Только по благодати!

«Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Тит.3:4-7).

Нельзя не обратить внимания на то, как уверенно говорит Апостол Титу о спасении: «Бог спас нас». Для Павла факт уже совершившегося спасения является несомненным и он желал, чтобы именно учение о спасении исключительно по благодати Бога всегда проповедовалось в церквях, чтобы пастыри утверждали верующих в этом учении так, чтобы они знали его и жили им, чтобы это учение всегда  было главной темой пастырских проповедей.

Спасение - это уже совершившийся факт. Мы живем на земле во плоти и подвержены из-за этого переменчивости чувств, настроений; нас могут одолевать сомнения и страхи, но та истина, что наше спасение уже совершено, остается неизменным фактом, потому что его совершает Бог, а не мы, а Он никогда не делает что бы то ни было несовершенным образом и не оставляет ничего незаконченным. Безусловно, наше спасение должно еще только состояться в будущем, но потому, что Бог уже сделал для этого всё и дал верующим в Него залог Духа как гарантию их спасения, то спасение воспринимается христианами как уже состоявшееся, потому что они уверены в том, что Бог исполнит Свои обещания. Сомнение в спасении есть ни что иное, как сомнение в Самом Боге, в Его милосердии, потому что сомнения - это проявление недоверия. Но вера и недоверие сочетаться вместе не могут и христиане потому и называются верующими и верными, что они верят словам Божиим и подтверждают это своим образом жизни, имея совсем иные приоритеты и ценности, чем те, которые имели в неверии.

Одной из основополагающих истин учения о спасении по благодати является то, что никто из людей не заслуживает того, чтобы быть спасенными; никто не способен оплатить свой долг перед Богом, чтобы оправдаться перед Ним. Вот какой пример в отношении этого приводит Ч.Сперджен в книге «Всё для славы Божией»: «Предположим, что вы остались должными мяснику, у которого всегда покупаете мясо. Тогда вы пойдете к нему и скажете: «Знаете, у вас большой список моих долгов. К сожалению, я должен сказать, что за все товары, которые брал у вас, не могу заплатить. Но я скажу вам, что хочу сделать: я никогда больше не возьму у вас ничего в долг». Он обязательно скажет вам, что не согласен на такую сделку. Вы думаете, что так можно поступить и с великим Богом? А вы уверены, что Он пойдет и вычеркнет ваши прошлые грехи просто потому, что вы сказали, что больше не будете грешить?». Чтобы человек осознал свою нужду в спасении, он прежде должен понимать, что для него невозможно иметь какие-либо заслуги перед Богом, независимо от воспитания, общественного положения или положительного мнения о нем других людей. Каждый человек неизбежно обречен на вечное осуждение, которое является вполне справедливым. И, тем не менее, Бог совершает спасение грешников и это спасение никоим образом не вступает в противоречие с Божьей справедливостью и необходимостью суда, напротив – как суд, так и спасение становится необходимым именно в силу справедливости Божией: Божия справедливость требует суда над грешником, но в то же самое время эта же справедливость требует и оправдания грешника, его спасения и, таким образом, Бог совершает и суд, и оправдание грешника. Но разве такое возможно? Разве одно не исключает другое?

Вот что говорит Бог человеку: «Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам?» (Иез.33:11). Бог беспредельно свят и поэтому грех человека не может быть не наказан, но при  этом Сам Бог не хочет гибели человека, а для этого нужно, чтобы человек обратился к Богу и Бог желает этого обращения и ждет его: «Мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом!» (2Кор.5:20). Но человек никогда не обратится к Богу, если прежде не будет уверен в том, что Бог готов его принять, то есть – необходимо явное свидетельство того, что Бог готов простить человеку все его преступления, абсолютно все его прегрешения. Человеку нужны доказательства и Бог эти доказательства предоставляет: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим.5:20). А так как Сын Божий уже принял на Себя наказание вместо грешника и суд уже совершен, то теперь грешник оправдывается именно в силу Божией справедливости, так как было бы несправедливым требовать уплаты долга с того, за кого всё уже уплачено сполна; только один раз может осудить Бог грешника и это осуждение произошло на кресте Голгофы.

Человек обретает спасение исключительно как милость со стороны Бога и никак иначе, потому что и решение послать в мир Своего Сына, чтобы Он пострадал за грехи людей исходит от Самого Бога и после того, как Бог Отец совершил возмездие за грех, а Сын принял это возмездие на Себя, человек не должен приходить к Богу так, как некогда пришел к Нему Каин со своими дарами, потому что так же, как и Каин, будет отвергнут, если постарается представить Богу что-либо от себя как собственную заслугу. Заслуги исключают нужду в милости, потому что они (если бы они были) обязывали бы Бога принять человека, а если бы Бог был чем-либо обязан человеку, то это означало бы, что человек не только равен Богу, но и выше Его, а тогда не нужно было бы и спасение, так как получается так, что человек мог бы и сам себя превосходно спасти, да и  Бог в таком случае уже не был бы Богом. Но уже само то, что Бог есть, неоспоримо свидетельствует о том, насколько малы мы в сравнении с Ним и насколько от Него во всем зависимы.

Взаимоотношения человека с Богом невозможны без проявления милосердия со стороны Бога, без помилования грешника и Бог совершает этот акт помилования, отменяя суд над самим человеком, но совершая наказание за грех над Тем, Кто добровольно подверг Себя Божьему суду вместо человека. Эта истина должна сопровождать нас как тень - истина о том, что исключительно по Божьему милосердию мы получаем спасение, на которое не имеем права, не должна забываться никогда.

Как происходит спасение? Нужно понимать, что мы спасаемся не только от Божьего над собой суда, но и от прежнего образа жизни, от власти греха над собою – спасением совершается полное освобождение человека от рабства греху и обретение свободы: «Вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя» (Рим.6:17); «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:32). Важно понимать, что спасение не есть усовершенствование человека к лучшему, потому что усовершенствовать человека невозможно – даже если внешне человек и может выглядеть несколько лучше, чем раньше, то внутренняя его природа остается прежней, она не поддается изменениям и всегда остается склонной к греху. Необходимо появление совершенно нового человека – духовного, с новой внутренней природой, с новым сердцем. Необходимо полное очищение не просто от прежнего образа жизни, а от самой греховной природы, унаследованной нами от Адама и это полное очищение Бог совершает через духовное возрождение человека: «Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий» (Иак.1:18); «Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин.1:12-13). Апостол Павел сравнивает духовное возрождение с баней, посредством которой совершается полное омовение человека от древней греховной природы и он становится новым Божьим творением: «Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2Кор.5:17) – возрождения и обновления невозможно достичь усилиями человека, никакая сила воли не способна изменить человека так, как делает это Дух Божий, созидающий в человеке все новое: «И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез.36:25-27).

Итак, все перемены совершаются в человеке Духом Святым, Которого Бог «излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего» (Тит.3:6). Поскольку Дух Святой дается только через Иисуса Христа, то дается Он только тем, кто уверует в Него и никому иному. И до Христа Дух действовал в мире, но, во-первых, Он сходил только на некоторых людей и, во-вторых – только для определенной цели – для возвещения того, что Бог хотел сказать людям. Но обильное излияние Духа на уверовавших, как это произошло в день Пятидесятницы в Иерусалиме (Деян.2), до Христа было невозможно по той причине, что изливаться Дух Божий может только на тех, кто чисты и невиновны перед Богом, а это очищение и оправдание могло произойти только после того, как Сын Божий стал заместительной Жертвой за человеческий грех, приняв на Себя наказание Божие вместо человека. «Излил обильно» означает, что Дух дается человеку неограниченно, во всей Его полноте так, что человек, став «причастником Божьего естества» (2Пет.1:4), становится способным не только понимать истины Божии, но и жить ими: «От Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас» (2Пет.1:3); «Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным» (1Кор.2:11-13); «Ибо не мерою дает Бог Духа» (Ин.3:34).

Подлинно христианская жизнь невозможна без Духа Божьего, потому что только то, что совершается в Духе, может быть угодным Богу, всё же остальное никакой цены не имеет. Именно Дух Божий, пребывающий в человеке, свидетельствует ему, что он является членом семьи Божией, а это означает, что уже никакая сила не способна ввергнуть его в погибель: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу» (Рим.8:16-17); «Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего» (Ин.10:28-29). Дух Святой убеждает нас в том, что Бог истинен и все обещания Его так же истинны. Бог не излил бы Свой Дух, если бы не имел Своей целью даровать уверовавшим во Христа жизнь вечную, а то, чего Он хочет, не может быть не исполнено, поэтому пребывающий в человеке Дух есть полноценная гарантия того, что ему УЖЕ дарована жизнь вечная, поэтому Дух Святой дан верующим для того, чтобы став оправданными перед Богом Его же благодатью, они были уверены в исполнении Богом данных прежде обещаний, «обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная» (1Ин.2:25). Важно также понимать, что все Божии обетования проходят исключительно через Голгофский крест и обретают свое исполнение только через жертву Христа, через Его смерть и воскресение из мертвых, «ибо все обетования Божии в Нем "да" и в Нем "аминь"» (2Кор.1:20).

Таким образом, мы видим, что спасение человека совершается исключительно Богом по Его благодати, без какого-либо участия в этом человека; всё, что может сделать человек для своего спасения – это осознать себя виновным перед Богом и принести Ему свое покаяние. За спасение человека заплачена высочайшая цена, но человеку оно дается даром и человеку остается только принять это спасение, обретя через это новую – вечную – жизнь. «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, - и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:4-9); «Не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал.6:14).


Рецензии