Война и мир

Лев Николаевич Толстой «Война и Мир» — избавиться от предрассудков и прочитать

Про эту книгу говорят много, очень много, чаще всего шутят, шутят про французский язык, про размеры, а, в общем и целом, всего-навсего запугивают бедных людей. Вообще парадоксальная литература: почти каждый знает о ней более, чем о других книгах, но чаще всего не читал и просто боится её открывать. И я был среди таких людей, косился на слова "четыре тома", первое время утопал в медлительности Толстого, но всё это скоро прошло. 

Медлительность Толстого стала для меня проводником в полное погружение, в детальное воссоздание сцен в голове, в результате чего книга летела на одном дыхании, захватывая с каждой страницей всё более и более. Хотя и стоит отметить, что первые сорок страниц и последние сорок страниц и правда трудны, во многом скучны: ты словно тонешь в болоте, но вдруг тебя вытаскивают из него остальные тысяча с лишним страниц, и ты уже с улыбкой радуешься чудесному спасению. Размеры в какой-то момент просто-напросто перестали пугать. Я до сих пор вспоминаю, что когда кончилась сюжетная часть в эпилоге, я начал тосковать, мол это всё и больше этого шикарного сюжета не будет. И чтение трёх черновых глав «Декабристов» (роман о возвращении декабристов из ссылки в 1856 году, задуманный Толстым перед тем, как он вернулся во времени действия романа сначала в 1825 год, а затем в 1805, тогда уже написав знакомую нам версию) хотя и немного, но дало мне тот маленький глоток воздуха, которого мне не хватало. 

Не хватало этого воздуха потому, что я банально очень впечатлился романом. Музыка, под которую я читал, всё ещё мотает меня то к тому самому дубу, то к некоторым отдельным эпизодам книги, то просто воскрешает в памяти образы любимых персонажей. Я знаю не одну книгу, которая вызывала у меня очень сильные эмоции счастья и радости, либо же наоборот уныния и грусти, иногда светлой и умилённой, но «Война и мир» открыла для меня совершенно новый уровень сочувствия героям. Я часто думаю о князе Андрее Болконском, Наташе Ростовой, Пьере Безухове или даже о Долохове, потому что они написаны живо, они обаятельные и запоминающиеся герои; их образы написаны так хорошо, что ты создаёшь себе чёткую картину внешности, характера для всех из них (а потом плюёшься, когда видишь подбор актёров в кино; не без минусов). Я остался под огромным впечатлением и прочувствовал «Войну и мир» настолько, насколько это было для меня возможно.

Также в романе важна и философская часть. И я не могу сказать с абсолютной уверенностью, что я понял всё и сейчас пойду читать лекции, объясняя смысл, заложенный в произведение, но могу выразить своё понимание философии книги. Я искренне считаю, что это книга не о наполеоновских войнах, не о народных войнах, не о свободе и необходимости, не о вообще какой-либо конкретной теме, которые так часто поднимают писатели, а роман о людях, их характерах, их чувствах и их становлении как личностей. Не зря роман должен был закончиться декабристским восстанием: Лев Николаевич отправился в 1805 год именно с целью раскрытия становления героев как декабристов — поэтому становится очевидна настоящая тематика книги — эмоциональное взросление людей, их взаимоотношения и характеры. И, как мне кажется, эта книга обязана была появиться именно ради этой темы. Эта тема нужна людям, чтобы найти себя в одном или нескольких героях, сопереживать им и, возможно, решить проблемы, застрявшие в душе. Даже сцены боёв не столько про сами битвы, сколько про эмоции людей на поле: постоянные восклицания, переживания героев, их спонтанные решения и мысли, выразительные герои с индивидуальными характерами (например, Тушин или Тихон Щербатый) — это всё написано о людях.

И написано это хорошо. Да, стиль Толстого своеобразен, сильно отличается от многих моих любимых авторов, к нему нужно привыкать, но как только сделаешь это, книга станет удивительно лёгкой и приятной, несмотря на сложные обороты в длинных толстовских предложениях. Но это может быть как достоинством, так и недостатком для разных людей; дело вкуса в искусстве всегда было и будет значимо. Описания написаны захватывающе: я не мог оторваться как от любовных хитросплетений между персонажами, так и от сцен боевых действий — сделано не заурядно и в какой-то степени красиво, по-настоящему.

Подводя итог моим мыслям об этом великом, грандиозном произведении, я хочу сказать, что просто избавьтесь от предрассудков, откройте эту книгу и насладитесь интересным стилем, прекрасными персонажами и постоянно двигающимся сюжетом. Как и любая книга, всем «Война и мир» понравиться не сможет. Но если не попытаться, то как узнать?


Рецензии