Кюснет деревня гончаров
«Деревня гончаров» - под этим названием село Кюснет было известно в Елизаветпольской губернии в конце XIX века. Пережив нашествия иноземных захватчиков, русскую колонизацию, революцию, первую мировую войну, гражданскую войну, ВОВ, выйдя целой из всего этого и восстановившись в 50-е годы от всего плохого, казалось, всё плохое позади, вдруг в XXI веке в мирное гражданское время село Кюснет было полностью уничтожено, бульдозерами снесено с лица земли...Трагическая судьба Кюснета вызывает дрожь в наших сердцах...
Кюснет относился к Куткашенскому магалу Шемахинской губернии [Кавказский календарь на 1856 год. — Тифлис, 1855. — С. 331], которая просуществовала с 1846 по 1859 год, пока она не была переименована в Бакинскую губернию.
Высочайшим указом «О преобразовании управления Кавказского и Закавказского края» от 9 декабря 1867 года учреждалась Елизаветпольская губерния, в состав которой вошли некоторые уезды Бакинской губернии. В дальнейшем Кюснет являлся одним из населённых пунктов Нухинского уезда Елизаветпольской губернии [[Кавказский календарь на 1910 год. Часть 1. — Тифлис. — С. 305; Кавказский календарь на 1912 год. Отдел статистический. — Тифлис. — С. 177.]
и относился к 4-му полицейскому участку[Памятная книжка Елисаветпольской губернии на 1910 год. Отдел III. — Елисаветполь: Типография Елисаветпольского губернского правления, 1910. — С. 31].
В конце XIX века Кюснет вместе с деревней Лацар (Лаза) составляли Кюснетское сельское общество [Свод статистических данных о населении Закавказского края, извлечённых из посемейных списков 1886 г.. — Тифлис, 1893]
, а в начале XX века Кюснетское общество помимо них включало ещё и деревню Мычих [Памятная книжка Елисаветпольской губернии на 1910 год. Отдел III. — Елисаветполь: Типография Елисаветпольского губернского правления, 1910. — С. 31.]
8 августа 1930 года был образован Куткашенский район с центром в селении Куткашен, который в 1960 году получил статус посёлка городского типа. Куткашенский поселковый Совет тогда включал всего два населённых пункта (Куткашен и Кюснет) [Азербайджанская ССР. Административно-территориальное деление на 1 января 1961 года. — Баку: Азернешр, 1961. — С. 88]. В 1973 году Куткашену предоставили статус города. Куткашенский городской Совет (горсовет) также состоял из Куткашена и Кюснета [Азербайджанская ССР. Административно-территориальное деление на 1 января 1977 года. — 4-е изд.. — Баку: Азербайджанское гос. изд-во, 1979. — С. 61.]
По данным «Кавказского календаря» на 1856 год Кюснят (так в тексте по-русски; написание на местном языке ;;;;;) населяли лезгины, которые между собой говорили по-лезгински [Кавказский календарь на 1856 год. — Тифлис, 1855. — С. 331]/ Согласно материалам посемейных списков на 1886 год, здесь насчитывалось 342 человека (65 дымов) и все кюринцы-сунниты (лезгины-сунниты), которые были крестьянами [Свод статистических данных о населении Закавказского края, извлечённых из посемейных списков 1886 г.. — Тифлис, 1893]. Также по Азербайджанской сельскохозяйственной переписи 1921 года Кюснет населяли 278 человек, преимущественно кюринцы (лезгины)[Азербайджанская сельско-хозяйственная перепись 1921 года. Итоги. Т. I. Вып. XIII. Нухинский уезд. — Издание Аз. Ц. С. У.. — Баку, 1922. — С. 52-53].
Старинный центр лезгинского златокузнечества и гончароводства.
По источникам, в XIX веке в Кюснете изготовляли кинжалы, стоимость которых составляла от 40 копеек до 1 рубля [Сумбатзаде А. Промышленность Азербайджана в XIX веке. — Баку: Изд-во АН Азербайджанской ССР, 1964. — С. 170]. Их не только продавали на местных базарах, но вывозили «в большом количестве в Шушу и Тифлис». Русский финансист и экономист Ю. А. Гагейместер, в одном из своих сочинений (1850), оставил такую запись: «что-же касается до железных изделий лезгин селения Кюснат, то они далее Нухинского уезда едва-ли расходятся» [Гагейместер Ю.А.Топографическо-хозяйственное описание Прикаспийского края в Закавказье. — 1850. — С. 39]. В Кюснет издревле занимались гончарным производством. Здесь в XIX веке имелись 2 заведения, которые ежегодно производили около 180 кувшинов. Эти кувшины вывозили на соседние рынки и продавали за 10-12 копеек каждый [Сумбатзаде А. Промышленность Азербайджана в XIX веке. — Баку: Изд-во АН Азербайджанской ССР, 1964. — С. 15].
Свидетелем процесса изготовления различных сосудов, в том числе кюпов и маслобоек, в 1955 году был и советский археолог Г.Ахмедов. Он пишет о Кюснет в своей книге [Ахмедов Г. Неполивная керамика Орен-Кала IX — XIII вв. (По материалам раскопок 1953 — 1955 гг.) // Труды Азербайджанской (Орен-Калинской) археологической экспедиции. — Изд-во АН СССР. — М.-Л., 1959. — Т. 1. — С. 205, прим. 78].
Гончарное дело в Кюснет было древней профессией, передаваемой от отцов сыновьям. Горная глина сначала ферментировалась, и после нескольких дней хранения из нее с помощью валика лепили различные большие и маленькие горшки, ручьи, кувшины, горшочки, чашки, а затем обжигали эти изделия в особых в сферах. Основы, на которых запекались горшки, были сделаны из глины и кирпича. В сфере разжигался огонь высокой температур. Затем внутри шара была сделана глиняная тарелка. На эту "плиту" ставили изделия. Их обжигал (готовил) жар дров, горящих внизу. Место, где были изготовлены эти изделия, называлось карьером.
По другим источникам, жители села Кюснет занимались и книгопечатанием, а также и ткачеством, зарабатывая себе на жизнь продажей шерстяных носков, паласов, ковров и других товаров в районном центре. В селе также было развито крупное и мелкое скотоводство.
Знаменитый кюснетский древесный уголь.
В Елизаветпольской губернии также получили известность кюснетский уголь, который готовился особым способом и считался лучшим углём в губернии. Из источников до нас дошли некоторые сведения, как кюснетцы готовили свой уголь. Жители села рубили дрова и укладывали их в аккуратную форму стога сена, в конечном итоге образовав небольшой холм, который был подожжен, а дрова засыпаны пеплом. Эти леса постепенно горели в воздухе. Уголь из этих дров добывался около 4-5 дней. Эти угли использовались в быту, они быстро также раскупались владельцами караван-сараев. Куснетские угли отличались от углей, добываемых в других селах, высоким качеством и долговечностью.
Про Кюснет также писали, что благодаря чистоте воздуха и натуральности продуктов питания в селе ни разу не было зафиксировано вспышек инфекционных заболеваний, и что верхний возрастной предел кюснетцев составлял более 120 лет, а средний возраст составлял от 70 до 80 лет.
Кюснет с трех сторон было окружено горами. Река Дамирапаран протекала посреди деревни. Примерно 1500 м над уровнем моря . Из-за большой высоты погода здесь очень морозная зимой и прохладная летом. Село граничило с деревней Лацар на севере, деревней Дуруджа на западе, с Кабалинском районом на юге , а также с Дагестаном и Кубинским районом через горы . Также в селе находилась мечеть XIX века. Эта мечать функционировала как школа в советское время, а позже восстановлена как мечеть местными жителями и продолжала функционировать как мечеть. В деревню был только один путь. Одна сторона этой дороги была каменистой, а другая - обрывом. В лесах росли бук , граб, ясень , дуб, клён. В селе было древнее кладбище и поздние родовые захоронения отдельно.
Как уничтожили Кюснет.
С начала 2000-х годов в кабалинской зоне активно шёл процесс скупки земельных участков в горной зоне людьми из Баку. Строились зоны отдыха и просто частные особняки. Беда пришла и в Кюснет. После распада СССР кюснетцам пришлось выкупать свои земельные участки, однако и после оплаты им отказывали в получении соответствующего документа о праве собственности. А в самом селе началось строительство объектов "неизвестного назначения". В советское время в селе не строились никакие положеные объекты инфраструктуры вплоть до самых элементарных типа школы или медпункта, таким образом, власти старались создать все условия для того, чтобы жители лезгинских сёл в красивейших местах сами "добровольно" уезжали. Но в случае с Кюснетом это не срабатывало. Кюснетцы были очень привязаны к своему родовому селу. Потому они и стали бороться, заметив, что неожиданно и незаконно в селе развернулась строительная площадка. Наивные жители села отчаянно обращались во все инстанции и даже написали обращение к президенту И.Алиеву. Они тогда и не подозревали, что именно его летняя резиденция будет строиться на месте их села. Тогда они написали и в ФЛНКА, с надеждой, что быть может эта организация им поможет. В своём обращении к ФЛНКА кюснетцы писали: «государство, вместо того, чтобы создать благоприятные условия для проживания и заботиться о коренных народах, хочет разрушить наши дома, кладбища, мечети, переселяя нас в другие населенные пункты, ассимилировать и уничтожить нас как этнос».
В 2012 году жители горных лезгинских селений Кабалинского района Азербайджанской Республики Дуруджа и Кюснет официально обратились к президенту ФЛНКА Арифу Керимову с письмом, в котором они просили помочь разрешить свои проблему. Они писали, что в Кабалинском районе силы, имеющие власть или высокопоставленных покровителей, нагло и бесцеремонно захватывают земли лезгинских селений. По сути, там царит настоящий беспредел.
Текст Обращения:
"Президенту Федеральной лезгинской
национально-культурной автономии
Керимову Арифу Пашаевичу
от имени этнических лезгин,
проживающих в сёлах Дуруджа и Кюснет
Кабалинского района
Азербайджанской Республики
Обращение
Уважаемый Ариф Пашаевич, сообщаем Вам, что мы, жители сёл Дуруджа и Кюснет, для решения своих проблем обращались почти ко всем соответствующим государственным органам, даже президенту Республики Азербайджан. Но все наши обращения остались без должного внимания и ответа.
Наши села расположены в живописном уголке у подножья гор в северной части Кабалинского района. Наши предки веками жили на этих землях. Наш народ с уважением относится к своей древней истории, этнографии и до сегодняшних дней сохраняет традиции и адаты своих предков и дорожит ими. Население наших сёл занималось кузнецким, гончарным и прочими кустарным ремеслами, а также земледелием и животноводством.
После распада Советского Союза мы хотели официально зарегистрировать свои дома и земли, которые нам достались от предков. Во всех сёлах республики земли разделены были по паям. Но у нас эта процедура не проводилась. Жители, не получив земельные участки, вынуждены были их купить. Однако, в регистрации выкупленных участков нам отказывают. Вместе с тем, потом эти земли незаконно были проданы другим лицам, которые в данный момент ведут строительство разных объектов неизвестного назначения. Строительные работы осуществляются и в заповедных лесах вокруг села Дуруджа, они сопровождаются вырубкой деревьев: многовековых дубов, буков, лип в огромном количестве.
В наших сёлах нет образовательных учреждений, в этой связи часть населения была вынуждена переехать другие населенные пункты. Ни у одного из детей и молодёжи до 20-25 лет, проживающих в селе Кюснет, нет даже начального образования, что способствовало безграмотности населения.
Государство, вместо того, чтобы создать благоприятные условия для проживания и заботиться о коренных народах, хочет разрушить наши дома, кладбища, мечети, переселяя нас в другие населенные пункты, ассимилировать и уничтожить нас как этнос.
С аналогичными проблемами сталкиваются соседние лезгинские села – Лаза и Камарван, где расположены боевые части пограничных войск, которые мешают хозяйственной деятельности населения этих сёл.
Проблемы, затрагивающие наши права и интересы не единичны, поэтому просим Вас оказать нам необходимую помощь, используя свои полномочия, для решения этих вопросов и защиты наших прав и интересов.
Заранее Вас благодарим от имени всех жителей наших сёл".
Подписи: жители сёл Дуруджа и Кюснет
В 2013 году уже село Кюснет было полностью снесено с лица земли и на его месте началось строительство летней резиденции высокопоставленного чиновника. Жителей села насильственно вынудили покинуть его, выплатив им жалкие символическеи компенсации за их земельные участки. По словам жителей, сумма компенсаций была значительно ниже реальной стоимости их земельных участков. Но горестнее всего для кюснетцев было навсегда потерять своё родовое село - "орлиное гнездо" с родовым кладбищем, где лежит прах предков многих поколений. Это духовное и физическое состояние, сродни дереву, которое теряет свои корни, но ветви ещё визуально живы, но без корней дереву не жить...
На фото: Жители села Кюснет. В центре в стеганой безрукавке стоит мастер-гончар. Куткашенский район. Азербайджанская ССР. 1971. Лезгины.
фото из фондов РЭM (Российский этнографический музей) автор фотографии - Эльга Григорьевна Торчинская.
Свидетельство о публикации №220102300089
У меня комментарий к фотографии.
Пожалуйста, расшифруйте РЭМ (Российский этнографический музей) и добавте имя автора фотографии - Эльги Григорьевны Торчинской.
Буду признательна!
Евгения Гуляева
Евгения Гуляева 06.02.2021 17:42 Заявить о нарушении