Еще одно свидетельство о Тобольской семинарии...

"То, что образованные семинаристы в ТДС не нужны, для меня - факт. Учился в ТДС 1997-2002. В 2001 году к нам в семинарию сослали выпускника Питерской академии Родиона. Его в прямом смысле сослал ректор, с которым он поссорился. Так вот этот Родион звонил в нашу семинарию, чтобы узнать, какие предметы он будет вести. Ему, естественно, ничего не сказали. Родион привез с собой два чемодана разных конспектов, но ему дали то, что у него не было. На первом личном приеме у Димитрия он посетовал на это. Мол, я не знаю как вести эти предметы (которые ему дали). На что Димитрий сказал ему прямым текстом: здесь не Питер и не Москва, ничего им (семинаристам) давать не надо; мы здесь готовим простых рядовых, читайте все по конспекту, с них этого хватит. После этого у меня по этому вопросу исчезли последние сомнения.

Здесь надо знать, что в то время (1997-2002) вся Тюменская область с ее богатыми северами составляла одну епархию, архиереем который был Димитрий Капалин. Это я к тому, что в епархии было много денег, а преподавателям специально платили копейки. Поэтому, естественно, хорошие преподаватели, имеющие семьи, покидали ТДС. Квинтэссенцией учебной политики в ТДС можно считать слова, сказанные новому преподавателю, выпускнику СПбДА на первом личном приеме у ректора: «Здесь не Москва и не Питер, здесь готовят обыкновенных рядовых, ничего им давать не надо, все только по конспекту». Думаю, это и есть главная функция ТДС глазами ректора – растить необразованных священников, которые будут его бояться и которыми легко управлять и менять в зависимости от ситуации.
Лжепослушание и страх перед начальством - эта другая характерная черта Тобольской системы. Было, например, такое негласное правило: женатый семинарист обязан рукополагаться, если он отказывается, его демонстративно исключают, даже если дипломная написана и до окончания осталось совсем немного (такой случай реально был). Инакомыслие, выражающееся в несогласии с мнением (в том числе негласном) священноначалия, жестко и показательно пресекается. Наглядным примером здесь может быть следующая история. После самоубийства в 1998 г. Виталия Чепелюка было проведено специальное собрание для всех семинаристов, где было рассказано и показано, что и как об этом надо думать. В конце собрания Димитрий с отеческим участием в голосе сказал, что если у кого-то есть какие-то вопросы или сомнения, могут не бояться и спрашивать. Один семинарист в открытую задал неудобный вопрос, а другой подал записку (но подал ее так, что все, включая, Димитрия, видели, кто это сделал). В ближайшее время, чуть ли не на следующий день, оба были отчислены. После этого я понял, что начальству в ТДС верить нельзя и никогда ни с кем из них, включая духовника семинарии, не советовался и ничего не рассказывал.
Воспитательная работа в ТДС является главной и системообразующей. Но ничего ужасного в ней нет. Если семинарист никуда не опаздывает и не нарушает режима, к нему никто не прикапывается. Если студент совершил нарушение, то пишет объяснительную . Вскоре его вызывает инспектор, в ожидании приема которого он долго ждет на лавочке у его кабинета, а инспектор демонстративно долго не вызывает нарушителя с тем расчетом, чтобы последний потерял как можно больше своего свободного времени и понял, что легче никуда не опаздывать, чем так долго потом сидеть в ожидании встречи с инспектором. В общем, вполне гуманно и по-своему правильно. Стукачества в ТДС в наше время не было. Если сравнивать с Москвой, по словам моих знакомых, в ТДС его практически нет. На самом деле, если не питать иллюзий, что тебя в семинарии все должны любить, а начальство заботится как о сыне, то жизнь в ТДС для тех, кто выбрал духовно-воспитательно-образовательное заведение в качество обучения добровольно, не так уж плоха. Семинариста бесплатно кормят (вполне неплохо), одевают, обувают, дают за обязательные послушания немного денег на совсем мелкие расходы, вроде покупки зубной пасты, носков и т.п. Семинаристу остается только учиться и молиться. И хоть в ТДС толком не учат, но самообразование никто не отменял. Причащаться обязательно только 3 раза в год: перед Рождеством и 2 раза в Великий пост. Никто за количеством походом на исповедь и причастием не следит. Инспектор исповедь у студентов не принимает. Помыслы открывать никто не заставляет. В общем ,все не так уж плохо, если бы не одно но. Это постоянное чувство давления Тобольской системы в том виде, как я его примерно описал.
В ближайшее время, ели это интересно, могу рассказать о самоубийстве Виталия Чепелюка, моего одноклассника. Скажу только, что там все, как я понял, оказалось не так, как в начале представлялось. Там, к сожалению, вышла очень грустная история. И дело в ней было не в Тобольской системе, а совсем в другом. Может быть ,кто-нибудь в инете уже и рассказал об этом".
Читать полностью:


Рецензии