1918 февраль Красная Гвардия остановила немцев

17 февраля 1918 г. СССР: родился Владимир Щербицкий – соратник Брежнева

БСЭ:

«ЩЕРБИЦКИЙ Владимир Васильевич (р. 17.2.1918, Верхнеднепровск, ныне Днепропетровской обл. УССР), советский парт, и гос. деятель, дважды Герой Социалистич. Труда (1974, 1977). Чл. КПСС с 1941. Род. в семье рабочего. В 1941 окончил Днепропетровский химико-технологич. ин-т. В 1934-35 на комсомольской работе. В 1941-45 в Сов. Армии, участник Великой Отечеств, войны. С 1946 работал на инженерно-технич. должностях в Днепродзержинске. В 1948-51 2-й секретарь Днепродзержинского горкома КП Украины. В 1951-52 парторг ЦК КПСС Днепровского (г. Днепродзержинск) металлургич. з-да им. Ф. Э. Дзержинского. В 1952-54 1-й секретарь Днепродзержинского горкома КП Украины. В 1954-55 2-й секретарь, в 1955-57 1-й секретарь Днепропетровского обкома КП Украины. В 1957-61 секретарь ЦК КП Украины. В 1961-63 пред. Сов. Мин. УССР. В 1963-65 1-й секретарь Днепропетровского обкома КП Украины. В 1965- 1972 пред. Сов. Мин. УССР. С 1972 1-й секретарь ЦК КП Украины. Чл. Центр, ревизионной комиссии КПСС в 1956-61. Чл. ЦК КПСС с 1961. Канд. в чл. Президиума ЦК КПСС в 1961-63 и в 1965-66. Канд. в чл. Политбюро ЦК КПСС с 1966. Чл. Политбюро ЦК КПСС с апреля 1971. Чл. Президиума ЦК КП Украины с 1957, чл. Политбюро ЦК КП Украины с 1966. Деп. Верх. Совета СССР 5-9-го созывов. Чл. Президиума Верх. Совета СССР с 1972.»

Умер 16 февраля 1990 г.

17 – 18 – 19 февраля 1918 г. Коканд: мирная конференция Советов и Кокандского буржуазного правительства, переворот «Улемы» и ее разгром  ташкентскими красногвардейцами – установление советской власти

События в Коканде стремительно развивались три дня:

17 февраля – мирная конференция Советов и Кокандского правительства.

По  П.Алекеенков «Кокандская автономия» Ташкент, УЗГИЗ, 1931:
«Случайного характера переговоры между представителями советской власти и представителями Кокандской автономии велись с самого начала кокандских событий. Но уже с 17 февраля начались официальные переговоры. По предложению Ревкома, стремившегося по возможности оттянуть момент решительной схватки, до получения подкрепления из Ташкента и Самарканда, на которые Ревком изо дня в день рассчитывал, правительство Кокандской автономии и поддерживавшие его организации прислали своих представителей и, таким образом, открылась мирная конференция, на которой присутствовало с нашей стороны 27 человек и со стороны правительства Кокандской автономии 24 человека.»

18 февраля – улемистский переворот в Коканде – падение буржуазного правительства автономии.

По  П.Алекеенков «Кокандская автономия» Ташкент, УЗГИЗ, 1931:

«В 10 час. 30 м. 17 февраля заседание мирной конференции было прервано до получения ответа от Чанышева. Утром 18 февраля ответ был получен. Чанышев давал согласие на ведение переговоров. Иргаш, под влиянием улемы, решил теперь действовать самостоятельно. Улема принимала все меры к тому, чтобы накалить атмосферу, чтобы до возможных пределов обострить развернувшуюся борьбу. В мечетях все время происходили моления и читались проповеди, в которых правоверные призывались к началу священной войны (газават). В тоже время улема внимательно следила за всеми действиями буржуазного правительства Кокандской автономии. Недовольная нерешительностью «правительства» и постоянными колебаниями полковника Чанышева, улема решила использовать момент для того, чтобы захватить в свои руки руководство движением. Переворот произошел весьма быстро и легко. Иргаш, располагавший несколькими тысячами головорезов, хотя и очень слабо вооруженных, но слепо ему подчинявшихся, арестовал военного министра Чанышева и некоторых других министров. Затем были арестованы русские офицеры, находившиеся в отряде полковника Чанышева. Самому Мустафе Чокаеву и некоторым другим членам его правительства удалось бежать. Уже за городом, в одном из кишлаков, Чокаев был задержан дехканами и едва не был отправлен в Коканд, но случайно встретивший его знакомый помог ему бежать. С момента падения прежнего буржуазного правительства Кокандской автономии Мустафы Чокаева, вся полнота политической власти внешне перешла к Иргашу; а фактически – к союзу «Улема», руководители которого все время стояли за спиной Иргаша и действовали им, как марионеткой.»

19 февраля начало разгрома «Улемы» ташкентскими красногвардейцами.

По  П.Алекеенков «Кокандская автономия» Ташкент, УЗГИЗ, 1931:
«В ночь с 18 на 19 февраля из Ташкента стали прибывать эшелоны с воинскими частями и наспех вооруженными ташкентскими рабочими во главе с военным комиссаром Перфильевым. Переговоры в это время все еще продолжались, но с каждым часом затягивались все более и более. Улемистский переворот внутри Кокандской автономии привел к тому, что сама делегация противника не могла договориться об условиях мира. Перфильев, принявший на себя командование всеми сосредоточенными в Коканде советскими войсками и вооруженными рабочими отрядами пришел к выводу, что ожидать конца мирных переговоров не приходится, что нужно силой оружия ликвидировать банды Иргаша. В 10 ч. 15 минут 19 февраля советское командование предъявило Иргашу ультиматум, в котором предлагало сложить оружие к известному сроку. Мирная конференция прекратила свои заседания. Все с напряжением ожидали ответа Иргаша. Срок ультиматума истекал в 1 час дня. В 12 часов 45 мин. был получен ответ Иргаша – он отказался выполнить предъявленные советским командованием требования. В 1 час дня начался артиллерийский обстрел старого города, который с перерывами продолжался до темноты. Утром 20 феврали началось наступление пехоты на старый город, при чем советские войска почти не встретили никакого сопротивления. Банды Иргаша при первом же появлении наших войск, немедленно отступили.»

18 февраля 1918 г. главы германских миссий Мирбах и Кейзерлинг покидают Петроград, генеральное наступление Австрии и Германии на востоке

29 декабря 1917 г.н.с. в Петроград прибыли две германские миссии – экономическая – глава Мирбах и военно-морская – глава Кейзерлинг.

18 февраля 1918 г. по истечении срока германского ультиматума на переговорах в Брест-Литовске обе миссии покинули Петроград. Мирбах впоследствии  26 апреля 1918 г. вернулся в Россию как германский посол, и 6 июля 1918 г. был убит в посольстве в Москве.

18 февраля 1918 г. австро-германские войска перешли в генеральное наступление на восточном фронте – они беспрепятственно заняли огромные территории Украины, Белоруссии, Прибалтики.

БСЭ:

«Воспользовавшись разрывом переговоров, австро-герм. войска 18 февр. в 12 ч. дня начали наступление по всему Восточному фронту. Вечером 18 февр. на заседании ЦК партии после острой борьбы с "левыми коммунистами" большинство (7 - за, 5 - против, 1 - воздержался) высказалось за подписание мира. Утром 19 февр. пред. СНК В. И. Ленин направил в Берлин герм, пр-ву телеграмму, выражавшую протест против вероломного наступления и согласие Сов. правительства подписать герм, условия.»
Руководство СНК такого развития событий не ожидало.

В.Галин «Война и революция» М., «Алгоритм»,  2004:

 «17 февраля, началось наступление; за неделю немцы беспрепятственно продвинулись на 250 км, и только у Нарвы встретили настоящее сопротивление. Ленин отдал приказ взорвать при подходе немцев мосты и дороги, ведущие в Петроград, все боеприпасы увозить в глубь страны. Немецкое наступление произвело шокирующее впечатление на левых. Зиновьев писал: «Напрасно мы приняли те забастовки, которые были в Австрии и Германии, за девятый вал революции, когда это был только первый. Теперь нам наступили коленом на грудь»

Наступление германских войск на территории УНР было согласовано по «Брестскому миру». 1 марта 1918 г. германские войска заняли Киев, который был «освобожден советами» 26 января 1918 г.с.с. Соответственно Центральная Рада волнового героя Грушевского (см. 17 сентября 1866 г.с.с.) вернулась в Киев 7 марта 1918 г.

18 февраля 1918 г. Балтика: Швеция возвращает себе Аландские острова

По А.Широкорад «Финляндия. Через три войны к миру»:

«15 февраля 1918 г. к острову Аланд подошел отряд шведских кораблей. Шведы предъявили русским войскам ультиматум – до 6 часов утра 18 февраля эвакуировать с Аланда все русские войска на шведских судах в Ревель. Все военное имущество оставить на месте за исключением «одной винтовки на человека».

18 – 19 февраля 1918 г. природа: пожар в имениях Пушкина Тригорское и
Михайловское на Псковщине, точно в 81-ю годину погребения великого поэта

«Псковские хроники», Псков, ИД «Стерх», 2001:

по газете «Псковский набат», «Опаленная память»:

«18 февраля 1918 г. в шесть вечера загорелось имение Тригорское, а 19-го около 12 дня та же участь постигла и Михайловское. Сгорел пушкинский дом-музей и надворная постройка. Погибли в доме картина «Пушкин и Мицкевич у памятника Петру Великому», не представляющая никакой исторической ценности, бюст Пушкина рыночной работы, библиотека для колонистов, составленная в конце прошлого столетия, частью из современных Пушкину журналов, частью из новых книг. Из исторически ценных пушкинских вещей сгорел биллиард, на котором А.С.Пушкин играл одним шаром, и из каретного сарая пропала старинная, екатерининских времен, карета, катавшая Пушкина при жизни и привезшая прах его для погребения в Святогорском монастыре (см. 18 февраля 1837 г.н.с.). В Тригорском, кроме знакомого поэту дома, погибло гораздо больше вещей, связанных с памятью поэта.»
Читатель волновой истории видит удивительную и трагическую мнемонику этого события – имения Пушкина загорелись ровно через 81 год после его погребения 18 февраля 1837 г.н.с., а карета, которая привезла тело поэта 17 февраля 1837 г. пропала.

18 – 19 февраля 1918 г. Белорусь: польские войска разгромили красногвардейцев и заняли Минск

В Белоруссии приказам большевиков не подчинился 1-й Польский корпус, командующий генерал Довбор-Мусницкий. Поляки использовали немецкое наступление, 18 - 19 февраля 1918 г. 2-я польская дивизия разгромила краногвардейцев у станций Ясень, Осиповичи, заняла Жлобин. Дорога из Минска на Украину была перерезана, в ночь с 19 на 20 января авангард 2-й польской дивизии вошел в Минск. Через несколько дней в Минск вошли немецкие войска, поляки передали им власть и отошли к Могилеву.

19 февраля 1918 г. Петроград: радиограмма Ленина и Троцкого германскому командованию о согласии на мир

Ю.Фельштинский «Вожди в законе», «Terra»:

Радиотелеграмма за подписями Ленина и Троцкого была передана утром 19 февраля и уже в 9.12 получена немцами, о чем был немедленно информирован генерал Гофман. Все это Ленин проделал еще до того, как было принято формальное совместное решение большевистской и левоэсеровской фракций ВЦИКа. Но там, где Ленин смог обойти формальную сторону с левыми эсерами, он не смог сделать того же с немцами. Последние, не заинтересованные в приостановке успешного наступления, потребовали официального письменного документа; и Ленин ответил, что курьер находится в пути. Германия приняла заявление к сведению, но наступления не прекратила. Немцами были заняты в те дни  несколько городов: 18 февраля - Двинск; 19-го - Минск; 20-го - Полоцк; 21-го - Режица и Орша; 22-го -  Вольмар, Венден, Валк и Гапсаль; в ночь на 24-е - Псков и Юрьев; 25 февраля - Борисов и Ревель. Удивительным  было то, что немцы наступали без армии. Они действовали небольшими разрозненными  отрядами в 100-200 человек, собранными из добровольцев. Из-за царившей у большевиков паники и слухов о  приближении мифических германских войск города и станции оставлялись без боя еще до прибытия противника. Двинск, например, был взят немецким отрядом в 60-100 человек. Псков был занят небольшим отрядом немцев, приехавших на мотоциклах. В Режице германский отряд был столь малочислен, что не смог занять телеграф, который работал еще целые сутки. Немцы не столько брали города, сколько объявляли занятыми оставленные в панике поспешно отступавшей русской армией местности. 22 февраля  1918 г. военный комиссар В. Н. Подбельский сообщал с фронта по прямому проводу: "Проверенных новых сведений не имею, кроме того, что немцы, вообще говоря, продвигаются неукоснительно, ибо не встречают сопротивления"(27).
На Украине наступление шло в основном вдоль железнодорожных путей, принимая, по словам Гофмана, "темпы, впечатляющие даже военных"(28). Сопротивление оказывали кое-где войска советкой Красной гвардии, наступавшие для занятия Украины, и поддерживавшие Антанту чехословацкие части, бои с которыми были наиболее упорными. Тем не менее 21 февраля немцы вошли в Киев. 19 февраля Ленин выступил с защитой тезисов о подписании мира на объединенном заседании большевистской и левоэсеровской фракций ВЦИК с двухчасовой речью. Вероятно, он рассчитывал на победу. Но неожиданно для Ленина, как и для многих членов ЦК ПЛСР, большинство членов ВЦИК высказалось против принятия германских условий мира. Протокол заседания ВЦИК от 19 февраля "не сохранился", но на следующий день орган московской большевистской организации газета "Социал-демократ"  поместила краткий отчет о  заседании фракций: "Большинство стояло на той точке зрения, что  русская революция   выдержит испытание; решено сопротивляться до последней возможности"(29). Тогда Ленин 19 февраля собрал заседание Совнаркома, на котором были обсуждены "вопросы внешней политики в связи с наступлением, начатым Германией, и телеграммой", посланной Лениным в Берлин. Большинством голосов против двух Совнарком содержание ночной телеграммы Ленина, посланной преждевременно и вопреки воле ВЦИК, одобрил. А так как Ленин провел в свое время резолюцию, передающую в  ведение СНК вопросы, связанные с заключением мира, все необходимые формальности были выполнены.

19 февраля 1918 г. Петроград: хлебный паек по карточке увеличен до ; фунта

По «Экономическая жизнь СССР», М., ГНИ «Советская энциклопедия», 1961:

«17 февраля 1918 г. «Правда» сообщает: Центральная продовольственная управа (Петроград) постановила ввиду прибытия хлебных грузов увеличить со вторника, 19 февраля, хлебный паек до ; фунта по основной и ; по дополнительным карточкам.»

19 февраля - 17 марта 1918 г. Балтика: «ледовый поход» Балтфлота

После начала немецкого наступления Балтийский флот предпринял «Ледовый поход» из Ревеля в Кронштадт. 19 февраля корабли вышли из Ревеля в сопровождении отряда ледоколов. Преодолев тяжелые льды и пройдя 330 километров, 17 марта первый отряд кораблей Балтийского флота прибыл в  Кронштадт.

Георгий Аммон «Морские памятные даты»:

19.2 начался вывод кораблей из Ревеля. Первыми на буксире у ледокола «Волынец» вышли 3 подводные лодки. 22.2 началась общая эвакуация. В тот же день ледокол «Ермак» повел в Гельсингфорс группу кораблей (2 ПЛ, 2 ТР). 24.2 туда же ушли караван транспортных и вспомогательных судов, 2 подводные лодки, минный заградитель и 3 тральщика. 25.2 германские войска заняли Ревель, но остальные корабли уже находились на рейде и в 16 ч начали движение. Проводку во льдах осуществляли ледоколы «Ермак», «Волынец» и «Тармо». В Гельсингфорс было переведено около 60 кораблей и судов. На переходе затонула подводная лодка «Единорог», получившая повреждения. Несколько судов, затертых льдами, прибыли в Гельсингфорс в начале марта.

19 февраля 1918 г.с.с. Донская область: завершились расстрелы в Новочеркасске; у Мечетинской Добрармия разбила красногвардейцев – 1-й бой в Кубанском походе

Казаки до начала германо-австрийского наступления 18 февраля 1918 г.н.с. оголили западный фронт и в середине января приехали на Дон, но неожиданно с севера стали наступать отряды красных. Они захватили Новочеркасск и устроили там террор – рабочие мстили за триста лет бесчинств казаков на территории России, поэтому удивляться нечему. Основа «казачей идеи» - национальное отличие казаков от русских, поэтому русские уничтожали людей другого племени, т.е. проводили этнические чистки и это была не гражданская, а национально-освободительная война русских против немцев Романовых и их опричников. В этом смысле поход красных на Дон весьма схож с походом на Дон Владимира Мономаха (см.  19 марта 1111 г.).

Г.Губарев «Казачий словарь-справочник» Сан-Анс. Калиф. США 1966-1970 гг.:

«НАЗАРОВ Анатолий Михайлович (дон.) - родился в 1876 г., ст. Филоновской; сын учителя приходской школы, артиллерист-академик, генерал-майор, Донской атаман.»

«12 февраля 1918 г. в 5 часов пополудни донскую столицу заняли полки Голубова. Войсковой Круг в присутствия Донского атамана продолжал заседать в одном из зал здания Судебных Установлении, когда к ним ворвался Голубов. Он сорвал с атамана генеральские погоны, взял под стражу его и председателя Круга Е. В. Волошина и угрожающе приказал депутатам «убираться к чертям».

«18 февраля семерых узников, по распоряжению местного большевистского штаба, взял красногвардейский караул, будто бы для перевода с гауптвахты в тюрьму. Их повели за город к Краснокутской роще. Среди них был и атаман. Расстреливали красногвардейцы-шахтеры. Из них старший не умел толково распорядиться, подать команду и атаман сам командовал своим расстрелом. Сняв с шеи иконку-благословение, он помолился и приказал своим палачам построиться в ряд. Потом, скрестив руки на груди, приказал: «стрелять, как Казаки! Сволочь, пли!»  Атамана честного, мудрого, бесстрашного, любившего свой Дон не стало... В эту ночь с ним рядом пало еще шесть достойных памяти и славы Казаков: генералы Усачев, Труднев и Исаев, ген. штаба подполковник Рот, войсковые старшины Волошинов и Тарарин.»

И.Поляков «Донские казаки в борьбе с большевиками», Мюнхен, 1962:

«На шестой день воцарения красных в Новочеркасске, в "Известиях" было помещено нижеследующее объявление: "Доводится до сведения граждан г. Новочеркасска, что трупы убитых в разных частях города приведены в порядок и сведения об этих убитых даются в "Совете Пяти". "Известия" от 19 февраля 1918 г. Надо иметь в виду, что никакого боя у Новочеркасска не было и следовательно все убитые - только жертвы красного террора. Через 6 дней после вступления красных в город, по подсчету гласного Новочеркасской городской Думы и члена знаменитого "Совета Пяти" Вишневского, было расстреляно уже свыше 600 человек.»

С.Ряснянский «Первые начавшие», Нью-Йорк, 1958:

«19 февраля.» «Отряд полк. Глазенапа между Егорлицкой и Мечетинской устроил засаду большому красному отряду, идущему по пятам армии, и нанес ему такие тяжелые потери, что отряд в совершенном расстройстве  бросился назад.»

19 февраля 1918 г.с.с. Украина: красные партизаны и крестьяне захватили Глухов, начался еврейский погром

По «Книга погромов. Погромы…  в период Гражданской войны 1918-1922 гг.», 2007:

19 февраля 1918 г.с.с. на окраине Глухова у вокзала начался бой городской милиции и Батуринского полка, пришедшего с фронта, с наступающими красными партизанами Рославльского отряда и отрядами крестьян. Посреди боя солдаты Батуринского полка приняли сторону большевиков, и это решило дело. Вскоре милиция и офицеры полка были разбиты и рассеяны. Крестьяне с женами и детьми разошлись по городу и начали еврейский погром – расстрелы и убийства. Формальной причиной погрома было сообщение солдат полка, что евреи города подкупили их для борьбы с большевиками.


Рецензии