. Вот как историк описывает жизнь в монастырях накануне протестантской Реформации XVI века: «Случаи блуда монахов с женщинами, красивыми мальчиками и друг с другом... были настолько распространены, что их нельзя рассматривать как отдельные случаи, а скорее как образ жизни целого сообщества».
С этим надо было как-то бороться. Так и появились реформаторские движения внутри католической церкви. Наибольшее влияние на дальнейшую судьбу духовенства оказала протестантская Реформация. В 1545 году папа римский Павел II созвал Собор, который прошел в итальянском городе Тренто. Последний, двадцать пятый, съезд Собора состоялся в 1563 году. Среди прочего, на нем были приняты основные положения, утверждающие безбрачие священнослужителей. Нарушителей их ожидала анафема — отлучение от Церкви.
Однако усилия епископов, заседающих на Трентском соборе, как и усилия их предшественников, не увенчались успехом. Священнослужители продолжали вступать в незаконные половые связи с женщинами, мужчинами и мальчиками, хотя теперь гораздо тщательнее скрывали свои похождения. В 1566 год, в первый год после вступления на папский престол, Пий V (1566–1572) признал необходимость публичного обличения мужеложества в среде духовенства. В папской булле Romani Pontifices определялись наказания за различные преступления и проступки, в том числе «преступление против природы»: все, виновные в этом преступлении, подлежали лишению сана и передаче в руки светским властям для понесения наказания.
Очевидно, что во времена Средневековья церковные иерархи были не так одержимы сохранением секретности, как сегодня. О любых сексуальных преступлениях было хорошо известно общественности, церковным и светским властям. Со временем к наказаниям духовного рода за сексуальные преступления добавились телесные наказания. Наконец, важно, что в некоторые периоды церковные власти признавали, что сексуальная разнузданность священнослужителей — одна из основных проблем Церкви, наряду с безответственным руководством.
— В то время не было желтой прессы с приставучими папарацци, — Бет, как всегда, была полна иронии. — А вот сейчас другое дело. Любой скандал моментально становится достоянием общественности. К тому же в Средневековье любили устраивать охоту на ведьм, своего рода развлечение. Если мне не изменяет память, со временем скандальные разоблачения поутихли, церковь начала блюсти свой имидж и только в середине восьмидесятых годов ХХ века началось активное обличение сексуального насилия представителей духовенства над несовершеннолетними.
— Да, но все же первый современный регулятивный документ на эту тему появился только в 2001 году. Несмотря на то, что папа римский и до этого высказывался на тему педофилии и растления несовершеннолетних священниками, этот документ стал первой попыткой Ватикана предпринять конкретные шаги по решению этой насущной проблемы. В документе, который представляет собой ряд процессуальных норм, речь идет не только о преступлениях сексуального характера. Согласно этому документу, некоторые преступления, совершенные священнослужителями, являются настолько серьезными, что рассматривать их может только Ватикан. Таким образом, этот документ дает Ватикану исключительное право на рассмотрение сексуальных преступлений и устанавливает новые нормы, в том числе, епископ или другое вышестоящее в церковной иерархии лицо обязан направить результаты предварительного расследования дела о сексуальном насилии в Ватикан, где принимается решение, давать ли ему дальнейший ход или нет (в этом случае дело возвращается в епархию и решение по нему принимают местные церковные власти). Возраст совершеннолетия увеличен с шестнадцати до восемнадцати лет. Срок исковой давности продлевается до десяти лет. В случае сексуального насилия несовершеннолетних отсчет ведется с восемнадцатилетия жертвы. Принимать участие в рассмотрении дела могут только священнослужители. Дела, решение по которым принято на местном уровне, отправляются на хранение в Ватикан.
Таким образом, вопреки утверждениям иерархов Церкви, этот доку­мент отражает осведомленность верхушки Церкви о нарушениях и пре­ступлениях сексуального характера, совершенных духовенством. Многочисленные случаи сексуального насилия (или принуждения к сексуальным связям) священнослужителей над лицами того же пола, а также над несовершеннолетними обоих полов и совершеннолетними женщинами подробно задокументированы. В некоторые периоды истории иерархи церкви открыто признавали факт подобного насилия. Однако начиная со второй половины ХХ века Ватикан придерживается другой линии поведения, стратегии укрывательства и замалчивания. Недавно опубликованные документы подтверждают, что церковные власти были осведомлены о сексуальном насилии с 1950-х годов и сознательно замалчивали эти случаи, которые со временем приобрели массовый характер.
Преступления на сексуальной почве, география коих весьма обширна, значительно подмочили репутацию католической церкви во многих странах. В причастности к подобным скандалам подозревали даже пап.
Вот примеры просочившихся в прессу скандалов: расследование педофилии среди ирландского духовенства в 2010–2011 годах показало шокирующий размах преступления — сексуальное насилие над несовершеннолетними длилось десятилетия и насчитывает тысячи жертв. В Дублинской архидиецезии (епархии) была официально принята политика укрывательства, так как местное церковное начальство ставило репутацию своих институтов превыше здоровья и благополучия детей.
После публикации обличающих документов четыре епископа покинули свои посты и вся верхушка католической церкви в Ирландии была вызвана в Ватикан, чтобы дать отчет о происходящем лично Папе Римскому.
Другое расследование, которое велось в течение девяти лет, выявило многочисленные случаи физического, сексуального и эмоционального насилия в детских школах-интернатах в восемнадцати приходах.
Доклад по вопросам непристойного поведения священников дублинской епархии — крупнейшей в Ирландии — заказала сама ирландская католическая церковь. При его составлении были изучены личные дела всех священнослужителей епархии с 1940 по 2006 годы.
Данные расследования, представленные в докладе, шокировали общественность. Оказалось, что жертвами педофилов за это время стали как минимум триста пятьдесят детей. К этому причастны сто пять священников дублинской епархии. В общей сложности в подобных преступлениях обвиняются более 3;% из двух тысяч восьмисот священнослужителей.
Подобное расследование было проведено в другой, менее крупной епархии в графстве Уэксфорд. Там результаты оказались также удручающими — против двадцати одного священника было выдвинуто более ста обвинений в домогательстве по отношению к детям. Архиепископы покрывали священников, так как не считали эти преступления поводом для беспокойства, а глава ирландской католической церкви кардинал Шон Брэйди отказался сложить с себя сан архиепископа Ирландии из-за скандала, связанного с расследованием сексуальных домогательств священников к детям, которые он покрывал. Кардинал признал, что присутствовал на двух встречах, где подростков заставляли подписать обет молчания.
Поведение священнослужителей в религиозных школах и приютах давно стало больной темой для Ирландии. В этой стране католическая церковь курирует большинство учреждений, занимающихся воспитанием детей и уходом за ними. В прошлом году специальное правительственное агентство, выплачивающее компенсации пострадавшим от домогательств в таких заведениях, получило почти пятнадцать тысяч заявлений. Правительство обязало церковь выплатить компенсацию бывшим воспитанникам католических приютов и школ, подвергшимся сексуальному или физическому насилию за период с начала 30-х до конца 70-х гг. прошлого века. Общая сумма исков, которые тогда планировали подать пострадавшие, составляла $;1,2 миллиарда.
Не менее масштабный скандал разразился в Нидерландах в марте 2012 года. Журналистское расследование разоблачило ужасные факты: в 1950-х годах католическая церковь кастрировала одиннадцать мальчиков, ставших жертвами насилия со стороны священников-педофилов, чтобы «вылечить» их от гомосексуализма. Парламент страны призвал провести после газетной публикации тщательное расследование.
Министр юстиции Нидерландов Иво Опстелтен назвал обвинения, выдвинутые против церкви, очень серьезными и шокирующими и заявил, что займется расследованием, какова в этом роль нидерландского правительства. Католическая церковь также заявила о готовности сотрудничать со следствием, чтобы установить правдивость сообщений в СМИ.
Проверка вскрыла факты сексуального насилия над тысячами детей в нидерландских католических учреждениях с 1945 года. Оказалось, что во многих католических приютах детей делали «сексуальными рабами».
Католическую церковь Бельгии потряс очередной скандал на почве педофилии в декабре 2011 г., вследствие которого был арестован бывший настоятель католического монастыря города Динан Марсель Колиньон.
В сентябре 2010 года епархиальная власть после поступления жалоб на священника, который совершал действия сексуального характера в отношении детей, запретила ему контактировать с несовершеннолетними.
В ноябре того же года Колиньон был отправлен на пенсию. На данный момент двенадцать человек заявили о том, что в возрасте тринадцати-шестнадцати лет они подверглись сексуальному насилию со стороны экс-настоятеля.
Еще не утих скандал с показаниями против священников-педофилов, как в СМИ появились сообщения о монахинях из приюта «Стелла Марис» в бельгийском Кортрейке, которые подвергали своих воспитанников сексуальным домогательствам. Жалобы в прокуратуру уже поступили от троих пострадавших. Речь идет об актах педофилии, совершенных монашками в 60-х годах прошлого столетия.
В Бельгии в ноябре 2010 года приступила к работе специальная комиссия по расследованию жалоб на бельгийских священников-педофилов, учрежденная Палатой представителей (нижней палатой) парламента страны.
На протяжении нескольких последних лет в федеральную прокуратуру Бельгии поступило сто три жалобы на развратные действия церковников, 76;% подателей жалоб — мужчины в возрасте сорока девяти лет, которые в детстве пострадали от развратных действий педофилов в рясах. Самому старшему из пострадавших уже исполнилось восемьдесят два, а самому младшему — двадцать три года.
Тем временем опросы общественного мнения свидетельствуют о том, что в результате «педофильского» скандала католической церкви в Бельгии доверяют всего 8;% респондентов.
На рубеже ХХ и ХХI веков сексуальные скандалы в лоне католической церкви потрясли Америку. В сексуальном надругательстве над малолетними или в гомосексуализме были уличены не только «рядовые» священники, но и кардинал Лос-Анджелеса Роджер Махони, архиепископы Нью-Йорка, Бостона, Милуоки, которые были немедленно отправлены в отставку Папой Римским Иоанном Павлом II.
В течение последних двух десятилетий римо-католическая церковь в США — в частности, бостонская архиепархия — неоднократно была вовлечена в ряд сексуальных скандалов, связанных с педофилией.
Общественное возмущение вызвали сексуальные преступления двух бостонских священников, Пола Шенли и Джона Джигана в 1990-х гг.,
а также подозрение, что церковное начальство пыталось скрыть их преступления, которые заключались в приставании к детям.
Бывший священник Пол Шенли, служивший в приходе в Нилтоне, Массачусетс, является одной из центральных фигур скандала с католическими священниками вместе с другим своим коллегой, которого обвиняют в изнасиловании и других запрещенных законом связях со ста тридцатью несовершеннолетними жертвами. Шенли был приговорен к длительному сроку тюремного заключению за регулярные изнасилования и избиения детей, посещавших его приход в 80-е годы прошлого века. Верховный суд в Бостоне, Массачусетс, постановил, что семидесятичетырехлетний Шенли должен провести за решеткой пятнадцать лет. Вынесенный вердикт создает прецедент, опираясь на который в США можно будет привлекать к ответственности большее число священников-педофилов, которые в течение десятков лет безнаказанно издевались над детьми в своих приходах.
Кстати, в начале 90-х годов сексуальные отношения с несовершеннолетними воспринимались несколько либеральнее, чем сейчас. Например, отец Шенли был активистом особой лиги, которая называлась Северо­американской лигой любви мужчин и мальчиков. Лига эта, по сути, открыто доказывала плодотворность сексуальных отношений совершеннолетних и несовершеннолетних. Сам отец Шенли и в своей церковной работе призывал к всестороннему развитию «угодной Богу» любви мальчиков и мужчин.
Пресса заговорила о настоящей эпидемии педофилии, поразившей католическую церковь. Римско-католическая епархия в Лос-Анджелесе ­выплатила, по меньшей мере, $;660 миллионов по многочисленным делам о сексуальных домогательствах. В результате этого каждый истец получил сумму около $;1,3 миллиона. Также намечено обнародование конфиденциальных личных досье священнослужителей, которые были составлены с момента начала судебного разбирательства.
Католическая епархия архиепископа Денверского выплатит $;5,5 миллиона жертвам священников-педофилов. Компенсацию получат лица, подавшие шестнадцать исков и два заявления о развратных действиях священнослужителей, совершенных в период с 1954 по 1981 год.
За последние годы проблема педофилии среди священнослужителей в США приобрела такие масштабы, что американские власти вынуждены были принять специальную Хартию по борьбе с педофилией в церковных рядах.
 Последние пять лет епархия кардинала Джастина Ригали в Филадельфии находится в центре скандала, виновники которого священники-педофилы. Более пятидесяти служителей церкви обвиняются в растлении детей. Полиция подозревает, что руководство церкви знало об этих случаях и скрывало их.
В 2002 году папа римский Иоанн Павел ІІ созвал экстренное совещание с американскими кардиналами, но жалобы на сексуальные злоупотребления американских священников продолжали поступать.
Несмотря на принесенные извинения и обещание принять более жесткие меры, архиепископ Бернард Лоу был вынужден пойти в отставку из-за сексуального скандала в декабре 2002 года. В результате архиепархия Бостона — четвертая по величине в США — выплатила $;85 миллионов в качестве компенсации пострадавшим для урегулирования гражданского иска против более пятисот священников, обвиненных в сексуальном насилии и сокрытии фактов насилия.
Организованное Церковью расследование показало, что более четырех тысяч американских католических священников обвинялись в сексуальном злоупотреблении за последние пятьдесят лет, их жертвами стали более десяти тысяч детей, в основном мальчики.
Во время поездки по США в 2008 году папа римский в частном порядке встретился с жертвами сексуальных преступлений со стороны священников и говорил о «боли и страдании, которые причиняет ему сексуальное насилие над несовершеннолетними».
В Германии в 2010 году около трехсот человек подали заявления о совершенном над ними сексуальном или физическом насилии, надругательстве, по заявлениях велось расследование в восемнадцати из двадцати семи католических епархий. Немецкую католическую церковь обвиняют в сексуальных преступлениях против ста семидесяти детей, имевших место в школах и пансионатах иезуитов, трех католических интернатах в Баварии, а также во всемирно известном хоре мальчиков «Domspatzen» при Домском соборе баварского Регенсбурга. В марте 2010 года разразился скандал вокруг Петера Хуллерманна, который в 1980 году был уличен в развратных действиях в отношении мальчиков.
В январе 2012 г. в суд города Брауншвейга (Германия) приговорил сорокашестилетнего католического священника-педофила из Зальцгиттера к шести годам тюрьмы.
Прокуратура обвиняла его в двухстах восьмидесяти случаях насилия над тремя мальчиками в возрасте от девяти до пятнадцати лет. В результате суд признал его вину по двести пятидесяти трем эпизодам.
Связь со своей первой жертвой священник установил в 2004 году в Брауншвейге. Он возил мальчика на отдых и делал ему дорогие подарки. В 2006 году матери ребенка контакты стали казаться слишком тесными, и она пожаловалась руководству священника из епископства Хилдесхайма. Священнику запретили видеться с ребенком. Тогда мужчина переехал в Зальцгиттер и наладил контакт с другой семьей, в которой росли два мальчика. Они стали его новыми жертвами.
Один из подростков рассказал о насилии только в июне 2011 года. Тогда его мать обратилась в полицию, и священника задержали. После предъявления обвинений он лишился всех церковных чинов.
Священник, по его словам, не думал, что таким образом может повредить детям. На заседаниях суда по этому делу он закрывал лицо папкой, чтобы журналисты не могли снимать.
Более двухсот семидесяти досье на священников-педофилов открыты в Бельгии. Жалобы на священнослужителей посыпались после того, как папа римский Бенедикт XVI принял отставку епископа бельгийского города Брюгге Роджера Вангхелуве, который признался, что, еще будучи простым священником, он подвергал сексуальному насилию знакомого юношу.
В январе 2008 года брюссельский суд признал аббата Роббера Борремана виновным в совершении актов педофилии в отношении его малолетнего крестника. Осужденный вступил в гомосексуальную связь с подростком, когда тому было всего одиннадцать лет. Священник в течение нескольких лет принуждал ребенка к сексу. Повзрослев, мальчик обо всем рассказал родителям, которые подали в суд на аббата — его приговорили к пяти годам тюрьмы.
Ряд заявлений о сексуальном насилии со стороны священников подан в федеральной земле Форарльберг в Австрии. Шестнадцать человек ­сообщили о двадцати семи предполагаемых случаях сексуального насилия и принуждения на протяжении полувекового периода.
В ходе расследования сплыла информация о сексуальном надругательстве над десятью детьми в аббатстве Мерерау в конце 1970-х — начале 1980-х годов. В то же время пять священников из монастыря Кремсмюнстер в Верхней Австрии были отстранены от пастырства после того, как церковные власти получили жалобы на сексуальное и физическое насилие над мальчиками, практикуемое в этом монастыре.
Австрийская католическая церковь начала расследование по обвинениям в гомосексуальных отношениях между священниками и семинаристами. В связи со скандалом директор семинарии и его заместитель подали в отставку.
Представители Санкт-Пельтенской епархии провели расследование после опубликования в журнале «Profil» фотографий, на которых священники местной семинарии ласкают и целуют учеников. По информации журнала, в семинарии также было обнаружено по меньшей мере сорок тысяч снимков, в большинстве своем порнографических.
В 2002 году Конференция швейцарских епископов учредила комиссию для расследования заявлений о сексуальных надругательствах, совершенных местными католическими священниками. В ходе работы комиссии выяснилось, что на май 2010 года количество жертв священников-педофилов достигло ста четырех человек.
На протяжении десятилетий церковное начальство неоднократно ­игнорировало жалобы на священников-педофилов и даже покрывало их недостойное поведение.
Как правило, виновного священнослужителя просто переводили в другой, отдаленный, приход или епархию, где он через некоторое время вновь принимался за старое и растлевал детей ничего не подозревающих прихожан. Эта политика отрицания и укрывательства планомерно проводилась в совершенно разных епархиях, в разных странах и даже на разных континентах, что оставляет ощущение того, что это не случайность, а целенаправленная политика церковных властей.
— Так и есть. По предписанию Ватикана, епископы и кардиналы обязаны сохранять в тайне недостойное поведение священнослужителей.
Разумеется, это предписание держали в секрете, оно было негласным.
Но в 2002 году папа римский изложил его в письменной форме, особо оговорив, что все обвинения против священников должны передаваться на рассмотрение в Ватикан, который решает, давать делу дальнейший ход или нет.
Вместо того чтобы лишиться сана, многие священнослужители-педофилы сделали блестящую карьеру, занимая административные посты. Представители церкви часто употребляют такие слова, как «сострадание» и «исцеление», но говорят они не о жертвах преступников в сутанах. Они призывают относиться к педофилу и насильнику детей как к раскаявшемуся грешнику. Вместо приговора и тюремного заключения его ожидает покаяние и отпущение грехов. Хотя подобный подход можно считать гуманным, он не предотвращает повторение сексуальных преступлений в будущем. Гораздо более эффективный сдерживающий фактор — угроза быть пойманным и оказаться в тюрьме. При отсутствии угрозы наказания преступника сдерживают только границы его распущенности и возможности, которые у него есть для совершения преступления. Похвальная терпимость, которую демонстрируют иерархи римско-католической церкви к растлителям и насильникам детей, не распространяется на священников, виновных в других куда менее тяжких преступлениях.
Если вспомнить о тех радикально настроенных священниках, которые бросили вызов церковной иерархии в борьбе за теологию освобождения, отмену запретов на использование контрацепции и аборты, отмену традиции целибата священнослужителей, разрешение однополых браков, разрешение женщинам принимать сан, правду в делах о педофилии в римско-котолической церкви, то увидим, что карьера таких священников очень быстро заканчивается, часто они становятся объектами внутреннего расследования.
Иерархи церкви забывают, что педофилия — это уголовно наказуемое преступление, и, как граждане светского государства, священники обязаны соблюдать законы точно так же, как и миряне.
Церковное начальство неоднократно выступало сообщником преступлений, играя активную роль в препятствовании торжеству справедливости. Церковные чиновники «не рекомендуют» прихожанам обращаться в органы государственной власти. Они не предлагают никакой пастырской помощи несовершеннолетним жертвам и их семьям. Они не проводят расследование, чтобы узнать, не стали ли другие дети жертвами священников-педофилов. Более того, некоторым жертвам, подавшим гражданские иски против церкви, угрожают отлучением от церкви или исключением из католической школы. Иерархи церкви подрывают их авторитет и даже подают встречные иски. Так кардинал Бернард Лоу, отвечая на обвинения в том, что один из священников в его подчинении изнасиловал шестилетнего мальчика, сказал: «Мальчик и его родители сами виноваты в случившемся, так как были слишком беспечны».
Епископы и кардиналы в течение многих лет отказывались от сотрудничества с правоохранительными органами, не предоставляли личные дела преступников, утверждая, что конфиденциальность этой информации так же свята, как тайна исповеди. Так, епископ из Кливленда Джеймс Куинн заставлял своих подчиненных отправлять компрометирующие их ­записи в посольство Ватикана в Вашингтоне, где дипломатический иммунитет защищал эту информацию от обнародования и использования в суде.
Кроме того, церковное начальство утверждает, что проблема педофилии в римско-католической церкви «сильно преувеличена» и раздута жадной до скандалов прессой, а на самом деле она не так уж и серьезна.
— Почему?
— Во-первых, церковь не считает педофилию «серьезной проблемой», поскольку речь идет всего лишь о нескольких отдельных инцидентах. Во-вторых, и это гораздо страшнее, церковь не считает растление малолетних чем-то страшным или даже важным, особенным. В худшем случае это прискорбно и печально, это может расстроить ребенка, но этот «инцидент» далеко не так важен, чтобы поднимать из-за него ненужный скандал и портить карьеру в остальном прекрасного священника. Примечательно чудовищное равнодушие иерархов церкви к детям, подвергшимся насилию.
Когда один из самых закоренелых преступников, преподобный Джон Джиган, был вынужден оставить пастырскую службу (но не отправился в тюрьму) после семнадцати лет преступного поведения (на его совести было около двухсот жертв), кардинал Лоу писал ему: «От имени тех, кому вы хорошо послужили, и от своего собственного имени, я хотел бы выразить вам глубокую благодарность. Я понимаю всю тяжесть вашего положения». Очевидно, что кардинала Лоу больше беспокоит «боль», переживаемая Джиганом, чем страдания его несовершеннолетних жертв.
— Среди церковного начальства немало таких, как кардинал Лоу. Это пожилые мужчины, которые никогда не общались с детьми, которые не считают их полноценными людьми и не выказывают ни малейшего сочувствия к их беде. Они утверждают, что их обязанность — защищать «нерожденного ребенка», но равнодушны к детям, вверенным их попечению в католических школах и интернатах.
Они называют себя «отцами», но отеческие чувства им незнакомы. Они не живут в семьях, среди обычных людей. Они живут среди подобных себе стареющих эгоистичных честолюбцев, ведут борьбу за власть и почести и живут за счет Святой Матери-Церкви, которая кормит их, дает им кров и богатую одежду.
На пьянящей высоте их недостижимого положения папам и епископам не слышны крики пострадавших детей. В любом случае церковь принадлежит не маленьким детям, а богато разодетым олигархам.
Ущерб, нанесенный жертвам сексуального насилия, продолжает замалчиваться: депрессия, наркомания, алкоголизм, приступы паники, сексуальные расстройства и даже умственные расстройства и самоубийства — все эти страшные последствия изнасилования в юном возрасте оставляют священников и епископов совершенно равнодушными.
Вот некоторая статистика сексуальных скандалов, разгоревшихся в 1990–2000-х годах в римско-католической церкви: около 0,2;% католических священников замешаны в случаях насилия над детьми, но по некоторым данным, эта величина может достигать 5;%.
Вот далеко не полное количество случаев развращения детей и деградации пастырей в церковных организациях, только за последние годы получивших огласку:
католическая церковь — 64;
московская патриархия и мировое православие — 71;
протестанты, англикане и другие — 25;
РПЦЗ и истинно-православные — 10;
новозаветный иудаизм — 3.
Интернет пестрит подобными заголовками:
Бывшего епископа Вероны, процесс беатификации которого проходит в Ватикане, обвиняют в сексуальном насилии над несовершеннолетними.
В Германии набирает обороты скандал с педофилами-иезуитами.
Ректор гимназии Canisius-Kolleg: от наставников-растлителей пострадали около ста детей.
Орден иезуитов подал заявление о банкротстве, чтобы избежать исков за растление малолетних.
Певчий собора Cвятого Петра поставлял ватиканскому советнику «товар» для любовных утех.
Растление малолетних в Германии достигло всемирно известного хора мальчиков, возглавляемого родным братом Папы Бенедикта XVI.
И так далее и тому подобное... Количество скандального материала не перечесть. Но журналисты и тут нашлись что сказать и педофилию среди католических священников объяснили проделками дьявола. Весной 2010 года в прессе писали: «Приход весны, очевидно, поднял уровень мужских гормонов в сердцах не только обычной молодежи, но и католических священников. Никогда имидж ­Ватикана не страдал так основательно, как за последние две недели. Некоторые даже стали заявлять, что близ папы орудует дьявол.
Восьмидесятипятилетний священник Габриэле Аморт, занимающий с 1986 года пост главного католического экзорциста, заявил, что в Ватикане орудует дьявол: „Дым сатаны проник в святые покои, сомнений быть не может. Об этом говорят все последние случаи насилия и педофилии.
Я ­также часто веду личные беседы со священниками. Они это подтверждают“. Естественно, священник имел в виду те беспрецедентные случаи сексуального разврата, которые потрясли католическую Европу в последнее время.
Сам Габриэле Аморт, по его собственным словам, за карьеру провел около 70 тысяч процедур изгнания бесов. И, говорит он, это далеко не первый случай, когда у Святого Престола, орудуют „не верящие в Иисуса кардиналы и руководимые демонами епископы“. Этим, кстати, уверен главный католический экзорцист, и объясняются факты покушения на папу Иоанна Павла II в 1981 году и нападение душевно больной прихожанки на Бенедикта XVI на последней Рождественской мессе. В 1998 году при загадочных обстоятельствах погиб главнокомандующий швейцарской гвардией Ватикана Элоиз Эстерман. «Каждая церковь, каждая духовная организация должна обзавестись штатным экзорцистом», — резюмирует он.
Пока же католическим священникам не до экзорцистов, так как населением многие из них сами воспринимаются как демоны. „Я не знаю, что произошло, во всех деталях. Но происходящее кажется преисполненным ужаса. Мир уже никогда не будет таким, как прежде“, — констатировал епископ Айзенштадтский Пауль Иби».
В 2011 г. жертвы насилия со стороны католических священников-педофилов в ночь на 30 октября устроили пикет на набережной Тибра, в непосредственной близости от стен Ватикана. Демонстранты держали в руках транспаранты и фонарики, подвешенные к воздушным шарам. ­Лозунги с плакатов призывали римско-католическую церковь взять на себя ответственность за моральный ущерб, нанесенный действиями ее священнослужителей. В акции протеста, которая была организована активистами объединения «Голос выживших» и приурочена к годовщине аналогичного пикета, проведенного в Риме ровно год назад, приняли участие пятьдесят человек из разных стран, в том числе бывшие воспитанники итальянского католического Института для глухонемых детей «Антонио Проволо» в Вероне.
«Несмотря на чудовищное предательство доверия вверенных ей молодых душ, Церковь продолжает игнорировать наше право на сатисфакцию и не готова взять на себя ответственность за преступления своих священников. Мы требуем беспристрастного и светского расследования всех случаев сексуального насилия, имевших место под прикрытием Церкви. Они должны расцениваться как преступления против человечности», — заявила одна из участниц акции, англичанка Сью Кокс.
«Спустя год мы ощущаем растущую поддержку общественного мнения к нашей проблеме, но до сих пор не было ни одного официального жеста со стороны Ватикана», — подчеркнула другая участница пикета из Нидерландов Тон Леерскул.
У подножия старинного замка Святого Ангела, который улица Кончильяционе связывает с колоннадой главной католической базилики, демонстранты установили несколько плакатов с призывами на разных языках: «Прекратить защищать педофилов», «Требуем справедливости за наши разрушенные жизни».
— Жертвы сексуального насилия со стороны католических священников не раз подавали официальные жалобы в международный суд в Гааге против иерархов католической церкви, в том числе и на Папу Римского.
По мнению истцов, вина ответчиков не ограничивается тем, что те сначала допустили изнасилование, а затем препятствовали наказанию виновных. В иске отмечается, что преступления против несовершеннолетних в течение длительного периода всячески замалчивались.
Ватикан, со своей стороны, утверждал, что решения относительно тех или иных священнослужителей, виновных в педофилии, принимались епископами. Таким образом, высшие иерархи Церкви не могут нести ответственности за решения, принимавшиеся на местах.
— Сомнительно, чтобы глава римо-католической церкви сел на скамью подсудимых. Несмотря на широкую практику сексуального насилия, крайне сложно доказать, что следы преступления ведут в Ватикан.
Суд должен будет также убедиться, что этот вопрос подпадает под его юрисдикцию. Не стоит сбрасывать со счетов и деликатность вопроса с политической и религиозной точек зрения.
— Следует признать, что и истцы оценивают свои перспективы без излишнего оптимизма. С их точки зрения, обращение в международный трибунал призвано прежде всего защитить детей от насилия и заставить церковь сотрудничать с органами правосудия.
— Ватикан вообще трудно притянуть к ответственности.
Британский историк Дэвид Яллоп рассказал о нелицеприятных сторонах понтификата Иоанна Павла II в книге «Власть и слава. Мрачная история понтификата Иоанна Павла II». Дистанцируясь от официальной истории, он развенчал на страницах книги, основываясь на свидетельствах и документах, мифы, на которых держится нравственный образ Кароля Вой­тылы. «Понтификат столь же грандиозный в своих планах, сколь сомнительный в своих результатах», — считает Яллоп.
«Неспособность покончить с коррупцией в Ватикане; укрывательство сексуальных домогательств по отношению к детям со стороны клириков в разных странах (США, Австрии и Испании); упорная поддержка основателя общества «Легионеры Христа» Марсиаля Марселя, которого папа Бенедикт XVI в конце концов вынудил покинуть Рим в обмен на ­обещание забыть о выдвинутых против него и священников, входящих в его организацию, обвинениях в педерастии; контакты с такими страшными диктаторами, как Пиночет в Чили; безжалостное осуждение теологов освобождения, которых он обвинил в том, что они занимаются политикой в Латинской Америке (и это он, наиболее политичный из всех пап!), — все эти аспекты бросают тень на его биографию», — утверждает Яллоп.
Santo subito — «Святой немедленно» — скандировали десятки тысяч христиан в Ватикане, узнав о смерти Иоанна Павла II в апреле 2005 года. Кардинал Йозеф Ратцингер — его друг и преемник под именем Бенедикт XVI — это учел. Он предложил причислить самого харизматичного понтифика всех времен — и одного из самых спорных — к лику святых католической церкви еще быстрее, чем Терезу Калькуттскую...
Сам же Бенедикт XVI умыл руки, покинув преждевременно святой престол под давлением коррупционных и сексуальных скандалов и переложив всю ответственность на Франциска I.
Не менее шокирующие скандалы потрясают и РПЦ.
В распоряжении Агентства политических новостей оказался ряд официальных документов, а также видеоматериалы, свидетельствующие о нетрадиционной сексуальной ориентации и аморальном поведении Епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона и ряда других священнослужителей РПЦ. Все материалы опубликованы на сайте «Против РПЦ».
Орфография и пунктуация оригинала, разумеется, сохранены. Отточия в тексте, там, где затрагиваются самые пикантные подробности, — дело рук целомудренных сотрудников секретариата Московской Патриархии.
Приношу свои извинения читателям, но этот документ я вынужден процитировать дословно.
Его Святейшеству Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II и членам Священного Синода настоятеля Верхотурского Свято-Николаевского монастыря игумена Тихона (Затекина)
НИЖАЙШИЙ РАПОРТ
Довожу до сведения Вашего Святейшества, что в первых числах октября 1996 г. в Казанском храме г. Н. Тагила иеромонахом П. (Пименом. — Прим. авт.) мне было предложено «УБЛАЖИТЬ» Епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона... Я должен был исполнить... в постели роль муж­чины. Я дал свое согласие. Мне было обещано «заочно» его покрови­тельство.
...После вечернего застолья Епископ Никон удалился в свои покои, а свита его была отпущена по домам. Иеромонах П. подошел ко мне и сказал, что Епископ меня уже ждет и чтобы я не стеснялся его.
Я зашел в покои, он сидел за столом, я разделся, и мы легли в постель. Он стал пытаться поцеловать меня в губы, но я отстранил его... Он попросил меня, чтобы я «поимел» его в задний проход... Я исполнил его желание.
В следующий раз я, будучи в командировке в Епархиальном Управлении, остался с ночевкой... Год спустя наши уединения возобновились в Верхотурском Николаевском монастыре... Я приходил и «ублажал» его женские страсти. Таких встреч было три, после чего я стал избегать Епископа.
На протяжении всего времени он ТРЕБОВАЛ, чтобы я нашел ему кого-нибудь еще. И, как он говорил, что снова хочет, «чтобы его сношали два молодых парня».
За то, что я «ублажал» Епископа, мне иеромонахом П. было дано 5 млн руб. и около 1 млн руб. Епископом Никоном.
В том, что вышеизложенное является правдой, я готов присягнуть на Святом Евангелии.
 03.12.98 г. (Подпись)
«...Довожу до сведения Вашего Святейшества, что как только я поступил в Екатеринбургское Епархиальное Духовное училище... меня с другими учащимися... привезли на дачу Епископа Никона, якобы для работ, там нас поили водкой, водили в баню с бассейном, показывали видеофильмы... Когда я зашел в парилку, там я увидел совершенно голого архиерея. Он взял меня за руку, притянул к себе и поцеловал... потом мы с ним пошли в его покои... Он сказал, что будет исполнять роль женщины и чтобы я переспал с ним. Я исполнил его желание... Дальнейших событий я не видел, так как был пьян и уснул... Наутро Епископа Никона не было...
Накануне престольного праздника в храме Казанской иконы Божьей Матери г. Нижнего Тагила... ко мне в два часа ночи приехал иеромонах Пимен и сказал, что меня хочет видеть Владыка... Владыка обвинил меня в том, что я ПРЕДАЛ его и рассказал кому-то о нашей связи. Я сказал, что никому об этом не говорил. Вдруг он, повернувшись к алтарю... сказал мне, что клянется у алтаря, что если я кому-нибудь скажу о нашей с ним связи даже на ИСПОВЕДИ, то меня положат под гроб и никто меня никогда не найдет...»
«...Владыка Никон, когда приезжал в монастырь, постоянно имел со мной беседы на «скабрезные» темы, в частности, он постоянно просил найти ему келейника или мальчика при монастыре. Один раз он даже ­потребовал (будучи изрядно пьяным), чтобы я поставлял ему мальчиков, ссылаясь на то, что в других Епархиях настоятели монастырей занимаются поставкой мальчиков Правящим Архиереям... Затем он перечислял имена Архиереев, которые занимаются «неблаговидными делами». Он рассказывал о том, что если бы у него был мальчик, то он бы так не нервничал во время совершения Божественных служб...»
 
И таких свидетельств несколько десятков. Из них следует, что многие из ближайшего окружения Никона — либо любовники (архимандрит Клавдиан, иеромонах Пимен, иерей Владимир и другие), либо поставщики мальчиков. Всем, кого хотели совратить, епископ или его доверенные предлагали деньги, камилавки, должности, богатые приходы, высокое покровительство. Кто отказывал, мог за сутки отправиться на край света. Одного священника сослали в приход, где и церкви-то не было...
«Голубое дело» поставлено так, что духовное училище стало «кузницей геев». Практиковалась «хитрая» методика приема: давали специальный тест, сочиненный редактором епархиальной газеты, священником Димитрием Байбаковым: около двухсот вопросов типа «любишь ли ты смотреть на себя обнаженного в зеркало и рассматривать член». На ответ давалось две секунды. С помощью этого теста определяли сексуальную ориентацию. Естественно, предпочтение отдавали тем, кто больше «подходил». Доказательств, что это делалось с благословения епископа, пока нет, зато известно другое. Один из студентов признался, что Владыка после бурной ночи сказал ему: «По тесту ты не прошел. А здесь соответствуешь!»
Но и этого Владыке было мало. Из уже упомянутого письма на имя
Его Святейшества (108 подписей):
«...Архимандрит Клавдиан говорил, что Спасо-Преображенский
Каменск-Уральский монастырь, где он является настоятелем, будет специальным монастырем — там для архиерея будут подобраны соответствующие кадры, то есть гомосексуалисты... О предназначении Каменск-Уральского монастыря под притон для педерастов слышал от самого Владыки и игумен Тихон (Затекин)...»
Неудивительно, что в этих условиях не протяжении последних лет Московскую Патриархию раз за разом потрясают скандалы, связанные с разоблачением сановных содомитов.
В 1999 году с Екатеринбургской кафедры был смещен архиепископ Никон, уличенный священнослужителями своей епархии в содомском разврате. В том же году «в бессрочный отпуск по состоянию здоровья» отправился епископ Гурий, на непристойные домогательства которого пожаловался в Синод его же собственный епархиальный секретарь. Еще через год — правда, уже без скандала, тихонько — был отстранен от руководства синодальным отделом епископ Савва, прославившийся среди своей паствы пылким пристрастием к молодым воспитанникам основанного им сиротского дома.
При этом ни патриарх Алексий II, ни Синод, постановлениями которого сопровождались все эти кадровые перетряски, ни разу не назвали их настоящей причины. Все высокопоставленные извращенцы выводились за штат, переводились с места на место и отправлялись в отпуска исключительно «по собственному прошению», «по состоянию здоровья» и «ради церковного мира». Почему? Да потому что у всех у них нашлись высокие московские покровители, порадевшие за «своего человечка» и не давшие пропасть таким «ценным кадрам».
Ситуация стала настолько скандальной, что некоторые провинциальные архиереи не выдержали и выступили публично. Наибольшую известность получило высказывание литовского митрополита Хризостома (Мартышкина), заявившего, что архиерейские богослужения в Москве напоминают ему не христианские молитвенные собрания, а разбойничий вертеп, ибо часть иерархов не стесняется демонстрировать свои гомосексуальные пристрастия даже в алтаре.
Но никакого реального влияния на ситуацию это не оказало. Наоборот, она продолжала ухудшаться. Апогеем вопиющего бесстыдства «голубой мафии» стало кощунственное «венчание» двух содомитов нижегородским священником Владимиром Энертом, совершенное 1 сентября 2003 года. Впрочем, и это вопиющее беззаконие могло бы остаться незамеченным, если бы его видеозапись не попала на федеральные телеканалы, которые с превеликим удовольствием и похабными шуточками смаковали его несколько дней подряд. Но даже после этого Синоду потребовалось более месяца, чтобы официально осудить его и напомнить «боголюбивой пастве нашей о недопустимости однополой „любви“».
Какое влияние синодальное постановление оказало на реальное положение дел, видно уже из того, что буквально через несколько дней после его публикации в той же Нижегородской епархии разгорелся скандал вокруг протоиерея Валентина Сазанова, растлившего своего малолетнего алтарника.
К сексуальным скандалам с участием РПЦ совершенно неожиданно присоединился необычный для России крупный церковно-педофилический скандал. Священник Гатчинской епархии РПЦ МП Глеб Грозовский, настоятель храма Ивана Воина в Ленинградской области, был обвинен в педофилии и объявлен в международный розыск. С момента, как информация о наличии столь необычного уголовного дела стала публичной, события вокруг начали развиваться куда более активно, чем в самом резонансном политическом процессе.
В качестве предисловия к необычному уголовному делу необходимо отметить, что тема «РПЦ и педофилия» много лет находилась под большим запретом. По умолчанию считалось (как в добрые советские годы), что все это имеет место где-то на загнивающем католическом Западе. На протяжении многих лет православные жестко троллили католиков на тему целибата и благодатно процветающей на этой почве педофилии. Дескать, вы там погрязли в педофилии, а в здоровой части вселенской церкви — Русской православной — этого быть в принципе не может.
Очевидно, что дело отца Глеба более чем прецедентно. Говоря современным языком, оно церковно-политическое. С одной стороны, любое дело о педофилии — это бесконечный ужас, но с другой стороны, первое громкое «педофилическое» дело против священника — это некий шаг к той самой правде, к которой нас так призывает церковь. В свое время в СССР считалось, что организованной преступности в стране в принципе не существует. К чему это привело — все знают. Замалчивание проблем в «государственной» церкви — явление весьма сходного порядка. Закрывать глаза и стыдливо отворачиваться — не лучший метод борьбы с преступностью.
Да, тема педофилии в последние годы по темпам ужесточения уголовного законодательства, пожалуй, даже опережает проблему терроризма. Но если террористы на зоне еще как-то устраиваются и даже выходят на свободу, то шансы педофила досидеть до конца огромного срока стремятся к полному нулю. Но ведь ужесточение законодательства на тему «разных половых безобразий» осуществлялось при полной и безоговорочной поддержке РПЦ, а тех, кто пытался сказать слово против, до сих пор таскают на допросы. Так что сейчас именно она имеет возможность испытать на себе же всю силу максимально ужесточенного закона.
Ни для кого не секрет, что последние годы поведение иерархов РПЦ во всех скандально-политических делах более чем предсказуемо. Выведение за штат священника, посмевшего назвать Ходорковского «политическим», демонстративное умывание рук, когда сажали Pussy Riot, травля отца Павла Адельгейма. Все эти процессы очень хорошо укладывались в концепцию новой «симфонии» — государственно-церковного сотрудничества, в котором нет места богохульникам и идеологическим отщепенцам.
Но в связи с «педофилическим» скандалом все произошло с точностью до наоборот: официальные представители РПЦ не видят «доказательств вины отца Глеба». Такое впечатление, что скоро, помимо издательского, миссионерского и прочих отделов, в Патриархии ускоренным порядком начнут создавать правозащитный отдел. Разумеется, жесткую реакцию РПЦ на громкий «педофилический» скандал, да еще с международным розыском священника, можно понять: слишком много поставлено на кон. Разумеется, нельзя ни в коей мере предвосхищать вопрос о виновности отца Глеба. Современной уголовной истории известны десятки тысяч ­оговоренных, осужденных и сгинувших на зонах. Но вопрос пока в том, есть желание установить истину по делу или просто его быстро и эффективно замять? Ведь если будет убедительный и понятный обществу обвинительный приговор, то он прямо и однозначно поставит на повестку дня вопрос: а сколько еще в РПЦ скрытых педофилов и что ее руководство собирается делать по этому поводу? Догонять по количеству «педофилических» скандалов «несчастных» католиков? А чем тогда православие во главе с патриархом, требующее для церкви все больших льгот и богатств, лучше католиков во главе с папой, заявляющим, что церковь должна быть бедной?
А вот гомосексуальные скандалы в Русской православной церкви не новость, священники массово занимаются мужеложством. Протодиакон Андрей Кураев, уволенный из Московской духовной академии за вынесение на публику гей-скандала в Казанской духовной семинарии, развернул в своем блоге публикацию материалов, которые изобличают иерархов РПЦ в извращениях.
Как заверил отец Андрей, о присутствии гомосексуалистов в рядах иерархов православной церкви он знал еще с 1980-х годов, со времен своей учебы в семинарии, но тогда «это были пересуды». Но тут же он объяснил, почему решил рассказать о происходящем лишь теперь. По его словам, зачастую сами рассказчики, делившиеся с ним переживаниями по поводу домогательств, просили сохранить все в тайне. А судьба священников, также знавших о происходившем и осмеливавшихся подать жалобу, была, по словам Кураева, весьма печальной.
Кураев предал огласке подробности инспекции протоиерея Максима Козлова, имеющего в РПЦ неофициальное прозвище Великий Инквизитор, в Казанской духовной семинарии, где студенты пожаловались на домогательства со стороны руководства учебного заведения. Тогда отец Максим как первый заместитель председателя учебного комитета МДА провел проверку и подтвердил вину проректора Казанской семинарии игумена Кирилла Илюхина. За разоблачениями последовала череда увольнений — Илюхина из Казанской семинарии и Кураева из МДА.
Кураев настаивает на том, что его публичный интерес к гей-скандалу был причиной увольнения из академии, а не следствием.
Православная церковь рассматривает мужеложство как один из тяжких грехов, ссылаясь на слова апостола Павла в 1-м послании к Коринфянам: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют».
Согласно 61-му Апостольскому правилу, виновный в блуде, прелюбодеянии, содомии не может быть рукоположен в священники. При этом в каждом конкретном случае решение о наличии или отсутствии препятствий к рукоположению принимается епархиальным архиереем.
Захочет ли РПЦ справедливого, независимого (в силу российских возможностей) следствия и открытого суда над скандальными фактами или же предпочтет закрыть на все глаза, как Ватикан, безо всякого публичного разбирательства? Вот тогда мы, может быть, и узнаем, как сегодня должна исполняться библейская заповедь о бревне в собственном глазу. Ведь каждый ее склонен понимать по-своему.
Когда читаешь такое, появляется чувство гадливости и отвращения. Это средоточие мерзости и порока в самой своей низшей, извращенной форме. Прав был Вольтер, призывая «раздавить гадину», ибо другими словами такую церковь не назовешь. «Знаками крови писали они на пути, по которому они шли...» — писал Ницше, а теперь они устлали путь свой жертвами насилия.
Когда Бог уничтожил Содом и Гоморру, видимо, не все было истреблено, семя порока в потомках Лота осталось и проросло пышным цветом.
И не где-нибудь, а в самом лоне Церкви.
К сожалению, за статистикой мы не видим человека, мы видим голые факты и цифры. А ведь за каждым скандалом — чья-то поломанная жизнь, искалеченная судьба, чья-то маленькая трагедия, которая может перерасти в фатальный исход.
«...Кровь — самый худший свидетель истины; кровь отравляет самое чистое учение до степени безумия и ненависти сердец».
Может, хватит жертв и крови ради процветания «гадины», или путь еще не пройден до конца?
А может, это не наш путь?


Рецензии