Дебальцево

- Дебальцево, пассажиры! – говорит проводник поезда. – Дебальцево! – повторяет он.
Но никто не собирается выходить, все остаются на своих местах: и беженцы, и молодые супруги, держащие на руках годовалого ребёнка, и пожилая женщина, которая сидит у окна.
- Никогда не забуду эту станцию! – говорит женщина и смотрит на  огромные буквы вверху здания.
- Вы, очевидно, когда-то жили в Дебальцево? – спросил её пассажиры.
- Я во время войны здесь была! Случай привел меня сюда, хотите, расскажу?
- Хотим!
- Тогда слушайте. Во время войны я со своим дедом, тогда таким же молодым как и вы, жили недалеко отсюда. Моя сестра по заданию подпольщиков работала у немцев, так как знала немецкий язык. Вот однажды она прибежала ко мне и говорит: «Сестра, на тебя донос! Срочно забирай своих и уезжай куда-нибудь!» Куда уезжать, думаю я, разве что в Сумскую область, к родным мужа?.. Но раздумывать было некогда: мой Иван уехал сразу же, а я с сынишкой позже.
Проводила меня сестра со слезами на глазах, а в паспорте моём она ихнюю печать поставила; и хорошо, что поставила! А ехать мне пришлось как раз через эту станцию, через Дебальцево – здесь нужно было делать пересадку.
Как сейчас помню: выхожу я из поезда и иду к станции, под которой, прямо на снегу сидели люди. Мороз тогда сильный был! Холодно было! Но в здание вокзала нас на пускали, там всё было только для немцев. Стояла я на улице да быстро устала, пришлось также как и другим – садиться на чемодан. Сижу, а мороз пронимает меня насквозь. Я так замёрзла и, словно задремала, что белый свет в глазах стал меркнуть. И слышу я сквозь сон, - «Проверка! Проверка документов!» Вдруг чувствую – кто-то меня толкает, - «Эй, дивчина, очнись, сейчас документы проверять будут!»
Через несколько минут подходят ко мне: один немецкий офицер, два солдата и один наш – переводчик. Посмотрели они паспорт и увели с собой в комендатуру, что при вокзале была. Там долго расспрашивали: откуда я еду, куда, зачем? В Сумскую область, отвечаю, к мужу! «Там же партизаны! – говорят они мне. – Не боишься?» Нет, отвечаю. Пустите меня к мужу – и в слёзы. Пока иди, сказали они мне, а паспорт мой у себя оставили – Мы тебя позовём!
Через некоторое время позвали они меня и говорят: «Покажи вещи!» Зачем, думаю?.. И хорошо, что у меня случайно оказалась мужская сорочка, которую он забыл взять с собой, а то сказали бы, что я всё вру! Отдали мне мой паспорт, да ещё какую-то бумажку выписали и посадили в поезд - в немецкий! А когда вели к поезду, наш переводчик мне сказал: «Ну, мать, это мужская сорочка спасла тебя, иначе они с тобой бы не церемонились, ведь ты к партизанам едешь…»
Ехали мы в тамбуре, потому, что в вагоне немцы были. И надо же было такому случиться: вдруг ни с того, ни с сего, мой сын как запоёт на весь вагон: «Три танкиста, три весёлых друга…» Ну, думаю, всё, пропали! Сейчас они нас убьют! Эту песню они знали также хорошо, как и «Катюшу». Я со всего размаха ударила по уху своего чада! Смотрю – немецкий офицер уже идёт к нам…
- Матка - найн! Мальчика бить нельзя! Это киндер, ребенок! – неожиданно сказал он, а потом дал нам колбасы и хлеба. Вот так, вот! Не все немцы хотели воевать!
А как в село приехали, так сразу староста меня остановил, начал допрос делать: «Кто? Откуда? Куда? Зачем?» Потом показывает мне: «Это видишь? Это немцы повесили наших пятерых селян за связь с партизанами. Ты, девка, завтра пойдёшь в лес, я тебе скажу куда и скажешь партизанам, чтобы они до нужного времени сюда не показывались! Скажи, что продукты мы будем доставлять сами! Ясно?»
Вот так я стала связной! А впереди… Много всякого ещё было впереди!
Так что эту станцию я никогда не забуду!
 -И я никогда не забуду! –подумали многие пассажиры, молча глядя из окна вдаль, кивая головами…


Рецензии
Здравствуйте, Олег!
Трагически знакомо звучит название станции, где и сейчас почти продолжается война.
Ваша ретроспектива в годы Великой Отечественной очень к месту.
Спасибо!
С уважением,

Элла Лякишева   21.03.2021 09:19     Заявить о нарушении
Вы разгадали мой замысел!

Сальков Олег   21.03.2021 12:06   Заявить о нарушении
Олег, прочитайте мою Шизофрению, если отзовётся, значить мы на одной волне.
http://proza.ru/2018/02/13/1644
Мой муж в Дебальцево котельную восстанавливал. Ну, а потом название этого города стало символом беды...

Галина Куриленко   17.10.2021 20:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.