Точка пересечения

         С некоторых пор Анна Никитична стала замечать, что ярко выраженные её желания исполняются. Причём, неважно, какие они: купить брюки  определённого цвета или встретиться с конкретным человеком, или даже успеть на работу - тогда, когда, казалось, это невозможно по факту определённых обстоятельств.
         Времени с момента «заказа» могло пройти совсем чуть-чуть, а иногда - довольно много, но она почему-то уже в самом начале точно знала, что именно вот это - сбудется.
         Она подумала об этом, когда свернула с тротуара на грунтовую тропинку к дому по небольшому пустырю, поросшему травой, и увидела впереди, на детской площадке, мимо которой предстояло идти, подростка, сгребающего граблями опавшие жёлто-коричневые осенние листья. Неподалёку от него стояла женщина, с улыбкой наблюдавшая за его работой.
         Анна Никитична  сразу вспомнила своё давнее желание - засыпать эту самую дорожку гравием, который в изобилии лежал на обочинах тротуара после того, как весной его перерыли в нескольких местах для починки труб рабочие местного «Водоканала». 
          Погода стояла тогда сырая - к дому  и к остановке невозможно было пройти, не перемазавшись. Прохожие, браня власти, скользили по глиняным пятнам почвы, рискуя потерять равновесие и упасть.
        Когда работы по ремонту, наконец, закончили, привезли машину мелкого гравия, сгрузили, раскатали вдоль дороги, там, где был прежде тротуар, и залили новым гудроном.
       Люди облегчённо вздохнули.
       Гравия оказалось много.  Он лежал широким гребнем по краям тротуара, и Анна Никитична много раз размышляла о том, что, будь у неё грабли или тяпка, она наверняка бы перетащила этот «бесхозный гравий» на тропинку. И в осенние дождливые дни людям можно будет идти к дому наискосок, по мелким камешкам, сокращая расстояние и время, а не огибать этот участок земли по асфальтированному периметру пустыря.

       На балконе лежала старая лопата, оставшаяся с тех времён, когда  Анна Никитична и её муж собирались купить дачу, но прошло двадцать лет, дача так и не появилась, лопата теперь кажется неподъёмно тяжёлой, потому что за эти годы позвоночник и шея изменились не в лучшую сторону.
         Анна Никитична хотела отдать инструмент соседке, но муж  не согласился: он ходил с лопатой в рощу, за землёй для драцены, которую когда-то подарили Анне Никитичне благодарные ученики ко дню учителя. Растение вымахало на полтора метра в высоту, чем, видимо, и вызывало уважение мужа Анны Никитичны. Он с удовольствием ухаживал за драценой, поливал, менял землю.
      Анна Никитична предлагала ему поучаствовать в осуществлении замысла с дорожкой, но  муж идею не поддержал, высказавшись, что супруге, видимо, нечего делать. Анна Никитична не обиделась. Она подумала, что всё равно дорожку сделает, нужно только  подождать удобного случая.

     Всё это мгновенно пронеслось в памяти,  лишь только она увидела грабли в руках мальчика. «Вот и случай подоспел! И инструмент послан!» - мысленно пошутила Анна Никитична, походя ближе.
- Здравствуйте! Это у вас такой замечательный мальчик вырос? - спросила она, обращаясь к женщине.
- Нет, я остановилась посмотреть.
       Мальчику было на вид лет тринадцать. Он перестал грести листья и оглянулся на женщин.
       Анна Никитична помахала ему рукой:
- Здравствуй! Ты волонтёр? - спросила она, улыбаясь.
- Нет, я просто шёл с субботника, - ответил он серьёзно.
- А почему ты решил поработать на этой площадке?
- Смотрю: много листьев - и стал сгребать.
- Слушай, тебя мне, наверное, Бог послал! У меня идея была: на эту дорожку гравий перетащить с обочин тротуара.
        Анна Никитична показала в сторону дороги и пустыря:
- Не одолжишь минут на десять - пятнадцать свои грабли? Ты пока покатаешься на качелях, отдохнёшь после субботника, а я быстренько оформлю дорожку. Сделаем доброе дело! Твой инструмент, моя работа - не против?
- Не против, - кивнул мальчик.
- Тогда я сейчас отнесу сумки с покупками? В этом доме живу, это быстро. Подождёшь пять минут?
- Хорошо, - согласился паренёк.
         Анна Никитична поспешила к подъезду, вызвала лифт, поднялась на свой этаж, положила продукты в холодильник и подумала, что нужно чем-то отблагодарить парнишку, а чем?
            Она подержала в руке шоколадку, но тут же отказалась от неё. Нужно было что-то другое, более важное, не конфетное. Однозначно, он не за награду согласился помочь. Ведь до этого ему хотелось сделать чище детскую площадку…
           Анна Никитична в размышлении взяла с полки две книги. Она любила литературу, всю жизнь с увлечением писала рассказы и стихи, публиковала их.   
          Пять лет назад, добавив к своим сочинениям для детей произведения местных авторов, она составила  и издала этот коллективный сборник. Но содержание его было рассчитано на более юных читателей. Зато другая книга - для читателя взрослого, но поэтическая. С хорошим названием: «Прикосновение к чуду». Это её любимая книга стихов о природе, которую она сама же и иллюстрировала, и обложку придумала, но вряд ли мальчик любит читать стихи…
      Немного поколебавшись, она всё же положила в пакет обе книги и шариковую ручку, антибактериальные салфетки, пару перчаток, взяла пластмассовый совок и спустилась во двор.
      Мальчик не ушёл. Он уже соорудил внушительную горку из листьев и с готовностью повернулся  к подошедшей Анне Никитичне.
- Давай знакомиться! Как тебя зовут? - спросила она.
- Андрей.
- А меня - Анна Никитична. Какой ты молодец: славно поработал, - она показала рукой на листья и продолжила:
- Можно теперь взять твои грабли, подождёшь несколько минут? Дома не поругают за задержку к обеду?
- Нет, я уже позвонил маме: предупредил, что немного погуляю на площадке, - она не возражает. Только я тоже хотел бы поработать.
- Хорошо, будем по очереди, - согласилась Анна Никитична, направляясь к тротуару.
- Ты в какой школе учишься? - повернулась она к новому знакомому.
   Мальчик пошёл рядом. Он назвал номер школы и добавил:
- В шестом классе.
- Замечательно! Ты, видимо, работы не боишься?
- Да, я всегда помогаю дома.  У меня очень трудолюбивая мама: она никогда не сидит без дела и вкусно готовит!
     Он помолчал мгновение и добавил:
- А ещё я люблю рисовать!
«Надо же,  какое совпадение», - подумала Анна Никитична, посмотрев на мальчика:
- Знаешь, мне тоже это нравится! Более того, я - учитель рисования, и считаю это занятие самым прекрасным на свете!
      Она широко улыбнулась.
      Мальчик остановился от неожиданности, глядя на неё, раздумывая, видимо,  как себя вести. Потом радостно улыбнулся в ответ.
- А что ты любишь изображать?- поинтересовалась Анна Никитична.
- Разное! - В классе я рисую лучше всех! Сейчас  увлёкся графикой. У папы сохранились книги: он тоже рисовал в детстве.
- А техника графики - какими материалами?
- Гелиевой ручкой, чёрным фломастером.
- Я всегда с удовольствием рисовала лица людей - портреты.
- К сожалению, у меня люди пока не очень хорошо удаются, но я учусь.
       Разговаривая, Анна Никитична перемещала гравий на тропинку и выравнивала её, направляя к дому.
- Можно теперь я? - спросил Андрей.
- Хорошо,- охотно согласилась Анна Никитична. - Скажешь, когда устанешь.
- Я выносливый, мне летом уже двенадцать исполнилось! У нас все мужчины в роду крепкие!
- Вот как! Это хорошо, - покачала головой Анна Никитична.
- А с дедушкой я модели кораблей делаю! Он служил моряком и очень любит море.
- Часто встречаетесь?
- Мы все в одном доме живём! Вон, видите: машина стоит у ворот, - там у меня папа, мама, бабушка и дедушка!
       Он показал рукой на двухэтажный кирпичный дом  и белый внедорожник возле него.
- Это здорово, когда люди, их родители и дети живут большой дружной семьёй!
- Да, я и с бабушкой люблю время проводить! Мы вместе пельмени готовим, печенье, капусту заквашиваем!
        «Чудесный ребёнок - открытый, общительный», - мысленно порадовалась
Анна Никитична.
- А класс у вас большой? Дисциплина хорошая? - поинтересовалась она.
- Когда-то был большой, а сейчас меньше двадцати, - часть ребят перешла в новую школу на новостройке.
- Да, там школа очень современная, красивая, но классы уже переполнены. В небольшом классе учиться легче.
- У нас ребята шумные. Зато учителя мне нравятся.
- А какие предметы, помимо ИЗО, ты ещё предпочитаешь? Как относишься к книгам?
- Я люблю читать, особенно приключения! Мне очень нравится Джек Лондон.
- Надо же, мне в детстве он тоже нравился! Да и сейчас привлекает динамичность его прозы: только открыл рассказ - и уже в событии! Как тебе «Любовь к жизни»?
- Очень нравится! Я дважды читал!
       За время разговора дорожка заметно удлинилась. Анна Никитична набирала гравий в совок и переносила в нужное место. Андрей граблями подвигал камешки дальше. Мимо по тротуару проходили люди, с интересом смотрели на мальчика и женщину. Подошли трое подростков, о чём-то тихо спросили Андрея, с уважением постояли рядом, оценивая труд. Оказалось, одноклассники. Потом подходили ещё двое, девочки. Похихикали и ушли.
- Я думаю, моей маме будет приятно ходить по этой дорожке, - убежденно произнёс Андрей, проследив, как девочки повернули за угол дома.
- Ещё бы! - согласилась Анна Никитична. - Сын дорогу прокладывал!
   Лицо Андрея осветилось радостью. Он подошёл ближе и неожиданно сказал:
- А знаете, я ещё люблю стихи Пушкина и Есенина! Есенин так хорошо пишет, что я по его стихам легко представляю Древнюю Русь!
- Замечательно, что ты  открыт к восприятию поэзии!  Русь называлась древней несколько раньше, но в стихах Есенина отражается душа русского народа, здесь ты прав.
    Про себя Анна Никитична подумала: «Вот и прекрасно. Поэтическая книга этому мальчику вполне подойдет»!
- Наверное, тебе пора домой, - обратилась  она к подростку.
     Словно подтверждая это, зазвонил его телефон.
     Анна Никитична тактично отошла в сторонку, вновь взяв грабли из рук мальчика.
     Когда Андрей закончил разговор, она перестала грести, протянула мальчику инструмент   и сказала:
- Ты  хорошо поработал, тебе уже пора, а то мама, наверное,  волнуется?
- Я ей объяснил, что делаю дорожку, она  разрешила закончить.
- Знаешь, Андрей, пожалуй, мы достаточно потрудились. Спасибо тебе! Одну треть сделали,  а дальше, видишь, камни лежат - в дождь уже грязно не будет.
          Мальчик нехотя взялся за рукоятку граблей.
- К тому же, тебе пора обедать: ты ведь растёшь. Мама, наверное, уже всё приготовила.
        Этот аргумент, видимо, был убедителен. Андрей медленно подошёл к рюкзаку, убрал телефон.
        Анна Никитична достала влажные салфетки, вытерла руки и предложила пачку салфеток  Андрею. Он поблагодарил, обработал салфеткой руки. Потом почистил обувь.
  Анна Никитична, наблюдая за ним, тоже протёрла свои кроссовки и сложила грязные салфетки на совок, чтобы по дороге выбросить в бак для мусора.
     - Знаешь, я сегодня слышала по новостям об одном человеке, который целые сутки ухаживал за случайно оказавшимися на суше белухой и её детёнышем. Наверное, малыш расшалился и выпрыгнул не туда, а его мама не оставила его одного, решила быть рядом. И они оба могли погибнуть, если бы не добрый человек. Он отгонял собак, поливал водой морских обитателей, чтобы их кожа не пересохла, пока волны прибоя не дали возможность белухам вновь уплыть в открытое море. Он делал это бескорыстно, по доброте душевной, ни за что. Ведь белухи не могли поблагодарить его. Но они остались жить! И этот факт, наверное, принёс несравнимо бОльшую радость тому человеку, чем слова благодарности. Вдобавок, его поступок обогатил других как пример доброты  и истинной человечности.
- Я тоже слышал о нём по новостям, - сказал мальчик.
- Мы с тобой сегодня сделали хорошее дело, это здОрово само по себе.
     Анна Никитична наклонилась к пакету и вынула оттуда книгу.
 - Андрей, на память об этой дорожке и нашем труде над нею мне хочется оставить для тебя небольшой подарок,- сказала она, распрямляясь. - Это, конечно, взрослая книжка, но ты же подрастёшь.
       Мальчик удивлённо посмотрел на женщину.
       Она написала на титульном листе: «Подарок Андрею от автора. С пожеланием чуда и радости в жизни!»
- У неё такое название, потому что все стихи - о природе, а что может быть чудеснее её мира? Ты в каком месяце родился?
- В июле, четвёртого.
     Она полистала книгу, открыла разворот страниц с иллюстрацией и названием "Лето".
- Вот, как раз про июль! Тут все рисунки сделаны мной. Откроешь как-нибудь и скажешь: «А с автором этой книги мы когда-то дорожку проложили, для людей!»
    Анна Никитична поставила дату и протянула книгу подростку.
    Андрей бережно взял книгу, и на лице его отразилась целая гамма светлых чувств.
  - Спасибо вам, - с тихим восторгом произнёс он. - Я даже никогда не думал, что в моей жизни может такое произойти! Мне так хорошо сейчас на душе! Но я даже не знаю, как отблагодарить вас...
- Ты уже отблагодарил, - улыбнулась Анна Никитична, -  тем, что живёшь, существуешь в мире. Мне очень приятно было познакомиться с тобой. Это ведь в некотором роде чудо. Ты - будущее. Из хорошего настоящего вырастает и хорошее будущее! Разве не приятно человеку моего возраста и поколения ещё раз убедиться в этом?
     Она подняла совок, взяла пакет, помахала мальчику рукой и направилась к дому.
- Спасибо вам! - с чувством повторил мальчик ей вслед.
     Анна Никитична на мгновение оглянулась:
- И тебе спасибо! Будь здоров!

         Дома она заметила, что всё ещё улыбается, вспоминая свой неожиданный субботник выходного дня. Хорошее настроение держалось до самого вечера. Перед сном она думала о том, что в её детстве было несколько знаковых встреч, потому что они как-то повлияли на её восприятие мира, и она до сих пор помнит о тех людях.
       Возможно, для этого мальчика тоже нужна была такая вот зарубка,  ориентир на его пути. И  точкой пересечения сегодняшнего дня должно было стать что-то созидательное, важное - дорожка для людей, неожиданная встреча,  беседа, хорошая книга...
           Наталья Коноваленко


Рецензии
Очень хороший рассказ и написан профессионально, да и то,что прочитал у Вас понравилось.

Николай Заноза   11.08.2023 09:39     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.