Помнить всё

«От тюрьмы, да от сумы не зарекайся» - гласит народная мудрость. Но. Новые правила повседневности, среди практик, культивирующих межличностную «независимость», предписывают и советов не давать, и не слушать «окружающих».
Вот и формируется вместо независимости, отчуждение и чёрствость. И, вдруг, обнаруживается, что окружают нас уже не столько друзья, братья и соотечественники, сколько люди посторонние, даже в большей степени, чем герой романа Альбера Камю.
Впрочем, опять же: «Разделяй и властвуй». А это правило древнее вышеупомянутой мудрости. Возможно, оно и лежит в подоплёке нервных утверждений тщательно замаскированной Интернет – публики о том, что события, связанные с политическими репрессиями, «не столь значительны и масштабны» как их представляли три последних десятилетия.
Вот уже несколько лет как, отрицать очевидное стало модно, что ли. Этакое оригинальничание. Но обществоведы уже давно говорят об опасном социально-политическом ревизионизме методами обесценивания ключевых историко-культурных событий, повлекших значительные жертвы, в целях извлечения… конечно же стратегических ресурсных выгод! Разобщённое общество более уязвимо перед разрушающими и порабощающими технологиями, стремящихся к всевозможным перераспределениям и оптимизациям исторических, социально-политических завоеваний. Отсюда и покушения на пересмотр итогов Второй мировой войны, и отрицание Холокоста, и злонамеренное уменьшение масштабов ущерба обществу в результате политических репрессий.
30 октября, невзирая на репрессирующих память о репрессированных, нам есть кого вспомнить. К досаде тех, кто заявляет: «поделом», - им следует чаще задавать вопросы: «Кому поделом? Священникам русской православной церкви и священнослужителям других конфессий, в отношении которых политические репрессии были очевидно массовыми? Эффективным военным, разрушительные репрессии в отношении которых объяснялись потом успешной дезинформацией вражеских спецслужб? Детям, чья вина заключалась лишь в том, что они родились в семьях будущих жертв репрессий? Жертвам доносов карьеристов, сутяг, завистников, справедливо реабилитированным, но слишком уж запоздало?
Собственно, и по ведомствам самих исполнителей воли карающих волны репрессий прокатывались не менее четырёх раз. И за всеми этими «волнами» люди, судьбы, семьи…
30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, нам очень важно самостоятельно вспоминать о потерях, борьбе за справедливость и покаянии перед безвинно загубленными. Самим, без внешних подсказок и внешнего «заботливого» финансирования.
Кстати, для многих этот день – и есть день семейных воспоминаний. О людях родных, но слишком ярких, слишком стремительных, слишком талантливых, слишком свободолюбивых.
Разрешат или запретят прикреплять дюралевые памятные таблички на фасадах – не так уж и важно. Важно самим не становиться жертвами манипуляций стирающих память или использующих её в своих узкокорыстных политических целях.
30 октября – важный для государства, стремящегося к правовому самосовершенствованию, день памяти. Важно учитывать, что в этот день и в его преддверии будет проходить множественные официальные мероприятия посвящённые памяти жертв политических репрессий. Для тех, кто выжил в перенесённых испытаниях, эти официальные диалоги важны. Пострадавшим за справедливость очень важно видеть, что она восторжествовала, прежде всего, от имени государства.
А всем нам очень важно хранить эту важную часть истории, тем более, если они коснулась семьи, наших близких. Хранить, в назидание подрастающему поколению. Помнить всё и не отрекаться.


Рецензии