Навеки любимый Серёжа

Навеки любимый Серёжа.


Рецензии
Анастасия Васильева

НЕМОЛКНУЩИЕ ГОЛОСА ЛЮБВИ

В 2012-ом году, на двадцать седьмую годовщину свадьбы Эллы и Сергея поэтом Александром Карпенко было снято видео, на котором Сергей декламирует стихи поэтов Серебряного века, а Элла поёт под гитару песни на свои стихи, а также песни известных московских бардов – Юрия Лореса, Владимира Бережкова, Андрея Анпилова, Геннадия Жукова. Чета Элла и Серёжа вызывает восхищение, настолько она гармонична. Ну где ещё в нынешнее время в маленькой московской квартирке читают вслух стихи и поют под гитару? А с какой пленительной нежностью Элла и Серёжа смотрят друг на друга!

Сергей – подполковник космических войск, но очень не типичный для нашего времени подполковник. Он, скорее, офицер царских времён, про которых Окуджава пел такие строки:

Следом дуэлянты, флигель-адьютанты,
блещут эполеты.
Все они красавцы, все они таланты,
все они поэты.

И Сергей вполне мог бы быть поэтом, если судить всего по одному стихотворению, которое он посвятил Элле. Стихотворение называется «С первого взгляда» и описывает первую встречу Эллы и Сергея:

Концерт квартирный, друг поёт.
Курю в углу, вдыхая строфы.
И никакого катастрофы
предчувствия, наоборот:
беспечен, весел я и пьян.

Как вдруг увидел на диване
я деву юную, в нирване
она курила полулёжа.
Вскричал я: «Дьявол!» - то есть: «Боже!» -
И рухнул рядом на диван,
не потрясён увиденным – подкошен:
был облик девы, как Париж, роскошен…

Сергей читает стихи не так артисты (артисты читают просто ужасно), но с невероятным артистизмом. Его красивый бархатный баритон звучит широко и вольно, подкреплённый сдержанными и точными жестами. Так же точны интонации и точно расставлены акценты. Прекрасная дикция, потрясающее обаяние и харизматичность. Такие люди, как Сергей, притягивают, вот почему у Сергея так много друзей.

Когда Элла училась на оперную певицу в Академии музыки, её меццо-сопрано называли мраморным. Я бы сказала, что с годами голос Эллы, прибавив глубины и обертонов, стал пурпурным. Диапазон её голоса невероятно широк, кажется, ей под силу и партия колоратурного сопрано, и мужского баса. Её голос идёт из самых глубин и взлетает на самые высокие тона. Впечатление, что она поет не связками, а всем телом. И гитара в её руках звучит крепко, по-мужски. Человек-орган, человек-оркестр!

Разреши мне усталость и грусть,
и нелепицу праздных расспросов,
и вино, и любовь наизусть,
и стихов неуместную россыпь…

В перерыве между песнями и стихами Элла ласкает свою обожаемую кисоньку-доченьку Сашеньку. Это чрезвычайно трогательные кадры. Сразу видно, как глубоко Элла и Александра любят друг друга. А какие печальные глаза у Сашеньки! Словно она скорбит обо всём нашем непутёвом мире. Иначе откуда взяться печали? Ведь Сашенька живёт в любви и счастье.

В конце вечера Элла и Сергей вместе поют песню Александра Городницкого «Жертвам ГУЛАГа». Два голоса сливаются в единой гармонии любви и печали. Печали от того, что, по словам Эллы:

И часы не молчат,
не щадя краткий век человеческий,
и любая свеча
догорает, мечтая о вечности.

* * * * * * *

На стенах комнаты висят картины Эллы и её мамы Екатерины Крыловой. Манера письма у мамы и дочки разные, но обе они принадлежат неоимпрессионизму.

У Эллы много морских пейзажей, но есть и тигр, как будто живой, прямо идущий на зрителя; и лес после грозы, влажный, дышащий свежестью; и натюрморт «Бессонница» с прозрачной бутылью и горящей свечой; и «Покрова-на-Нерли», где на фоне предзимнего чёрно-серого пейзажа с тусклой просинью белоснежная церковь светится собственным светом.

Картины Екатерины Крыловой весьма разнообразны: тут и точёные лошадки, и «Река в Хибинах», и «Водопад на Урале», и скромная, но такая очаровательная церквушка на опушке леса, и розовые горы у прозрачной голубой воды, и даже индейский воин.

То, что объединяет картины мамы и дочки – присутствие воздуха и света. Этому нельзя научить, это – от Бога. Если в картинах Эллы чувствуется её увлечение Клодом Моне, то в картинах Екатерины просматривается Николай Рерих и одновременно Саврасов, при этом обе художницы самостоятельны и творчество их самоценно.

27 марта 2021, Владивосток

Элла Крылова   04.04.2021 21:01     Заявить о нарушении