Олег Вещий
Перейти к навигацииПерейти к поиску
Олег Вещий
др.-рус. Ольгъ, ;льгъ
Киевский князь Олег Вещий в Радзивилловской летописи
Киевский князь Олег Вещий в Радзивилловской летописи
Князь Новгородский
879 — 912
Предшественник Рюрик
Преемник Игорь Рюрикович
Великий князь Киевский
882 — 912
Предшественник Аскольд и Дир
Преемник Игорь Рюрикович
Смерть 912
Киев, Киевская Русь
Место погребения Киев либо Ладога
Род Рюриковичи
Отношение к религии Язычество
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе
В Википедии есть статьи о других людях с именем Олег.
Оле;г (Ве;щий Оле;г, др.-рус. Ольгъ, ;льгъ, ум. 912) — князь Новгородский с 879 года и великий князь Киевский с 882 года.
Получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика, как регент его малолетнего сына Игоря, Олег захватил Киев и перенёс туда столицу, объединив тем самым два главных центра восточных славян. Поэтому нередко именно он, а не Рюрик, объявляется основателем Древнерусского государства.
В летописи «Повесть временных лет»[1] приводится его прозвище Вещий[2] (знающий будущее, предвидящий будущее[3], а также мудрый[4] или красноречивый[5]).
Содержание
1 Происхождение Олега
2 Происхождение имени
3 Вокняжение в Киеве
4 Поход на Византию
5 Новгородская версия биографии. Восточные походы Олега
6 Смерть
7 Образ Вещего Олега в искусстве
7.1 В драматургии
7.2 В литературе
7.3 В кино
7.4 Памятники
8 Примечания
9 Литература
10 Ссылки
Происхождение Олега
В летописях излагаются две версии биографии Олега: традиционная (в «Повести временных лет») и по Новгородской Первой летописи. Новгородская летопись сохранила фрагменты более раннего летописного свода (на котором основывается и «Повесть временных лет»), однако содержит неточности в хронологии по событиям X века.
Согласно «Повести временных лет», Олег был родичем (соплеменником) Рюрика.
В. Н. Татищев со ссылкой на Иоакимовскую летопись считает его шурином — братом жены Рюрика, которую называет Ефандой[6]. Точное происхождение Олега в «Повести временных лет» не указывается. Предания, связанные с его личностью, сохранились также в полумифической скандинавской саге об Одде Орваре (Стреле), что свидетельствует о широкой известности князя в Скандинавии[7].
После смерти основателя княжеской династии Рюрика в 879 году Олег стал княжить в Новгороде как опекун малолетнего сына Рюрика Игоря[8].
Происхождение имени
Русское произношение имени Олег возникло, вероятно, от скандинавского имени Хельге[en][9], что означало изначально (на протошведском — Hailaga) «святой», «обладающий даром исцеления»[10]. Из саг известны несколько носителей имени Helgi, время жизни которых датируют VI—IX веками[11]. Историк-скандинавист Е. А. Мельникова выводит его от сканд. прилаг. helgi, heilagr — «священный», «сакральный»[12].
В сагах также встречаются близкие по звучанию имена Ole, Oleif, Ofeig. Саксон Грамматик называет имена Ole, Oleif, Ofeig, но их этническая принадлежность остаётся неясной.
Среди историков, не поддерживающих норманскую теорию, предпринимаются попытки оспорить скандинавскую этимологию имени Олега и связать его с исконно славянскими, тюркскими[13] или иранскими[14] формами. Некоторые исследователи также отмечают, что, учитывая факт написания «Повести временных лет» в XI веке христианскими монахами, прозвище «Вещий» не может считаться аутентичным[15]. Современные историки видят в нём христианские мотивы или даже христианскую пропаганду[16]. Так, в частности, российский историк и археолог В. Я. Петрухин считает, что прозвище «Вещий» и легенда о гибели князя Олега были внесены монахами в летопись с целью показать невозможность языческого предвидения будущего[17][18].
В дореволюционной и отчасти советской исторической литературе было принято отождествлять Олега с былинным богатырём Вольгой Святославичем.
Вокняжение в Киеве
Олег показывает маленького Игоря Аскольду и Диру. Миниатюра из Радзивилловской летописи (XV век).
Согласно Повести временных лет, в 882 году Олег, взяв с собой много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей — взял города Смоленск и Любеч и посадил там мужей своих. Далее по Днепру спустился к Киеву, где княжили соплеменники Рюрика, варяги Аскольд и Дир. Олег отправил к ним посла со словами: «Купцы мы, едем в греки от Олега и от Игоря княжича, да приходите к роду своему и к нам». Когда Аскольд и Дир вышли из города, Олег объявил им: «Вы нєста кн;з; ни роду кн;ж; · но азъ єсмь роду кн;ж;» («Вы не князья и не княжего роду, а я княжего роду») и предъявил наследника Рюрика, малолетнего Игоря, после чего Аскольд и Дир были убиты.
Русь во время правления Олега І
Русь во время правления Олега І
Никоновская летопись, компиляция различных источников XVI века, приводит более подробный рассказ об этом захвате. Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, сказавшись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те взошли на ладью, Олег сказал им: «Азъ єсмь Ольгъ кн;зь · а сє єсть Рюриков Игорь кн;жичь»[19] — и тут же убил Аскольда и Дира.
Расположение Киева показалось Олегу достаточно удобным, и он перебрался туда с дружиной, объявив: «Да будет это мать городов русских». Тем самым он объединил северный и южный центры восточных славян. По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают основателем Киевской Руси. Вокняжившись в Киеве, Олег установил для Новгорода дань варягам в 300 гривен: «<span lang="и ;стави вар;гомъ дань да;ти · ; Но;ваго;рода т; гривенъ на л;то · мира д;л; єже до смерти ;рославл; да;шє вар;гомъ" xml:lang="и ;стави вар;гомъ дань да;ти · ; Но;ваго;рода т; гривенъ на л;то · мира д;л; єже до смерти ;рославл; да;шє вар;гомъ" class="script-slavonic" style="font-family: Monomakh, Ponomar, Fedorovsk, Menaion, Noto Sans Gothic, Segoe UI Historic, BukyVede, 'Kliment Std', 'RomanCyrillic Std', 'Hirmos Ponomar', Dilyana, Menaion, 'Menaion Medieval', Lazov, Code2000, 'DejaVu Sans', 'DejaVu Serif', Code2001, FreeSans, FreeSerif, 'TITUS Cyberbit Basic', 'Charis SIL', 'Doulos SIL', 'Chrysanthi Unicode', 'Bitstream Cyberbit', 'Bitstream CyberBase', Thryomanes, 'Lucida Grande', 'Arial Unicode MS', 'Microsoft Sans Serif', 'Lucida Sans Unicode', 'Noto Sans';">и ;стави вар;гомъ дань да;ти · ; Но;ваго;рода т; гривенъ на л;то · мира д;л; єже до смерти ;рославл; да;шє вар;гомъ». Под его властью оказался путь «из варяг в греки».
Следующие 25 лет Олег был занят расширением подвластной территории. Он подчинил Киеву древлян (883), северян (884), радимичей (885). Два последних племенных союза были данниками хазар. Повесть временных лет оставила текст обращения Олега к северянам: «Я враг хазарам, поэтому и вам незачем платить им дань». К радимичам: «Кому дань даёте?». Те ответили: «хазарам». И говорит Олег: «Не давайте хазарам, но мне давайте». «И владел Олег деревлянами, полянами, радимичами, а с — уличами и тиверцами имъяше рать».
898 годом Повесть временных лет датирует появление под Киевом угров (венгров) в ходе их миграции на запад, фактически произошедшее несколькими годами ранее.
Поход на Византию
Поход Олега в Царьград. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.
Олег прибивает щит свой к вратам Царьграда. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.
Основная статья: Русско-византийская война 907 года
В 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой (ПВЛ), Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом воинам Олега возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл на необычный штурм:
И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу.[20]
Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, он получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.
Многие историки считают этот поход легендой. О нём нет упоминаний у византийских авторов, достаточно подробно описавших подобные походы в 860 и 941[21]. Есть сомнения и в отношении договора 907 года, текст которого представляет собой почти дословную компиляцию договоров 911 и 944 гг. Возможно, поход всё же был, но без осады Царьграда. Повесть временных лет в описании похода Игоря Рюриковича в 944 году передаёт «слова византийского царя» к князю Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани».
В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с договором 907 года из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским». В подлинности соглашения 911 года сомнений не возникает: она подкрепляется как лингвистическим анализом, так и упоминанием в византийских источниках.
Осенью 912 года, как сообщает Повесть временных лет, князь Олег погиб от укуса змеи.
Новгородская версия биографии. Восточные походы Олега
Олег Правитель. «История Государства Российского в изображениях державных его правителей с кратким пояснительным текстом».
В Новгородской первой летописи Олег представлен не князем, а воеводой при Игоре. Убивает Аскольда, захватывает Киев и идёт войной на Византию тоже Игорь, а Олег возвращается обратно на север, в Ладогу, где умирает не в 912, а в 922 году.
«Ид; Ольгъ къ Новугороду · и отътуда въ Ладогу ; Друзии жє сказаютъ · ;ко идущє єму за морє · и уклюн; зми; въ ногу · и съ того умрє · єсть могила єго въ Ладоз;»
Эти сведения противоречат русско-византийскому договору 911 года[22], где Олег именуется великим князем русским и заключает договор от своего имени, но в то же время они лучше согласуются с восточными известиями о Руси этого периода (см. ниже).
Приблизительно после 912 года, согласно сообщению арабского автора Аль-Масуди[23], флот русов из 500 кораблей вошёл в Керченский пролив. Хазарский царь разрешил русам пройти через Дон на Волгу, а оттуда спуститься в Каспийское море. В результате русы разорили побережье Аррана. Половину добычи по условию договора они отдали хазарскому царю, однако царская гвардия, состоящая из мусульман, потребовала мести за гибель единоверцев. Царь не смог или не захотел спасать русов, но послал им предупреждение об опасности. Битва была три дня и закончилась победой мусульман. 30 тысяч русов погибло. Уцелевшие 5 тысяч бежали вверх по Волге, где были истреблены буртасами и булгарами[24].
Имя русского предводителя в сообщении не названо и в русских летописях поход не упомянут. Возможно, смутным намёком на него является фраза Новгородской летописи об Олеге «другии сказывают, будто ушёл он за море…».
С личностью Олега иногда пытаются связать некого русского предводителя H-l-g-w, который, по данным хазарского источника (так называемого «Кембриджского документа»), захватил по договорённости с Византией хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но был разбит наместником Самкерца Песахом и отправлен оным на Константинополь. Византийцы сожгли греческим огнём суда русов и тогда H-l-g-w отправился в Персию, где погиб сам со всем войском. Имя H-l-g-w восстанавливают как Хлгу, Хелгъ, Хелго[25]. Он именуется в документе правителем Русии, что делает очень заманчивым его отождествление с Олегом. Однако описываемые события относятся к правлению Игоря — поход русов на Византию совпадает по описанию с походом 941 года, а поход на Персию — с набегом русов в 944 году на богатый закавказский город Бердаа близ реки Куры. В историографии были попытки трактовать это сообщение как свидетельство дуумвирата Игоря и Олега, в этом случае жизнь Олега продлевается до середины 40-х годов X века, а начало его правления предполагается более поздним, чем указано в летописи.
Упоминание об Олеге иногда видят в сообщении арабского географа аль-Масуди о двух могущественных славянских правителях. Первый из них носит имя ал-Дир и отождествляется с летописным князем Диром, имя второго в некоторых рукописях читается как Олванг: «Вслед за ним (Диром), следует царь ал-Олванг, у которого много владений, обширные строения, большое войско и обильное военное снаряжение. Он воюет с Румом, франками, лангобардами и другими народами. Войны между ними ведутся с переменным успехом»[26].
Смерть
Олег у костей коня. В. М. Васнецов, 1899
Кончина Олега. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839
Предполагаемый могильный холм Олега недалеко от Старой Ладоги.
Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. «Повесть временных лет» сообщает, что смерти Олега предшествовало небесное знамение — появление «звезды великой на западе копейным образом»[27]. По киевской версии, отражённой в «Повести временных лет», его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская первая летопись помещает его могилу в Ладоге, но в то же время говорит, что он ушёл «за море».
В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, смертельно укусившая князя.
Эта легенда находит параллели в исландской саге о викинге Орваре Одде[28], который также был смертельно ужален на могиле любимого коня[29]. Неизвестно, стала ли сага поводом для создания древнерусской легенды об Олеге или, напротив, обстоятельства гибели Олега послужили материалом для саги. Однако если Олег является исторической личностью, то Орвар Одд — герой приключенческой саги, созданной на основе устных преданий не ранее XIII века. Колдунья предсказала 12-летнему Одду смерть от его коня. Чтобы не дать свершиться предсказанию, Одд с другом убили коня, бросили в яму, а труп завалили камнями. Вот как погиб Орвар Одд спустя годы[30]:
И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. «Что это было, обо что я ударился ногой?» Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро. От этого укуса так ослабел Одд, что им пришлось помогать ему идти к берегу, и когда он пришёл туда, сказал он: «Вам следует теперь поехать и вырубить мне каменный гроб, а кто-то пусть останется здесь сидеть подле меня и запишет тот рассказ, который я сложу о деяниях своих и жизни». После этого принялся он слагать рассказ, а они стали записывать на дощечке, и как шёл путь Одда, так шёл рассказ [следует виса]. И после этого умирает Одд[31].
Сходные обстоятельства смерти приводятся в средневековой легенде о сэре Роберте де Шурланде (англ. Sir Robert de Shurland, умер в 1310 году)[32], который был лордом замка Шурланд на острове Шеппи (находившемся значительное время под влиянием викингов) и смотрителем пяти портов во времена Эдуарда I Английского. Колдунья напророчила сэру Роберту, что его любимый конь станет причиной его смерти, он выхватил меч и убил коня, чтобы пророчество не исполнилось. Труп лошади был оставлен на берегу. Спустя годы сэр Роберт прогуливаясь в тех местах вспомнил о старом пророчестве и пнул ногой череп коня, но осколок кости пробил сапог и вонзился в ногу. Рана загноилась, и старый рыцарь умер от заражения крови[33][34].
Польский исследователь Г. Ловмянский доказывал, что утвердившееся в научной литературе мнение о первоначальном правлении Олега в Новгороде сомнительно. По версии Г. Ловмянского, Олег был смоленским князем, а его связь с Рюриком — поздняя летописная комбинация[35]. А. Лебедев высказал догадку, что родственником Рюрика мог быть представитель местных нобилей[36]. Факт возложения Олегом дани на Новгород Киеву и варягам может свидетельствовать против версии о новгородском княжении Олега[37].
В. М. Васнецов. Тризна на могиле Вещего Олега (1899). По мотивам произведения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
Дата смерти Олега, как и все летописные даты русской истории до конца X века, носит условный характер. Историк А. А. Шахматов отметил, что 912 год является также годом смерти византийского императора Льва VI — антагониста Олега. Возможно летописец, знавший, что Олег и Лев были современниками, приурочил окончание их правлений к одной и той же дате. Аналогичное подозрительное совпадение — 945 — и между датами смерти Игоря и свержения с престола его современника, византийского императора Романа I. Учитывая к тому же, что новгородская традиция относит смерть Олега к 922 году (см. выше), дата 912 становится ещё более сомнительной[38]. Продолжительность княжения Олега и Игоря составляет по 33 года, что вызывает подозрение в былинном источнике этих сведений.
Польский историк XVIII века Х. Ф. Фризе выдвигал версию, что у Вещего Олега был сын, Олег Моравский, который после смерти отца был вынужден покинуть Русь в результате борьбы с князем Игорем. Родственник Рюриковичей Олег Моравский стал последним князем Моравии в 940 году, согласно сочинениям польских и чешских писателей XVI—XVII веков, однако его родственная связь с Вещим Олегом является лишь предположением Фризе.
Образ Вещего Олега в искусстве
В драматургии
Львова А. Д. Драматическая панорама в 5 действиях и 14 картинах «Князь Олег Вещий» (премьера 16 сентября 1904 на сцене Народного Дома Николая II), музыка Н. И. Привалова с участием хора гусляров О. У. Смоленского[39].
В литературе
Летописный рассказ о смерти Олега положен в основу литературных произведений:
Пушкин А. С. «Песнь о вещем Олеге» (1822)
Рылеев К. Ф. Думы. Глава I. Олег Вещий (1825)[40]
Высоцкий В. С. «Песня о вещем Олеге» (1967)[41]
Васильев Б. Л. «Вещий Олег» (1996)
Панус О. Ю. «Щиты на вратах», ISBN 978-5-9973-2744-6
Никитин Ю. А. «Ингвар и Ольха» (1998)
В кино
Легенда о княгине Ольге (1983; СССР) режиссёр Юрий Ильенко, в роли Олега Николай Олялин.
Покорение[hu] (1996; Венгрия), режиссёр Габор Кольтаи[hu], в роли Олега Ласло Хельей[hu].
Сага о викингах[da] (2008; Дания, США) режиссёр Микаэль Моуяль, в роли Олега Саймон Брээджер (в детстве), Кен Ведсегор[en] (в молодости).
Вещий Олег. Обретённая быль (2015; Россия) — документальный фильм Михаила Задорнова о Вещем Олеге.
В сериале «Викинги» (2013—2020), в роли Олега — российский актёр Данила Козловский. В сериале Олег христианин.
Памятники
В 2007 году был открыт памятник Олегу в Переяславе-Хмельницком, поскольку город впервые упомянут в 907 году в договоре Олега с Византией.
Памятник Вещему Олегу и молодому Игорю В Любече
В сентябре 2015 года был открыт памятник Рюрику и Олегу в Старой Ладоге (Россия).
Памятник варяжским князьям Рюрику, Олегу и Игорю в Норрчёпинге (Швеция)
Примечания
; Показывать компактно
«Повесть временных лет» \\ «Древнерусская литература» в переводе Д. С. Лихачёва
Олег // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
Вещий — происходит от слова «ведающий», родственные слова «вещун», «ведьма». См., напр., Словарь М. Фасмера [1].
Словарь Даля — Вещий, кому всё ведомо и кто вещает будущее; прорицатель, предсказатель; умный, мудрый, смотрок, предусмотрительный.
Большой толковый словарь русского языка С. А. Кузнецова — ВЕЩИЙ -ая, -ее. Книжн.: Умудрённый опытом; знающий; мудрый (как постоянный эпитет некоторых исторических лиц, литературных персонажей: Вещий Боян, Вещий Олег).
Словарь Ушакова — ВЕЩА;ТЬ: Говорить торжественно, непререкаемо, внушительно (книжн. устар.).
Татищев В. Н. История Российская. — Т. 1. — С. 113.
Пчёлов Е. В. Рюриковичи. История династии. — С. 48—50.
Фурсенко В. Олег Вещий // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
См. этимологический словарь М. Фасмера, со ссылкой на В. Томсена
Per Vikstrand,Pre-Christian Sacral Personal Names in Scandinavia during the Proto-Scandinavian Period. Proceedings of the 23rd International Congress of Onomastic Sciences August 17—22, 2008, York University, Toronto, Canada
См. список в статье Хельге[en]
Мельникова Е. А. Олег // Древняя Русь в средневековом мире. Энциклопедия. — М., 2017. — С. 571.
Кузьмин А. Г. Об этнической природе варягов со ссылкой на древнеболгарскую надпись[bg] 904 года, в которой употребляется титул византийского императора «олгу таркан», где олгу означает великий.
Галкина Е. С. Тайны Русского каганата. Архивная копия от 10 марта 2013 на Wayback Machine — М.: «Вече», 2002. — С. 365. Халегу — иран. «творец», «создатель».
Мельникова Е. А. Ольгъ/Олег Вещий. К истории имени и прозвища первого русского князя. // Ad fontem: У источника// Сб. ст. в честь С. М. Каштанова. — Москва: Наука, 2005. — С. 138. — 494 с.
Данилевский И. Н. Повесть временных лет: герменевтические основы изучения летописных текстов (с. 151) — М., 2004.
Рагнарёк Лекция В. Я. Петрухина на портале ПостНаука
Петрухин В. Я. К дохристианским истокам древнерусского княжеского культа. // Политропон. Сб. ст. к 70-летию В. Г. Топорова. — М., 1998. — С. 886.
Лурье Я. С. История России в летописании.
«Повесть временных лет». Год 907.
Походы 860 и 941 гг. отражены также и в западноевропейских источниках. Литературные параллели с походом Вещего Олега в 907 году можно найти только в датских легендах, записанных Саксоном Грамматиком в XII веке: легендарный викинг середины IX века Рагнар Лодброк в сражении против жителей Геллеспонта поставил бронзовых коней (поэтический образ корабля викингов) на колёса и направил их на врагов.
Повесть временных лет. В год 6420.
Аль-Масуди так указывает дату набега: «и год известен; это было после 300 (хиджры), только от меня ускользнуло определение года.» На основании рассказа историки определяют дату 913—914.
См. Каспийские походы русов. Поход 913/914.
Перевод Кембриджского документа
Новосельцев А. П. Образование Древнерусского государства и его первый правитель // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998. — М., 2000. — С. 472.
Шайкин А. А. «Сица знаменья не на добро» // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2002. № 3 (9). — С. 107.
Одд, сын Грима с острова Рамстад. Родители назвали его Хрольв; приёмный отец — Одд.
Коня, согласно саге, звали Факси («Грива»).
Вариант саги:
Бродя и вспоминая, оказался он на том месте, где был похоронен конь его. Протекавший ручей подмыл берег, и кости коня оказались видны. Увидав череп, Одд сказал: «Не моего ли коня Факси этот череп?» — и с силой ударил по черепу копьём. Череп отлетел прочь, а из-под него метнулась потревоженная змея и укусила Одда чуть выше щиколотки…
«Древняя Русь в свете зарубежных источников». — М., 1999.
Отрывок из саги про Орвара Одда
Patrick Ridgway KNIGHT. KNIGHTs from Continental Europe to England/Ireland, to Philadelphia (PA), to France. knight-france.com. Дата обращения 9 августа 2018.
Надгробие сэра Роберта де Шурланда (Sir Robert de Shurland). www.tgorod.ru. Дата обращения 9 августа 2018.
Эварт Окшотт. Рыцарь и его конь // Рыцарь и его замок. Средневековые крепости и осадные сооружения. — М: Центрполиграф, 2007. — С. 64—65.
Ловмяньский X. Русь и норманны. — М., 1985. — c. 135—140.
Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе. — Л., 1985. — С. 245.
«Ярославу сущу в нов;город; и оурокомъ дающю . ;в; . гривенъ . ; года до года . кыєву . а тыс;щю нов;город; гривенъ раздаваху . и тако даху вси посадниц; новьгородьстии»; «и оустави вар;гом; дань да;ти . ; новагорода . т; . гривенъ на л;т . мира д;л; єже до см;рти Ярославл; да;ше вар;гом». См. Полное собрание русских летописей. — Москва, 1962. — Т. 2: Ипатьевская летопись. — Стб. 17, 114—115.
О приёмах вычисления летописцами дат событий русской истории IX—X вв. см. статьи В. Г. Лушина «Некоторые особенности хронологической сегментации ранних известий Повести временных лет», «Симметричность летописных дат IX — начала XI вв.» и «882 — 862—852» в сборнике «Историко-археологические записки». [Кн.] I. 2009. — С. 22—44.
Акулович В. И., Брунцев В. А. Гусли в музыкальной культуре России конца XIX — начала XX века: Николай Иванович Привалов и Осип Устинович Смоленский // в сборнике Труды Санкт-Петербургского Государственного Института Культуры. Том 207. Русские народные музыкальные инструменты в современной культуре России.— С. 131, 143.
Рылеев Кондратий Федорович. Думы
Владимир Высоцкий. 1967 год
Литература
Мельникова Е. А. Олег // Древняя Русь в средневековом мире. Энциклопедия / Под ред. Е. А. Мельниковой, В. Я. Петрухина. — 2-е изд. — М.: Ладомир, 2017. — С. 571—573.
Пчелов Е. В. Рюриковичи. История династии. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 479 с. — ISBN 5-224-03160-5.
Татищев В. Н. Собрание сочинений: В 8-ми томах: Т. 1. История Российская. Часть 1: — Репринт с изд. 1963, 1964 гг.. — М.: Ладомир, 1994. — 500 с.
Спицын Е. Ю. История России: Полный курс истории России. — М.: Концептуал, 2019. — 438 с.
Ссылки
Медиафайлы на Викискладе
Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. — М.-Л.: «Издательство Академии Наук СССР», 1950. — 659 с. // «Ізборник». Історія України IX—XVIII.
Полное собраніе русскихъ л;тописей. Томъ 2. Ипатьевская л;топись. Изданіе второе. С.-Петербургъ. Типографія Александрова. 1908. // «Ізборник». Історія України IX—XVIII.
Рыдзевская Е. А. Об Олеге и Одде (статья).
Мельникова Е. А. Ольгъ/Олег Вещий. К истории имени и прозвища первого русского князя. // Ad fontem. У источника. Сб. ст. в честь С. М. Каштанова. — М., 2005.
Черникова Т. В. Олег Вещий. Проект РВИО и ВГТРК «100 великих полководцев». Дата обращения 15 июня 2013. Архивировано 16 июня 2013 года.
[показать];
Киевская Русь
;; Словари и энциклопедии
Большая российская · Брокгауза и Ефрона · Военная Сытина · Ларусса · Малый Брокгауза и Ефрона · Новый · Русский биографический · Britannica (онлайн) · Universalis
Нормативный контроль
GND: 140451978 · ISNI: 0000 0000 7889 990X · LCCN: no98108113 · NKC: jo2003168069 · VIAF: 29154690 · WorldCat VIAF: 29154690
Категории: Умершие в 912 годуУмершие в КиевеПерсоналии по алфавитуВеликие князья киевскиеКнязья новгородскиеВоеначальники Древней РусиРегентыВарягиПохороненные в КиевеУмершие от укуса змеи
Олег Вещий
Из Википедии — свободной энциклопедии
Олег Вещий
др.-рус. Ольгъ, ;льгъ
Олег Вещий
Киевский князь Олег Вещий в Радзивилловской;летописи
Князь;Новгородский
879 — 912
Предшественник Рюрик
Преемник Игорь;Рюрикович
Великий;князь;Киевский
882 — 912
Предшественник Аскольд и Дир
Преемник Игорь;Рюрикович
Смерть 912
Киев, Киевская;Русь
Место погребения Киев либо Ладога
Род Рюриковичи
Отношение к религии Язычество
Commons-logo.svg Медиафайлы;на;Викискладе
В Википедии есть статьи о других людях с именем Олег.
Оле;г (Ве;щий Оле;г, др.-рус. Ольгъ, ;льгъ, ум. 912) — князь;Новгородский с 879;года и великий;князь;Киевский с 882;года.
Получив власть над новгородскими;землями после смерти Рюрика, как регент его малолетнего сына Игоря, Олег захватил Киев и перенёс туда столицу, объединив тем самым два главных центра восточных;славян. Поэтому нередко именно он, а не Рюрик, объявляется основателем Древнерусского;государства.
В летописи «Повесть;временных;лет» приводится его прозвище Вещий (знающий будущее, предвидящий будущее, а также мудрый или красноречивый).
Содержание
1;Происхождение;Олега
2;Происхождение;имени
3;Вокняжение;в;Киеве
4;Поход;на;Византию
5;Новгородская;версия;биографии.;Восточные;походы;Олега
6;Смерть
7;Образ;Вещего;Олега;в;искусстве
7.1;В;драматургии
7.2;В;литературе
7.3;В;кино
7.4;Памятники
8;Примечания
9;Литература
10;Ссылки
Происхождение Олега
В летописях излагаются две версии биографии Олега: традиционная (в «Повести;временных;лет») и по Новгородской;Первой;летописи. Новгородская летопись сохранила фрагменты более раннего летописного свода (на котором основывается и «Повесть временных лет»), однако содержит неточности в хронологии по событиям X;века.
Согласно «Повести временных лет», Олег был родичем (соплеменником) Рюрика.
В. Н. Татищев со ссылкой на Иоакимовскую;летопись считает его шурином — братом жены Рюрика, которую называет Ефандой. Точное происхождение Олега в «Повести временных лет» не указывается. Предания, связанные с его личностью, сохранились также в полумифической скандинавской саге об Одде;Орваре;(Стреле), что свидетельствует о широкой известности князя в Скандинавии.
После смерти основателя княжеской династии Рюрика в 879 году Олег стал княжить в Новгороде как опекун малолетнего сына Рюрика Игоря.
Происхождение имени
Русское произношение имени Олег возникло, вероятно, от скандинавского имени Хельге[en], что означало изначально (на протошведском — Hailaga) «святой», «обладающий даром исцеления». Из саг известны несколько носителей имени Helgi, время жизни которых датируют VI—IX веками. Историк-скандинавист Е. А. Мельникова выводит его от сканд. прилаг. helgi, heilagr — «священный», «сакральный».
В сагах также встречаются близкие по звучанию имена Ole, Oleif, Ofeig. Саксон;Грамматик называет имена Ole, Oleif, Ofeig, но их этническая принадлежность остаётся неясной.
Среди историков, не поддерживающих норманскую;теорию, предпринимаются попытки оспорить скандинавскую этимологию имени Олега и связать его с исконно славянскими, тюркскими или иранскими формами. Некоторые исследователи также отмечают, что, учитывая факт написания «Повести временных лет» в XI веке христианскими монахами, прозвище «Вещий» не может считаться аутентичным. Современные историки видят в нём христианские мотивы или даже христианскую пропаганду. Так, в частности, российский историк и археолог В. Я. Петрухин считает, что прозвище «Вещий» и легенда о гибели князя Олега были внесены монахами в летопись с целью показать невозможность языческого предвидения;будущего.
В дореволюционной и отчасти советской исторической литературе было принято отождествлять Олега с былинным богатырём Вольгой;Святославичем.
Вокняжение в Киеве
Олег показывает маленького Игоря Аскольду и Диру. Миниатюра из Радзивилловской летописи (XV век).
Олег показывает маленького Игоря Аскольду;и;Диру. Миниатюра из Радзивилловской;летописи (XV век).
Согласно Повести;временных;лет, в 882;году Олег, взяв с собой много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей — взял города Смоленск и Любеч и посадил там мужей своих. Далее по Днепру спустился к Киеву, где княжили соплеменники Рюрика, варяги Аскольд и Дир. Олег отправил к ним посла со словами: «Купцы мы, едем в греки от Олега и от Игоря княжича, да приходите к роду своему и к нам». Когда Аскольд и Дир вышли из города, Олег объявил им: «Вы нєста кн;з; ни роду кн;ж; · но азъ єсмь роду кн;ж;» («Вы не князья и не княжего роду, а я княжего роду») и предъявил наследника Рюрика, малолетнего Игоря, после чего Аскольд и Дир были убиты.
Русь во время правления Олега І
Русь во время правления Олега І
Никоновская;летопись, компиляция различных источников XVI;века, приводит более подробный рассказ об этом захвате. Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, сказавшись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те взошли на ладью, Олег сказал им: «Азъ єсмь Ольгъ кн;зь · а сє єсть Рюриков Игорь кн;жичь» — и тут же убил Аскольда и Дира.
Расположение Киева показалось Олегу достаточно удобным, и он перебрался туда с дружиной, объявив: «Да будет это мать;городов;русских». Тем самым он объединил северный и южный центры восточных славян. По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают основателем Киевской;Руси. Вокняжившись в Киеве, Олег установил для Новгорода дань варягам в 300 гривен: «<span lang="и ;стави вар;гомъ дань да;ти · ; Но;ваго;рода т; гривенъ на л;то · мира д;л; єже до смерти ;рославл; да;шє вар;гомъ" xml:lang="и ;стави вар;гомъ дань да;ти · ; Но;ваго;рода т; гривенъ на л;то · мира д;л; єже до смерти ;рославл; да;шє вар;гомъ" class="script-slavonic" style="font-family: Monomakh, Ponomar, Fedorovsk, Menaion, Noto Sans Gothic, Segoe UI Historic, BukyVede, 'Kliment Std', 'RomanCyrillic Std', 'Hirmos Ponomar', Dilyana, Menaion, 'Menaion Medieval', Lazov, Code2000, 'DejaVu Sans', 'DejaVu Serif', Code2001, FreeSans, FreeSerif, 'TITUS Cyberbit Basic', 'Charis SIL', 'Doulos SIL', 'Chrysanthi Unicode', 'Bitstream Cyberbit', 'Bitstream CyberBase', Thryomanes, 'Lucida Grande', 'Arial Unicode MS', 'Microsoft Sans Serif', 'Lucida Sans Unicode', 'Noto Sans';">и ;стави вар;гомъ дань да;ти · ; Но;ваго;рода т; гривенъ на л;то · мира д;л; єже до смерти ;рославл; да;шє вар;гомъ». Под его властью оказался путь «из варяг в греки».
Следующие 25 лет Олег был занят расширением подвластной территории. Он подчинил Киеву древлян (883), северян (884), радимичей (885). Два последних племенных союза были данниками хазар. Повесть временных лет оставила текст обращения Олега к северянам: «Я враг хазарам, поэтому и вам незачем платить им дань». К радимичам: «Кому дань даёте?». Те ответили: «хазарам». И говорит Олег: «Не давайте хазарам, но мне давайте». «И владел Олег деревлянами, полянами, радимичами, а с — уличами и тиверцами имъяше рать».
898;годом Повесть;временных;лет датирует появление;под;Киевом угров;(венгров) в ходе их миграции на запад, фактически произошедшее несколькими годами ранее.
Поход на Византию
Поход Олега в Царьград. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.
Поход Олега в Царьград. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.
Олег прибивает щит свой к вратам Царьграда. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.
Олег;прибивает;щит;свой;к;вратам;Царьграда. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.
Основная статья: Русско-византийская;война;907;года
В 907;году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой (ПВЛ), Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев;VI;Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом воинам Олега возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл на необычный штурм:
И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу.
Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, он получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.
Многие историки считают этот поход легендой. О нём нет упоминаний у византийских авторов, достаточно подробно описавших подобные походы в 860 и 941. Есть сомнения и в отношении договора 907;года, текст которого представляет собой почти дословную компиляцию договоров 911 и 944 гг. Возможно, поход всё же был, но без осады Царьграда. Повесть;временных;лет в описании похода Игоря;Рюриковича в 944;году передаёт «слова византийского царя» к князю Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани».
В 911;году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с договором 907;года из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим;князем;русским». В подлинности соглашения 911;года сомнений не возникает: она подкрепляется как лингвистическим анализом, так и упоминанием в византийских источниках.
Осенью 912;года, как сообщает Повесть;временных;лет, князь Олег погиб от укуса змеи.
Новгородская версия биографии. Восточные походы Олега
Олег Правитель. «История Государства Российского в изображениях державных его правителей с кратким пояснительным текстом».
Олег Правитель. «История Государства Российского в изображениях державных его правителей с кратким пояснительным текстом».
В Новгородской;первой;летописи Олег представлен не князем, а воеводой при Игоре. Убивает Аскольда, захватывает Киев и идёт войной на Византию тоже Игорь, а Олег возвращается обратно на север, в Ладогу, где умирает не в 912, а в 922;году.
«Ид; Ольгъ къ Новугороду · и отътуда въ Ладогу ; Друзии жє сказаютъ · ;ко идущє єму за морє · и уклюн; зми; въ ногу · и съ того умрє · єсть могила єго въ Ладоз;»
Эти сведения противоречат русско-византийскому договору 911;года, где Олег именуется великим князем русским и заключает договор от своего имени, но в то же время они лучше согласуются с восточными известиями о Руси этого периода (см. ниже).
Приблизительно после 912;года, согласно сообщению арабского автора Аль-Масуди, флот русов из 500 кораблей вошёл в Керченский;пролив. Хазарский;царь разрешил русам пройти через Дон на Волгу, а оттуда спуститься в Каспийское;море. В результате русы разорили побережье Аррана. Половину добычи по условию договора они отдали хазарскому царю, однако царская;гвардия, состоящая из мусульман, потребовала мести за гибель единоверцев. Царь не смог или не захотел спасать русов, но послал им предупреждение об опасности. Битва была три дня и закончилась победой мусульман. 30 тысяч русов погибло. Уцелевшие 5 тысяч бежали вверх по Волге, где были истреблены буртасами и булгарами.
Имя русского предводителя в сообщении не названо и в русских летописях поход не упомянут. Возможно, смутным намёком на него является фраза Новгородской летописи об Олеге «другии сказывают, будто ушёл он за море…».
С личностью Олега иногда пытаются связать некого русского предводителя H-l-g-w, который, по данным хазарского источника (так называемого «Кембриджского;документа»), захватил по договорённости с Византией хазарский город Самкерц на Таманском;полуострове, но был разбит наместником Самкерца Песахом и отправлен оным на Константинополь. Византийцы сожгли греческим;огнём суда русов и тогда H-l-g-w отправился в Персию, где погиб сам со всем войском. Имя H-l-g-w восстанавливают как Хлгу, Хелгъ, Хелго. Он именуется в документе правителем Русии, что делает очень заманчивым его отождествление с Олегом. Однако описываемые события относятся к правлению Игоря — поход русов на Византию совпадает по описанию с походом;941;года, а поход на Персию — с набегом;русов;в;944;году на богатый закавказский город Бердаа близ реки Куры. В историографии были попытки трактовать это сообщение как свидетельство дуумвирата Игоря и Олега, в этом случае жизнь Олега продлевается до середины 40-х годов X;века, а начало его правления предполагается более поздним, чем указано в летописи.
Упоминание об Олеге иногда видят в сообщении арабского географа аль-Масуди о двух могущественных славянских правителях. Первый из них носит имя ал-Дир и отождествляется с летописным князем Диром, имя второго в некоторых рукописях читается как Олванг: «Вслед за ним (Диром), следует царь ал-Олванг, у которого много владений, обширные строения, большое войско и обильное военное снаряжение. Он воюет с Румом, франками, лангобардами и другими народами. Войны между ними ведутся с переменным успехом».
Смерть
Олег у костей коня. В. М. Васнецов, 1899
Олег у костей коня. В. М. Васнецов, 1899
Кончина Олега. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839
Кончина Олега. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839
Предполагаемый могильный холм Олега недалеко от Старой Ладоги.
Предполагаемый могильный холм Олега недалеко от Старой;Ладоги.
Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. «Повесть;временных;лет» сообщает, что смерти Олега предшествовало небесное знамение — появление «звезды великой на западе копейным образом». По киевской версии, отражённой в «Повести временных лет», его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская;первая;летопись помещает его могилу в Ладоге, но в то же время говорит, что он ушёл «за море».
В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая;змея, смертельно укусившая князя.
Эта легенда находит параллели в исландской саге о викинге Орваре;Одде, который также был смертельно ужален на могиле любимого коня. Неизвестно, стала ли сага поводом для создания древнерусской легенды об Олеге или, напротив, обстоятельства гибели Олега послужили материалом для саги. Однако если Олег является исторической личностью, то Орвар Одд — герой приключенческой саги, созданной на основе устных преданий не ранее XIII;века. Колдунья предсказала 12-летнему Одду смерть от его коня. Чтобы не дать свершиться предсказанию, Одд с другом убили коня, бросили в яму, а труп завалили камнями. Вот как погиб Орвар Одд спустя годы:
И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. «Что это было, обо что я ударился ногой?» Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро. От этого укуса так ослабел Одд, что им пришлось помогать ему идти к берегу, и когда он пришёл туда, сказал он: «Вам следует теперь поехать и вырубить мне каменный гроб, а кто-то пусть останется здесь сидеть подле меня и запишет тот рассказ, который я сложу о деяниях своих и жизни». После этого принялся он слагать рассказ, а они стали записывать на дощечке, и как шёл путь Одда, так шёл рассказ [следует виса]. И после этого умирает Одд.
Сходные обстоятельства смерти приводятся в средневековой легенде о сэре Роберте де Шурланде (англ. Sir Robert de Shurland, умер в 1310 году), который был лордом замка Шурланд на острове Шеппи (находившемся значительное время под влиянием викингов) и смотрителем пяти портов во времена Эдуарда;I;Английского. Колдунья напророчила сэру Роберту, что его любимый конь станет причиной его смерти, он выхватил меч и убил коня, чтобы пророчество не исполнилось. Труп лошади был оставлен на берегу. Спустя годы сэр Роберт прогуливаясь в тех местах вспомнил о старом пророчестве и пнул ногой череп коня, но осколок кости пробил сапог и вонзился в ногу. Рана загноилась, и старый рыцарь умер от заражения крови.
Польский исследователь Г.;Ловмянский доказывал, что утвердившееся в научной литературе мнение о первоначальном правлении Олега в Новгороде сомнительно. По версии Г. Ловмянского, Олег был смоленским князем, а его связь с Рюриком — поздняя летописная комбинация. А. Лебедев высказал догадку, что родственником Рюрика мог быть представитель местных нобилей. Факт возложения Олегом дани на Новгород Киеву и варягам может свидетельствовать против версии о новгородском княжении Олега.
В. М. Васнецов. Тризна на могиле Вещего Олега (1899). По мотивам произведения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
В. М. Васнецов. Тризна на могиле Вещего Олега (1899). По мотивам произведения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
Дата смерти Олега, как и все летописные даты русской истории до конца X;века, носит условный характер. Историк А. А. Шахматов отметил, что 912;год является также годом смерти византийского императора Льва;VI — антагониста Олега. Возможно летописец, знавший, что Олег и Лев были современниками, приурочил окончание их правлений к одной и той же дате. Аналогичное подозрительное совпадение — 945 — и между датами смерти Игоря и свержения с престола его современника, византийского императора Романа;I. Учитывая к тому же, что новгородская традиция относит смерть Олега к 922;году (см. выше), дата 912 становится ещё более сомнительной. Продолжительность княжения Олега и Игоря составляет по 33 года, что вызывает подозрение в былинном источнике этих сведений.
Польский историк XVIII века Х. Ф. Фризе выдвигал версию, что у Вещего Олега был сын, Олег;Моравский, который после смерти отца был вынужден покинуть Русь в результате борьбы с князем Игорем. Родственник Рюриковичей Олег Моравский стал последним князем Моравии в 940;году, согласно сочинениям польских и чешских писателей XVI—XVII веков, однако его родственная связь с Вещим Олегом является лишь предположением Фризе.
Образ Вещего Олега в искусстве
В драматургии
Львова А. Д. Драматическая панорама в 5 действиях и 14 картинах «Князь Олег Вещий» (премьера 16 сентября 1904 на сцене Народного Дома Николая II), музыка Н. И. Привалова с участием хора гусляров О. У. Смоленского.
В литературе
Летописный рассказ о смерти Олега положен в основу литературных произведений:
Пушкин;А.;С. «Песнь;о;вещем;Олеге» (1822)
Рылеев;К.;Ф. Думы. Глава I. Олег Вещий (1825)
Высоцкий;В.;С. «Песня о вещем Олеге» (1967)
Васильев;Б.;Л. «Вещий Олег» (1996)
Панус О. Ю. «Щиты на вратах», ISBN;978-5-9973-2744-6
;Никитин;Ю.;А. «Ингвар и Ольха» (1998)
В кино
Легенда;о;княгине;Ольге (1983; СССР) режиссёр Юрий;Ильенко, в роли Олега Николай;Олялин.
Покорение[hu] (1996; Венгрия), режиссёр Габор Кольтаи[hu], в роли Олега Ласло Хельей[hu].
Сага о викингах[da] (2008; Дания, США) режиссёр Микаэль Моуяль, в роли Олега Саймон Брээджер (в детстве), Кен Ведсегор[en] (в молодости).
Вещий Олег. Обретённая быль (2015; Россия) — документальный фильм Михаила;Задорнова о Вещем Олеге.
В сериале «Викинги» (2013—2020), в роли Олега — российский актёр Данила;Козловский. В сериале Олег христианин.
Памятники
В 2007 году был открыт памятник Олегу в Переяславе-Хмельницком, поскольку город впервые упомянут в 907 году в договоре Олега с Византией.
Памятник Вещему Олегу и молодому Игорю В Любече
В сентябре 2015 года был открыт памятник Рюрику и Олегу в Старой Ладоге (Россия).
Памятник варяжским князьям Рюрику, Олегу и Игорю в Норрчёпинге (Швеция)
Примечания
; «Повесть;временных;лет»;\\;«Древнерусская;литература» в переводе Д. С. Лихачёва
; Олег // Малый;энциклопедический;словарь;Брокгауза;и;Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
; Вещий — происходит от слова «ведающий», родственные слова «вещун», «ведьма». См., напр., Словарь М. Фасмера [1].
Словарь;Даля — Вещий, кому всё ведомо и кто вещает будущее; прорицатель, предсказатель; умный, мудрый, смотрок, предусмотрительный.
; Большой;толковый;словарь;русского;языка С.;А.;Кузнецова — ВЕЩИЙ -ая, -ее. Книжн.: Умудрённый опытом; знающий; мудрый (как постоянный эпитет некоторых исторических лиц, литературных персонажей: Вещий;Боян, Вещий Олег).
; Словарь;Ушакова — ВЕЩА;ТЬ: Говорить торжественно, непререкаемо, внушительно (книжн. устар.).
; Татищев В. Н. История Российская. — Т. 1. — С. 113.
; Пчёлов Е. В. Рюриковичи. История династии. — С. 48—50.
; Фурсенко В. Олег;Вещий // Русский;биографический;словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
; См. этимологический;словарь М.;Фасмера, со ссылкой на В.;Томсена
; Proceedings of the 23rd International Congress of Onomastic Sciences August 17—22, 2008, York University, Toronto, Canada
; См. список в статье Хельге[en]
; Мельникова;Е.;А. Олег // Древняя;Русь;в;средневековом;мире. Энциклопедия. — М., 2017. — С. 571.
; Кузьмин А. Г. Об;этнической;природе;варягов со ссылкой на древнеболгарскую надпись[bg] 904;года, в которой употребляется титул византийского императора «олгу таркан», где олгу означает великий.
; Галкина Е. С. Тайны;Русского;каганата. Архивная;копия от 10 марта 2013 на Wayback;Machine — М.: «Вече», 2002. — С. 365. Халегу — иран. «творец», «создатель».
; Мельникова Е. А. Ольгъ/Олег Вещий. К истории имени и прозвища первого русского князя. // Ad;fontem:;У;источника//;Сб.;ст.;в;честь;С.;М.;Каштанова. — Москва: Наука, 2005. — С. 138. — 494 с.
; Данилевский;И.;Н. — М., 2004.
; Рагнарёк Лекция В. Я. Петрухина на портале ПостНаука
; Петрухин В. Я. К дохристианским истокам древнерусского княжеского культа. // Политропон. Сб. ст. к 70-летию В. Г. Топорова. — М., 1998. — С. 886.
; Лурье Я. С. История;России;в;летописании.
; «Повесть;временных;лет».;Год;907.
; Походы 860 и 941 гг. отражены также и в западноевропейских источниках. Литературные параллели с походом Вещего Олега в 907;году можно найти только в датских легендах, записанных Саксоном;Грамматиком в XII;веке: легендарный викинг середины IX;века Рагнар;Лодброк в сражении против жителей Геллеспонта поставил бронзовых коней (поэтический образ корабля викингов) на колёса и направил их на врагов.
; Повесть;временных;лет. В год 6420.
; Аль-Масуди так указывает дату набега: «и год известен; это было после 300 (хиджры), только от меня ускользнуло определение года.» На основании рассказа историки определяют дату 913—914.
; См. Каспийские;походы;русов. Поход 913/914.
; Перевод;Кембриджского;документа
; Новосельцев А. П. Образование Древнерусского государства и его первый правитель // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998. — М., 2000. — С. 472.
; Шайкин А. А. «Сица знаменья не на добро» // Древняя;Русь.;Вопросы;медиевистики. — 2002. № 3 (9). — С. 107.
; Одд, сын Грима с острова Рамстад. Родители назвали его Хрольв; приёмный отец — Одд.
; Коня, согласно саге, звали Факси («Грива»).
; Вариант саги:
Бродя и вспоминая, оказался он на том месте, где был похоронен конь его. Протекавший ручей подмыл берег, и кости коня оказались видны. Увидав череп, Одд сказал: «Не моего ли коня Факси этот череп?» — и с силой ударил по черепу копьём. Череп отлетел прочь, а из-под него метнулась потревоженная змея и укусила Одда чуть выше щиколотки…
«Древняя Русь в свете зарубежных источников». — М., 1999.
; Отрывок;из;саги;про;Орвара;Одда
; Patrick Ridgway KNIGHT. knight-france.com. Дата обращения 9 августа 2018.
; Надгробие;сэра;Роберта;де;Шурланда;(Sir;Robert;de;Shurland). www.tgorod.ru. Дата обращения 9 августа 2018.
; Эварт Окшотт. Рыцарь и его конь // Рыцарь и его замок. Средневековые крепости и осадные сооружения. — М: Центрполиграф, 2007. — С. 64—65.
; Ловмяньский X. Русь и норманны. — М., 1985. — c. 135—140.
; Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе. — Л., 1985. — С. 245.
; «Ярославу сущу в нов;город; и оурокомъ дающю . ;в; . гривенъ . ; года до года . кыєву . а тыс;щю нов;город; гривенъ раздаваху . и тако даху вси посадниц; новьгородьстии»; «и оустави вар;гом; дань да;ти . ; новагорода . т; . гривенъ на л;т . мира д;л; єже до см;рти Ярославл; да;ше вар;гом». См. Полное собрание русских летописей. — Москва, 1962. — Т. 2: Ипатьевская летопись. — Стб. 17, 114—115.
; О приёмах вычисления летописцами дат событий русской истории IX—X вв. см. статьи В. Г. Лушина «Некоторые особенности хронологической сегментации ранних известий Повести временных лет», «Симметричность летописных дат IX — начала XI вв.» и «882 — 862—852» в сборнике «Историко-археологические записки». [Кн.] I. 2009. — С. 22—44.
; Акулович В. И., Брунцев В. А. Гусли;в;музыкальной;культуре;России;конца;XIX // в сборнике Труды Санкт-Петербургского Государственного Института Культуры. Том 207. Русские народные музыкальные инструменты в современной культуре России.— С. 131, 143.
; Рылеев;Кондратий;Федорович.;Думы
; Владимир;Высоцкий.;1967;год
Литература
Мельникова;Е.;А. Олег // Древняя;Русь;в;средневековом;мире. Энциклопедия / Под ред. Е. А. Мельниковой, В. Я. Петрухина. — 2-е изд. — М.: Ладомир, 2017. — С. 571—573.
Пчелов;Е.;В. Рюриковичи. История династии. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 479 с. — ISBN;5-224-03160-5.
Татищев;В.;Н. Собрание сочинений: В 8-ми томах: Т. 1. История;Российская. Часть 1: — Репринт с изд. 1963, 1964 гг.. — М.: Ладомир, 1994. — 500 с.
Спицын Е. Ю. История России: Полный курс истории России. — М.: Концептуал, 2019. — 438 с.
Ссылки
Новгородская;первая;летопись;старшего;и;младшего;изводов. — М.-Л.: «Издательство Академии Наук СССР», 1950. — 659 с. // «Ізборник». Історія України IX—XVIII.
Изданіе второе. С.-Петербургъ. Типографія Александрова. 1908. // «Ізборник». Історія України IX—XVIII.
Рыдзевская Е. А. Об;Олеге;и;Одде (статья).
Мельникова Е. А. // Ad fontem. У источника. Сб. ст. в честь С. М. Каштанова. — М., 2005.
Черникова Т. В. Олег;Вещий. Проект РВИО и ВГТРК «100;великих;полководцев». Дата обращения 15 июня 2013. Архивировано 16 июня 2013 года.
Киевская;Русь
Переломные события
истории
Призвание;варягов Крещение;Руси Съезд;князей;в;Любече Монголо-татарское;нашествие
Летописные племена
славянские: белые;хорваты болоховцы древляне дреговичи дулебы волыняне вятичи кривичи поляне радимичи северяне словене;ильменские тиверцы уличи
финно-угорские: весь емь ливы меря мордва мурома нарова пермь печора черемисы чудь;заволочская
балтские: голядь литва летьгола зимигола корсь ятвяги
Киевские;правители
до распада;Киевской;Руси (1132)
Аскольд и Дир Олег;Вещий Игорь;Рюрикович Ольга ; Святослав;Игоревич Ярополк;Святославич Владимир;Великий Святополк;Окаянный ; Ярослав;Мудрый Триумвират;Ярославичей (Изяслав;Ярославич, Святослав;Ярославич, Всеволод;Ярославич) Всеслав;Брячиславич Святополк;Изяславич Владимир;Мономах Мстислав;Великий
Значимые;войны
и;битвы
Походы;Руси;против;Византии Каспийские;походы;русов Восточный;поход;Святослава Русско-печенежские;войны Русско-половецкие;войны Междоусобные;войны;на;Руси
; Битва;на;Калке Битва;на;реке;Сити
Основные княжества
в XII—XIII веках
Владимиро-Суздальское ; Галицко-Волынское Киевское Муромское Новгородская;земля Новгород-Северское Переяславское Полоцкое Рязанское Смоленское Туровское Черниговское
Общество
Население Язычество;славян Двоеверие Христианство;на;Руси Вече Войско дружина Престолонаследие;на;Руси Право
Ремёсла и экономика
Деньги;в;Древней;Руси Сельское;хозяйство;в;Древней;Руси ; Ремёсла;в;Древней;Руси ; Торговля;в;Древней;Руси Древнерусское;лицевое;шитьё
Культура
Дохристианская;культура Древнерусское;искусство Русская;иконопись Древнерусский;фольклор
Литература
Русская;Правда Слово;о;законе;и;благодати Русские;летописи Повесть;временных;лет Поучение;Владимира;Мономаха Слово;о;полку;Игореве Моление;Даниила;Заточника Слово;о;погибели;Русской;земли
Зодчество
Крестово-купольные;храмы;Древней;Руси ; Крепостные;сооружения;Древней;Руси
География
Города список
;; Словари и энциклопедии
Большая;российская · Брокгауза;и;Ефрона · Военная;Сытина · Ларусса · Малый;Брокгауза;и;Ефрона · Новый · Русский;биографический · Britannica;(онлайн) · Universalis
Нормативный;контроль
GND: 140451978 · ISNI: 0000;0000;7889;990X · LCCN: no98108113 · NKC: jo2003168069 · VIAF: 29154690 · WorldCat;VIAF: 29154690
Эта страница в последний раз была отредактирована 13 октября 2020 в 18:01.
Свидетельство о публикации №220102301637