Олег Вещий

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
Олег Вещий
др.-рус. Ольгъ, ;льгъ
Киевский князь Олег Вещий в Радзивилловской летописи
Киевский князь Олег Вещий в Радзивилловской летописи
Князь Новгородский
879 — 912
Предшественник Рюрик
Преемник Игорь Рюрикович
Великий князь Киевский
882 — 912
Предшественник Аскольд и Дир
Преемник Игорь Рюрикович
Смерть 912
Киев, Киевская Русь
Место погребения Киев либо Ладога
Род Рюриковичи
Отношение к религии Язычество
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе
В Википедии есть статьи о других людях с именем Олег.
Оле;г (Ве;щий Оле;г, др.-рус. Ольгъ, ;льгъ, ум. 912) — князь Новгородский с 879 года и великий князь Киевский с 882 года.

Получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика, как регент его малолетнего сына Игоря, Олег захватил Киев и перенёс туда столицу, объединив тем самым два главных центра восточных славян. Поэтому нередко именно он, а не Рюрик, объявляется основателем Древнерусского государства.

В летописи «Повесть временных лет»[1] приводится его прозвище Вещий[2] (знающий будущее, предвидящий будущее[3], а также мудрый[4] или красноречивый[5]).


Содержание
1 Происхождение Олега
2 Происхождение имени
3 Вокняжение в Киеве
4 Поход на Византию
5 Новгородская версия биографии. Восточные походы Олега
6 Смерть
7 Образ Вещего Олега в искусстве
7.1 В драматургии
7.2 В литературе
7.3 В кино
7.4 Памятники
8 Примечания
9 Литература
10 Ссылки
Происхождение Олега
В летописях излагаются две версии биографии Олега: традиционная (в «Повести временных лет») и по Новгородской Первой летописи. Новгородская летопись сохранила фрагменты более раннего летописного свода (на котором основывается и «Повесть временных лет»), однако содержит неточности в хронологии по событиям X века.

Согласно «Повести временных лет», Олег был родичем (соплеменником) Рюрика.

В. Н. Татищев со ссылкой на Иоакимовскую летопись считает его шурином — братом жены Рюрика, которую называет Ефандой[6]. Точное происхождение Олега в «Повести временных лет» не указывается. Предания, связанные с его личностью, сохранились также в полумифической скандинавской саге об Одде Орваре (Стреле), что свидетельствует о широкой известности князя в Скандинавии[7].

После смерти основателя княжеской династии Рюрика в 879 году Олег стал княжить в Новгороде как опекун малолетнего сына Рюрика Игоря[8].

Происхождение имени
Русское произношение имени Олег возникло, вероятно, от скандинавского имени Хельге[en][9], что означало изначально (на протошведском — Hailaga) «святой», «обладающий даром исцеления»[10]. Из саг известны несколько носителей имени Helgi, время жизни которых датируют VI—IX веками[11]. Историк-скандинавист Е. А. Мельникова выводит его от сканд. прилаг. helgi, heilagr — «священный», «сакральный»[12].

В сагах также встречаются близкие по звучанию имена Ole, Oleif, Ofeig. Саксон Грамматик называет имена Ole, Oleif, Ofeig, но их этническая принадлежность остаётся неясной.

Среди историков, не поддерживающих норманскую теорию, предпринимаются попытки оспорить скандинавскую этимологию имени Олега и связать его с исконно славянскими, тюркскими[13] или иранскими[14] формами. Некоторые исследователи также отмечают, что, учитывая факт написания «Повести временных лет» в XI веке христианскими монахами, прозвище «Вещий» не может считаться аутентичным[15]. Современные историки видят в нём христианские мотивы или даже христианскую пропаганду[16]. Так, в частности, российский историк и археолог В. Я. Петрухин считает, что прозвище «Вещий» и легенда о гибели князя Олега были внесены монахами в летопись с целью показать невозможность языческого предвидения будущего[17][18].

В дореволюционной и отчасти советской исторической литературе было принято отождествлять Олега с былинным богатырём Вольгой Святославичем.

Вокняжение в Киеве

Олег показывает маленького Игоря Аскольду и Диру. Миниатюра из Радзивилловской летописи (XV век).
Согласно Повести временных лет, в 882 году Олег, взяв с собой много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей — взял города Смоленск и Любеч и посадил там мужей своих. Далее по Днепру спустился к Киеву, где княжили соплеменники Рюрика, варяги Аскольд и Дир. Олег отправил к ним посла со словами: «Купцы мы, едем в греки от Олега и от Игоря княжича, да приходите к роду своему и к нам». Когда Аскольд и Дир вышли из города, Олег объявил им: «Вы нєста кн;з; ни роду кн;ж; · но азъ єсмь роду кн;ж;» («Вы не князья и не княжего роду, а я княжего роду») и предъявил наследника Рюрика, малолетнего Игоря, после чего Аскольд и Дир были убиты.

Русь во время правления Олега І
Русь во время правления Олега І
Никоновская летопись, компиляция различных источников XVI века, приводит более подробный рассказ об этом захвате. Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, сказавшись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те взошли на ладью, Олег сказал им: «Азъ єсмь Ольгъ кн;зь · а сє єсть Рюриков Игорь кн;жичь»[19] — и тут же убил Аскольда и Дира.

Расположение Киева показалось Олегу достаточно удобным, и он перебрался туда с дружиной, объявив: «Да будет это мать городов русских». Тем самым он объединил северный и южный центры восточных славян. По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают основателем Киевской Руси. Вокняжившись в Киеве, Олег установил для Новгорода дань варягам в 300 гривен: «<span lang="и ;стави вар;гомъ дань да;ти · ; Но;ваго;рода т; гривенъ на л;то · мира д;л; єже до смерти ;рославл; да;шє вар;гомъ" xml:lang="и ;стави вар;гомъ дань да;ти · ; Но;ваго;рода т; гривенъ на л;то · мира д;л; єже до смерти ;рославл; да;шє вар;гомъ" class="script-slavonic" style="font-family: Monomakh, Ponomar, Fedorovsk, Menaion, Noto Sans Gothic, Segoe UI Historic, BukyVede, 'Kliment Std', 'RomanCyrillic Std', 'Hirmos Ponomar', Dilyana, Menaion, 'Menaion Medieval', Lazov, Code2000, 'DejaVu Sans', 'DejaVu Serif', Code2001, FreeSans, FreeSerif, 'TITUS Cyberbit Basic', 'Charis SIL', 'Doulos SIL', 'Chrysanthi Unicode', 'Bitstream Cyberbit', 'Bitstream CyberBase', Thryomanes, 'Lucida Grande', 'Arial Unicode MS', 'Microsoft Sans Serif', 'Lucida Sans Unicode', 'Noto Sans';">и ;стави вар;гомъ дань да;ти · ; Но;ваго;рода т; гривенъ на л;то · мира д;л; єже до смерти ;рославл; да;шє вар;гомъ». Под его властью оказался путь «из варяг в греки».

Следующие 25 лет Олег был занят расширением подвластной территории. Он подчинил Киеву древлян (883), северян (884), радимичей (885). Два последних племенных союза были данниками хазар. Повесть временных лет оставила текст обращения Олега к северянам: «Я враг хазарам, поэтому и вам незачем платить им дань». К радимичам: «Кому дань даёте?». Те ответили: «хазарам». И говорит Олег: «Не давайте хазарам, но мне давайте». «И владел Олег деревлянами, полянами, радимичами, а с — уличами и тиверцами имъяше рать».

898 годом Повесть временных лет датирует появление под Киевом угров (венгров) в ходе их миграции на запад, фактически произошедшее несколькими годами ранее.

Поход на Византию

Поход Олега в Царьград. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.

Олег прибивает щит свой к вратам Царьграда. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.
Основная статья: Русско-византийская война 907 года
В 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой (ПВЛ), Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом воинам Олега возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл на необычный штурм:

И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу.[20]
Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, он получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.

Многие историки считают этот поход легендой. О нём нет упоминаний у византийских авторов, достаточно подробно описавших подобные походы в 860 и 941[21]. Есть сомнения и в отношении договора 907 года, текст которого представляет собой почти дословную компиляцию договоров 911 и 944 гг. Возможно, поход всё же был, но без осады Царьграда. Повесть временных лет в описании похода Игоря Рюриковича в 944 году передаёт «слова византийского царя» к князю Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани».

В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с договором 907 года из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским». В подлинности соглашения 911 года сомнений не возникает: она подкрепляется как лингвистическим анализом, так и упоминанием в византийских источниках.

Осенью 912 года, как сообщает Повесть временных лет, князь Олег погиб от укуса змеи.

Новгородская версия биографии. Восточные походы Олега

Олег Правитель. «История Государства Российского в изображениях державных его правителей с кратким пояснительным текстом».
В Новгородской первой летописи Олег представлен не князем, а воеводой при Игоре. Убивает Аскольда, захватывает Киев и идёт войной на Византию тоже Игорь, а Олег возвращается обратно на север, в Ладогу, где умирает не в 912, а в 922 году.
«Ид; Ольгъ къ Новугороду · и отътуда въ Ладогу ; Друзии жє сказаютъ · ;ко идущє єму за морє · и уклюн; зми; въ ногу · и съ того умрє · єсть могила єго въ Ладоз;»

Эти сведения противоречат русско-византийскому договору 911 года[22], где Олег именуется великим князем русским и заключает договор от своего имени, но в то же время они лучше согласуются с восточными известиями о Руси этого периода (см. ниже).

Приблизительно после 912 года, согласно сообщению арабского автора Аль-Масуди[23], флот русов из 500 кораблей вошёл в Керченский пролив. Хазарский царь разрешил русам пройти через Дон на Волгу, а оттуда спуститься в Каспийское море. В результате русы разорили побережье Аррана. Половину добычи по условию договора они отдали хазарскому царю, однако царская гвардия, состоящая из мусульман, потребовала мести за гибель единоверцев. Царь не смог или не захотел спасать русов, но послал им предупреждение об опасности. Битва была три дня и закончилась победой мусульман. 30 тысяч русов погибло. Уцелевшие 5 тысяч бежали вверх по Волге, где были истреблены буртасами и булгарами[24].

Имя русского предводителя в сообщении не названо и в русских летописях поход не упомянут. Возможно, смутным намёком на него является фраза Новгородской летописи об Олеге «другии сказывают, будто ушёл он за море…».

С личностью Олега иногда пытаются связать некого русского предводителя H-l-g-w, который, по данным хазарского источника (так называемого «Кембриджского документа»), захватил по договорённости с Византией хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но был разбит наместником Самкерца Песахом и отправлен оным на Константинополь. Византийцы сожгли греческим огнём суда русов и тогда H-l-g-w отправился в Персию, где погиб сам со всем войском. Имя H-l-g-w восстанавливают как Хлгу, Хелгъ, Хелго[25]. Он именуется в документе правителем Русии, что делает очень заманчивым его отождествление с Олегом. Однако описываемые события относятся к правлению Игоря — поход русов на Византию совпадает по описанию с походом 941 года, а поход на Персию — с набегом русов в 944 году на богатый закавказский город Бердаа близ реки Куры. В историографии были попытки трактовать это сообщение как свидетельство дуумвирата Игоря и Олега, в этом случае жизнь Олега продлевается до середины 40-х годов X века, а начало его правления предполагается более поздним, чем указано в летописи.

Упоминание об Олеге иногда видят в сообщении арабского географа аль-Масуди о двух могущественных славянских правителях. Первый из них носит имя ал-Дир и отождествляется с летописным князем Диром, имя второго в некоторых рукописях читается как Олванг: «Вслед за ним (Диром), следует царь ал-Олванг, у которого много владений, обширные строения, большое войско и обильное военное снаряжение. Он воюет с Румом, франками, лангобардами и другими народами. Войны между ними ведутся с переменным успехом»[26].

Смерть

Олег у костей коня. В. М. Васнецов, 1899

Кончина Олега. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839

Предполагаемый могильный холм Олега недалеко от Старой Ладоги.
Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. «Повесть временных лет» сообщает, что смерти Олега предшествовало небесное знамение — появление «звезды великой на западе копейным образом»[27]. По киевской версии, отражённой в «Повести временных лет», его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская первая летопись помещает его могилу в Ладоге, но в то же время говорит, что он ушёл «за море».

В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, смертельно укусившая князя.

Эта легенда находит параллели в исландской саге о викинге Орваре Одде[28], который также был смертельно ужален на могиле любимого коня[29]. Неизвестно, стала ли сага поводом для создания древнерусской легенды об Олеге или, напротив, обстоятельства гибели Олега послужили материалом для саги. Однако если Олег является исторической личностью, то Орвар Одд — герой приключенческой саги, созданной на основе устных преданий не ранее XIII века. Колдунья предсказала 12-летнему Одду смерть от его коня. Чтобы не дать свершиться предсказанию, Одд с другом убили коня, бросили в яму, а труп завалили камнями. Вот как погиб Орвар Одд спустя годы[30]:
И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. «Что это было, обо что я ударился ногой?» Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро. От этого укуса так ослабел Одд, что им пришлось помогать ему идти к берегу, и когда он пришёл туда, сказал он: «Вам следует теперь поехать и вырубить мне каменный гроб, а кто-то пусть останется здесь сидеть подле меня и запишет тот рассказ, который я сложу о деяниях своих и жизни». После этого принялся он слагать рассказ, а они стали записывать на дощечке, и как шёл путь Одда, так шёл рассказ [следует виса]. И после этого умирает Одд[31].

Сходные обстоятельства смерти приводятся в средневековой легенде о сэре Роберте де Шурланде (англ. Sir Robert de Shurland, умер в 1310 году)[32], который был лордом замка Шурланд на острове Шеппи (находившемся значительное время под влиянием викингов) и смотрителем пяти портов во времена Эдуарда I Английского. Колдунья напророчила сэру Роберту, что его любимый конь станет причиной его смерти, он выхватил меч и убил коня, чтобы пророчество не исполнилось. Труп лошади был оставлен на берегу. Спустя годы сэр Роберт прогуливаясь в тех местах вспомнил о старом пророчестве и пнул ногой череп коня, но осколок кости пробил сапог и вонзился в ногу. Рана загноилась, и старый рыцарь умер от заражения крови[33][34].

Польский исследователь Г. Ловмянский доказывал, что утвердившееся в научной литературе мнение о первоначальном правлении Олега в Новгороде сомнительно. По версии Г. Ловмянского, Олег был смоленским князем, а его связь с Рюриком — поздняя летописная комбинация[35]. А. Лебедев высказал догадку, что родственником Рюрика мог быть представитель местных нобилей[36]. Факт возложения Олегом дани на Новгород Киеву и варягам может свидетельствовать против версии о новгородском княжении Олега[37].


В. М. Васнецов. Тризна на могиле Вещего Олега (1899). По мотивам произведения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
Дата смерти Олега, как и все летописные даты русской истории до конца X века, носит условный характер. Историк А. А. Шахматов отметил, что 912 год является также годом смерти византийского императора Льва VI — антагониста Олега. Возможно летописец, знавший, что Олег и Лев были современниками, приурочил окончание их правлений к одной и той же дате. Аналогичное подозрительное совпадение — 945 — и между датами смерти Игоря и свержения с престола его современника, византийского императора Романа I. Учитывая к тому же, что новгородская традиция относит смерть Олега к 922 году (см. выше), дата 912 становится ещё более сомнительной[38]. Продолжительность княжения Олега и Игоря составляет по 33 года, что вызывает подозрение в былинном источнике этих сведений.

Польский историк XVIII века Х. Ф. Фризе выдвигал версию, что у Вещего Олега был сын, Олег Моравский, который после смерти отца был вынужден покинуть Русь в результате борьбы с князем Игорем. Родственник Рюриковичей Олег Моравский стал последним князем Моравии в 940 году, согласно сочинениям польских и чешских писателей XVI—XVII веков, однако его родственная связь с Вещим Олегом является лишь предположением Фризе.

Образ Вещего Олега в искусстве
В драматургии
Львова А. Д. Драматическая панорама в 5 действиях и 14 картинах «Князь Олег Вещий» (премьера 16 сентября 1904 на сцене Народного Дома Николая II), музыка Н. И. Привалова с участием хора гусляров О. У. Смоленского[39].
В литературе
Летописный рассказ о смерти Олега положен в основу литературных произведений:

Пушкин А. С. «Песнь о вещем Олеге» (1822)
Рылеев К. Ф. Думы. Глава I. Олег Вещий (1825)[40]
Высоцкий В. С. «Песня о вещем Олеге» (1967)[41]
Васильев Б. Л. «Вещий Олег» (1996)
Панус О. Ю. «Щиты на вратах», ISBN 978-5-9973-2744-6
Никитин Ю. А. «Ингвар и Ольха» (1998)
В кино
Легенда о княгине Ольге (1983; СССР) режиссёр Юрий Ильенко, в роли Олега Николай Олялин.
Покорение[hu] (1996; Венгрия), режиссёр Габор Кольтаи[hu], в роли Олега Ласло Хельей[hu].
Сага о викингах[da] (2008; Дания, США) режиссёр Микаэль Моуяль, в роли Олега Саймон Брээджер (в детстве), Кен Ведсегор[en] (в молодости).
Вещий Олег. Обретённая быль (2015; Россия) — документальный фильм Михаила Задорнова о Вещем Олеге.
В сериале «Викинги» (2013—2020), в роли Олега — российский актёр Данила Козловский. В сериале Олег христианин.
Памятники
В 2007 году был открыт памятник Олегу в Переяславе-Хмельницком, поскольку город впервые упомянут в 907 году в договоре Олега с Византией.
Памятник Вещему Олегу и молодому Игорю В Любече
В сентябре 2015 года был открыт памятник Рюрику и Олегу в Старой Ладоге (Россия).
Памятник варяжским князьям Рюрику, Олегу и Игорю в Норрчёпинге (Швеция)
Примечания
; Показывать компактно
 «Повесть временных лет» \\ «Древнерусская литература» в переводе Д. С. Лихачёва
 Олег // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
 Вещий — происходит от слова «ведающий», родственные слова «вещун», «ведьма». См., напр., Словарь М. Фасмера [1].
Словарь Даля — Вещий, кому всё ведомо и кто вещает будущее; прорицатель, предсказатель; умный, мудрый, смотрок, предусмотрительный.
 Большой толковый словарь русского языка С. А. Кузнецова — ВЕЩИЙ -ая, -ее. Книжн.: Умудрённый опытом; знающий; мудрый (как постоянный эпитет некоторых исторических лиц, литературных персонажей: Вещий Боян, Вещий Олег).
 Словарь Ушакова — ВЕЩА;ТЬ: Говорить торжественно, непререкаемо, внушительно (книжн. устар.).
 Татищев В. Н. История Российская. — Т. 1. — С. 113.
 Пчёлов Е. В. Рюриковичи. История династии. — С. 48—50.
 Фурсенко В. Олег Вещий // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
 См. этимологический словарь М. Фасмера, со ссылкой на В. Томсена
 Per Vikstrand,Pre-Christian Sacral Personal Names in Scandinavia during the Proto-Scandinavian Period. Proceedings of the 23rd International Congress of Onomastic Sciences August 17—22, 2008, York University, Toronto, Canada
 См. список в статье Хельге[en]
 Мельникова Е. А. Олег // Древняя Русь в средневековом мире. Энциклопедия. — М., 2017. — С. 571.
 Кузьмин А. Г. Об этнической природе варягов со ссылкой на древнеболгарскую надпись[bg] 904 года, в которой употребляется титул византийского императора «олгу таркан», где олгу означает великий.
 Галкина Е. С. Тайны Русского каганата. Архивная копия от 10 марта 2013 на Wayback Machine — М.: «Вече», 2002. — С. 365. Халегу — иран. «творец», «создатель».
 Мельникова Е. А. Ольгъ/Олег Вещий. К истории имени и прозвища первого русского князя. // Ad fontem: У источника// Сб. ст. в честь С. М. Каштанова. — Москва: Наука, 2005. — С. 138. — 494 с.
 Данилевский И. Н. Повесть временных лет: герменевтические основы изучения летописных текстов (с. 151) — М., 2004.
 Рагнарёк Лекция В. Я. Петрухина на портале ПостНаука
 Петрухин В. Я. К дохристианским истокам древнерусского княжеского культа. // Политропон. Сб. ст. к 70-летию В. Г. Топорова. — М., 1998. — С. 886.
 Лурье Я. С. История России в летописании.
 «Повесть временных лет». Год 907.
 Походы 860 и 941 гг. отражены также и в западноевропейских источниках. Литературные параллели с походом Вещего Олега в 907 году можно найти только в датских легендах, записанных Саксоном Грамматиком в XII веке: легендарный викинг середины IX века Рагнар Лодброк в сражении против жителей Геллеспонта поставил бронзовых коней (поэтический образ корабля викингов) на колёса и направил их на врагов.
 Повесть временных лет. В год 6420.
 Аль-Масуди так указывает дату набега: «и год известен; это было после 300 (хиджры), только от меня ускользнуло определение года.» На основании рассказа историки определяют дату 913—914.
 См. Каспийские походы русов. Поход 913/914.
 Перевод Кембриджского документа
 Новосельцев А. П. Образование Древнерусского государства и его первый правитель // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998. — М., 2000. — С. 472.
 Шайкин А. А. «Сица знаменья не на добро» // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2002. № 3 (9). — С. 107.
 Одд, сын Грима с острова Рамстад. Родители назвали его Хрольв; приёмный отец — Одд.
 Коня, согласно саге, звали Факси («Грива»).
 Вариант саги:
Бродя и вспоминая, оказался он на том месте, где был похоронен конь его. Протекавший ручей подмыл берег, и кости коня оказались видны. Увидав череп, Одд сказал: «Не моего ли коня Факси этот череп?» — и с силой ударил по черепу копьём. Череп отлетел прочь, а из-под него метнулась потревоженная змея и укусила Одда чуть выше щиколотки…

«Древняя Русь в свете зарубежных источников». — М., 1999.
 Отрывок из саги про Орвара Одда
 Patrick Ridgway KNIGHT. KNIGHTs from Continental Europe to England/Ireland, to Philadelphia (PA), to France. knight-france.com. Дата обращения 9 августа 2018.
 Надгробие сэра Роберта де Шурланда (Sir Robert de Shurland). www.tgorod.ru. Дата обращения 9 августа 2018.
 Эварт Окшотт. Рыцарь и его конь // Рыцарь и его замок. Средневековые крепости и осадные сооружения. — М: Центрполиграф, 2007. — С. 64—65.
 Ловмяньский X. Русь и норманны. — М., 1985. — c. 135—140.
 Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе. — Л., 1985. — С. 245.
 «Ярославу сущу в нов;город; и оурокомъ дающю . ;в; . гривенъ . ; года до года . кыєву . а тыс;щю нов;город; гривенъ раздаваху . и тако даху вси посадниц; новьгородьстии»; «и оустави вар;гом; дань да;ти . ; новагорода . т; . гривенъ на л;т . мира д;л; єже до см;рти Ярославл; да;ше вар;гом». См. Полное собрание русских летописей. — Москва, 1962. — Т. 2: Ипатьевская летопись. — Стб. 17, 114—115.
 О приёмах вычисления летописцами дат событий русской истории IX—X вв. см. статьи В. Г. Лушина «Некоторые особенности хронологической сегментации ранних известий Повести временных лет», «Симметричность летописных дат IX — начала XI вв.» и «882 — 862—852» в сборнике «Историко-археологические записки». [Кн.] I. 2009. — С. 22—44.
 Акулович В. И., Брунцев В. А. Гусли в музыкальной культуре России конца XIX — начала XX века: Николай Иванович Привалов и Осип Устинович Смоленский // в сборнике Труды Санкт-Петербургского Государственного Института Культуры. Том 207. Русские народные музыкальные инструменты в современной культуре России.— С. 131, 143.
 Рылеев Кондратий Федорович. Думы
 Владимир Высоцкий. 1967 год
Литература
Мельникова Е. А. Олег // Древняя Русь в средневековом мире. Энциклопедия / Под ред. Е. А. Мельниковой, В. Я. Петрухина. — 2-е изд. — М.: Ладомир, 2017. — С. 571—573.
Пчелов Е. В. Рюриковичи. История династии. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 479 с. — ISBN 5-224-03160-5.
Татищев В. Н. Собрание сочинений: В 8-ми томах: Т. 1. История Российская. Часть 1: — Репринт с изд. 1963, 1964 гг.. — М.: Ладомир, 1994. — 500 с.
Спицын Е. Ю. История России: Полный курс истории России. — М.: Концептуал, 2019. — 438 с.
Ссылки

Медиафайлы на Викискладе
Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. — М.-Л.: «Издательство Академии Наук СССР», 1950. — 659 с. // «Ізборник». Історія України IX—XVIII.
Полное собраніе русскихъ л;тописей. Томъ 2. Ипатьевская л;топись. Изданіе второе. С.-Петербургъ. Типографія Александрова. 1908. // «Ізборник». Історія України IX—XVIII.
Рыдзевская Е. А. Об Олеге и Одде (статья).
Мельникова Е. А. Ольгъ/Олег Вещий. К истории имени и прозвища первого русского князя. // Ad fontem. У источника. Сб. ст. в честь С. М. Каштанова. — М., 2005.
Черникова Т. В. Олег Вещий. Проект РВИО и ВГТРК «100 великих полководцев». Дата обращения 15 июня 2013. Архивировано 16 июня 2013 года.
[показать];
Киевская Русь
;;   Словари и энциклопедии
Большая российская · Брокгауза и Ефрона · Военная Сытина · Ларусса · Малый Брокгауза и Ефрона · Новый · Русский биографический · Britannica (онлайн) · Universalis
Нормативный контроль
GND: 140451978 · ISNI: 0000 0000 7889 990X · LCCN: no98108113 · NKC: jo2003168069 · VIAF: 29154690 · WorldCat VIAF: 29154690
Категории: Умершие в 912 годуУмершие в КиевеПерсоналии по алфавитуВеликие князья киевскиеКнязья новгородскиеВоеначальники Древней РусиРегентыВарягиПохороненные в КиевеУмершие от укуса змеи
Олег Вещий
 
Из Википедии — свободной энциклопедии
Олег Вещий
др.-рус. Ольгъ, ;льгъ
Олег Вещий
Киевский князь Олег Вещий в Радзивилловской;летописи
Князь;Новгородский
879 — 912
Предшественник Рюрик
Преемник Игорь;Рюрикович
Великий;князь;Киевский
882 — 912
Предшественник Аскольд и Дир
Преемник Игорь;Рюрикович
Смерть 912
Киев, Киевская;Русь
Место погребения Киев либо Ладога
Род Рюриковичи
Отношение к религии Язычество
Commons-logo.svg Медиафайлы;на;Викискладе
В Википедии есть статьи о других людях с именем Олег.
Оле;г (Ве;щий Оле;г, др.-рус. Ольгъ, ;льгъ, ум. 912) — князь;Нов­го­род­ский с 879;года и ве­ли­кий;князь;Ки­ев­ский с 882;года.

По­лу­чив власть над нов­го­род­ски­ми;зем­ля­ми после смер­ти Рю­ри­ка, как ре­гент его ма­ло­лет­не­го сына Игоря, Олег за­хва­тил Киев и пе­ре­нёс туда сто­ли­цу, объ­еди­нив тем самым два глав­ных цен­тра во­сточ­ных;сла­вян. По­это­му неред­ко имен­но он, а не Рюрик, объ­яв­ля­ет­ся ос­но­ва­те­лем Древ­не­рус­ско­го;го­су­дар­ства.

В ле­то­пи­си «По­весть;вре­мен­ных;лет» при­во­дит­ся его про­зви­ще Вещий (зна­ю­щий бу­ду­щее, пред­ви­дя­щий будущее, а также мудрый или красноречивый).

Содержание
1;Происхождение;Олега
2;Происхождение;имени
3;Вокняжение;в;Киеве
4;Поход;на;Византию
5;Новгородская;версия;биографии.;Восточные;походы;Олега
6;Смерть
7;Образ;Вещего;Олега;в;искусстве
7.1;В;драматургии
7.2;В;литературе
7.3;В;кино
7.4;Памятники
8;Примечания
9;Литература
10;Ссылки
Происхождение Олега
В ле­то­пи­сях из­ла­га­ют­ся две вер­сии био­гра­фии Олега: тра­ди­ци­он­ная (в «По­ве­сти;вре­мен­ных;лет») и по Нов­го­род­ской;Пер­вой;ле­то­пи­си. Нов­го­род­ская ле­то­пись со­хра­ни­ла фраг­мен­ты более ран­не­го ле­то­пис­но­го свода (на ко­то­ром ос­но­вы­ва­ет­ся и «По­весть вре­мен­ных лет»), од­на­ко со­дер­жит неточ­но­сти в хро­но­ло­гии по со­бы­ти­ям X;века.

Со­глас­но «По­ве­сти вре­мен­ных лет», Олег был ро­ди­чем (со­пле­мен­ни­ком) Рю­ри­ка.

В. Н. Та­ти­щев со ссыл­кой на Иоаки­мов­скую;ле­то­пись счи­та­ет его шу­ри­ном — бра­том жены Рю­ри­ка, ко­то­рую на­зы­ва­ет Ефандой. Точ­ное про­ис­хож­де­ние Олега в «По­ве­сти вре­мен­ных лет» не ука­зы­ва­ет­ся. Пре­да­ния, свя­зан­ные с его лич­но­стью, со­хра­ни­лись также в по­лу­ми­фи­че­ской скан­ди­нав­ской саге об Одде;Ор­ва­ре;(Стре­ле), что сви­де­тель­ству­ет о ши­ро­кой из­вест­но­сти князя в Скандинавии.

После смер­ти ос­но­ва­те­ля кня­же­ской ди­на­стии Рю­ри­ка в 879 году Олег стал кня­жить в Нов­го­ро­де как опе­кун ма­ло­лет­не­го сына Рю­ри­ка Игоря.

Происхождение имени
Рус­ское про­из­но­ше­ние имени Олег воз­ник­ло, ве­ро­ят­но, от скан­ди­нав­ско­го имени Хель­ге[en], что озна­ча­ло из­на­чаль­но (на про­то­швед­ском — Hailaga) «свя­той», «об­ла­да­ю­щий даром исцеления». Из саг из­вест­ны несколь­ко но­си­те­лей имени Helgi, время жизни ко­то­рых да­ти­ру­ют VI—IX веками. Ис­то­рик-скан­ди­на­вист Е. А. Мель­ни­ко­ва вы­во­дит его от сканд. при­лаг. helgi, heilagr — «свя­щен­ный», «сакральный».

В сагах также встре­ча­ют­ся близ­кие по зву­ча­нию имена Ole, Oleif, Ofeig. Сак­сон;Грам­ма­тик на­зы­ва­ет имена Ole, Oleif, Ofeig, но их эт­ни­че­ская при­над­леж­ность оста­ёт­ся неяс­ной.

Среди ис­то­ри­ков, не под­дер­жи­ва­ю­щих нор­ман­скую;тео­рию, пред­при­ни­ма­ют­ся по­пыт­ки оспо­рить скан­ди­нав­скую эти­мо­ло­гию имени Олега и свя­зать его с ис­кон­но сла­вян­ски­ми, тюркскими или иранскими фор­ма­ми. Неко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли также от­ме­ча­ют, что, учи­ты­вая факт на­пи­са­ния «По­ве­сти вре­мен­ных лет» в XI веке хри­сти­ан­ски­ми мо­на­ха­ми, про­зви­ще «Вещий» не может счи­тать­ся аутентичным. Со­вре­мен­ные ис­то­ри­ки видят в нём хри­сти­ан­ские мо­ти­вы или даже хри­сти­ан­скую про­па­ган­ду. Так, в част­но­сти, рос­сий­ский ис­то­рик и ар­хео­лог В. Я. Пет­ру­хин счи­та­ет, что про­зви­ще «Вещий» и ле­ген­да о ги­бе­ли князя Олега были вне­се­ны мо­на­ха­ми в ле­то­пись с целью по­ка­зать невоз­мож­ность язы­че­ско­го пред­ви­де­ния;бу­ду­ще­го.

В до­ре­во­лю­ци­он­ной и от­ча­сти со­вет­ской ис­то­ри­че­ской ли­те­ра­ту­ре было при­ня­то отож­деств­лять Олега с бы­лин­ным бо­га­ты­рём Воль­гой;Свя­то­сла­ви­чем.

Вокняжение в Киеве
Олег показывает маленького Игоря Аскольду и Диру. Миниатюра из Радзивилловской летописи (XV век).
Олег показывает маленького Игоря Аскольду;и;Диру. Миниатюра из Радзивилловской;летописи (XV век).
Со­глас­но По­ве­сти;вре­мен­ных;лет, в 882;году Олег, взяв с собой много во­и­нов: ва­ря­гов, чудь, сло­вен, мерю, весь, кри­ви­чей — взял го­ро­да Смо­ленск и Любеч и по­са­дил там мужей своих. Далее по Дне­пру спу­стил­ся к Киеву, где кня­жи­ли со­пле­мен­ни­ки Рю­ри­ка, ва­ря­ги Ас­кольд и Дир. Олег от­пра­вил к ним посла со сло­ва­ми: «Купцы мы, едем в греки от Олега и от Игоря кня­жи­ча, да при­хо­ди­те к роду сво­е­му и к нам». Когда Ас­кольд и Дир вышли из го­ро­да, Олег объ­явил им: «Вы нєста кн;з; ни роду кн;ж; · но азъ єсмь роду кн;ж;» («Вы не кня­зья и не кня­же­го роду, а я кня­же­го роду») и предъ­явил на­след­ни­ка Рю­ри­ка, ма­ло­лет­не­го Игоря, после чего Ас­кольд и Дир были убиты.

Русь во время правления Олега І
Русь во время правления Олега І
Ни­ко­нов­ская;ле­то­пись, ком­пи­ля­ция раз­лич­ных ис­точ­ни­ков XVI;века, при­во­дит более по­дроб­ный рас­сказ об этом за­хва­те. Олег вы­са­дил часть своей дру­жи­ны на берег, об­го­во­рив тай­ный план дей­ствий. Сам, ска­зав­шись боль­ным, остал­ся в ладье и по­слал к Ас­коль­ду и Диру из­ве­ще­ние, что везёт много би­се­ра и укра­ше­ний, а также имеет важ­ный раз­го­вор к кня­зьям. Когда те взо­шли на ладью, Олег ска­зал им: «Азъ єсмь Ольгъ кн;зь · а сє єсть Рюриков Игорь кн;жичь» — и тут же убил Ас­коль­да и Дира.

Рас­по­ло­же­ние Киева по­ка­за­лось Олегу до­ста­точ­но удоб­ным, и он пе­ре­брал­ся туда с дру­жи­ной, объ­явив: «Да будет это мать;го­ро­дов;рус­ских». Тем самым он объ­еди­нил се­вер­ный и южный цен­тры во­сточ­ных сла­вян. По этой при­чине имен­но Олега, а не Рю­ри­ка ино­гда счи­та­ют ос­но­ва­те­лем Ки­ев­ской;Руси. Во­кня­жив­шись в Киеве, Олег уста­но­вил для Нов­го­ро­да дань ва­ря­гам в 300 гри­вен: «<span lang="и ;стави вар;гомъ дань да;ти · ; Но;ваго;рода т; гри­венъ на л;то · мира д;л; єже до смер­ти ;рос­лавл; да;шє вар;гомъ" xml:lang="и ;стави вар;гомъ дань да;ти · ; Но;ваго;рода т; гри­венъ на л;то · мира д;л; єже до смер­ти ;рос­лавл; да;шє вар;гомъ" class="script-slavonic" style="font-family: Monomakh, Ponomar, Fedorovsk, Menaion, Noto Sans Gothic, Segoe UI Historic, BukyVede, 'Kliment Std', 'RomanCyrillic Std', 'Hirmos Ponomar', Dilyana, Menaion, 'Menaion Medieval', Lazov, Code2000, 'DejaVu Sans', 'DejaVu Serif', Code2001, FreeSans, FreeSerif, 'TITUS Cyberbit Basic', 'Charis SIL', 'Doulos SIL', 'Chrysanthi Unicode', 'Bitstream Cyberbit', 'Bitstream CyberBase', Thryomanes, 'Lucida Grande', 'Arial Unicode MS', 'Microsoft Sans Serif', 'Lucida Sans Unicode', 'Noto Sans';">и ;стави вар;гомъ дань да;ти · ; Но;ваго;рода т; гри­венъ на л;то · мира д;л; єже до смер­ти ;рос­лавл; да;шє вар;гомъ». Под его вла­стью ока­зал­ся путь «из варяг в греки».

Сле­ду­ю­щие 25 лет Олег был занят рас­ши­ре­ни­ем под­власт­ной тер­ри­то­рии. Он под­чи­нил Киеву древ­лян (883), се­ве­рян (884), ра­ди­ми­чей (885). Два по­след­них пле­мен­ных союза были дан­ни­ка­ми хазар. По­весть вре­мен­ных лет оста­ви­ла текст об­ра­ще­ния Олега к се­ве­ря­нам: «Я враг ха­за­рам, по­это­му и вам неза­чем пла­тить им дань». К ра­ди­ми­чам: «Кому дань даёте?». Те от­ве­ти­ли: «ха­за­рам». И го­во­рит Олег: «Не да­вай­те ха­за­рам, но мне давайте». «И вла­дел Олег де­рев­ля­на­ми, по­ля­на­ми, ра­ди­ми­ча­ми, а с — ули­ча­ми и ти­вер­ца­ми имъ­яше рать».

898;годом По­весть;вре­мен­ных;лет да­ти­ру­ет по­яв­ле­ние;под;Ки­е­вом угров;(вен­гров) в ходе их ми­гра­ции на запад, фак­ти­че­ски про­изо­шед­шее несколь­ки­ми го­да­ми ранее.

Поход на Византию
Поход Олега в Царьград. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.
Поход Олега в Царьград. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.
Олег прибивает щит свой к вратам Царьграда. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.
Олег;прибивает;щит;свой;к;вратам;Царьграда. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.
Основная статья: Русско-византийская;война;907;года
В 907;году, сна­ря­див 2000 ладей по 40 во­и­нов в каж­дой (ПВЛ), Олег вы­сту­пил в поход на Ца­рь­град. Ви­зан­тий­ский им­пе­ра­тор Лев;VI;Фи­ло­соф при­ка­зал за­крыть во­ро­та го­ро­да и за­го­ро­дить це­пя­ми га­вань, предо­ста­вив таким об­ра­зом во­и­нам Олега воз­мож­ность гра­бить и разо­рять при­го­ро­ды Кон­стан­ти­но­по­ля. Од­на­ко Олег пошёл на необыч­ный штурм:

И по­ве­лел Олег своим во­и­нам сде­лать ко­лё­са и по­ста­вить на ко­лё­са ко­раб­ли. И когда подул по­пут­ный ветер, под­ня­ли они в поле па­ру­са и пошли к городу.
Ис­пу­ган­ные греки пред­ло­жи­ли Олегу мир и дань. Со­глас­но до­го­во­ру, он по­лу­чил по 12 гри­вен за каж­дую уклю­чи­ну, и Ви­зан­тия обе­ща­ла пла­тить дань на рус­ские города. В знак по­бе­ды Олег при­бил свой щит к вра­там Ца­рь­гра­да. Глав­ным ре­зуль­та­том по­хо­да стал тор­го­вый до­го­вор о бес­по­шлин­ной тор­гов­ле Руси в Ви­зан­тии.

Мно­гие ис­то­ри­ки счи­та­ют этот поход ле­ген­дой. О нём нет упо­ми­на­ний у ви­зан­тий­ских ав­то­ров, до­ста­точ­но по­дроб­но опи­сав­ших по­доб­ные по­хо­ды в 860 и 941. Есть со­мне­ния и в от­но­ше­нии до­го­во­ра 907;года, текст ко­то­ро­го пред­став­ля­ет собой почти до­слов­ную ком­пи­ля­цию до­го­во­ров 911 и 944 гг. Воз­мож­но, поход всё же был, но без осады Ца­рь­гра­да. По­весть;вре­мен­ных;лет в опи­са­нии по­хо­да Игоря;Рю­ри­ко­ви­ча в 944;году пе­ре­да­ёт «слова ви­зан­тий­ско­го царя» к князю Игорю: «Не ходи, но возь­ми дань, какую брал Олег, при­бав­лю и ещё к той дани».



В 911;году Олег от­пра­вил в Кон­стан­ти­но­поль по­соль­ство, ко­то­рое под­твер­ди­ло «мно­го­лет­ний» мир и за­клю­чи­ло новый до­го­вор. По срав­не­нию с до­го­во­ром 907;года из него ис­че­за­ет упо­ми­на­ние о бес­по­шлин­ной тор­гов­ле. Олег име­ну­ет­ся в до­го­во­ре «ве­ли­ким;кня­зем;рус­ским». В под­лин­но­сти со­гла­ше­ния 911;года со­мне­ний не воз­ни­ка­ет: она под­креп­ля­ет­ся как линг­ви­сти­че­ским ана­ли­зом, так и упо­ми­на­ни­ем в ви­зан­тий­ских ис­точ­ни­ках.

Осе­нью 912;года, как со­об­ща­ет По­весть;вре­мен­ных;лет, князь Олег погиб от укуса змеи.
Новгородская версия биографии. Восточные походы Олега
Олег Правитель. «История Государства Российского в изображениях державных его правителей с кратким пояснительным текстом».
Олег Правитель. «История Государства Российского в изображениях державных его правителей с кратким пояснительным текстом».
В Нов­го­род­ской;пер­вой;ле­то­пи­си Олег пред­став­лен не кня­зем, а во­е­во­дой при Игоре. Уби­ва­ет Ас­коль­да, за­хва­ты­ва­ет Киев и идёт вой­ной на Ви­зан­тию тоже Игорь, а Олег воз­вра­ща­ет­ся об­рат­но на север, в Ла­до­гу, где уми­ра­ет не в 912, а в 922;году.
«Ид; Ольгъ къ Новугороду · и отътуда въ Ладогу ; Друзии жє сказаютъ · ;ко идущє єму за морє · и уклюн; зми; въ ногу · и съ того умрє · єсть могила єго въ Ладоз;»

Эти све­де­ния про­ти­во­ре­чат рус­ско-ви­зан­тий­ско­му до­го­во­ру 911;года, где Олег име­ну­ет­ся ве­ли­ким кня­зем русским и за­клю­ча­ет до­го­вор от сво­е­го имени, но в то же время они лучше со­гла­су­ют­ся с во­сточ­ны­ми из­ве­сти­я­ми о Руси этого пе­ри­о­да (см. ниже).

При­бли­зи­тель­но после 912;года, со­глас­но со­об­ще­нию араб­ско­го ав­то­ра Аль-Ма­су­ди, флот русов из 500 ко­раб­лей вошёл в Кер­чен­ский;про­лив. Ха­зар­ский;царь раз­ре­шил русам прой­ти через Дон на Волгу, а от­ту­да спу­стить­ся в Кас­пий­ское;море. В ре­зуль­та­те русы ра­зо­ри­ли по­бе­ре­жье Ар­ра­на. По­ло­ви­ну до­бы­чи по усло­вию до­го­во­ра они от­да­ли ха­зар­ско­му царю, од­на­ко цар­ская;гвар­дия, со­сто­я­щая из му­суль­ман, по­тре­бо­ва­ла мести за ги­бель еди­но­вер­цев. Царь не смог или не за­хо­тел спа­сать русов, но по­слал им пре­ду­пре­жде­ние об опас­но­сти. Битва была три дня и за­кон­чи­лась по­бе­дой му­суль­ман. 30 тысяч русов по­гиб­ло. Уце­лев­шие 5 тысяч бе­жа­ли вверх по Волге, где были ис­треб­ле­ны бур­та­са­ми и бул­га­ра­ми.

Имя рус­ско­го пред­во­ди­те­ля в со­об­ще­нии не на­зва­но и в рус­ских ле­то­пи­сях поход не упо­мя­нут. Воз­мож­но, смут­ным на­мё­ком на него яв­ля­ет­ся фраза Нов­го­род­ской ле­то­пи­си об Олеге «дру­гии ска­зы­ва­ют, будто ушёл он за море…».

С лич­но­стью Олега ино­гда пы­та­ют­ся свя­зать неко­го рус­ско­го пред­во­ди­те­ля H-l-g-w, ко­то­рый, по дан­ным ха­зар­ско­го ис­точ­ни­ка (так на­зы­ва­е­мо­го «Кем­бридж­ско­го;до­ку­мен­та»), за­хва­тил по до­го­во­рён­но­сти с Ви­зан­ти­ей ха­зар­ский город Сам­керц на Та­ман­ском;по­лу­ост­ро­ве, но был раз­бит на­мест­ни­ком Сам­кер­ца Пе­са­хом и от­прав­лен оным на Кон­стан­ти­но­поль. Ви­зан­тий­цы со­жгли гре­че­ским;огнём суда русов и тогда H-l-g-w от­пра­вил­ся в Пер­сию, где погиб сам со всем вой­ском. Имя H-l-g-w вос­ста­нав­ли­ва­ют как Хлгу, Хелгъ, Хелго. Он име­ну­ет­ся в до­ку­мен­те пра­ви­те­лем Русии, что де­ла­ет очень за­ман­чи­вым его отож­деств­ле­ние с Оле­гом. Од­на­ко опи­сы­ва­е­мые со­бы­тия от­но­сят­ся к прав­ле­нию Игоря — поход русов на Ви­зан­тию сов­па­да­ет по опи­са­нию с по­хо­дом;941;года, а поход на Пер­сию — с на­бе­гом;русов;в;944;году на бо­га­тый за­кав­каз­ский город Бер­даа близ реки Куры. В ис­то­рио­гра­фии были по­пыт­ки трак­то­вать это со­об­ще­ние как сви­де­тель­ство ду­ум­ви­ра­та Игоря и Олега, в этом слу­чае жизнь Олега про­дле­ва­ет­ся до се­ре­ди­ны 40-х годов X;века, а на­ча­ло его прав­ле­ния пред­по­ла­га­ет­ся более позд­ним, чем ука­за­но в ле­то­пи­си.

Упо­ми­на­ние об Олеге ино­гда видят в со­об­ще­нии араб­ско­го гео­гра­фа аль-Ма­су­ди о двух мо­гу­ще­ствен­ных сла­вян­ских пра­ви­те­лях. Пер­вый из них носит имя ал-Дир и отож­деств­ля­ет­ся с ле­то­пис­ным кня­зем Диром, имя вто­ро­го в неко­то­рых ру­ко­пи­сях чи­та­ет­ся как Ол­ванг: «Вслед за ним (Диром), сле­ду­ет царь ал-Ол­ванг, у ко­то­ро­го много вла­де­ний, об­шир­ные стро­е­ния, боль­шое вой­ско и обиль­ное во­ен­ное сна­ря­же­ние. Он воюет с Румом, фран­ка­ми, лан­го­бар­да­ми и дру­ги­ми на­ро­да­ми. Войны между ними ве­дут­ся с пе­ре­мен­ным успехом».

Смерть
Олег у костей коня. В. М. Васнецов, 1899
Олег у костей коня. В. М. Васнецов, 1899
Кончина Олега. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839
Кончина Олега. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839
Предполагаемый могильный холм Олега недалеко от Старой Ладоги.
Предполагаемый могильный холм Олега недалеко от Старой;Ладоги.
Об­сто­я­тель­ства смер­ти Ве­ще­го Олега про­ти­во­ре­чи­вы. «По­весть;вре­мен­ных;лет» со­об­ща­ет, что смер­ти Олега пред­ше­ство­ва­ло небес­ное зна­ме­ние — по­яв­ле­ние «звез­ды ве­ли­кой на за­па­де ко­пей­ным образом». По ки­ев­ской вер­сии, от­ра­жён­ной в «По­ве­сти вре­мен­ных лет», его мо­ги­ла на­хо­дит­ся в Киеве на горе Ще­ко­ви­це. Нов­го­род­ская;пер­вая;ле­то­пись по­ме­ща­ет его мо­ги­лу в Ла­до­ге, но в то же время го­во­рит, что он ушёл «за море».

В обоих ва­ри­ан­тах при­сут­ству­ет ле­ген­да о смер­ти от зме­и­но­го укуса. По пре­да­нию, волх­вы пред­ска­за­ли князю, что он умрёт от сво­е­го лю­би­мо­го коня. Олег при­ка­зал уве­сти коня и вспом­нил о пред­ска­за­нии толь­ко через че­ты­ре года, когда конь уже давно умер. Олег по­сме­ял­ся над волх­ва­ми и за­хо­тел по­смот­реть на кости коня, встал ногой на череп и ска­зал: «Его ли мне бо­ять­ся?» Од­на­ко в че­ре­пе коня жила ядо­ви­тая;змея, смер­тель­но уку­сив­шая князя.

Эта ле­ген­да на­хо­дит па­рал­ле­ли в ис­ланд­ской саге о ви­кин­ге Ор­ва­ре;Одде, ко­то­рый также был смер­тель­но ужа­лен на мо­ги­ле лю­би­мо­го коня. Неиз­вест­но, стала ли сага по­во­дом для со­зда­ния древ­не­рус­ской ле­ген­ды об Олеге или, на­про­тив, об­сто­я­тель­ства ги­бе­ли Олега по­слу­жи­ли ма­те­ри­а­лом для саги. Од­на­ко если Олег яв­ля­ет­ся ис­то­ри­че­ской лич­но­стью, то Орвар Одд — герой при­клю­чен­че­ской саги, со­здан­ной на ос­но­ве уст­ных пре­да­ний не ранее XIII;века. Кол­ду­нья пред­ска­за­ла 12-лет­не­му Одду смерть от его коня. Чтобы не дать свер­шить­ся пред­ска­за­нию, Одд с дру­гом убили коня, бро­си­ли в яму, а труп за­ва­ли­ли кам­ня­ми. Вот как погиб Орвар Одд спу­стя годы:
И когда они быст­ро шли, уда­рил­ся Одд ногой и на­гнул­ся. «Что это было, обо что я уда­рил­ся ногой?» Он до­тро­нул­ся остри­ем копья, и уви­де­ли все, что это был череп коня, и тот­час из него взви­лась змея, бро­си­лась на Одда и ужа­ли­ла его в ногу по­вы­ше ло­дыж­ки. Яд сразу по­дей­ство­вал, рас­пух­ла вся нога и бедро. От этого укуса так осла­бел Одд, что им при­ш­лось по­мо­гать ему идти к бе­ре­гу, и когда он при­шёл туда, ска­зал он: «Вам сле­ду­ет те­перь по­ехать и вы­ру­бить мне ка­мен­ный гроб, а кто-то пусть оста­нет­ся здесь си­деть подле меня и за­пи­шет тот рас­сказ, ко­то­рый я сложу о де­я­ни­ях своих и жизни». После этого при­нял­ся он сла­гать рас­сказ, а они стали за­пи­сы­вать на до­щеч­ке, и как шёл путь Одда, так шёл рас­сказ [сле­ду­ет виса]. И после этого уми­ра­ет Одд.

Сход­ные об­сто­я­тель­ства смер­ти при­во­дят­ся в сред­не­ве­ко­вой ле­ген­де о сэре Ро­бер­те де Шур­лан­де (англ. Sir Robert de Shurland, умер в 1310 году), ко­то­рый был лор­дом замка Шур­ланд на ост­ро­ве Шеппи (на­хо­див­шем­ся зна­чи­тель­ное время под вли­я­ни­ем ви­кин­гов) и смот­ри­те­лем пяти пор­тов во вре­ме­на Эду­ар­да;I;Ан­глий­ско­го. Кол­ду­нья на­про­ро­чи­ла сэру Ро­бер­ту, что его лю­би­мый конь ста­нет при­чи­ной его смер­ти, он вы­хва­тил меч и убил коня, чтобы про­ро­че­ство не ис­пол­ни­лось. Труп ло­ша­ди был остав­лен на бе­ре­гу. Спу­стя годы сэр Ро­берт про­гу­ли­ва­ясь в тех ме­стах вспом­нил о ста­ром про­ро­че­стве и пнул ногой череп коня, но оско­лок кости про­бил сапог и вон­зил­ся в ногу. Рана за­гно­и­лась, и ста­рый ры­царь умер от за­ра­же­ния крови.

Поль­ский ис­сле­до­ва­тель Г.;Лов­мян­ский до­ка­зы­вал, что утвер­див­ше­е­ся в на­уч­ной ли­те­ра­ту­ре мне­ние о пер­во­на­чаль­ном прав­ле­нии Олега в Нов­го­ро­де со­мни­тель­но. По вер­сии Г. Лов­мян­ско­го, Олег был смо­лен­ским кня­зем, а его связь с Рю­ри­ком — позд­няя ле­то­пис­ная комбинация. А. Ле­бе­дев вы­ска­зал до­гад­ку, что род­ствен­ни­ком Рю­ри­ка мог быть пред­ста­ви­тель мест­ных но­би­лей. Факт воз­ло­же­ния Оле­гом дани на Новгород Киеву и ва­ря­гам может сви­де­тель­ство­вать про­тив вер­сии о нов­го­род­ском кня­же­нии Олега.

В. М. Васнецов. Тризна на могиле Вещего Олега (1899). По мотивам произведения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
В. М. Васнецов. Тризна на могиле Вещего Олега (1899). По мотивам произведения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
Дата смер­ти Олега, как и все ле­то­пис­ные даты рус­ской ис­то­рии до конца X;века, носит услов­ный ха­рак­тер. Ис­то­рик А. А. Шах­ма­тов от­ме­тил, что 912;год яв­ля­ет­ся также годом смер­ти ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра Льва;VI — ан­та­го­ни­ста Олега. Воз­мож­но ле­то­пи­сец, знав­ший, что Олег и Лев были со­вре­мен­ни­ка­ми, при­уро­чил окон­ча­ние их прав­ле­ний к одной и той же дате. Ана­ло­гич­ное по­до­зри­тель­ное сов­па­де­ние — 945 — и между да­та­ми смер­ти Игоря и свер­же­ния с пре­сто­ла его со­вре­мен­ни­ка, ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра Ро­ма­на;I. Учи­ты­вая к тому же, что нов­го­род­ская тра­ди­ция от­но­сит смерть Олега к 922;году (см. выше), дата 912 ста­но­вит­ся ещё более сомнительной. Про­дол­жи­тель­ность кня­же­ния Олега и Игоря со­став­ля­ет по 33 года, что вы­зы­ва­ет по­до­зре­ние в бы­лин­ном ис­точ­ни­ке этих све­де­ний.

Поль­ский ис­то­рик XVIII века Х. Ф. Фризе вы­дви­гал вер­сию, что у Ве­ще­го Олега был сын, Олег;Мо­рав­ский, ко­то­рый после смер­ти отца был вы­нуж­ден по­ки­нуть Русь в ре­зуль­та­те борь­бы с кня­зем Иго­рем. Род­ствен­ник Рю­ри­ко­ви­чей Олег Мо­рав­ский стал по­след­ним кня­зем Мо­ра­вии в 940;году, со­глас­но со­чи­не­ни­ям поль­ских и чеш­ских пи­са­те­лей XVI—XVII веков, од­на­ко его род­ствен­ная связь с Вещим Оле­гом яв­ля­ет­ся лишь пред­по­ло­же­ни­ем Фризе.

Образ Вещего Олега в искусстве
В драматургии
Львова А. Д. Драматическая панорама в 5 действиях и 14 картинах «Князь Олег Вещий» (премьера 16 сентября 1904 на сцене Народного Дома Николая II), музыка Н. И. Привалова с участием хора гусляров О. У. Смоленского.
В литературе
Ле­то­пис­ный рас­сказ о смер­ти Олега по­ло­жен в ос­но­ву ли­те­ра­тур­ных про­из­ве­де­ний:

Пушкин;А.;С. «Песнь;о;вещем;Олеге» (1822)
Рылеев;К.;Ф. Думы. Глава I. Олег Вещий (1825)
Высоцкий;В.;С. «Песня о вещем Олеге» (1967)
Васильев;Б.;Л. «Вещий Олег» (1996)
Панус О. Ю. «Щиты на вратах», ISBN;978-5-9973-2744-6
;Никитин;Ю.;А. «Ингвар и Ольха» (1998)
В кино
Легенда;о;княгине;Ольге (1983; СССР) режиссёр Юрий;Ильенко, в роли Олега Николай;Олялин.
Покорение[hu] (1996; Венгрия), режиссёр Габор Кольтаи[hu], в роли Олега Ласло Хельей[hu].
Сага о викингах[da] (2008; Дания, США) режиссёр Микаэль Моуяль, в роли Олега Саймон Брээджер (в детстве), Кен Ведсегор[en] (в молодости).
Вещий Олег. Обретённая быль (2015; Россия) — документальный фильм Михаила;Задорнова о Вещем Олеге.
В сериале «Викинги» (2013—2020), в роли Олега — российский актёр Данила;Козловский. В сериале Олег христианин.
Памятники
В 2007 году был открыт памятник Олегу в Переяславе-Хмельницком, поскольку город впервые упомянут в 907 году в договоре Олега с Византией.
Памятник Вещему Олегу и молодому Игорю В Любече
В сентябре 2015 года был открыт памятник Рюрику и Олегу в Старой Ладоге (Россия).
Памятник варяжским князьям Рюрику, Олегу и Игорю в Норрчёпинге (Швеция)
Примечания
; «Повесть;временных;лет»;\\;«Древнерусская;литература» в переводе Д. С. Лихачёва
; Олег // Малый;энциклопедический;словарь;Брокгауза;и;Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
; Вещий — происходит от слова «ведающий», родственные слова «вещун», «ведьма». См., напр., Словарь М. Фасмера [1].
Словарь;Даля — Вещий, кому всё ведомо и кто вещает будущее; прорицатель, предсказатель; умный, мудрый, смотрок, предусмотрительный.
; Большой;толковый;словарь;русского;языка С.;А.;Кузнецова — ВЕЩИЙ -ая, -ее. Книжн.: Умудрённый опытом; знающий; мудрый (как постоянный эпитет некоторых исторических лиц, литературных персонажей: Вещий;Боян, Вещий Олег).
; Словарь;Ушакова — ВЕЩА;ТЬ: Говорить торжественно, непререкаемо, внушительно (книжн. устар.).
; Татищев В. Н. История Российская. — Т. 1. — С. 113.
; Пчёлов Е. В. Рюриковичи. История династии. — С. 48—50.
; Фурсенко В. Олег;Вещий // Русский;биографический;словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
; См. этимологический;словарь М.;Фасмера, со ссылкой на В.;Томсена
; Proceedings of the 23rd International Congress of Onomastic Sciences August 17—22, 2008, York University, Toronto, Canada
; См. список в статье Хельге[en]
; Мельникова;Е.;А. Олег // Древняя;Русь;в;средневековом;мире. Энциклопедия. — М., 2017. — С. 571.
; Кузьмин А. Г. Об;этнической;природе;варягов со ссылкой на древнеболгарскую надпись[bg] 904;года, в которой употребляется титул византийского императора «олгу таркан», где олгу означает великий.
; Галкина Е. С. Тайны;Русского;каганата. Архивная;копия от 10 марта 2013 на Wayback;Machine — М.: «Вече», 2002. — С. 365. Халегу — иран. «творец», «создатель».
; Мельникова Е. А. Ольгъ/Олег Вещий. К истории имени и прозвища первого русского князя. // Ad;fontem:;У;источника//;Сб.;ст.;в;честь;С.;М.;Каштанова. — Москва: Наука, 2005. — С. 138. — 494 с.
; Данилевский;И.;Н. — М., 2004.
; Рагнарёк Лекция В. Я. Петрухина на портале ПостНаука
; Петрухин В. Я. К дохристианским истокам древнерусского княжеского культа. // Политропон. Сб. ст. к 70-летию В. Г. Топорова. — М., 1998. — С. 886.
; Лурье Я. С. История;России;в;летописании.
; «Повесть;временных;лет».;Год;907.
; Походы 860 и 941 гг. отражены также и в западноевропейских источниках. Литературные параллели с походом Вещего Олега в 907;году можно найти только в датских легендах, записанных Саксоном;Грамматиком в XII;веке: легендарный викинг середины IX;века Рагнар;Лодброк в сражении против жителей Геллеспонта поставил бронзовых коней (поэтический образ корабля викингов) на колёса и направил их на врагов.
; Повесть;временных;лет. В год 6420.
; Аль-Масуди так указывает дату набега: «и год известен; это было после 300 (хиджры), только от меня ускользнуло определение года.» На основании рассказа историки определяют дату 913—914.
; См. Каспийские;походы;русов. Поход 913/914.
; Перевод;Кембриджского;документа
; Новосельцев А. П. Образование Древнерусского государства и его первый правитель // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998. — М., 2000. — С. 472.
; Шайкин А. А. «Сица знаменья не на добро» // Древняя;Русь.;Вопросы;медиевистики. — 2002. № 3 (9). — С. 107.
; Одд, сын Грима с острова Рамстад. Родители назвали его Хрольв; приёмный отец — Одд.
; Коня, согласно саге, звали Факси («Грива»).
; Вариант саги:
Бродя и вспо­ми­ная, ока­зал­ся он на том месте, где был по­хо­ро­нен конь его. Про­те­кав­ший ручей под­мыл берег, и кости коня ока­за­лись видны. Уви­дав череп, Одд ска­зал: «Не моего ли коня Факси этот череп?» — и с силой уда­рил по че­ре­пу ко­пьём. Череп от­ле­тел прочь, а из-под него мет­ну­лась по­тре­во­жен­ная змея и уку­си­ла Одда чуть выше щиколотки…

«Древняя Русь в свете зарубежных источников». — М., 1999.
; Отрывок;из;саги;про;Орвара;Одда
; Patrick Ridgway KNIGHT. knight-france.com. Дата обращения 9 августа 2018.
; Надгробие;сэра;Роберта;де;Шурланда;(Sir;Robert;de;Shurland). www.tgorod.ru. Дата обращения 9 августа 2018.
; Эварт Окшотт. Рыцарь и его конь // Рыцарь и его замок. Средневековые крепости и осадные сооружения. — М: Центрполиграф, 2007. — С. 64—65.
; Ловмяньский X. Русь и норманны. — М., 1985. — c. 135—140.
; Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе. — Л., 1985. — С. 245.
; «Ярославу сущу в нов;город; и оурокомъ дающю . ;в; . гривенъ . ; года до года . кыєву . а тыс;щю нов;город; гривенъ раздаваху . и тако даху вси посадниц; новьгородьстии»; «и оустави вар;гом; дань да;ти . ; новагорода . т; . гривенъ на л;т . мира д;л; єже до см;рти Ярославл; да;ше вар;гом». См. Полное собрание русских летописей. — Москва, 1962. — Т. 2: Ипатьевская летопись. — Стб. 17, 114—115.
; О приёмах вычисления летописцами дат событий русской истории IX—X вв. см. статьи В. Г. Лушина «Некоторые особенности хронологической сегментации ранних известий Повести временных лет», «Симметричность летописных дат IX — начала XI вв.» и «882 — 862—852» в сборнике «Историко-археологические записки». [Кн.] I. 2009. — С. 22—44.
; Акулович В. И., Брунцев В. А. Гусли;в;музыкальной;культуре;России;конца;XIX // в сборнике Труды Санкт-Петербургского Государственного Института Культуры. Том 207. Русские народные музыкальные инструменты в современной культуре России.— С. 131, 143.
; Рылеев;Кондратий;Федорович.;Думы
; Владимир;Высоцкий.;1967;год
Литература
Мельникова;Е.;А. Олег // Древняя;Русь;в;средневековом;мире. Энциклопедия / Под ред. Е. А. Мельниковой, В. Я. Петрухина. — 2-е изд. — М.: Ладомир, 2017. — С. 571—573.
Пчелов;Е.;В. Рюриковичи. История династии. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 479 с. — ISBN;5-224-03160-5.
Татищев;В.;Н. Собрание сочинений: В 8-ми томах: Т. 1. История;Российская. Часть 1: — Репринт с изд. 1963, 1964 гг.. — М.: Ладомир, 1994. — 500 с.
Спицын Е. Ю. История России: Полный курс истории России. — М.: Концептуал, 2019. — 438 с.
Ссылки
Новгородская;первая;летопись;старшего;и;младшего;изводов. — М.-Л.: «Издательство Академии Наук СССР», 1950. — 659 с. // «Ізборник». Історія України IX—XVIII.
Изданіе второе. С.-Петербургъ. Типографія Александрова. 1908. // «Ізборник». Історія України IX—XVIII.
Рыдзевская Е. А. Об;Олеге;и;Одде (статья).
Мельникова Е. А. // Ad fontem. У источника. Сб. ст. в честь С. М. Каштанова. — М., 2005.
Черникова Т. В. Олег;Вещий. Проект РВИО и ВГТРК «100;великих;полководцев». Дата обращения 15 июня 2013. Архивировано 16 июня 2013 года.
Киевская;Русь
Переломные события
истории
Призвание;варягов Крещение;Руси Съезд;князей;в;Любече Монголо-татарское;нашествие
Летописные племена
славянские: белые;хорваты болоховцы древляне дреговичи дулебы волыняне вятичи кривичи поляне радимичи северяне словене;ильменские тиверцы уличи
финно-угорские: весь емь ливы меря мордва мурома нарова пермь печора черемисы чудь;заволочская
балтские: голядь литва летьгола зимигола корсь ятвяги
Киевские;правители
до распада;Киевской;Руси (1132)
Аскольд и Дир Олег;Вещий Игорь;Рюрикович Ольга ; Святослав;Игоревич Ярополк;Святославич Владимир;Великий Святополк;Окаянный ; Ярослав;Мудрый Триумвират;Ярославичей (Изяслав;Ярославич, Святослав;Ярославич, Всеволод;Ярославич) Всеслав;Брячиславич Святополк;Изяславич Владимир;Мономах Мстислав;Великий
Значимые;войны
и;битвы
Походы;Руси;против;Византии Каспийские;походы;русов Восточный;поход;Святослава Русско-печенежские;войны Русско-половецкие;войны Междоусобные;войны;на;Руси
; Битва;на;Калке Битва;на;реке;Сити
Основные княжества
в XII—XIII веках
Владимиро-Суздальское ; Галицко-Волынское Киевское Муромское Новгородская;земля Новгород-Северское Переяславское Полоцкое Рязанское Смоленское Туровское Черниговское
Общество
Население Язычество;славян Двоеверие Христианство;на;Руси Вече Войско дружина Престолонаследие;на;Руси Право
Ремёсла и экономика
Деньги;в;Древней;Руси Сельское;хозяйство;в;Древней;Руси ; Ремёсла;в;Древней;Руси ; Торговля;в;Древней;Руси Древнерусское;лицевое;шитьё
Культура
Дохристианская;культура Древнерусское;искусство Русская;иконопись Древнерусский;фольклор
Литература
Русская;Правда Слово;о;законе;и;благодати Русские;летописи Повесть;временных;лет Поучение;Владимира;Мономаха Слово;о;полку;Игореве Моление;Даниила;Заточника Слово;о;погибели;Русской;земли
Зодчество
Крестово-купольные;храмы;Древней;Руси ; Крепостные;сооружения;Древней;Руси
География
Города список
;;   Словари и энциклопедии
Большая;российская · Брокгауза;и;Ефрона · Военная;Сытина · Ларусса · Малый;Брокгауза;и;Ефрона · Новый · Русский;биографический · Britannica;(онлайн) · Universalis
Нормативный;контроль
GND: 140451978 · ISNI: 0000;0000;7889;990X · LCCN: no98108113 · NKC: jo2003168069 · VIAF: 29154690 · WorldCat;VIAF: 29154690
 Эта страница в последний раз была отредактирована 13 октября 2020 в 18:01.


Рецензии