Неправильное мышление - тупиковые действия

Отовсюду раздаются пессимистичные прогнозы относительно ближайшего будущего капитализма, а также совершенно безумные прогнозы развития событий после его краха. Мой же диалектический взгляд на мир не позволяет мне рассматривать сегодняшнюю систему отношений, как только капиталистическую. Диалектика отношений заключается, во-первых, в постоянном изменении, во-вторых в том, что одно содержит в себе другое. Наивно предполагать, что с рождением капитализма, разом исчезли все формы феодальных (Россия), или даже рабовладельческих (США) отношений. Потребовались столетия для того, чтобы в рамках капитализма были изжиты все пережитки прошлого. Но так же наивно думать, что 2008 год, который символизирует тупик, в который неизбежно и предсказуемо зашли капиталистические отношения поставил на них точку. Как в рамках феодальных отношений в свое время появились первые мануфактуры, которые потребовали перестройки всей хозяйственной системы, так и в рамках капиталистической машины уже давно появились новые формы отношений, которые предполагают равномерное распределение прав собственности на производство среди всех членов коллектива, либо коллективное владение контрольным пакетом акций предприятия, и соответствующее вознаграждение за результаты труда, и прочие другие формы, описание которых заслуживает изучения и отдельной статьи.

Переход к такому типу хозяйственных отношений в массовом порядке будет возможен, когда он докажет эффективность нынешним собственникам, которые, к примеру, предпочтут банкротству убыточных предприятий и потери всей прибыли, передать контрольный пакет акций в собственность коллектива рабочих, и тем самым избавить себя от риска вероятной неплатежеспособности. То есть вынужденная эволюция, как некий переходный этап. Как в случае с переходом от феодализма к капитализму, временные рамки такого перехода — от десятков до сотни лет. Не всегда мирных, разумеется.

Сразу оговорюсь, что похожий плачевный опыт Советского Союза под называнием «если общее, значит ничье» здесь неприменим, потому что в Союзе так и не был реализован план Ленина о переходе к действительно коллективным отношениям, и тем более к социалистическим, а все движение так и остановилось на этапе государственного капитализма, который продлился со времени его смерти до 1991 года. Хотя и госкапитализм был огромным шагом вперед по сравнению с частной собственностью на средства производства, Ленин считал его промежуточным этапом, от которого и можно было перейти к следующей стадии — сознательным коллективным отношениям. К сожалению, в СССР этот переход осуществить так и не смогли — мелкособственнический образ мышления оказался сильнее всякой пропаганды, а того кто его мог осуществить, — Ленина, не стало. Советское руководство в силу своей неумелости предпочло выбрать надежный и проверенный путь внедрения в массовое сознание нужных норм поведения, а не воспитание действительно свободных и мыслящих индивидуумов.

Но не смотря на то, что советское руководство так и не смогло оторваться от песочницы государственного капитализма, которую создал им Ленин, все равно за 70 лет накопились огромные результаты этого пути, которые можно было использовать для нового качественного скачка, как это сделал Китай, но которые обнулились в 1991 году, отбросив страну на 70 лет назад, и заставив ее начинать свой незаконченный капиталистический путь с самого начала.

Поэтому там, где США и некоторые европейские страны стоят в конце своего капиталистического пути, Россия находится в его начале. В том смысле, что в рамках единого кризиса капиталистических отношений у США свой кризис, а у России — свой. Поэтому, как и в начале 20 века Германия и Франция считались ближе к эволюционному переходу, так и сейчас США и та же Германия гораздо ближе к нему. Только в начале 20 века за недостатком данных казалось, что капиталистические противоречия достигли своего предела и развиваться дальше ему некуда, и поэтому прослеживался только революционный путь.

В начале 20 века, вообще-то, даже наука считала, что все открытия уже сделаны и больше открывать нечего. Однако, то что переворот произошёл на 100 лет раньше, чем кризис капитализма достиг своего апогея, в этом я вижу не фальстарт, а работу ростков новых свободных отношений, которые созрели в рамках капиталистической системы уже 100 лет назад. И которые, если бы они действительно созрели, позволили бы избежать многих потрясений 20 века.

А вот сейчас капитализму действительно некуда развиваться (кроме как на Луну или Марс), поскольку все рынки сбыта уже освоены, и вот правительства некоторых стран проводят различные эксперименты социалистического характера (базовый доход и прочее), чтобы снизить социальное напряжение. Это, конечно, все заплатки на ветхом организме капитализма, которые скорее вредны, чем полезны, потому что воспитать поколение иждивенцев это не то же самое, что воспитать действительно мыслящих людей.

А вот с этим проблемы везде. Везде боятся умеющих мыслить людей, потому что путают мудрость и хитрость, как один мой очень вАсточный родственник:) А путают из-за того, что считают себя умеющими мыслить, что является величайшим заблуждением.

И вот здесь кроется корень всех бед — в невежестве относительно собственного мышления (не мыслительных способностей), как тех, в чьих руках сосредоточены средства производства (капиталисты), так и тех, кто ими не владеет. Именно поэтому не получилось ни у тех, кто формально передал средства производства «народу», ни у тех, кто их держит в индивидуальной собственности. На основе неправильного мышления все действия будут априори неправильными. А переход к новым экономическим отношениям затянется очень надолго.

К сожалению, моя статистика показывает, что умеющих мыслить насчитывается один человек на поколение (примерно 25 лет), у которого есть шанс воспитать еще несколько сознаний. Что делать в такой ситуации умному и честному человеку? Признать свое невежество в отношении собственного мышления, срочно понять в чем оно заключается, преодолеть пробел. При необходимости найти «доброго друга-наставника». Тогда, возможно, в нужное время и в нужном месте будут появляться люди, способные взять на себя ответственность сделать единственно правильный выбор из бесконечного числа вариантов. И, возможно, будет шанс избежать многих потрясений 21 века, а также ускорить некоторые переходные процессы.


Рецензии
Вопросы у меня возникли после прочтения этой статьи: что такое правильное мышление? Каковы его критерии? Кто установил эти критерии? Уверен ли тот, кто эти критерии установил, что у него у самого мышление правильное? А если уверен, то на чем основано его уверенность в этом? Применимо ли вообще к понятию "мышление" оценочное определение "правильное"? На мой личный взгляд конечно, но это, мягко говоря, некорректно хотябы с точки зрения объективности.

Николай Орехов   23.10.2020 10:52     Заявить о нарушении
Спасибо за прекрасный вопрос. Действительно, что такое правильное мышление? Кто установил, что оно правильное, каковые критерии и прочие вопросы задаст любой человек, если он не идиот. Можно ли установить критерии правильности мышления? Какие науки занимаются изучением мышления? - Логика и философия. В рамках этих наук уже давно (еще Аристотелем) выведены законы мышления, нарушение которых приводит к так называемым ложным суждениям. Это базовая логика мышления, или Аристотелева логика. Соотвественно, в рамках этой логики, согласно закону тождества суждение может быть либо истинным, либо ложным и никогда ложным и истинным одновременно. Однако, люди уже давно заметили, что часто эта логика нарушается, что приводит к так называемым логическим парадоксам. На самом деле, эти парадоксы лишь показывают границы применения формальной логики, за рамками которой начинается другой слой (или тип) мышления, который называется диалектическая логика. Они отличаются друг от друга примерно как пространства 2D и 3D. В рамках диалектической логики мы можем ответить, например, на вопрос "Я 20 лет назад и я сейчас это тот же я?". Формальная логики не допускает одновременности истинности и ложности суждения, а для диалектической логики закон "А равно А и одновременно не А" это базовый закон.
Соотвественно "правильное мышление" это то, которое может одновременно учитывать одновременно единство и противоположность понятий в рамках одного и того же суждения. Формальная логика, которой оперирует большая часть людей неизбежно приводит к тупикам. Если их можно просчитать на 2-м и 3-ем ходу, то на 333-ем они принципиально непросчитываемы. Владение диалектическим мышлением позволяет не просчитывать все ходы наперед, а изначально знать, что принимается априори непротиворечивое решение!
Проблема в том, что переход от мышления на базе формальной к диалектической логике это процесс отказа от старых привычек мышления, от старых стереотипов, который может быть очень болезненным для индивидуума. В противном случае, это не овладение диалектическим мышлением, а натаскивание в использовании формул, которые рано или поздно дадут сбой. Вот вам еще один критерий для правильного мышления - нужно быть его носителем, а не просто владеть методологией мышления. Чем отличается носитель от ученого, овладевшего методологией такого мышления? Тем, что носитель прежде всего применяет ео по отношению к себе, а потом уже с этой позиции рассматривает явления окружающего мира. Ученый считает, что достаточно применение методов для изучения явлений, а к себе он будет применять только формальную логику. Слово "ученый" я использую в кавычках, поскольку диалектическое мышление отчасти можно назвать научно-философским подходом. Поэтому "ученым" здесь может быть любой индивидуум, который пытается разобраться в данном вопросе. Ну а чтобы дать вам пример и пищу для размышлений, можете рассмотреть вопрос "что такое мое индивидуальное я и где проходят границы его рассмотрения"?

С наилучшими пожеланиями,

Виктор Степаненко Старший   23.10.2020 12:28   Заявить о нарушении
Логика и философия не занимаются мышлением, они занимаются его оценочной характеристикой. Определения правильности или неправильности мышления из уст уважаемых древних философов и логиков есть субъективизм, которые можно принимать как абсолют, либо с определёнными оговорками. Само по себе мышление есть физиологический процесс в центральной нервной системе и занимаются им нейрофизиологи, которые никогда не дадут мышление оценку - правильное оно или нет. Но это всё мои личные суждения уже по другой по теме, в которую я не хочу здесь углубляться. Объяснюсь, почему у меня возникли приведенные в моей рецензии вопросы. Исходя из содержания статьи в основе оценочного суждения о правильности или неправильности мышления лежит оценочное суждение о результатах решений и действий, принимаемых или принятых в ходе этого мышления. Это логически вытекает даже из названия статьи: если действия привели в тупик, то есть они - тупиковые, значит мышление - неправильное. А если те, кто принимал или принимает решения именно к такому результату и стремились? Будут ли они, получив намеченный для себя результат, считать своё мышление неправильным? Конечно - нет. С их точки зрения их мышление было логичным и правильным. То есть, оценочные суждения в статье о правильности или неправильности мышления конкретных людей и их групп, делаются на основе субъективной оценки результатов принятых и принимаемых решений, которые не соответствуют ожиданиям и видению этих результатов у автора статьи, что, в свою очередь, говорит о субъективном и относительном характере оценочных суждений о мышлении в данном конкретном случае. Вот такое у меня сформулировалось резюме в ходе прочтения статьи, но для озвучивания его мне не хватало ответов на некоторые вопросы. Ответы получил и резюме своё озвучил. Разумеется, характер этого резюме исключительно субъективный. Есть ещё один момент, объясняющий почему я решил оставить свой комментарий к ней. Дело в том, что подобный подход на практике проявляется иногда в оценке личностных качеств принимающих решения руководителей различного уровня, вплоть то высшего руководства страны. Те, кого не устраивает в какой-то степени результат принимаемых ими решений, выносят суждение о том, что это, извините за выражение, тупые и безграмотные люди, принимающие в силу своей безграмотности и некомпетентности неправильные решения; в логике статьи - у них неправильное мышление. Но это далеко не всегда так. Гораздо чаще все принимаемые решения логически продуманы и ведут к намеченному руководителем результату. И получается, что в оценке внешнего наблюдателя, который считает полученный результат негативным, мышление у принимающего решение было ошибочным, а для самого принимающего его мышление было правильным и единственно верным. Чтобы его понять, нужно ответить на вопрос - почему? А для этого нужно включить логику и учесть все факторы, определяющие в момент принятия решения процесс мышления руководителя, особое внимание при этом уделяя личным его мотиваторам.
С уважением.

Николай Орехов   23.10.2020 14:18   Заявить о нарушении
"Само по себе мышление есть физиологический процесс в центральной нервной системе и занимаются им нейрофизиологи, которые никогда не дадут мышление оценку - правильное оно или нет. "
Вот вам еще один вопрос над которым я предлагаю вам подумать: "мышление это объективный процесс или субъективный?". Если это объективный процесс, то значит любое мышление объективно. Если субъективный, то нейрофизиологи не могут его изучать, потому что у каждого индивидуума он будет свой. Логика и философия занимаются именно этим вопросом, нейрофизиологи занимаются нейрофизиологией.

"Те, кого не устраивает в какой-то степени результат принимаемых ими решений, выносят суждение о том, что это, извините за выражение, тупые и безграмотные люди, принимающие в силу своей безграмотности и некомпетентности неправильные решения; в логике статьи - у них неправильное мышление. Но это далеко не всегда так. Гораздо чаще все принимаемые решения логически продуманы и ведут к намеченному руководителем результату. "

Есть логика, и есть логика. Есть логика 2D и логика 3D. Базовая (предустановленная) логика людей бинарная - "или-или". Мы же живем в мире 3D. Неважно скольки пядей во лбу человек, руководитель, если он мыслит на базе бинарной логики "или-или", его логика никогда (!) не соответствует действительности, а потому в перспективе всегда приводит к конфликту, к тупику. Если человек владеет глубиной своего мышления, что называется диалектической логикой, то он видит действительность неискаженной, а потому может принимать внутренне непротиворечивые решения.

Подведу итог. Неправильное мышление - это не субъективное оценочное суждение, попытка кого-то или что-то критиковать. Это констатация факта, который заключается в том, что базовая модель мышления "или-или" хорошо бы работала в двухмерном измерении, но поскольку мы живем в трехмерном измерении, то она неизбежно приводит к тупикам и парадоксам. Вся человеческая история - тому подтверждение. Пора человечеству взрослеть и выходить в объем.

Виктор Степаненко Старший   23.10.2020 17:05   Заявить о нарушении
Мне не нужно думать на тем вопросом, подумать над которым Вы мне предлагаете. Для меня сама по себе такая постановка вопроса некорректна. Сам по себе процесс мышления изначально по отношению к человеку объективен, поскольку и сама центральная нервная система и её анатомические и физиологические особенности, определяющие характер протекания процесса мышления, сформированы не самим человеком по своей воле, а заложены в структуру его ДНК в момент его зачатия; на процесс формирования анатомических и физиологических особенностей ЦНС в процессе её формирования до момента рождения к тому же влияют ещё и другие внешние факторы. То есть, говоря простым языком, на момент рождения человек имеет то, что дано ему извне, в том числе и нейрофизиологический аппарат, анатомические и физиологические особенности которого определяют характер его мышления. В этом плане мышление по отношение к родившемуся человеку изначально объективно. Однако в дальнейшем человек способен воздействовать на этот аппарат и изменять его, либо в плане развития либо в плане разрушения. В подробности анатомии и физиологии ЦНС вдаваться не буду. Суть в том, что поскольку эти изменения происходят под воздействием самого человека, то процесс мышления становится уже субъективным. Есть ещё два фактора определяющих именно субъективный характер мышления человека. Первый - каждому человеку (субъекту) присущи свои особенности анатомии и физиологии его ЦНС, которых нет ни у кого другого, определяющие характер его мышления, то есть его субъективность. Второй - мышления без субъекта не существует; процесс мышления человека прекращается со смертью его мозга. То есть, задаваться вопросом - объективно или субъективно мышление человека, это, в первом приближении, всё равно, что задаваться вопросом объективны и субъективны его отпечатки пальцев, сила мышц и т.п..
Что же касается форматов мышления 2D и 3D, то я, пожалуй, оставлю это без комментариев, поскольку для меня это не форматы, а широта решаемых человеком задач в диапазоне "человек - человечество", и никакой разницы в логике решения этих задач для меня нет. То есть, это дискуссионная тема, а я не сторонник длительных дискуссий на сайте. Я лишь высказываю иногда, когда тема мне интересна, своё мнение по затронутому в статье вопросу, не настаивая на его абсолютной верности, и не опровергая позиции автора статьи, даже если я с ним не согласен. Сколько людей, столько мнений, особенно в подобных вопросах.
Удачи Вам.

Николай Орехов   23.10.2020 18:50   Заявить о нарушении