Гамбит капитана Захарова. Гл. 2

***************************
ДЕНЬ  ПЕРВЫЙ:
ЗВЯГИНЦЕВ ЗНАКОМИТ С ДЕЛОМ
КЛОЧОК БУМАЖКИ
ЗАХАРОВ ИЩЕТ ЗАЦЕПКУ

                1.
   Утром, поблагодарив хозяев за радушное гостеприимство,  капитан Захаров вместе с Арефьевым поехали в Районный  отдел милиции. Несмотря на ранний час, Звягинцев был уже на рабочем месте. Встретив приехавших, он проводил их в свой кабинет.
- Как отдохнули после дороги, Валерий Иванович? – спросил Звягинцев.
- Лучше не придумаешь: и банька, и пельмени, и тёплая постель, и прекрасные хозяева.
 В отличии от отечественных они намного качественнееетепло посмотрел на Арефьева.
- Спасибо, Костя!
  Лейтенантсмущённо улыбнулся, глядя на Звягтнцева.
  Тогда приступим к делу. Меня зовут Аркадий Степанович. Можете обращаться по имени отчеству -так будет ближе. Дела у нас пошли не хорошие: завелась у нас, как мы предполагаем, группа негодяев - охотников за  японскими куртками. У нефтепроводчиков в нашем посёлке свой магазин. В него по договору завозятся для продажи эти злосчастные куртки. В отличии от отечественных  качественнее. , и вид приличный, и цена доступная. Среди молодёжи на них мода. К нам за куртками даже из соседних городов и сёл приезжают. Наши же, естественно, тоже в них пододелись. Да и не только молодёжь… И того не подозревая, стали объектами грабежа. И таких грабежей за прошедшие дни октября – три с одним трупом. Мог быть и второй, да случайно бедолагу, находящегося без сознания среди ночи подобрали муж с женою, возвращавшиеся из гостей. Почерк во всех трёх случаях один и тот же: жертву в куртке, находящуюся под хмельком, выслеживали, в укромном месте подкарауливали, нападали  и били тяжёлым предметом  по голове. Предположительно – это свинцовый  наладошник, либо  гантель. Удар наносил, похоже, сильный «боец» - одного удара хватало, чтобы  свалить человека, лишив его от бумаг:
- Спасибо, Костя! Пока вода греется, познакомь, пожалуйста, со Степным - проведём, так сказать, маленькую экскурсию, не выходя из кабинета.     Костя взял в руки карандаш вместо указки и стал водить им по плану посёлка, подробно рассказывая о расположении школ, училищ, магазинов, предприятий и административных учреждений. Отдельно остановился на местах, где были
совершены нападения.
   Закипел чайник, Захаров достал из сумки небольшой заварник, засыпал в него четыре чайных ложки индийского чая и залил клокочущим сознания.  После этого с жертвы снимались ценные вещи, опустошались карманы. Закончив дело, грабители скрывались, оставив несчастного замерзать на подмороженной земле.
   Нынче октябрь у нас холодный. Ночью минусовые температуры. Один из пост- радавших  просто-напросто погиб от переохлаждения, а  второй, которого нашли
прохожие, лежит в больнице с двусторонним воспалением лёгких и с сотрясением
мозга. Живые пострадавшие грабителей не видели, не слышали и для следствия,
за что можно было бы зацепиться, ничего не дали. Осмотр мест преступлений тоже ничего не добавил. Отработка версии по гастролёрам – результатов обнадёживающих пока  нет, хотя работа продолжается.    Шуму грабежи наделали много, поэтому  на помощь вызвали вас. Правда, сейчас посёлок несколько успокоился. Но нам с вами расслабляться нельзя – спокойствие обманчиво. Вот коротко и всё.  Более подробно вы узнаете, знакомясь с делом. Комната для работы вам подготовлена. В вашем распоряжении будет лейтенант Арефьев. Если вопросы появятся, заходите в любое время. Сейчас вопросы ко мне есть?
- Пока нет - ответил Захаров.
- Хорошо, тогда в 16 часов я жду вас у себя.

                2.

   Попросив Костю перебраться в отведённый кабинет, объяснив, что так будет уд-
обней  для работы, капитан углубился в изучение дела. Минут через двадцать
Захаров попросил принести в кабинет карту района, план посёлка, телефонный справочник. Подшивку районной газеты и электрочайник.
- Привычка, – пояснил он, - с хорошим чаем и работается веселее.
Арефьев принёс затребованные вещи и включил электрочайник. Затем приколол на стену карту района и план посёлка. Захаров оторвался кипятком, потом снова
подошёл к плану районного центра, продолжая слушать Костю.
- Ну, пожалуй, и всё, - сказал Костя.
- И у меня заварка готова, - в унисон проговорил Захаров, вынимая из своей объ-
ёмной  сумки хлеб, колбасу, масло, сахар. Давайте, Костя, берите свою чашку и будем пить чай.
       Костя начал было отказываться, но Захаров прервал его:
- Я сегодня утром не дал вам позавтракать. Теперь позвольте, Костя, исправить
мне свою бестактность. Ешьте, Костя, ешьте – нам с вами надо ещё очень много думать, А мозги без калорий работать почему-то стесняются.
   Захаров и Арефьев с аппетитом поглощали, приготовленные с маслом и колбасой бутерброды.
- Понимаешь, Костя, - заговорил Захаров,- я пока в деле не смог найти ни одной за- цепочки, за которую бы можно было ухватиться. А как пишут книги, они обязательно должны быть. Видимо, мы плохо искали и слабо думаем. Каким бы опытом не – обладал преступник, идя на дело, он обязательно волнуется, и в какие-то  мгновения может терять контроль над собою. И вот в эти моменты он может оставлять  следы – зацепочки, за которые следователь может ухватиться. И обязательно преступник  оставляет следы, связанные с его психологическими, умственными  и физическими особенностями. Надо только вдумчиво, внимательно и настойчиво искать. Вот поэтому мы сейчас с вами отправимся на места, где были совершены нападения и ещё раз хорошенько их осмотрим. Шансов, конечно очень мало – после последнего  происшествия прошло  уже  девять  дней, И если даже ничего не найдём, зато потом на душе легче будет. Оденьте только штатский костюм и пойдём пешком, чтобы не привлекать к себе внимание.
   Через десяток минут Арефьев вернулся в кабинет  уже  переодетый  в  штатское:
На всякий непредвиденный случай комплект, давно уже не новой домашней одежды лейтенант  хранил у себя в кабинете.  В руках его были новые кирзовые сапоги и портянки.
- Валерий Иванович, это мы для вас приготовили: грязи у нас в посёлке, как грязи,
и вы в своих туфлях грязь, просто-напросто, будете хлебать. А в сапогах ногам и суше, и теплее. Да и на местного будете походить.
- Спасибо, Костя! Ничего против не имею.

                3.

   На улице их встретил резкий холодный ветер, гнавший  низко над землёй  с севе- ро-запада  огромную массу тёмно-серых туч.
- С какого места начнём, Валерий Иванович? – спросил Арефьев.
- Конечно, с последнего – при такой погоде что-то обнаружить на последнем у нас
шансов  больше, чем на двух остальных.
Шли по довольно разбитой асфальтовой дороге, служившей одновременно и тротуаром. Пересекли улицу, ведущую к вокзалу и направились к, виднеющимся за пустырём,  баракам строителей нефтепровода. За домами, где кончалась улица, и начинался пустырь, Арефьев остановился:
- Вот здесь, - показал он рукой  на пятачок примятой  пожухлой травы.
Захаров медленно метр, за метром словно  по раскрученной спирали часового механизма стал осматривать прилегающий к пятачку участок земли.  Когда он уже был в метрах пятнадцати от пятачка, в большой луже воды заметил чуть виднею- щийся клочок бумажки, прилипший к торчавшему из воды стебельку травы.  Захаров вошёл в лужу и осторожно снял с травинки бумажку,  по форме  напоминающую автобусный билет.  Состояние его было таково, что прочесть  что-то на нём невооружённым глазом не представлялось возможным.- Костя, В день ограбления был ветер? – спросил, стоя в луже, Захаров.
- Валерий Иванович,  они у нас триста дней в году дуют – степь!
- А в тот день вы помните, какого он был направления?
-  Такой же, как и сегодня - северо-западный.
Захаров вернулся на пятачок с примятой травой, сорвал сухой лист и подбросил вверх.  Ветер тут же подхватил его и понёс в сторону лужи. Отследив полёт, Захаров достал спичечный коробок, вытряхнул в карман спички, а на их место положил, найденный клочок сырой бумаги.
   Осмотр остальных  двух  мест, где были совершены грабежи, полезного для сле- дствия ничего не добавил.
- А теперь – в отдел, - закончив осмотр, сказал Захаров. После обеда я вас жду у себя. А в шестнадцать – нас ждёт с докладом Звягинцев, Но до этого мы должны хорошо поработать и представить план действия.

                Продолжение следует.


Рецензии