Князь Олег Вещий

Новгородский с 879 года и великий князь Киевский с 882 года. Получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика, как регент его малолетнего сына Игоря, Олег захватил Киев и перенёс туда столицу, объединив тем самым два главных центра восточных славян. Поэтому нередко именно он, а не Рюрик, объявляется основателем Древнерусского государства.
По-норвежски Вещий Олег именуется Хелги. Князь Олег, по преданию, был правитель очень предприимчивый и воинственный. Лишь только власть попала в его руки, как он задумал – овладеть всем течением Днепра, забрать в свои руки весь водный путь в богатую Грецию. ... Овладел князь Олег прежде всего Смоленском, затем взял Любеч, город северян, оставил в этих городах отряды своей дружины под начальством надежных, опытных воевод, а сам пошел дальше

Князь Олег Вещий
Красна птица опереньем, а человек уменьем.

Русская народная пословица
В 882 году князь Олег вещий захватил Киев, хитростью умертвив его князей Аскольда и Дира. Сразу же после въезда в Киев он произнес свои знаменитые слова, что отныне суждено Киеву быть матерью городов Русских. Князь Олег произнес эти слова не случайно. Он был весьма доволен тем, насколько удачно было выбрано место для строительства города. Пологие берега Днепра, были практически неприступными, что позволяло надеяться, что город будет надежной защитой для своих жителей.

Наличие преграды со стороны водной границы города было очень актуальным, поскольку именно по этой части Днепра проходил знаменитый торговый путь из варяг в греки. Этот путь представлял и себя путешествие через крупные русские реки. Он брал свое начало в Финском заливе Байкальского моря, которое на тот момент называлось Варяжским. Далее путь шел через реку Неву к Ладожскому озеру. Путь из варяг в греки продолжался устьем реки Волхов до озера Ильни. Оттуда он мелкими реками добирался до истоков Днепра, а оттуда уже проходил до самого Черного моря. Таким путем, начинаясь в Варяжском море и заканчиваясь в Черном море, и проходил известный до сих пор торговый путь.

Внешняя политика вещего Олега
захват Киева вещим Олегом
Князь Олег Вещий после захвата Киева решил продолжить расширение территории государства, за счет включения в него новых территорий, которые были заселены народами, издревле плативших дань хазарам. В результате в состав Киевской Руси вошли племена:

радимичи
поляне
словене
северяне
кривичи
древляне.
Кроме того, князь Олег Вещий навязал свое влияние и другим соседствующим племенам: дреговичам, уличам и тиверцам. В то же время к Киеву подошли угорские племена, вытесненные с территории Урала половцами. В летописях не сохранилось данных о том прошли ли эти племена с миром по Киевской Руси, либо были выбиты из нее. Но доподлинно можно сказать то, что на Руси долго мирились с их пребыванием вблизи Киева. Это место вблизи Киева и по сей день называет Угорским. Эти племена позднее перешли через реку Днепр, захватили близлежащие земли (Молдавию и Бессарабию) и отправились вглубь Европы, где обосновали государство Венгерское.

Новый поход на Византию

 
907 год ознаменуется новым поворотом внешней политики Руси. Предвкушая большую добычу, русичи отправляются войной на Византию. Таким образом, князь Олег вещий становится вторым русским князем объявившим войну Византии, после Аскольда и Дира. В состав войска Олега входило почти 2000 кораблей по 40 воинов на каждом. Берегом их сопровождала конница. Византийский император позволил русскому войску беспрепятственно грабить близлежащие окрестности Константинополя. Вход же в бухту города, носящей название Бухта Золотого Рога, был перекрыт цепями. Летописей Нестор описывает невиданную жестокость русского войска, с которой они разоряли окрестности византийской столицы. Но даже этим они не могли угрожать Константинополю. На выручку пришла хитрость Олега, который приказал оборудовать все корабли колесами. Далее по земле, при попутном ветре, на всех парусах отправиться на столицу Византии. Так и сделали. Над Византией нависла угроза поражения, и греки, осознав всю горесть нависшей над ними опасности, решили заключить мир с неприятелем. Киевский князь потребовал от проигравших оплатить по 12 (двенадцать) гривен на каждого воина, на что греки согласились. В результате 2 сентября 911 года (по данным летописей Нестора) между Киевской Русью и Византийской империей был составлен письменный мирный договор. Князь Олег добился выплаты дани русским городам Киеву и Чернигову, а также права беспошлинной торговли для русских купцов.

Князь Олег Вещий умер в 912 году. Точных данных о дате его рождения не сохранилось.

Внешняя и внутренняя политика Игоря

 
Популярные статьи:

Культура Киевской Руси

Титул "Великий киевский князь"

Княжеская дружина

Список правителей России

Полтавская битва

Путь из варяг в греки

Политика первых князей

Император Павел 1

Присоединение Украины

 

Последние добавления:

Золотые паравозы Троцкого

В чем проблема датировок событий Древней Руси

Карта сайта

ПОЧЕМУ КНЯЗЯ ОЛЕГА
ПРОЗВАЛИ ВЕЩИМ?
Отвечает Екатерина Гудкова, филолог, автор портала «Культура.РФ»
Князь Олег получил свое прозвище в 907 году,
когда с войском пошел на столицу Византии Царьград.
Языческое скандинавское имя Олег было родовым для русских князей и активно использовалось даже после принятия христианства вплоть до XV века. Под прозвищем Вещий стал известен первый князь Олег, преемник Рюрика. Согласно «Повести временных лет», он правил с 879 по 912 годы. Скандинав Рюрик княжил в Новгороде, а его соплеменник Олег пошел дальше: покорил Смоленск, а в 882 году и Киев. Именно Олегу летописец приписал знаменитую фразу: «Да будет это мать городам русским».

В той же летописи рассказывается, как Олег получил свое прозвище. В 907 году он с войском пошел на столицу Византии — Царьград. Греки перекрыли бухту, и тогда Олег приказал вынести корабли на берег и поставить их на колеса. Когда ветер подул и наполнил паруса, корабли двинулись к городу, подобно осадным башням. Греки то ли испугались такого дива, то ли решили перехитрить князя. Современные исследователи предполагают, что подобное передвижение кораблей посуху было обычным делом для новгородцев, которые перетаскивали «волоком» суда на пути «из варяг в греки». Но южанам такое зрелище могло показаться чудом. Так или иначе, ворота Царьграда отворили, Олегу вынесли пищу и вино, которые князь отказался принимать. Тогда греки, которые добавили в угощение яд, решили: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом». В результате этого похода Царьград обязался платить дань Киеву, Чернигову, Переяславлю, Полоцку, Ростову, Любечу и другим городам, подвластным Олегу, а сам князь получил прозвище Вещий.

В современном русском языке это слово означает «предвидящий будущее», в древнерусском же «в;штии» означало «мудрый». Монах-летописец XII века толковал прозвище Вещий как сравнение с языческими волхвами и даже осуждал его: «И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными».

Академик Алексей Шахматов доказал, что Повесть временных лет была не первой русской летописью. Она лишь содержит пересказ более ранних летописных сводов, самый древний из которых относился к 1037–1039 годам, когда правил Ярослав Мудрый. Это был период расцвета Киевского государства: открывались школы и библиотеки, строились монументальные соборы, слагались былины, воспевавшие идею единой могучей Руси. В такой атмосфере и составили первое письменное изложение русской истории. Оно основывалось на иностранных документах, а также на устных сказаниях и легендах. Сведения о князьях-язычниках, в том числе об Олеге, создатели летописи почерпнули в основном из устной традиции и «отредактировали» их в соответствии с текущей политической ситуацией и православным мировоззрением. Поэтому историки сомневаются в достоверности многих фактов, описанных в Повести.

Рассказ о походе 907 года на Царьград не подтверждается другими источниками. Академик Дмитрий Лихачев предположил, что в самых ранних летописях этого эпизода не было. Зато рассказ о гибели Олега, который лег в основу «Песни о вещем Олеге» Александра Пушкина, встречается во многих документах.

В «Песни», услышав предсказание о смерти «от своего коня», Олег больше не садился на скакуна. Спустя несколько лет князь узнал, что конь умер.
…Могучий Олег головою поник
            И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
            Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
            И хочет увидеть он кости коня…

…Князь тихо на череп коня наступил
            И молвил: «Спи, друг одинокой!
Твой старый хозяин тебя пережил:
            На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
            И жаркою кровью мой прах напоишь!

Так вот где таилась погибель моя!
            Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия,
            Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
            И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
В основе произведения Пушкина лежала версия, изложенная в Повести временных лет: «…и понесли его, и похоронили на горе, называемою Щековица (гора в Киеве. — Прим. авт.)». По сведениям Новгородской первой летописи, Олега похоронили недалеко от Ладоги (ныне — Старая Ладога). Норвежские же саги рассказывают о герое Одде Стреле, который правил огромной территорией на Востоке. По скандинавской версии, в старости Одд-Олег вернулся в родную Норвегию, где его и укусила змея, которая пряталась среди костей коня. Тело героя по традиции викингов предали огню.



Вещий Олег и княгиня Ольга: кем они на самом деле были по национальности
Сторонники происхождения княжеской власти из Скандинавии считают, что и Вещий Олег, и княгиня Ольга были норманнами по той причине, что их имена якобы произошли от мужского шведского имени Хельги. Но давайте посмотрим, что о происхождении этих древних русских правителей говорят летописи.


Весишь 81? А будешь 51! Похудение для ленивых! Пейте 1 кислую таблетку на ночь! Продается в каждой аптеке, называется...
 23 часа назад
Повесть временных лет описывает Вещего Олега как новгородского князя, который после смерти Рюрика сел на его место и стал воспитывать его сына Игоря. Он обложил данью народы, убил киевских князей Дира и Аскольда, заманив их в ловушку, и сел на киевский престол, продолжив объединять славянские племена.

У автора летописи сомнений по поводу национальности Олега нет. Он твердо называет его русским: «А от первого года царствования Михаила до первого года княжения Олега, русского князя, 29 лет», – пишет летописец.

Но Иоакимовская летопись утверждает, что Олег приходился Рюрику шурином – братом жены Ефанды, которая была «дoчерь князя Урмaнскoгo», которого приверженцы норманской теории относят к скандинавам. Так где же правда?

Если следовать за топонимикой Руси, то окажется, что урманом называли густые дебри на юге страны. Топоним «урман» до сих встречается на картах Причерноморья. В словаре Ушакова «урман» означает «хвойный лес».

Если обратиться к статье историка Лидии Павловны Грот «О летописных урманах и о титуле «князь Урманский», то окажется, что во времена Вещего Олега на землях современной Польши и Пруссии, рядом с государством славян-ободритов, существовало древнее славянское княжество Вармия (Warmia), название которого на латыни писали как Varmia, а на старопрусском – Wormjan. Самым древним названием княжества было Урмия (Ormland), то есть правили ей «урманские» князья.

Очевидно, что и Олег, и его сестра Ефанда, жена Рюрика, были западными славянами. Но как же слова летописца о том, что Олег был «русским»? Оказывается, он тоже был прав, ведь речь шла о Балтийской Руси.

Литовский историк Теодор Нарбутт так определял ее местонахождение: «...на восток до Куришгафа; по всему восточному побережью, на север – до древней Югрии, на запад – до провинций Пруских Скиров и Сударгов». Он же писал, что река Неман прежде называлась Русь. Ее восточный рукав называли Руссь, Руснит, Русна или Русения, а западный – назывался Варрус. Такое же название имело древнее поселение на реке, что по-литовски означало – Варяжская Русь.

Что до попыток норманистов связать между собой слова «норманны» и «урман», то их еще в XVII веке их поставил на место Василий Никитич Татищев, указавший, что «мурема», «маурема» по-скифски означает «поморие» – приморская, многоводная земля, «отчего доднесь поморие северное около Двины и Колы имянуют Мауремани и Мурмани, яко и град Муром... от множества болот или от народа, пришедшаго с моря, имя получил».

Согласно Повести временных лет Ольга была уроженкой Пскова, а житие Святой уточняло, что она появилась в селении Выбуты под Псковом. Житие указывает, что Ольга была незнатного варяжского рода, то есть из славян-ободричей или из руси.

Иоакимовская летопись сообщает, что Ольга была знатного славянского рода. Звали ее в девичестве Прекрасой, а позже Олег, выбрав Игорю невесту, переименовал ее «в свое имя».

Таким образом, мы находим, что ни Вещий Олег, ни княгиня Ольга никакого отношения к норманнам не имели, а по происхождению были славянами – русью или варгами (варягами). А их якобы норманнское происхождение зиждется исключительно на том, что их имена Олег и Ольга вроде бы восходят к скандинавскому имени Хельга.

Но было ли такое имя у шведов или норвегов?

Все началось с Хельги. А началось ли?

Вернемся к работам Лидии Грот, которая, будучи гражданкой Швеции тщательно изучила памятники того времени. Выводы своего исследования она опубликовала в статье «Об имени Хельги: с него все началось».

Грот выяснила, что единственный литературный памятник с упоминанием имени Хельга – это могильный камень с рунами, установленный в Смоланде (Ноббельсхольм). Это гранитный столбик на котором высечена надпись: «Гуннкель установил этот камень в память своего отца Гуннара, сына Роде. Хельги, его брат сделал для него саркофаг и похоронил его по христианскому обряду в Англии, в Бате». Камень украшен христианским крестом и стоит на границе трех поселений. Шведский ученый Рагнар Кинандер связывает его с саркофагом, найденным в XIX веке в соборе Св. Петра в Лондоне, в котором и покоится викинг Гуннар. Кинандер датирует саркофаг серединой XI века, а камень – второй половиной XI века.

Это подтверждают шведские именословы – имя Гуннар зафиксировано в рунических надписях только с XI века. Есть предположение, что камень установлен еще позже – в XII веке. В пользу этого говорит тот факт, что устанавливал его христианин, а распространение христианства в Швеции связывают с походом короля Норвегии Сигурда Крестоносца в 1123 году. И то весьма немногие в те годы соглашались креститься.

Как же тогда могут происходить языческие имена русских князей Олега (который в 879 году сел на княжение) и Ольги (которая родилась около 893 года), от имени христианина-викинга, жившего в XI–в XII веках?

О том, что имена Олег и Ольга были истинно русскими говорит тот факт, что в летописях есть множество их вариантов. Например: Олъгъ, Олегъ, Олгъ, формы падежей Олгомь и Олгови, есть имя Ольг (Хронограф XVII века) и Ельга, встречается имя Вольга, Волья, Волгъ. Есть варианты Легъ, Лга; Лжичи, Олжичи, Ольжичи.

Имена Олег и Ольга в разных вариантах встречаются в топонимике всей Руси. Это Волга – великая русская река, несущая воду с севера в Каспий, это Волхов, это реки Волга и Волошка – притоки Вятки, река Волгарица с притоком Малая Волгарица. В XVI веке в Каргапольском уезде в озеро Лача впадали реки Волга и Воложка. Река Волга встречается на юге Болморья и под Владимиром. Под Москвой в реку Нудоль впадает река Вельга. В Прионежье есть сразу несколько рек с названием Вилга. Наконец, есть река Вологда.

По России течет множество рек с названиями Ольшанка, Елшанка, Ильшанка. Есть и реки с названием Елга – это притоки Цильни, Стерли и Вятки. Ипатьевская летопись упоминает реку Олег, а под Курском есть город Льгов.

В бассейне реки Лабы (Чехия) есть река Влга. И наконец, однокоренным с именами Вольг/Олег и Вльга/Ольга – является имя древнего языческого божества славян – Волоса/Велеса. Таким образом, имена князя Олега и княгини Ольги, очевидно, издревле появились на Русской равнине и являются истинно русскими.

Князь Олег – действительно русский

Княгиня Ольга

Олег и Ольга – русские имена



Рецензии
Слов таких "отныне суждено Киеву быть матерью городов Русских" князь Олег не говорил."
Сравнение "Русского летописца" с "Повестью временных лет" не оставляет никаких сомнений в том, что автор "ПВЛ", описывая начало русской истории, имел перед собой "Русский летописец" и целенаправленно редактировал его, выбрасывая одни части и вставляя другие, с четко поставленной целью: представить Киев "матерью городов русских", колыбелью русской государственности. Хотя в его первоисточнике - "Русском летописце" - картина древнейшей русской истории была совсем другой", - говорится в сообщении "Русской веры".( Русский Летописец на 200 лет книга старше

"В лето же от Адама 6380 года Треур и Синеус оба умерли.
Рюрик же Наугородский князь начал владеть также и их
княжениями. И после 17 лет княжения впал в болезнь тяжкую и
передал княжение своему родственнику князю Олегу, ибо сын
его Игорь был еще молод, около двух лет. Князь же Рюрик
распорядился о доме своем и умер в лето 6388."
л. 313 об.
"Вышеупомянутый князь Олег принял великое княжение над
Словянами и Русами и начал по многим местам города ставить,
и дани и оброки устанавливать по всей Руской земле. Пришел
он и на реку Москву, в которую втекают две речки: одной имя
Неглинна, а другой — Яуза. И поставил там небольшой город,
и назвал его Москва. И посадил там на княжение
родственников своих.
Пришел же и в Киев и убил трех братьев, Киевских
начальников, Кия, Щека, Хорива. И начал княжить в Киеве и в
Великом Нове граде. И пошел войной на Византию с большими
силами, и наложил на Византию дань, и снова возвратился в
Киев. И княжил 33 года, и умер.
12
Игорь же князь, сын великого князя Рюрика, княжил в
Плесковской области в городе Зборске."

Источник:Русский Летописец 1649 года.

Ценнейший исторический источник «Русский Летописец 1649 года» из уникального собрания старинных книг и рукописей (№ хранения 264), принадлежащий Вадиму Сергеевичу Якунину. Оцифрован специально для «Русской веры» издательством «АКТЕОН». http://ruvera.ru/lib/rus_letopisec
С уважением. Понравилось.

Владимир Викулов   25.04.2021 22:25     Заявить о нарушении