Всеволод Гаршин
Про Гаршина говорят немного и нечасто, поэтому спешу пресечь это недоразумение.
Русская литература за девятнадцатый век прошла все этапы развития зарубежной литературы, тратившей на это не одну сотню лет. И один из важнейших этапов развития — появление рассказов. Скорее всего, этот жанр у большинства ассоциируется с Чеховым, как и у меня, но Чехов был далеко не первым. Были в этом жанре и Тургенев, и Толстой, но особенно я хочу отметить именно Всеволода Михайловича Гаршина, чьи характерные черты впоследствии развивал уже Чехов.
Гаршин написал немного: чуть больше десятка рассказов, несколько сказок и по чуть-чуть в других жанрах. Первый его рассказ «Четыре дня» был написан в 1877 году и очень ясно выражал отношение автора к войне. Гаршин с хирургической точностью описывает происходящее вокруг, немногословно, без сравнений и метафор, создавая жуткую атмосферу войны, где каждая смерть бессмысленна и нежеланна убийцами. В другом рассказе «Трус» герой находится в ужасе даже с числа погибших и раненых в бою. Для него государство есть кукловод, для которого потеря людских жизней не страшна, если всё это происходит ради каких-либо достижений страны («Огромному неведомому тебе организму, которого ты составляешь ничтожную часть, захотелось отрезать тебя и бросить. И что можешь сделать против такого желания ты, // ...ты палец от ноги?..»). И, на самом деле, эти рассуждения применимы не к одной только войне, а к любой несправедливости, порождаемой в обществе. И Гаршин прекрасно это понимает. Он пишет два рассказа про проститутку Надежду Николаевну, где, вопреки общественному мнению, даёт этим женщинам душу и человечность, возможность спастись, по крайней мере, духовно.
Почти каждый герой Гаршина есть часть самого писателя. Многие из них нервозны, критикуют войну, несправедливость в обществе, нравственную низость. Персонаж рассказа «Красный цветок», как и писатель, грезит спасением мира, не до конца понимая, что есть смерть этого мира и как её искоренить. У героев Гаршина практически не бывает спасения и выхода, их судьба трагична. Его герои — люди «потрясённой совести», пытающиеся хоть что-то исправить в том зле, которое они несут. Никитин и Лопатин пытаются спасти Надежду Николаевну, поражаясь несправедливостью, с которой столкнулась эта женщина. Герой «Труса» хотя и ненавидит войну, но не боится сражаться вместе с собратьями ради общего блага. Алексей Петрович видит социальное зло в себе, всех, включая самого себя, обманувшем. А Василий Петрович не выносит бесчестного заработка ради одного только собственного блага. Attalea princeps тщетно растёт ради своей свободы. А Семён Иванов просто смиряется со своей участью, хотя и прекрасно понимает, что мир к нему несправедлив. Каждый герой видит социальное зло в разных вещах, потому по-разному с ним борется, и лишь немногие находят для себя выход: духовный ли, материальный ли — не столь важно. И потому судьба Гаршина ещё более трагична. Потрясённая совесть, социальное зло, несбыточность мечтаний, нервные приступы и сильная впечатлительность погубили молодого автора в возрасте тридцати трёх лет. Всеволод Гаршин кинулся в лестничный пролёт, так и не завершив борьбу со своим индивидуальным социальным злом, которое он так умело и точно изображал на страницах своих рассказов.
Свидетельство о публикации №220102301592