Вывезен товарищем с финской территории...

У лётчиков наших такая порука,
Такое заветное правило есть:
Врага уничтожить — большая заслуга,
Но друга спасти — это высшая честь

Эти строки написал поэт Александр Твардовский, узнав о подвиге капитана Петра Петрова (см. ниже). Спасение товарищей по оружию, да и взаимовыручка вообще, были характерны для советских авиаторов.
Подобные случаи имели место в степях Монголии, во время конфликта на Халхин-Голе. Действительно, там японцы не церемонились со «свалившимися с неба» летчиками.
Риск был оправдан. Ситуация повторилась во время боевых действий против Финляндии. Не последнюю роль в «демонизации» противника сыграла пропаганда, многие, отправляясь на ту войну торжественно клялись, покончить с собой, но не попасть в плен. Так, например, поступил старший лейтенант Г.А. Сечкин, застрелившийся 7 марта 1940 года, оказавшись сбитым над Финляндией. Выполнил обещание.
Как бы цинично не прозвучало, но автор не осуждает подобных действий: дальнейшие судьбы побывавших в плену летчиков, поломанные карательной системой СССР, тому подтверждение. С этой точки зрения, мгновенная смерть выглядит гуманной, разумной альтернативой медленной и мучительной смерти в лагерях, позору и унижению не только для авиаторов, но и для их родных и близких.
Посему, эвакуация сбитых летчиков с вражеской территории – поистине геройский поступок. Смельчаки с риском для жизни спасали товарищей не столько от «белофинских палачей», сколько от застенков НКВД.

Необходимо отметить, что отдельной инструкции, протокола действий в ВВС РККА для подобных ситуаций не было. Все совершалось экспромтом, как показала практика, далеко не все удавалось.
В статье хочется осветить эти героические и трагические страницы финской войны.

Машина советской пропаганды массово тиражировала рассказы о подвигах советских летчиков. Даже подсчитала, что подобных случаев зимой 1939-1940 годов было одиннадцать (!). 

Берусь осветить лишь те, которые имеют хотя бы минимальное документальное подтверждение:


29 января 1940 года

во время бомбардировочного рейда на лед озера Хаухоллаярви вынужденно сел ведущий группы ДБ-3 из состава 53 ДБАП капитан А.В. Помазовский. У самолета закончилось топливо. Следом посадили свои машины ведомые – ДБ-3 под управлением лейтенанта Тимофеева, младшего лейтенанта Г.В. Стогниева и старшего лейтенанта Горнова. Убедившись, что находятся на финской территории, забрали экипаж ведомого и поднявшись в воздух, направились на свой аэродром.
Согласно их докладов, они с воздуха расстреляли оставленный самолет, однако, или не попали в него, либо вообще не стреляли. В скором времени самолет Помазовского – ДБ-3 з/н 39 2320 – вошел в состав финских ВВС под индексом VP-101.


старший лейтенант Горнов,
Дальнейшая информация отсутствует

лейтенант Тимофеев,
Дальнейшая информация отсутствует

младший лейтенант Стогниев Григорий Васильевич,1915.,  за финскую компанию награжден орденом Красного Знамени 22 февраля 1941 года.
Старший лейтенант Г.В. Стогниев, командир звена 53 ДБАП 40 АД, не вернулся с боевого вылета в район Новоселки-Мужицкое Ярославской области 26.07.1941.

Спасенный
капитан Помазовский Виктор Александрович, 1912, пилот, за финскую компанию награжден орденом Красного Знамени 15 января 1940 года.
Вышел в отставку в звании майора 15.07.1945.

Имена других членов экипажа пока не установлены.


1 февраля 1940 года

Был поврежден зенитным огнем и совершил вынужденную посадку на озеро Лаво-Ярви Р-5 з/н 8905 из состава 3 ЛБАП. Экипаж: капитан А.С. Топаллер, пилот и капитан М.Г. Близнюк, стрелок-бомбардир, не пострадали. Под прикрытием двух других Р-5-х эскадрильи, рядом совершил посадку самолет помощника командира эскадрильи старшего лейтенанта И.Я. Летучего. Забрав товарищей и после «раскачки» для борьбы со льдом, сковывавшим движение, самолет взлетел под финским огнем.

старший лейтенант Летучий Израиль (Александр) Яковлевич, 25.11.1908., пилот, за финскую компанию награжден медалью За отвагу 26 января 1940 года, а 19 мая присвоено звание Героя Советского Союза (медаль Золотая Звезда № 464).
Вышел в отставку в звании полковника  в 1957 году, умер 06.07.2002.

старший лейтенант Присяжнюк Кузьма Петрович, 1908., стрелок-бомбардир, получил ранение от огня с земли, за финскую компанию награжден медалью За отвагу 26 января 1940 года и орденом Красного Знамени 22 февраля 1941 года.
Вышел в отставку в звании полковника 10.06.1955.

Спасенный экипаж:

капитан Топаллер Анатолий Семенович, 13.11.1911., пилот, за финскую компанию награжден орденом Красного Знамени 26 января 1940 года, а 19 мая присвоено звание Героя Советского Союза (медаль Золотая Звезда № 468).
Вышел в отставку в звании подполковника в 1945 году, умер 16.01.1996.

капитан Близнюк Марк Григорьевич, 1906., стрелок-бомбардир, за финскую компанию награжден орденом Красной Звезды 26 января 1940 года.
Капитан М.Г. Близнюк, адъютант эскадрильи 63 СБАП 4 САД, погиб 09.07.1941. при бомбардировке аэродрома Поддорье в Ленинградской области.


9 февраля 1940 года

Поврежденный зенитным огнем Р-5 з/н 7897 из состава 3 ЛБАП совершил вынужденную посадку в районе Уома. Пилотом, по иронии судьбы, оказался командир эскадрильи  старший лейтенант И.Я. Летучий, летнабом оказался «счастливчик» капитан М.Г. Близнюк, получивший ранение. По уже проверенной схеме, для его спасения сел Р-5 командира звена старшего лейтенанта Н.Г. Брагинца.
Раненному Близнюку уступили кабину штурмана, за штурвал сел Летучий, а экипаж-спаситель улегся на крылья, держался за растяжки и уповал на летное мастерство нового комэска. Так и вернулись на свой аэродром.

старший лейтенант Брагинец Николай Григорьевич, 24.12.1910., пилот,  за финскую компанию награжден медалью За отвагу 26 января 1940 года, а 19 мая присвоено звание Героя Советского Союза (медаль Золотая Звезда № 471).
Вышел в отставку в звании подполковника  03.08.1956., умер 09.12.1985.

К великому сожалению автора, имя стрелка-бомбардира, установить не удалось

Спасенный экипаж:

старший лейтенант Летучий Израиль (Александр) Яковлевич, 25.11.1908., пилот, - см. эпизод 01.02.1940.

капитан Близнюк Марк Григорьевич, 1906., стрелок-бомбардир, см. эпизод 01.02.1940.


10 февраля 1940 года

Огнем финской зенитной артиллерии был подбит СБ з/н 10/134 из 44 СБАП.
Горящий самолет совершил вынужденную посадку на льду озера Куолемярви в 500 метрах от финских позиций.
Истребители из группы сопровождения, И-16 из 7 ИАП, возглавляемые командиром эскадрильи старшим лейтенантом Ф.И. Шинкаренко, пулеметным огнем заставили залечь финнов, бежавших к самолету.
В это время, для спасения экипажа, рядом приземлился СБ помощника командира эскадрильи того же полка, капитана М.Т. Трусова. Забрав авиаторов сбитой машины, под прикрытием огня «ишаков», СБ благополучно взлетел и отправился на свой аэродром.

Капитан Трусов Михаил Трофимович, 15.11.1907., за этот подвиг удостоен звания Героя Советского Союза 21 марта 1940 года (медаль «Золотая звезда» №267).
Вышел в отставку в звании майора 21.11.1945., умер 03.01.1977.

Старший лейтенант Шинкаренко Федор Иванович, 17.02.1913., за свои действия удостоен звания Героя Советского Союза 7 апреля 1940 года (медаль «Золотая звезда» №291).
Вышел в отставку в звании генерал-полковника 22.10.1975., умер 23.04.1994.

Спасенный экипаж:

старший лейтенант Мазаев Михаил Федорович, пилот, за финскую компанию награжден орденом Красного Знамени (21.03.1940.);
Дальнейшая информация отсутствует.

капитан Климов Фома Григорьевич, 15.10.1903., штурман, за финскую компанию награжден орденом Красного Знамени (21.03.1940.);
Вышел в отставку в звании майора 05.11.1953.

младший командир Пономарев за финскую компанию награжден медалью За отвагу (21.03.1940.).
Дальнейшая информация отсутствует.


17 февраля 1940 года

Финскими истребителями был подбит бомбардировщик СБ з/н 13/104 из состава 31 СБАП. При этом штурман и стрелок-радист получили ранения.* Самолет совершил вынужденную посадку на финской территории на лед озера Муола-Ярви. Экипаж бросил машину и укрылся в ближайшем лесу. Благодаря тому, что авиаторов заметили патрулирующие истребители, к вечеру была организована спасательная операция. Для этой цели были выделены пара Р-Зет и один Р-5 из состава 3 ЛБАП под прикрытием И-16 из 68 ИАП.
Ради справедливости надо отметить: «кровожадные финны» особо не охотились за авиаторами и, видимо их даже не искали, а ограничились артналетом на дымящийся бомбардировщик, распластавшийся на льду озера.

Операция по эвакуации шла успешно, авиаторы найдены и заняли места в бипланах, Р-Зеты пошли на взлет, а у Р-5-го примерзли лыжи.
Тут и приключилась трагикомичная ситуация:
На помощь «спасателям» пришел пилот И-16,  командир эскадрильи 68 ИАП капитан П.М. Петров, возглавлявший прикрытие. Он посадил свой истребитель рядом с Р-5 и вместе с летнабом капитаном Н.Л. Косичкиным раскачал биплан. Р-5 с раненным бомбером на борту пошел на взлет, а летчик-наблюдатель остался на льду озера… (!)
Однако, все закончилось благополучно: Косичкин тоже прилетел на свой аэродром… Правда, сидя на лыже истребителя.

К великому сожалению автора не удалось отыскать имена пилотов и летнабов, рискнувших совершить посадку на финской территории. С высокой долей вероятности они были отмечены в указе от 07.04.1940.

капитан Петров Петр Михайлович, 16.01.1910., за свои действия удостоен звания Героя Советского Союза 7 апреля 1940 года (медаль «Золотая звезда» №300).
Майор П.М. Петров, командир 254 ИАП 14 САД, погиб 23.11.1941. когда его ЛаГГ-3 был по ошибке сбит зенитно-пулеметным огнем советских войск в районе станции Алексеевка Курской области.

Спасенные:

лейтенант Стольников Николай Максимович, 04.05.1916., пилот, за финскую компанию 7 апреля 1940 года присвоено звания Героя Советского Союза (медаль «Золотая звезда» №323).
Вышел в отставку в звании полковника 23.07.1957., умер 05.08.1987.

лейтенант Худяков Иван Степанович, 24.06.1913., штурман, ранен, за финскую компанию 7 апреля 1940 года присвоено звания Героя Советского Союза  (медаль «Золотая звезда» №434).
Вышел в отставку в звании майора 17.01.1954., умер 11.04.1990.

старшина Гуслев Георгий Данилович 02.05.1916., воздушный стрелок-радист, ранен, за финскую компанию 7 апреля 1940 года присвоено звания Героя Советского Союза (медаль «Золотая звезда» №501).
Вышел в отставку в звании майора 22.05.1945., умер 20.04.1981.

капитан Косичкин Никифор Лукич, 09.02.1904., за финскую компанию 7 апреля 1940 года был награжден орденом Ленина.
Вышел в отставку в звании майора 22.03.1946.


9 марта 1940 года

5 ОСБАП


11 марта 1940 года

Подбитый зенитным огнем И-153 з/н 7275 из состава 38 ИАП совершил вынужденную посадку на лед Финского залива южнее Басте. Пилот, военком эскадрильи политрук Н.И. Выдащенко, не успел уничтожить самолет и бы взят на борт, приземлившимся следом лейтенантом Г.Л. Лобачем, сослуживцем по эскадрилье.

лейтенант Лобач Георгий Лукьянович, 18.04.1914., за свой подвиг был награжден 22 февраля 1941 года орденом Красного Знамени.
Майор Г.Л. Лобач, командир эскадрильи 21 ГИАП 240 ИАД, погиб 30.10.1942., когда его ЛаГГ-3 был сбит в воздушном бою в Ленинградской области.

Спасенный

политрук Выдашенко Николай Иванович, 22.03.1916., за финскую компанию награжден  22 февраля 1941 года орденом Красного Знамени.
Вышел в отставку в звании полковника 23.06.1959.


Подбитый зенитным огнем И-153 з/н 6776 из того же 38 ИАП совершил вынужденную посадку на лед Финского залива в 30 км юго-западнее Хельсинки. Пилот лейтенант М.А. Добров сигнализировал однополчанам, что цел.
Для его спасения на посадку пошел И-153 з/н 6795 лейтенанта Г.И. Ромашкова, но скапотировал на пробеге, а пилот получил серьезные травмы.
Ситуация стала критичной, но на помощь пришли сослуживцы:
На лед Финского залива сели еще две «чайки» - опытных пилотов капитана И.Н. Шарова (забрал М.А. Доброва) и майора В.Л. Бобрика (забрал Г.И. Ромашкова).


капитан Шаров Иван Николаевич, 06.05.1909., за свой подвиг был награжден 22 февраля 1941 года орденом Красного Знамени.
Подполковник И.Н. Шаров, заместитель командира 234 ИАД, не вернулся с боевого вылета на Як-9 в район северо-западнее  города  Рогачев  Гомельской  области  (Беларусь) 26.06.1944.

майор Бобрик Владимир Лукич, 20.02.1910., за свой подвиг был награжден 22 февраля 1941 года орденом Красного Знамени.
Полковник В.Л. Бобрик, заместитель командира 4 ГИАД, погиб в авиакатастрофе 20.05.1946.

Спасенные:

Лейтенант Добров Михаил Алексеевич, 03.02.1913., за финскую компанию награжден  22 февраля 1941 года орденом Красного Знамени.
Старший лейтенант, командир звена 129 ИАП 9 САД, 27.07.1941. попал в окружение (плен?). Уволен из армии 31.07.1945.

лейтенант Ромашков Георгий Иванович, 03.11.1913., за финскую компанию награжден  22 февраля 1941 года орденом Красного Знамени.
Вышел в отставку в звании полковника 10.09.1962.


Однако не все происшествия этого насыщенного событиями дня имели счастливый финал:

При нанесении штурмового удара по финскому эшелону, ответным огнем был подбит И-16 командира эскадрильи 44 ИАП капитана Ф.С. Приемова и произвел вынужденную посадку. Попытку вывезти командира произвел младший лейтенант Н.П. Тюрин, однако его истребитель скапотировал на взлете. ПО ОФИЦИАЛЬНОЙ ВЕРСИИ, раненные летчики приняли бой, в котором Ф.С. Приемов погиб, а Н.П. Тюрин покончил с собой, чтобы избежать плена (вероятнее всего, авиаторы погибли в аварии на взлете – П.С.).
В это время военком эскадрильи старший политрук А.С. Пасечник, вернулся на свой аэродром и организовал вылет для спасения летчиков, но при подлете к месту событий его И-16 з/н 1721177 был сбит зенитным огнем финнов.
На этом спасательная операция и завершилась.

Этот эпизод в советской пропаганде оброс массой мифов и «подробностей», например, А.С. Пасечник тоже совершил посадку и поучаствовал в перестрелке на земле, после которой был якобы взят в плен, где замучен финнами…
Так вот.
В наградных документах 1940 года, составленных «по свежим следам» со слов очевидцев (пилотов 44 ИАП) все предельно ясно описано. На подлете к району вынужденных посадок, при обстреле зенитным огнем, И-16 военкома резко спикировал и врезался в землю. Вероятно, пилот был убит или потерял сознание.
Советские войска вскоре заняли район, нашли тела и похоронили их с воинскими почестями.
Это косвенно подтверждает, что никакой перестрелки на земле не было: финны ВСЕГДА хоронили тела погибших советских авиаторов…

капитан Приемов Филипп Семенович, 1908, награжден не был.

младший лейтенант Тюрин Михаил Петрович, 1918, 7 апреля 1940 года посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

старший политрук Пасечник Артем Спиридонович, 1913, 7 апреля 1940 года посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Ну вот, в принципе, и все.
Если отбросить пафос и мишуру пропаганды, это были неординарные и смелые поступки.
К великому сожалению, за массой высокопарных высказываний и в тени блеска геройских звезд, потерялись и не нашли свое отражение в тиражируемой литературе некоторые имена.
Например, нет возможности назвать штурмана-бомбардира 3 ЛБАП, участвовавшего в спасении экипажа И.Я. Летучего, ничего нет о составах экипажей 53 ДБАП, спасавших экипаж В.А. Помазовского, да и экипаж Героя М.Т. Трусова, рисковавший жизнью вместе с пилотом, тоже позабыт…

Версия от 23.10.2020.

_____________________________

* в этом боевом вылете экипажу были засчитаны 3 (!) сбитых финских истребителя, что и стало решающим аргументом в представлении их к званию Героя Советского Союза.


Рецензии
Павел, а что же произошло 9 марта 1940 года с летчиками 5 ОСБАП? Или это опечатка?

Олег Каминский   16.11.2020 09:17     Заявить о нарушении
Нет, Олег Александрович, не опечатка, напоминание самому себе. Эпизод приблизительно следующий: подбитый СБ сел на озеро(название?), чтоб его подобрать приземлился СБ будущего ГССа Д.Д.Валентика, но на разбеге самолет понесло и он задел за деревья.
Нет ни фамилий участников, ни названия озера, не понятно как авиаторы выбрались. По одной информации "перешли в пехоту" и встретили сов. патруль, по другой - их забрали У-2 (из какой части, тоже не ясно).
С флотскими летчиками непоняток еще больше - 2 случая эвакуации сбитых, минимум ин-ции... Тоже пока не добавлял.

С ув.

Павел Селезнев   16.11.2020 11:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.