Верующий в бога - еще не Homo sapiens Глава 45

АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ


Предисловие:
45. Я дам несколько примеров того, что засело в голову этих маленьких людей, что вложили они в уста своему учителю: это настоящее признание «прекрасных душ»...
«И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу» (Марк 6, 11). — Как это по-евангельски!..
«А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море» (Марк 9, 42). — Как это по-евангельски!..
«И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает» (Марк 9, 47). — Не глаз только здесь подразумевается...
«И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Марк 9, 1). — Хорошо солгал, лев.
«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо...» (Примечание психолога. Христианская мораль опровергается этим «ибо»: опровергать ее «основы» — это по-христиански) (Марк 8, 34).
«Не судите, да не судимы будете. Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Матф. 7, 1). — Какое понятие о справедливости, о «праведном судии!..»
«Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и мытари?» (Матф. 5, 46). — Принцип «христианской любви»: она хочет быть в конце концов хорошо оплаченной...
«А если не будете прощать людям согрешений их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Матф. 6, 15). — Очень компрометирует вышеназванного «Отца»...
«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матф. 6, 33). — Все это: т. е. пища, одежда, все насущные потребности жизни. Заблуждение, скромно выражаясь... Незадолго перед этим Бог является портным, по крайней мере в известных случаях...
«Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их» (Лука 6, 23). — Бесстыдное отродье! Они сравнивают себя уже с проро­ками!..
«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (І Коринф. 3, 16). — Для подобного нет достаточной меры презрения...
«Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела?» (І Коринф. 6, 2). К сожалению, не только речь сумасшедшего... Этот ужасный лжец продолжает: «Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские!..»
«Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих... не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных. Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась перед Богом» (I Коринф. 1, 20 и далее). — Чтобы понять это место — перворазрядное свидетельство для психологии всякой морали чандалы, нужно прочесть первое рассмотрение моей «Генеалогии морали»: там впервые выведена на свет противоположность аристократической морали и морали чандалы, родившейся из ressentiment и бессильной мести. Павел был величайшим из всех апостолов мести.
Фридрих Ницше. «Антихристианин. Проклятие христианству»


Глава 45
АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ
Не говорите, что мне делать,
и я не скажу, куда вам идти.
Ф. Раневская
Ольгерд Леонардович, перечитывая сорок шестую главу «Антихристианина...», которая предшествовала главе об Александре Невском, обратил внимание на то, как метко Ницше отметил, что, «...читая Новый Завет, отдаешь предпочтение всему, что он третирует, не говоря уже о „мудрости мира сего“, которую дерзкий враль напрасно пытается посрамить „юродливой проповедью“». Ольгерд, готовясь к «встрече» с Александром ­Невским, долго выбирал главу «Антихристианина...» как вступление для анализа одиозной фигуры, которая благодаря церкви и обстоятельствам из заштатного князька заняла главенствующее место в российской истории. По здравому же размышлению приходишь к выводу, что выбирать-то было не из кого. Истории, достойной «Великого народа» ведь нет, и ее создателям приходится выкручиваться, лгать, фальсифицировать, уподобляться дерзким вралям Нового Завета.
Следуя традициям вралей, Православная церковь России под патронатом Кирилла перещеголяла своего учителя в возвеличивании этой личности.
В последний день 2008 года, 31 декабря, в венгерском ежедневнике «Непсабадшаг» вышла статья о телепроекте «Имя Россия. Исторический выбор-2008». Авторы статьи — ведущие историки Центра Русистики, профессора Тамаш Краус и Дюла Свак.
Статья стоит того, чтобы полностью предстать пред очи читателя — лучше не скажешь.
Выбор России
Россия выбрала. На этот раз не вождя, а имя. Имя величайшего русского всех времен, которое в эпоху пост-постмодерна должно функционировать в качестве «брэнда» нации. В воскресенье грандиозное многомесячное избирательное шоу «Имя Россия» закончилось, причем закончилось с результатом, скучным для многочисленной и предельно возбужденной публики.
Конечный результат был получен в итоге многомесячного соревнования, состоявшего из трех этапов. Сначала перечень из пятисот имен был сужен до «Списка Пятидесяти», затем на основании около сорока пяти миллионов (!) голосов, присланных по интернету, было выбрано двенадцать финалистов. После этого вызвавший крупные дискуссии и сильно расколовший общественное мнение конкурс, на различных этапах которого лидировали то святой Сергий Радонежский, то Ленин или Сталин, был продолжен на телеканале «Россия». Двенадцать участников ­«соревнования» в серии из двенадцати передач были представлены двенадцатью приглашенными, не столько разгневанными, сколько вдохновенными мужчинами. На этом, третьем, этапе проекта все претенденты быстро разделились на «тройки». От остальных рано оторвалась тройка, состоявшая из Александра Невского, Сталина и Петра Великого, ее преследовало трио Ленин–Пушкин–Столыпин. Далее со значительным отставанием шли Екатерина Великая, царь-реформатор Александр II и Суворов, великий полководец XVIII века. В конце списка финалистов плелись Менделеев и Достоевский, а последнее место прочно занял Иоанн IV Грозный. Для последнего уже само участие в финале считалось превышающим его силы достижением, ведь в финал не попали такие личности, как руководивший взятием
Берлина маршал Жуков или, что еще более неожиданно для венгров, Лев Николаевич Толстой.
Финишная борьба принесла необыкновенные волнения и неожиданные повороты. На предпоследней неделе Пушкин удвоил число голосов и вышел вперед, в то время как на третье место поднялся Столыпин. Сталин и Петр Великий, долго шедшие в лидирующей группе, откатились на четвертое и пятое места. И тогда состоялась последняя, двенадцатая, передача, посвященная Столыпину, в которой роль защитника «национально-либерального» монархиста, премьер-министра России начала ХХ в., ответственного за казнь тысяч революционеров, сыграл всемирно известный актер и режиссер Никита Михалков.
После этой передачи мы думали, что итог проекта можно предсказать заранее. Конечно, этим мы отнюдь не хотим сказать, что проект, основанный на голосовании зрителей, манипулировался сильнее, чем другие развлекательные шоу с интернетным или телефонным голосованием, как, например, венгерское шоу «Мегастар» или программы «Великие...» в других странах. Например, на давшем образец канале ВВС в 2002 г. лишь с большим трудом удалось объявить победителем сэра Уинстона Черчиля, одолевшего таких конкурентов, как, например, леди Диана. Еще более крупный скандал разразился в Украине, где, по сообщениям прессы, победу наверняка одержал бы получивший печальную известность Бандера, который, во время Великой Отечественной войны, ссылаясь на «национальную независимость», сотрудничал с фашистами и участвовал в преступлениях Холокоста, если бы организаторы конкурса не одумались и не объявили победителем князя Ярослава Мудрого. Еще более абсурдный список получился в результате голосования, состоявшегося в 2003 в Соединенных Штатах, где в первой десятке, помимо занявшего первое место Рональда Рейгана, оказалось еще пять президентов, причем украшением списка стал занявший шестое место Джордж Буш-младший, которого ныне можно встретить в хвосте рейтингов популярности.
Aналитик скорее чувствует некую неопределенность в целях и направленности организаторов проекта. Согласно его официальному сайту, на одном из ранних этапов пришлось пренебречь миллионами голосов, потому что сайт программы подвергся атаке хакеров, накрутивших рейтинг Сталина и святого Сергия. После этого голосование за лучшую дюжину выиграл получивший более двух миллионов голосов Александр Невский, за которым следовали Пушкин и Достоевский. В этот момент казалось почти несомненным, что именно Александру Невскому предназначено выиграть и финал, поскольку он лидировал практически до самого конца, правда, непрерывно ощущая дыхание преследовавшего его Сталина. Петр I, уверенно побеждавший во всех опросах общественного мнения 90-х гг., все сильнее отставал от лидеров. Не говоря уже о Ленине, который ранее прочно занимал третье место после Сталина и Петра I в репрезентативном всероссийском опросе, проведенном корректными методами. Однако вдруг, подобно голубю из цилиндра, публике был представлен Столыпин, который за несколько часов до окончания голосования еще занимал первое место и в конце концов лишь менее чем на 1000 голосов отстал от победителя, Александра Невского, получившего 524 575 голосов. Еще на четыре тысячи голосов отстал Иосиф Сталин, занявший третье место.
В России, пережившей смену общественного строя, шоу «Имя Россия» стало крупнейшей попыткой повлиять в желаемом направлении на исторические взгляды масс с целью заменить новым идентитетом старый, утерянный вместе с социализмом. Ход и итог конкурса показали, что, натолкнувшись на противоположное давление масс, элиты все еще испытывают неуверенность относительно того, какие ценности прошлого следует предложить людям нашей эпохи.
Если Англии, охваченной имперской ностальгией, под сильным воздействием политической власти и медиакратии понадобился Черчилль, а Америке необходим какой-нибудь президент или дежурная звезда, то в России вкусы элиты лучше всего выражает Столыпин, реформатор царской монархии. Независимо от того, кто оказался «победителем», ясно одно: именно Столыпин с его антиреволюционными и антисоциалистическими убеждениями и попыткой — добавим, неудачной попыткой — совместить частную капиталистическую собственность с русским государственным национализмом лучше всех остальных одиннадцати претендентов воплощает легитимацию, оправдание существующего ныне режима. Занявший четвертое место Пушкин, как бы то ни было, является символом русской культуры, «певцом свободы», и как бы он ни был чужд духу новой деловой и рекламной культуры, его позиции в современном российском обществе не так уж слабы. Обладатель пятого места, Петр Великий, в отличие от Столыпина, не «демократизировал» монархию, а скорее «консервировал» ее, будучи при этом убежденным «западником». Петр Великий является символом другого направления современного консервативного государственного национализма. То, что в конце концов победителем стал все же не Столыпин, возможно, объясняется его относительно малой известностью и сопротивлением масс. Пришлось прибегнуть к компромиссному решению, воплотившемуся в личности князя XIII века, одержавшего победу в «Ледовом побоище» и не затрагивающего ничьей чувствительности, ведь он был героем, победившим немцев, да и к тому же жил в далеком прошлом. Как Ярослав Мудрый у украинцев.
Каким бы манипулятивным мы не считали итог телепроекта, голосование показало, что неоднородно и левое крыло российской политики. В отличие от Ленина, Сталин, преследовавший имперские цели, воплощает более жизнестойкую традицию государственно-социалистического прошлого, ведь с его именем связана победа в Великой Отечественной войне. Относительно высокий рейтинг Ленина (он стал шестым, получив 424 тыс. голосов) свидетельствует о наличии ненационалистического, социалистического направления левых сил. Совокупное количество голосов, отданных за этих двух представителей левых, показывают неожиданное сопротивление существующему капиталистическому режиму, над чем ст;ит задуматься и тем, кто считает капитализм окончательным решением для всего человечества (и прежде всего, конечно, для России). В то же время Ленин и Сталин представляли и поныне представляют два различных направления внутри левых.
Сегодняшние сторонники Столыпина, массы «новых русских», в усло­виях мирового кризиса видят залог сохранения своего режима в современной форме националистического авторитаризма, снова позабыв о «подданных», значительная часть которых вряд ли поддастся такому соблазну. Заметны и иные вызовы: советская эпоха тоже является живущей с нами историей. Историческое шоу «Имя Россия» с большим успехом репродуцировало и симулировало в виртуальном пространстве русскую историю. Телепроект, призванный содействовать достижению духовного единства России, в современном политическом пространстве снова разделил российское общество на монархистов и революционеров.
Однако по правилам рынка настоящее телешоу всегда должно иметь счастливый конец, и в руках его организаторов есть средства для утверждения справедливости в виртуальном мире. Но медиапобеда, одержанная Александром Невским в XXI веке, выражает не только «духовное единство» России, но и союз государства и церкви, который ясно дает понять российскому обществу (и всему миру), что военная доблесть русских несомненна и свята. Нельзя забывать о том, что в сталинскую эпоху, особенно во время Великой Отечественной войны, образ Александра Невского вдохновил и советскую пропаганду, которая преувеличила и приукрасила его реальные исторические достижения. Эта военная традиция, а также величие России как единого государства отразились в созданном по приказу Сталина фильме «Александр Невский (1938) (с музыкой Прокофьева), который в эпоху государственного социализма могли видеть и венгерские зрители.
Вот так смог стать «именем России» Александр Невский, святой православной церкви, который с благословения его представителя на телевидении, временного главы церкви митрополита Кирилла внес примирение в телепередачу канала по имени «Россия». Вопрос теперь лишь в том, примирятся ли с этим граждане страны по имени Россия.
Оставив на совести авторов анализа ряд вопросов телешоу, обратим внимание на два из них: временном главе церкви митрополите Кирилле, который теперь уже не временный, и самой фигуре Александре Невском.
Поскольку митрополиту Кириллу будет посвящена отдельная глава как Главе РПЦ Московского Патриархата, то дальше предлагаем вниманию читателя некоторые факты из биографии Александра Невского.
Официальная версия рождения Александра Ярославовича Невского (1221(?)–1263) — великий князь владимирский с 1252 года. Сын князя Ярослава Всеволодовича.
Александр Невский — пример несправедливого присуждения современностью регалий и возведения на пьедестал личности, заслуживающей сидеть, но не на троне, а на параше в тюремной камере — хотя бы за расправу над новгородцами по причине неуплаты податей Золотой Орде.
Какие бы то ни было выдающиеся его деяния как государственного мужа заметить трудно.
Действительно, как утверждает Википедия, всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу Невы, в устье реки Ижоры 15 июля 1240 года над шведским отрядом, которым, по легенде, командовал будущий правитель Швеции ярл Биргер. Александр лично участвовал в битве, «самому королю възложи печать на лице острымь своимь копиемь». Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским. Но впервые это прозвище встречается в источниках только с XIV века, более чем через полтора столетия, поскольку известно, что некоторые потомки князя также носили прозвище Невских, и, возможно, таким образом за ними закреплялись владения в этой местности. Традиционно полагают, что сражение 1240 года предотвратило потерю Русью берегов Финского залива, остановило шведскую агрессию на новгородско-псковские земли. Однако в шведской Хронике Эрика XIV в. о жизни Биргера этот поход вообще не упоминается. И не упоминается по ­простой причине: или этой битвы вообще не было, или это был эпизод, не заслуживающий внимания. Да и был ли лещ в сетях, была ли рыбалка? По некоторым источникам, Александр родился не в 1220, а в 1228 году, когда Ярослав Всеволодович, княживший в Новгороде, вступил в конфликт с горожанами и вынужден был отъехать в Переяславль- Залесский. И во время онного сражения ему было всего двенадцать лет, он был андом сына Батыя и пребывал у хана, правителя западной части монгольской державы —
Золотой Орды. Согласно некоторым источникам, Александру Невскому приписывают цитату из Евангелия от Матфея, глава 26, стих 52. Якобы, вернувшись после битвы в освобожденный Псков, он сказал отпускаемым пленникам: «Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь [в то время еще не Московия, а Моксель] жива. Пусть без страха жалуют к нам в гости. Но если кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет Русская земля!» Впрочем, если быть точным, впервые слова эти произнес исполнявший роль Невского знаменитый актер Николай Черкасов на фоне декораций древнего Пскова в кинофильме «Александр Невский», снятом по сценарию Сергея Эйзенштейна и Петра Павловского.
С 1252 года Александр — великий князь владимирский. Из монгольского Каракорума Александр Невский возвратился, в благодарность от Батыя, Великим князем Киевским — жестоким усмирением новгородцев, своих единоверцев, он заслужил уважение хана и был отпущен с миром и почестями. В Киев не поехал, поскольку Киевская Русь не была под юрисдикцией Золотой Орды, а послал туда своего воеводу.
Канонизирован Русской православной церковью.
Авторитет и выдвижение на передний план политики Александра
Невского становится понятным, когда читаешь резюме к телешоу Сергея Лаврова.
«Известный полководец Александр Невский заложил основы многовекторной российской дипломатии и уделял большое внимание укреплению российского государства — задача, которая также выполняется в последние годы. Активность Александра Невского на Западе и Востоке заложила то, что мы называем многовекторной дипломатией. Россия во внешнеполитическом плане должна работать на всех направлениях.
Он уделял большое внимание собиранию российских земель, укреплению российского государства. Это вполне отражает проблемы и задачи, которые наша страна решает последние восемь лет. Александр Невский — фигура легендарная — политик, полководец, дипломат и государственный муж».
Касаемо собиранию земель — понятно, но каких? Ведь только в начале XVIII века при Петре І у Киевской Руси было украдено имя Русь и Мос­ковия стала называться Россией, то бишь собирателем русских земель Александр Невский не мог быть по определению, а собирать — да и собирал ли? — мог только «залышанские земли».
Дерзкий враль, как утверждает Фридрих Ницше, обманывает народы. К этому обитатели Ойкумены, как предыдущих поколений, так и XXI века, привыкли и даже смирились. Но сколько учеников за двадцать одно столетие проросло и выросло у этого враля — трудно себе даже представить! И самым заметным на общем фоне является российское православие, которое заставляет врать народ и верить своей же выдумке.
«Да... — подумал Ольгерд, — надо быть великим фальсификатором, чтобы заставить народ обманывать самого себя».
Ольгерд сидел, насупившись, не зная, как закончить главу. Куда ни сунься — везде сплошная ложь и нечистоплотность. Эта традиция, унаследованная от христианской лжи, возведенная в абсолют при написании истории Мокселя, приводила Ольгерда в бешенство. Он четко понимал, что каждый правитель пишет историю под себя, но фальсификация в таком масштабе — это переходит все границы! И в тот момент, когда Ольгерд готов был «сжечь рукопись», или попросту — стереть пост, к нему зашла Уицрик. Ольгерд, видя в этом знак, без всяких церемоний предложил Уицрик прочитать написанное.
— Да вы что, сговорились, что ли? Только что была у Беатрис — и та тоже мечется, не знает, как закончить главу о Флавии Константине, который, победив под языческими знаменами Максенция у Мульвиева моста в 313 году, увидел крест на солнце и принял христианство.
Ольгерд улыбнулся своей слабости и пригласил Уицрик к монитору.
Та стала читать.
Ольгерд наблюдал за выражением лица Уицрик, которое по мере чтения отображало характер восприятия написанного.
— Так что тебя смущает? Ты что, не знал, что Александр Невский — одна из наиболее одиозных фигур в истории Мокселя?
— Я просто не знаю, как закончить главу.
— Да никак! Ты изложил факты, и пусть читатель сам решает, что ему принимать за истину. Помнишь, что на этот счет сказал Фридрих Ницше? «Нужно ли говорить еще, что во всем Новом Завете встречается только единственная фигура, достойная уважения? Пилат, римский правитель... Благородная насмешка римлянина, перед которым происходит бесстыдное злоупотребление словом «истина», обогатила Новый Завет новым выражением, которое имеет цену, которое само по себе есть его критика, его отрицание: «Что есть истина!..»
Этой истиной, погрязшей во лжи, и прикрываются на каждом шагу здравствующие правители России, рассматривая как исторические события, так и события текущего дня.
 — Уицик, дай я тебя поцелую, умницу. Ты сняла с меня груз, который я не знал, как с себя сбросить. А Леночке ты ведь не скажешь, что я тебя целовал!
— Ну еще бы, за кого ты меня принимаешь. И да, я вообще-то зашла к тебе спросить: ты не знаешь, где девался Олег? Вот уже вторые сутки не могу к нему дозвониться.


Рецензии