Мечтал прочитать...
Неспешно осваиваю Национальную Электронную Библиотеку (НЭБ). Отыскал в её электронных кладовых книгу генерала царской армии Куропаткина Алексея Николаевича « Туркмения и туркмены».
Пришлось около полувека назад проходить службу в Советской Армии в этих гиблых и прекрасных краях. Алесей Николаевич около двух веков в этих краях усмирял буйный народ, «наводил мосты» с непокорными.
Читал книгу и как будто бы с генералом возвращался в места, где и я терпел нужду.
Только отдельные моменты, выводы из книги и мой взгляд на них спустя многие десятилетия.
Алексей Николаевич туркменов называет «хищный народ». Очевидно, в те, почти средневековые годы так оно и было. И в подтверждение своей оценки приводит многочисленные примеры.
Я за два года ничего предосудительного об этом народе, верного своим традициям ,сказать не могу…Генерал Куропаткин подробно описывает историю местности, старое русло реки Аму-дарьи, по преданию некогда, ещё в 13 веке впадавшую в Каспийское море, археологические изыскания, подтверждающих этот вывод.
В тех краях, почти безжизненных довелось «тянуть армейскую лямку».
В 1849-1850 годах, в 1877-1878 годах были многоснежные зимы, обильные разливы и река, прорвав плотины, уходила по старому руслу в сторону Каспия до 200 километров…
Туркмению в те давние годы населяло до 8 многочисленных родов и немало мелких.
Самым воинственным был род туркмен-текинцев.
К примеру, по реке Сумбар, самому мощному притоку реки Атрек, разрушили персидские деревни, часть населения убили, других забрали в плен-рабство. Сами туркмены не осели на земле, земледелием заниматься не желали.
Редкие колодцы с питьевой водой сященны, редки, к ним привязывается вся жизнь –и трудовая, и путников, и военные действия. Без воды никто не может жить.
Это полно может понять, только тот, кто испытывал изнуряющую, тревожную жажду в песках…
Колодцы глубиной до 30 и более метров строили искусные мастера этого сложного дела-пленные рабы персы
Туркменские кони с невероятной быстрой проходят от колодца до колодца сотни вёрст.
Но обозы на лошадях могут вести только корм и воду. Потому в дальних переходах используют неприхотливых верблюдов.
Алексей Николаевич сообщает, что русские войска за два дня 28-29 августа (самое жаркое время в пустыне!) прошли по сыпучим без водным местам 100 вёрст.
Удивительно! Примерно по тому же маршрут совершал марш два века спустя на учениях в 1963 году, руководимых маршалом Советского Союза Москаленко КС наш артиллерийский дивизион. На современной технике мы не могли одолеть и 50 километров, потеряв отставшими два тягача с орудиями …
Из книги: отряд за 16 дней сделал 530 вёрст- 33 версты в день! Это подвиг! Отряд русских воинов в составе 903 человека при 201 лошади и 900 верблюдов.
По тяжком пути расставлялись команды для строительства колодцев( этим трудным и опасным делом занимались нанятые туркмены, узбеки. Каждый колодец брался под воинскую охрану. Октябрь- ноябрь в тех краях был сильный ветер и мороз…
Все эти события исторические происходили во второй половине 18 века. Красноводск был занят русскими войсками в 1869 году…
Автор в своей книге даёт подробную характеристику местному населению и сложившемся веками традициям.
«Самый сильный туркменский род как по численности, так и по храбрости – текинцы. Они не признают ни чьей власти….Независимые туркмены не имеют собственного организованного правительства. Личности, наиболее влиятельные по богатству, храбрости, считаются аксакалами и иногда принимают даже титул ханов. Но влияние аксакалов ничтожно, их терпят, пока они воздерживаются от действий и распоряжений. почему либо неприятных для туркмен ,и пока они потакают их привычкам к набегам и грабежу.
Для туркмен неизмеримо сильнее власти их ханов и аксакалов власть обычая (деба) и затем, но уже в очень слабейшей степени, власть религии.
К туркменам, признавшим чью-либо подданство, надо также относиться с большой осторожностью.
Бухара, Хива, Персия, Афганистан всегда платили дорогой ценой тот же час, как только переставляли быть покорными туркменскому роду, изъявлявших желание платить подать и даже высылавших заложников…
Набег и грабёж составляют любимейшее и наиболее почитаемое туркменами занятие. Следовать этой склонности с точки зрения туркмен, весьма выгодно. Удачный набег даёт туркмену добычу, пленных, возможность некоторое время ничего не делать и, что не менее важно, славу и почёт сородичей.
Кроме личных симпатий к грабежу, туркмены в каждом убийстве и грабеже найдут себе законное оправдание. Так, про ограбление и убийства европейца в том, что он гяур, перса в том, что он шиит, хивинца, бухарца и афганца в том, что у них с туркменами есть давно кровные счёты…
Находясь в постоянной вражде с пограничным населением владений, граничащими с Туркменией, дикие обитатели эти, кроме того, ведут кровавую распрю между собою, и ненависть в различных родах туркменских одного к другому вряд ли уступает ненависти их к прочим народностям…
Занимающиеся земледелием составляют беднейшую часть населения и наименее влиятельную. Надежа вернуться снова к кочевой жизни не покидает их, и стоит земледельцу- туркмену раздобыться скотом, он снова обратиться в кочевника…
Пастух, живущий от стада своих, в глазах туркмен почётнее пахаря…
Для туркмен, так же киргизов и арабов, переход от кочевой жизни к оседлой, не есть прогресс в принятом смысле, т.е. не есть переход от низшей степени общежития к высшей, ибо этот переход вызывается обеднением населения…
Туркмены, киргизы, арабы обладают прекрасным здравым смыслом. Кочевник свободен как птица. Район кочевий его рода часто захватывает сотни вёрст, куда входят и равнины, и горы.
Вместо дома, привязывающего его к месту, у него юрта или палатка, которую можно разбить в полчаса времени и перевезти в другое место на одном верблюде…
Пи наступлении опасности, кочевник в час времени занимаемое им место покидает со всем своим стадом и домашним скарбом.
Кочевая жизнь наиболее способствует производству безнаказанных набегов, грабежей…
В 1871 году русские войска разрушили одну из сильнейших крепостей текинцев Кизил- Арват, в наказание за нападении туркмен на Михайловский пост.(Сто лет спустя в этом прокалённом солнцем и ветрами пустынном краю располагался штаб нашей Рославльской 58 МСД).
Хивинский погром окончательно доказал туркменскому населению невозможность борьбы с русскими и способствовал просить покровительство России.
Однако это не означало, что туркмены смирились с потерей независимости. Многие годы в этом краю продолжалась кровавая борьба. Вспомним походы генерала Скобелева Михаила Дмитриевича, его осаду крепости Геок – Тепе, жестокую расправу с непокорными воинами, да и простым населением.
Текинцы не приняли и советскую власть. Борьба с басмачами продолжалась более 10 лет.
Вспомним фильмы «Офицеры», «Белое солнце пустыни».
С большим удовольствием и благодарностью прочитал историческую книгу генерала Куропаткина Алексея Николаевича « Туркмения и туркмены».
Сожалею, что в годы службы в Советской Армии не нашлось человека, способного, желающего посвятить нас в историю края, где солдаты несли нелёгкую службу.
Несколько слов об авторе генерале Куропаткине Алексее Николаевиче ( 1848 – 1925 гг, 76 лет).
В царской армии прошёл многие должности.
В русско-японскую войну Главнокомандующий сухопутными и морскими силами действующими против Японии. Объявили главным виновником поражения из-за бездарного руководства войсками. В Первую мировую командовал армиями, Главнокомандующий Северным фронтом, защищал Петроград.
В 1916 году в должности Туркестанского генерал-губернатора жестоко подавил выступление местного населения. В Псковской области городе Торопец основал школу. Благодарные жители генералу установили памятник.
Написал несколько трудов о военному делу, самый известный «Задачи армии» 3 тома.
Историк, конечно, должен знать эту книгу.
Октябрь 2020 года.
Свидетельство о публикации №220102401203