Инжи-Кент Кумыкской равнины

Города призраки Руси, России, СССР.
=====================================
     Также Анджи-Кала.
     Это был один из важных торговых городов Кумыкской долины, который возник в середине 4-го века по Рождеству Христову, когда в регион пришли цари Царства Гуннов. Город продолжил своё развитие в эпоху Хазарского Каганата. Он существовал также во времена Золотой Орды.
     Территория между Тереком и Сулаком, где был основан город Индери, всегда отличалась мягким климатом, что давало возможность местному населению пасти скот на пастбищах круглый год. Население в основном земледелием, основой которого было хлебопашество, садоводство, рисосеяние. Здесь выращивали пшеницу, ячмень, просо, овёс, рис, хлопчатник и шёлк большей частью для собственных нужд. Также люди здесь занимались рыболовством, виноградарством.
     Ремесленники города считались отменными оружейниками, поскольку при городе несколько веков стоял воинский гарнизон.
     Основными народами здесь до прихода гуннов и хазар, были горцы, из которых трудно выделить особое племя. С 7-го века по Рождеству Христову на Кумыкской платформе между Сулаком и Тереком в недрах Хазарии оформляется ядро местного автохтонного племени, этнической основой которого стали кумыки, в последующем добавившие кыпчакско-огузско-булгарский конгломерат.
      Кумыки всегда были в авторитете среди горцев, они составляли основу военных гарнизонов единой системы городов вдоль караванного пути через Кумыкскую равнину. Их каганы, ханы и шамхалы, как правило, стояли в основе военных и торговых походов восточных горцев на Закавказский край. Из этих походов кумыки приносили новые культурные веяния в свои города, которые они заимствовали у славянских, туранских, арийских племён, являясь проводниками культуры из Азии через Восточный Кавказ в Европу.
     На этнической территории кумыкского народа существовало немало древних городов и крепостей, возникших за многие века до становления кумыкского этнического ядра, которые кумыки обживали и в гуннские, и в хазарские, и в арабские, и в персидские времена.
     Крепостные стены, фундаменты жилищ были сложены из глинобитных, саманных блоков или рванного камня.
     Историки считают этот город второй столицей Хазарского Каганата, но это только у тех авторов, которые идентифицируют этот город с Семендером.
     Это был крупный торгово-политический город у хазар. Город представлял из себя крепость с цитаделью и посадом, окружённый двумя рядами крепостных стен с башнями. Эти стены тянулись с высот Тарки-Тау до самого моря. Эти стены сохранились и до нынешних времён, а в 17-м веке их остатки видел Пётр Первый.
     Дербент Наме называет Анджи или Инджи великим городом, стоящим на берегу моря в трех фарсахах от Тарху. Город в это время подчинялся Хазарскому хакану, как и Семендер, Тарху, Ирхан, Гелбах, Маджары, Джулат, Шехр-и-Татар.
     По древним сведениям, подтверждаемым в Дербент-Наме, Анджи-Кала находился в трёх километрах ниже города Тарху.
     Хроники отмечают, что город большой и хорошо укреплён. На городище, которое приписывают городу, сохранились останки крепостных стен из глинобитного кирпича, валы, каменные фундаменты жилищ. Жилища имели саманные или сложенные из рванного камня стены.
     Стена эта тянулась с высот Тарки-Тау до моря. У города были крепкие стены, в которых были тайные проходы, выводящие на горные тропы, по которым в город, в случае его осады, поставлялись еда и вода. А защитники города, наполовину собиравшиеся из местных горцев отчаянно и храбро сражались.
     В городе была Цитадель, что позволяет судить о нахождении в городе важной знати. Город был закрыт двумя крепостными стенами с башнями.
     Стены были настолько прочными, что спустя тысячу лет после разрушения Пётр Первый имел возможность наблюдать его остатки.
     В своём хазарском прошлом город представлял из себя крупный торгово-политический, поскольку рядом с ним проходило одно из ответвлений Шёлкового пути, а также стратегическая дорого от Дербента в сторону Предкавказских степей.
     Арабы с большим трудом смогли взять город, соорудив стену из своих повозок, с которой они смогли проникать в пределы крепости.
     Город был разрушен в 12-м веке, сообщавшие об этом событии историки, называли город Инжи-кент.
     После восстановления город стал называться Анджи-Кала, который и продолжил историю своего предшественника, но уже в иной исторической парадигме.
     Некоторые историки полагают, что именование Инжи, город имел с исстари, поскольку так называлась в народе вся страна его, река, другой город с именем Инжи-калеси.
     По некоторым сведениям Семендер, Тарху и Инжи персидский шах Исфендияр отдал под управление своему правителю, которого называли Туман-шах. Эти земли считались его инжу, удельным владением.
     Именование города выводят от термина «возвышенность», поскольку рядом находятся Анжи-гора, Анжи-склон, Анжи-ущелье.
     По другой версии именование города идёт от понятия «инжи», означающего владение, улус.
     Кумыки и другие народы Кумыкской равнины крепостные укрепления рядом с городом Махач-Кала до сих пор называют Анжи-Кала. Тут сохранились остатки двух крепостных стен, которые тянутся от горы Тарки-тау до моря, ограждая собою территорию древнего города. Этот город с его землями вокруг него был улусом, инджу царей Хазарии.
     Слово «анджи» языковеды находят в лексике половцев 12-го века. У них было родовое объединение андж-оглу, упоминаемое в "Слове о полку Игореве".
+++++++++++++++++++++++++++++


Рецензии