немного о Юрии Визборе 9
Как писал мой многолетний друг Юрий Визбор: "Слава Богу, мой дружище, есть у нас враги. Значит, есть, наверно, и друзья". (Александр Городницкий)
И друзья, конечно, были. Магнетизм и открытость Юрия притягивали людей.
А враги… «несмотря на то, что в своих сочинениях Визбор обычно не высказывался на политические темы, в 1964 году он оказался в негласном «черном списке». Причиной тому стала песня «Рассказ технолога Петухова»: в ней товарищ Петухов и гость из Африки разговаривают о жизни, как в один момент собеседник выступает с критикой советского. На это технолог отвечает следующими строчками: «Зато говорю, мы делаем ракеты / И перекрыли Енисей, / А так же в области балета, / Мы впереди, говорю, планеты всей!». Из-за этой песни Визбор стал нежелательным гостем на телевидении и в радиоэфирах».
***
С этой страницы я хочу начать описывать новый, как я для себя определила, этап творчества и жизни Юрия Визбора, не только потому, что у него образовалась новая семья, но и потому, что он начал заниматься новым для себя видом деятельности – сниматься в кинофильмах.
Юрий снялся в 18-ти художественных фильмах. В некоторых из этих 18-ти он играл эпизодические роли. При этом снимался он между делом.
А потом он перешёл в кинодокументалистику, но об этом я собираюсь рассказать немного позже. Журналистику и кинодокументалистику он считал своей основной работой.
«С возрастом мысли становятся длиннее» – отшутился Визбор, уходя с радио в кинодокументалистику.
Визбор написал, 10 сценариев и снял около 40 документальных картин, в числе которых фильм «Мурманск-198».
***
Благодаря работе журналиста, Юрий много путешествовал по стране, встречался с разными людьми, находил друзей. Он умел дружить. Люди, их взаимоотношения, характеры, работа, творчество были ему интересны. Его интерес к достойным людям был искренним и глубоким.
Ещё когда Ада Якушева и Юрий Визбор жили на Неглинке, их квартира была неофициальным песенным центром Москвы.
Приведу слова Татьяны, дочери Ады и Юрия:
«Пап было много. Они все были бородатые, с рюкзаками, как правило, а то и с гитарами. Я действительно довольно долгое время не определяла собственных родителей, потому что у нас в доме, а заходили и группы людей, и очень известных людей, надо сказать. И бардов всех мастей. И поэты, и писатели, и, значит, сценаристы, и режиссёры. У нас было очень много народу всегда. Мне казалось, что люди размножаются… то есть живут стаями, и вообще какой-то стайный принцип возникает, что все родители играют на гитарах, берут своих детей в походы…»
Ну и конечно вдохновителем всего был Юрий. Он был контактным и обаятельным. Он обладал тем сильным мужским обаянием, которое притягивало людей и диктовало особую манеру общения. А общение с ним доставляло огромную радость, потому что человеком Юрий был удивительным.
***
И вот, когда Марлен Хуциев задумал съёмки фильма «Июльский дождь», выбрал исполнителей главных ролей: Евгению Уралову – Лену и Александра Белявского* – Володю, он искал актёра на роль Алика – друга главных героев, который сыграл бы обыкновенного, но состоявшегося человека, был бы не намного старше их, но из поколения прошедших войну; не героя труда или войны, а личность неординарную, притягательную силой характера.
А чуть раньше кто-то из друзей привёл Марлена Хуциева на концерт Юрия Визбора. И режиссёр, на которого Визбор произвёл неизгладимое впечатление, решил предложить Юрию попробовать сыграть Алика.
Визбор, который абсолютно не был знаком с Хуциевым, «пошел посмотреть в глаза человеку, который над ним пошутил так жестоко».
Кинопробы оказались успешными. Юрия утвердили на роль.
В этом фильме Визбор исполнил написанную им в 1962 песню, которой не было в сценарии, но которая настолько «вписалась» в канву фильма, как будто была именно для него и написана. Марлен даже специально немного изменил сценарий прямо по ходу съемок, чтобы вставить кадры, где Юрий/Алик поёт:
Спокойно, товарищ, спокойно!
У нас ещё всё впереди.
Пусть шпилем ночной колокольни
Беда ковыряет в груди –
Не путай конец и кончину:
Рассветы, как прежде, трубят.
Кручина твоя – не причина,
А только ступень для тебя.
Скрипят под ногами ступени,
Он прожил… И всё стороной.
Скрипят под ногами ступени
И годы висят за спиной.
И куришь ты всё беспокойно,
И тень под глазами лежит.
И зябнет походная койка,
И черная птица кружит.
/По этим истёртым ступеням,
По горю, разлукам, слезам
Идём, схоронив нетерпенье
В промытых ветрами глазах.
Виденья видали ночные
У паперти северных гор,
Качали мы звёзды лесные
На чёрных глазищах озер./**
Спокойно, дружище, спокойно!
И пить нам, и весело петь.
Ещё в предстоящие войны
Тебе предстоит уцелеть.
Уже и рассветы проснулись,
Что к жизни тебя возвратят,
Уже изготовлены пули,
Что мимо тебя просвистят.
***
Снятый на самом излёте оттепели «Июльский дождь» — фильм своей эпохи. Марлен Хуциев как никто лучше показал переход от бурных переживаний оттепели к тихой повседневности застоя.
Главные герои Лена и Володя молодые специалисты, которым нужно пробиваться по жизни: строить карьеру, может, продолжать учёбу, может, заводить семью. У них уже нет романтических представлений о том, что будущее принадлежит им и, стоит только захотеть, весь мир ляжет к их ногам! И у Лены, и у Володи есть стабильная работа, бытовые проблемы, проблемы с деньгами. Всё по-взрослому, никаких иллюзий. Володя хочет опубликовать научную статью, но для этого нужно «прогнуться» перед начальством.
Прорыв так и не случился, зарубежная музыка по радио замолчала, а Володя всё-таки «прогнулся» под начальство и разочаровал Лену. Вспышки энергии, когда хочется изменить мир, трансформировались в мирное сосуществование с такими же людьми.
При этом фильм не мрачный, не угнетающий или чернушный. В нём ещё теплится романтика, ещё находятся светлые моменты и надежда. Просто их меньше, и они всегда уравновешиваются моментами не такими светлыми.
Тема войны тоже поднимается в фильме, но по касательной, в основном — из-за Алика, которого сыграл Юрий Визбор. В его песнях, рассказах, даже взгляде читается отличие от главных героев — он прошёл войну. Война всё ещё очень близко — живёт в памяти ветеранов, празднующих победу в эпилоге фильма, песнях и «страшных историях», которые поёт и рассказывает Алик. Она тенью преследует людей в их повседневных делах.
***
Я не знаю, стоит ли советовать молодёжи, которая не жила в СССР смотреть этот фильм, может и стоит, но поймут ли они…
Тем, кому «60+» – стоит посмотреть, я думаю. Даже осмелюсь рекомендовать. И та же ремарка: а поймут ли.
*Александр Белявский сыграл Фокса в фильме «Место встречи…»
**Этот куплет не вошел в фильм, но был в оригинале песни. В фильме он был заменен на тот, который приведен выше – «Скрипят под ногами ступени».
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №220102301391
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 23.10.2020 23:46 Заявить о нарушении
Мне интересно было пересмотреть этот фильм после долгого перерыва. Когда показывали, как Лена работает дома, посмотрела на себя со стороны: ну точно так же работала в "докомпьютерный" период.
С признательностью и уважением,
Кира
Кира Викторова 24.10.2020 00:11 Заявить о нарушении
Влада Дятлова 24.10.2020 20:18 Заявить о нарушении