Как Витя стал Победителем

Как Витя стал Победителем
(методическое пособие для старшеклассников и молодых учителей в форме рассказа-эссе)

Часть первая. Выбор конкурсанта

          Однажды я услышала, что кто-то спешит, догоняя меня на аллее парка, и окликает. Это была высокая, молодая, красивая женщина. Наш очередной новый директор школы.  Она возглавила уже пятую по счёту, предпоследнюю административную «команду» в нашей школе за двадцать один год моей работы в ней.  Мы не успевали запоминать имена новых руководителей и сотрудников, не понимали кто и за что отвечает, к кому можно обратиться и по какому именно вопросу. Именно  она предложила мне подготовить кого-то из старшеклассников к участию в ежегодной метапредметной олимпиаде «Не прервётся связь поколений-2018».
- Нам для повышения рейтинга школы нужна победа, - сказала она.
- Но я не веду у них ни истории, ни литературы, - возразила я.
- Нужна победа!
           Пришлось идти к завучу по учебной работе. Она была, как обычно, завалена бумагами.
- Одиннадцатые, десятые, девятые не брать! – коротко  бросила  она. - Только из восьмых...
            В тихом до перемены коридоре мне встретилась классный руководитель одного из восьмых, тоже переведённая к нам из другой школы. Я почему-то запомнила её, хотя видела как-то мельком.  Мы вместе посмотрели расписание. Впереди в её классе  было два урока литературы.
- Попробуйте предложить участие Максиму и Вите,- посоветовала «классная», - они дружат, может быть, у вас с ними что-нибудь и получится…
            В перемену я зашла в кабинет, где учительница-предметник собирала всё нужное для уроков. И её я не знала, она тоже была из другой школы. Я сообщила ей о распоряжениях директора и завуча, объяснила  ситуацию.  Прозвенел первый звонок. В класс ворвались сначала мальчики, скорее уже почти совсем взрослые юноши, затем заняли свои места девочки. Все с любопытством уставились на меня. Вкратце я рассказала им о конкурсе, в котором принимают участие несколько тысяч школьников, о его задачах, особенностях и трудностях, а также о престижности в случае отличных результатов.
- У Вас ничего не выйдет, - прервала меня  учительница.- Это очень  слабый класс. Лодыри с запущенным за многие годы материалом. Прямо скажу: есть  тупицы, которым никогда не осилить трудности ЕГЭ, - продолжала она всё громче и горячее, как «великий педагог», глядя прямо на меня, словно обвиняя именно меня в таких плачевных результатах. 
 - Можно я только скажу, что я  подожду ребят, введу  их в курс дела? –тихо попросила я. – И сразу же выйду?!
- Можно! – постепенно затихая, кивнула «литераторша».
              За пять минут до конца урока я стояла у двери класса, чтобы мальчики не сбежали от меня, не вникнув  в  сущность моего интересного предложения.
- Витя и Максим!  Предлагаю: спустимся в столовую, займём столик, там вы сможете поесть, а я поделюсь  с  вами  своими замыслами. Не понравится – все четыре стороны света свободны. Насильно действовать не буду. Согласитесь – приложу весь свой опыт, поделюсь своим талантом, всё сделаю, чтобы получилась не ординарная работа. Всему научу!  Поделюсь тем, что сама поняла за свой долгий педагогический стаж…
             В столовой мальчишки, словно сговорившись, расстегнули ранцы, достали листки с написанным текстом и оценками учителя внизу.
-  Мы не знаем, за что она на нас взъелась. Мы, честное слово, не самые худшие в классе, не подумайте… Вот, смотрите, здесь четыре с плюсом, здесь пять с минусом, здесь три с плюсом…,- показывал мне свои достижения Витя.
- Вот, и у меня тоже, - подкладывал свои итоги Максим. – Как Она кричала! И на Вас тоже… Я думал, с ума сойду. Оскорбляла нас прямо при девочках. Я этого так не оставлю! У меня у мамы в воскресенье будет день рождения, соберутся все родственники. Приедет её брат, известный в Москве адвокат. Я попрошу его помочь мне составить исковое заявление в суд об оскорблении личности, сделанное публично, при свидетелях. И ещё напишем жалобу в департамент образования о недостойном учителя поведении. – Поделился с нами своими планами «перестроечного типа»  Максим,  и в глазах его блеснули горечь и обида…
- Вы можете поступать, как вам угодно, но сначала выслушайте меня. Я не советую тебе, Максим, этого делать. Поверь моему жизненному опыту!
- Почему?! – уставились на меня оба юноши. – Она же и Вас оскорбила! При всём классе. Её надо поставить на место! Отомстить!
- Знаете, ребята, в жизни всякое бывает, то, что называется в суде «в состоянии аффекта». Однажды у нас в этой школе замечательная учительница биологии сорвалась на уроке, нервы не выдержали… В пятницу вечером уговаривались с мужем рано утром поехать на дачу, наметили план работ.  А утром она проснулась, протянула руку, чтобы разбудить мужа, но рядом был уже почти остывший его труп… Каково? Можно только посочувствовать!  Ей надо было  готовиться и проводить уроки, заменять заболевших учителей.
   И вот на уроке биологии она подошла к девочке, которая прогуляла очень много уроков и сказала ей:
- Вот, вот и вот - вопросы, вот здесь в тексте найдёшь ответы. Срочно нужны оценки, а то не смогу тебя аттестовать. Посиди, поработай...
- Тебе надо, ты и поработай! - ответила ей ученица девятого класса.
   Вот тут учительница и сорвалась   Ваша учительница мне совсем не знакома: она из другой  школы,  пришла  к  нам  после «соединения». Я не знаю её обстоятельств… Могу только сказать, что сорвалась учительница биологии, а мне "без комментариев" вернули все документы посланные на присвоение ветерана педагогического труда. Я была классным руководителем этой беременной девицы...
 - Но как же нам быть? Она же всех нас оскорбляла! – поддержал друга Витя. Надо же как-то ответить?! Но как?
- Делом! Только делом можно доказать, что она ошиблась, погорячилась. Я вам предлагаю интересные темы, буду передавать весь свой опыт, вложу весь свой талант, который развиваю всю жизнь.  Приложу все силы. Не пожалею своего времени, чтобы в очередной раз доказать делом свою правоту! Делом! Знаете, сколько раз меня оскорбили в нашей школе за последние двадцать лет? Да ещё как?! О! В этой «перестройке»… У меня после смерти матери – необыкновенной сельской учительницы, спасавшей меня от смерти во время долгой войны, только один  девиз  «Через невозможное – вперёд!».
- Отличный девиз, - поддержал Витя.
- Я вас не тороплю, подумайте хорошенько, посоветуйтесь с родителями, решайте. Запишите мой телефон… Нет, так нет, буду искать других…
              Поздно вечером, когда я собиралась домой и охранник уже поторапливал  меня, как обычно,в дверь музея постучали, вошёл Витя и представил маму. Мы подробно поговорили, наметили план действий, мама одобрила предложенную мной тему. Я выдвинула только одно условие: довести работу до конца, для чего оформить всё, как следует, зарегистрироваться сразу же с домашнего  компьютера,  получить индивидуальный номер анонимной для жюри работы и послать её электронной почтой  за неделю до конца отведённого срока. И работа началась.
             
   Часть 2.  Введение в предлагаемые обстоятельства
           На следующий день за пять минут до намеченного срока Витя  уже появился в Музее Русской культуры.
- Молодец!  Пришёл  во  время! – одобрила я его. –  Если  ты  будешь продолжать так же, можем добиться отличного результата! Ты далеко живёшь или близко? Ходишь по парку? Подходил к Мемориалу памяти о погибших лётчиках-бомбардировщиках? Расскажи, что знаешь об этом, -  засыпала я его своими вопросами.
            Оказалось, что живёт он близко,  был у памятника,  знает, что они погибли именно на этом месте учебного аэродрома 12 октября 1941 года в самое трудное для Москвы время. Это произошло почти рядом с нашей школой, которой, конечно же, не было и в помине в то время...   Но это, пожалуй, всё…
- Ты где, Витя, родился на свет Божий? В Москве? Ты-то мне и нужен, очень нужен для раскрытия темы  «Подвиг, оставшийся неизвестным». Подумай, наша общая беда  в  том, что  мы не задумываемся, где «Наша Малая Родина». Понимаешь, лётчики погибли рядом со школой, совсем рядом с их домом... А родители наших учеников, многие взрослые люди остаются при этом равнодушными… 
   Вот смотри, с нашим  музейным  активом мы поставили задачу – собрать как можно больше материала.  Есть презентация «Небо их оставило себе», её сделал наш выпускник. Он закончил школу с золотой медалью и не забывал заглядывать все годы учёбы в музей, начиная с первого класса,видел, как он преображается, сам  участвовал  во многих  конкурсах, представлял школу, как настоящий экскурсовод.  Сейчас он – студент института физики, увлекается робототехникой, студенческим театром, КВН. Пишет стихи, фантастические рассказы... Начнём знакомство с его презентации. Может, станет великим физиком и прославит наш уголок Большой Москвы…
   Мы оценивали кадры, найденные в интернете, обсуждали сделанные фотографии, сравнивали виды довоенного аэродрома с современной фотографией, сделанной с птичьего полёта, обсуждали необычные  летательные аппараты, а также включённый в презентацию отрывок из кинофильма «В бой идут одни старики», где взлетает и садится  на аэродром после боя относительно маленький истребитель.   

   А дальше – кадры трофейного, немецкого фильма, где танки, тарахтя, движутся на Москву, а пехотинцы-фашисты демонстрируют радость их будущей «победы».  Затем немецкая зенитка стреляет в наш самолёт и звук её выстрела долго раскатывается в небе…
- Можешь представить, что на том самом месте, где стоит наша школа и твой дом,  был  вот этот аэродром? - Я открыла кадр с исторической фотографией, найденной в интернете. – Не знаю, как у тебя, а я всегда  мучаюсь, когда подыскиваю первую, начальную, фразу для новой работы.
- У меня так же. Мы вчера с мамой долго обсуждали это…
- Хорошо, что твои родные приняли участие, не отнеслись равнодушно. Так и продолжай, делись находками, расспрашивай о своих предках. Надо сохранять семейную память об участии в войне и подготовке  Победы всеми советскими людьми.
- А вы помните войну?
- Знаешь, мне было всего три года, я была самой маленькой в группе, когда нас вывели в поле и сказали, что надо собрать все колоски, иначе голод будет продолжаться. Я очень старалась.  Была жара, солнце припекало  голову. Не было ни панамки, ни косынки, ни носового платка… Тут подошла высокая тётка с корзиной, куда она складывала наш «урожай» из подолов платьиц и мальчишеских рубашонок. Она закричала на меня:
- Вот, пропустила, оставила в поле колоски! – Она чуть ли не в нос тыкала мне тремя колосками. – Матери скажу, что ты – ленивица!
 …Этого я не выдержала и потеряла сознание. Очнулась на соломе у копёшки, вся облитая водой из бутылки. А дома плакала:
- Мама, я так старалась, а она обозвала меня «ленивица»…  Эти колоски в земле росли, а я их не смогла выдернуть…
- …Видишь ли, такое было время тяжёлое, что детский сад вывели на работу в поле! Расспроси родных, что они помнят о войне. Чтобы написать хорошую работу, надо всем сердцем, всей душой погрузиться в эпоху. Разговаривай с друзьями, с родными, с соседями по подъезду. Это не займёт много времени, но когда-то пригодится. Лучше сможешь представить, как жили твои прадеды и прабабушки… Ну, как придумал первую фразу? Покажи!
- «Если вы пойдёте по аллее Школьного парка  от Кировоградской улицы в сторону Чертановской, сверните налево за первым же домом и дойдите до Мемориала Памяти погибшим лётчикам. Остановитесь, помолчите, поклонитесь… Мало кто знает о подвиге этих лётчиков. Они защищали Москву и погибли, отдав свои единственные жизни для спокойного существования современных москвичей и для будущих поколений, для тех, кто любит и будет любить Москву…»
- Мне нравится твоё начало, дело пойдёт! Давай составим план работы, записывай пункты и предлагай свои. Что такое логика, знаешь? Объясни мне!
       Так скрупулёзно мы начали действовать, намечали будущий отрывок, фильм, который надо посмотреть, желательно с родными, с обсуждением и внимательной оценкой их мнения. Рассматривали каждое новое слово, каждый термин, искали в словарях. Что взять в библиотеке, какие посмотреть иллюстрации?  Я рассказывала попутно  о героях войны, о гибели Аркадия Гайдара, историю создания песни «В землянке» коммунистом Алексеем Сурковым, чуть не со слезами  описала гибель молодогвардейцев, а  в период перестройки возмутительную  травлю всех героев  и даже членов их семейств… А ведь  на их  примерах  выросло, «вкалывало» и создавало цветущее необычное государство наше поколение детей войны.
       Иногда я зачитывала отрывки из своих работ, спрашивала его мнение, делилась удачами и находками… Словом, я относилась к нему, как к взрослому, интересному собеседнику, внимательному ученику. Я объясняла ему разницу между  непомерным  любопытством, ведущим  «в никуда»,  и  любознательностью учёного и дилетанта, которое сопутствовало  необычному открытию… Я раскрывала ему содержание анализа;  трудности, мучения синтеза; радостные возгласы наития; мгновение озарения и короткое счастье от результатов творческого подхода к решению трудной задачи. Я приводила яркие примеры из своей собственной долгой и трудной жизни. Короче, я показывала Вите,  как делается научное открытие в гуманитарной области…
       Оставалось самое главное: для победы в конкурсе рассказов-эссе необходима социальная проблема нашего микрорайона, чётко сформулированная задача для будущего.
- Ты, Витя, понял, в чём заключается историческая несправедливость, допущенная старшими поколениями? Сказать?
- Нет, я сам попробую…Это… Герои, своими жизнями обеспечившие Победу в битве за Москву, до сегодняшнего дня остались ничем не награждёнными даже посмертно. А они были провинциалами, спасавшими столицу нашего Отечества…
- Молодец! Именно для этого вывода мы и проделали с тобой трудное путешествие в прошлое, чтобы осознать настоящее и поставить перед депутатами, руководством и жителями  района Чертаново Северное чётко поставленную задачу: добиться звания Героев (посмертно) для отдавших свою жизнь за будущее Москвы и всей  страны наших лётчиков-бомбардировщиков: Юрия Тихомирова, Алексея Анчурова, Павла Вороны.
       Быстро пролетели февраль и март. Максима родители увезли в Турцию в самый решающий момент. Его  интереснейшая тема таким образом была «запорота»; ещё один ученик потерял флэшку с почти готовой работой и долго не показывался мне на глаза. Но Витя спокойно, упорно и последовательно шёл к финалу. Он как бы сроднился с погибшими лётчиками. Ещё бы!   Старшему из лётчиков, командиру экипажа (из Самарской области) Юрию Тихомирову, было всего 23 года;  бортинженеру Алексею Анчурову (из Кировской области) – 21 год;   радиолюбителю из сельской школы  Подмосковья и радисту экипажа Павлу Вороне – 19 лет.  Павел даже не успел в начале войны сфотографироваться  и  отдать фотографию в своё «личное дело» в военкомате.  На  общем памятнике вместо  его лица виднеется  изображение цветов…
       Самым трудным для меня было правильное компьютерное оформление работы, где надо было исполнить в точности  чуть ли не до    миллиметра все требования  к  размерам букв, полей, всяких «отступов» и соблюсти разрешённый объём. Но мы с Витей нашли ключик к школьному знатоку этих вопросов, справились и с этой задачей. Работа была отправлена и осталось только ждать результата.
               
                Часть 3.  Апрельские трудности и результат

       Медленно тянулся апрель. По-видимому,  от переутомления и многочисленных переживаний  я заболела. Почему-то забылось путинское «Не дождётесь!» и ещё не было произнесено им публично шуточное: «Я простудился на ваших похоронах!».  Просто я уже собралась было рано утром на работу, спустилась на первый этаж и схватилась за стенку:  внезапно   закружилась голова… Меня увидела соседка, ввела в свою квартиру и распорядилась:
- Надо немедленно вызывать врача! – Она раскрыла тетрадь с записями, нашла нужный номер телефона и позвонила.
- Температуру смеряем? – Она потрогала мой лоб и руки.
- Думаю, что нормальная…
  - Тогда сделаем вот что! Я провожу вас, помогу открыть  ваши  двери, уложу, а сама побегу, у меня талончик к зубному врачу. А вы ждите врача, сказали, что он скоро подъедет. Я вам позвоню…
       Врач подошёл скоро. Он оказался внимательным и опытным, подробно расспросил меня обо всех бывших недомоганиях, выписал бюллетень, заполнил несколько листочков «Рецепт» и удалился. Подошла соседка, взяла рецепты, принесла лекарства, рассказала о том, как надо лечиться. Проследила, чтобы я сразу же приняла необходимые средства выздоровления…
       Наверное, мне было очень плохо, потому что после её ухода я стала готовиться к худшему: не стала запирать входную дверь, положила в кухне на сиденья трёх стульев доски и матрасик, застелила постель, включила маленький телевизор и положила всё вокруг «лежанки»: лекарства, воду, соки, фрукты. Потом позвонила на работу, затем проверила зарядку телефона и буквально свалилась…Не помню, в какой день зазвонил телефон:
- Вы, мне сказали, заболели?! Может быть, надо сходить в аптеку или в магазин?  Помощь нужна? –Это звонил Витя.- Я могу даже приготовить что-нибудь из еды! Адрес скажите!
- Нет, Витя, спасибо, у меня всё есть. Накануне вечером перед заболеванием всё купила, словно предчувствовала, такие тяжести принесла, холодильник весь забила… Спасибо, ты не беспокойся, если надо будет, я позвоню…
- Тогда я порадую Вас хорошей новостью!
- Вот это – обязательно!
- Мне на электронную почту пришло письмо. Читаю: «Уважаемый Виктор! Вы набрали наибольшее количество баллов за своё эссе «Подвиг, оставшийся неизвестным» и Вы стали Победителем. Поздравляем Вас! Вы должны прибыть в Музей Победы на Поклонной горе 07 мая к 13-00, зарегистрироваться, вход для Вас бесплатный. Вручение Диплома Победителя  и  подарка от Мосгорметодцентра состоится в Зале Славы в торжественной обстановке. Вы имеете право пригласить Ваших родителей и Вашего руководителя, вход для них также бесплатный. Организаторы конкурса «Не прервётся связь поколений»».
- Витя, как я рада!  Спасибо  тебе  за такую весточку! Теперь ты для нас уже не Витя, а Виктор! Ты, наверное,  давно уже знаешь, что имя Виктор означает «Победитель»! Поздравляю тебя и спасибо за твою работу, за ответственное, серьёзное к ней отношение.
- Это Вам спасибо! Я сегодня в классе дал всем прочитать текст этого сообщения у меня на телефоне. Все ребята торжествуют! Да, Вы были правы, когда сказали, что надо не мстить, а отвечать только Делом! Наша классная руководительница сказала, что она счастлива. Это ведь она Вам посоветовала поговорить с нами? Мы все очень рады! Даже все параллельные классы торжествуют!  А то «тупицы», «дураки», «недоумки».  Всё, теперь мы поумнели! Ещё раз спасибо, поправляйтесь!
- Виктор, ты мне такое «лекарство»  преподнёс, что я, кажется, сразу же поправилась!
- Мама Вас также поздравляет, благодарит и просит обязательно долечиться до конца, не бросайте принимать рекомендованные средства, пейте воду.  Мама у нас врач, её надо слушаться.
- Хорошо, буду слушаться, а 7 мая приеду в Музей Победы. Ты там был?
- Нет, пока нет. Мы всей семьёй съездим заранее, всё осмотрим.
- Это – правильно. Там 4 этажа, да и вокруг много техники. Тематических экскурсий много для разных возрастов. На четвёртом этаже выставка «Битва за Москву».  Уверена, что там вам понравится, а торжество запомнится на всю жизнь. Не забудьте взять фотоаппарат!
       Я стала мгновенно поправляться. Вот что значит хорошая весть для здоровья человека! И, наверное, опыт врачей, их мудрые советы и проверенные лекарства…
       Ещё до седьмого мая я вышла на работу. Мне нужно было срочно подготовить решение ещё одного важного вопроса. Я пошла в районный Совет ветеранов, рассказала об итогах конкурса. Мне предложили выступить на митинге, я отказалась.
- Давайте сделаем ещё лучше: дадим слово Виктору – Победителю. Мы его подготовим, он хорошо выступит! Прямо там, у Мемориала Памяти. Ручаюсь за него! Он хорошо усвоил эту тему!
       Я ещё раз, уже перед митингом подошла к нашему депутату и проверила, есть ли в списке выступающих  наш  Витя. Всё было в порядке. Как  и  всегда,  в  этот  майский день выступали руководители района, наши депутаты,  ветераны войны и труда, коллективы школ, кто с песней, кто с пляской.  Виктор  был  публично  объявлен Победителем Конкурса «Не прервётся связь поколений», чуть ли не единственным в нашем микрорайоне.  Выступил он прекрасно! На митинг пришёл даже его отец, отпросившись с работы.      
       Но неувязка  оказалась  в том, что были объявлены все руководители, подготовившие детские выступления, кроме меня…  После митинга, когда ещё не все присутствующие расходились, а беседовали в группах, знакомились, благодарили, я не выдержала и подошла к организатору митинга:
- Ну, как вам понравился  наш  Победитель? Из 15 с лишним тысяч участников конкурса?
- Прекрасный парень! Всё хорошо, или вы чем-то недовольны?
- Вы объявили всех руководителей: и плясунов, и певцов, и чтецов. Кроме меня – патриота…
- Но это же он написал конкурсную работу. Он – автор!
- Без меня он не написал бы ни слова! – Бросила я в гневе. – Вы, как и наши средства массовой информации, не понимаете, какую роль  в обществе  играет  учитель, в чём результат и величие его труда.   Если  бы  вы  видели счастливое лицо матери Виктора в Зале Славы Музея Победы 7 мая 2018 года, вы увидели бы большой результат долгого, трудного, упорного и скрупулёзного труда современного учителя. 
       Очернить  профессию  учителя в 80-х и в 90-х годах ХХ века  было  легко и просто  при поддержке больших и неправедных денег, особенно полученных из-за «бугра», а понять суть происходящего  в нашей стране потребовало больших усилий, честности и смелости, да ещё нужно было, чтобы пробежало определённое время, почти  тридцать лет, шесть советских пятилеток...  Только однажды, 23 февраля 2018 года,  мы  вдруг услышали выстраданную советским народом Правду. Выступал с трибуны Большого конференц-зала Правительства Москвы один из ветеранов.  Он сказал Истину, сформулировав  её  по-военному  коротко и продуманно: «Великую Отечественную войну выиграл советский учитель!»

                23 октября 2020 года.

        Памяти моего отца,Евгения Александровича Похвалинского, учителя биологии и химии в сельской школе, стрелка-автоматчика, защитника Москвы, раненного 11.12.1941 года во время Клинско-Солнечногорской наступательной операции, участника битвы за Ленинград, Сталинградской битвы, с боями прошедшего через  Кубань и Северный Кавказ, через Украину, участника штурма Кёнигсберга, с боями дошедшего до Берлина, посвящаю этот свой рассказ-эссе.


Рецензии
Спасибо всем, кто прочёл этот рассказ!

Нина Евгеньевна   22.06.2021 08:48     Заявить о нарушении
А я теперь - на заслуженной пенсии. Одна: похоронила в эпоху перестройки свою любимую талантливую внучку, потом мужа... Ни ветерана труда, ни заслуженного учителя, ни даже какой-либо грамоты напоследок я не получили от "мудрого калейдоскопа временных" руководителей школы... У них "так принято"!

Нина Похвалинская   18.04.2023 21:46   Заявить о нарушении