Как Троцкий и Ленин голодающим помогали

 Большевицкое правительство к концу гражданской войны разрушило быт и хозяйство России до основания, а затем… а затем наступил небывалый голод в стране. Первой на это ужасное бедствие откликнулась Церковь и основала Всероссийский Церковный Комитет помощи голодающим для сбора средств, в том числе ценного церковного имущества.
 Однако большевики запретили деятельность этого Комитета и учредили свой, за одно решили изъять из храмов все драгоценные предметы, в том числе богослужебные. В Церкви посчитали это святотатством и воспротивились. Когда пошли спецотряды изымать насильно церковное имущество, то это вызвало волну массовых протестов. Во многих городах народ выступил в защиту храмов, забастовали рабочие заводов и железной дороги, а в городу Шуя волнения были особенно активными и 15 марта вылились в кровопролитные столкновения с новой властью. Большевики открыли огонь по верующим: по статистике тех лет было 6 убитых, 8 раненых и одного красноармейца избили, он залез на колокольню, а его оттуда скинули (его ложно объявили, как убитого).
 Инициатива в насильственном изъятии церковных ценностей для того, чтобы создать накалённую обстановку, исходила от Л.Троцкого, которого Совнарком ещё 12 ноября 1921 года назначил председателем особой «Комиссии по учёту и сосредоточению ценностей» (заместитель – Г.Д.Базилевич).
 Но, вот, что любопытно: было бы понятно, когда речь касалась только о бедствии страны, тут уже мобилизуются все силы для того, чтобы накормить голодающий народ и не распыляться на политику, а здесь наоборот после событий в Шуе у Троцкого возник план, нет, не борьбы против голода, а войны против Церкви, который он изложил на Политбюро: «В центре и в губерниях создать секретные руководящие комиссии по изъятию ценностей. В состав комиссии привлекаются комиссар дивизии, бригады или начальник политотдела.
Наряду с этими секретными подготовительными комиссиями имеются официальные комиссии или столы при комитетах помощи голодающим для формальной приёмки ценностей, переговоров с группами верующих и пр. Строго соблюдать, чтобы национальный состав этих официальных комиссий не давал повода для шовинистической агитации…
  Одновременно с этим внести раскол в духовенство, проявляя в этом отношении решительную инициативу и взяв под защиту государственной власти тех священников, которые открыто выступают в пользу изъятия… Везде, где можно, выпускать в церквях, на собраниях, в казармах представителей голодающих с требованием скорейшего изъятия ценностей…»
И это, понятно, было бы оправдано, если бы все средства от сбора шли только голодающим, но… Приведу в этой связи отрывки из строго секретного письма Ленина членам Политбюро от 19 марта 1922 года о необходимости разгрома Церкви под предлогом голода:
« Для нас именно данный момент представляет из себя не только исключительно благоприятный, но и вообще единственный момент, когда мы можем 99 из 100 шансов на полный успех разбить неприятеля на голову и обеспечить за собой необходимые для нас позиции на много десятилетий. Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей, и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления. Именно теперь и только теперь громадное большинство крестьянской массы будет либо за нас, либо во всяком случае будет не в состоянии поддержать сколько-нибудь решительно ту горстку черносотенного духовенства и реакционного городского мещанства, которые могут и хотят испытать политику насильственного сопротивления советскому декрету.
Нам во чтобы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (надо вспомнить гигантские богатства некоторых монастырей и лавр). Без этого фонда никакая государственная работа вообще, никакое хозяйственное строительство, в частности, и никакое отстаивание своей позиции в Генуе, в особенности, совершенно немыслимы…
Кроме того, главной части наших заграничных противников среди русских эмигрантов за границей борьба против нас будет затруднена, если мы, именно в данный момент, именно в связи с голодом. Проведём с максимальной быстротой и беспощадностью подавление реакционного духовенства.
Поэтому я прихожу к безусловному выводу, что мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течении нескольких десятилетий...
Официально выступать с какими то ни было мероприятиями должен только тов. Калинин – никогда и ни в коем случае не должен выступать ни в печати, ни иным образом перед публикой тов. Троцкий…
… Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше…»
Вот так! Вместо того, чтобы заняться устранением причин, приведшим к голоду - они войну с Церковью начали.
22 – 23 марта Троцкий конкретизирует свои директивы в следующих тезисах:
« Арест Синода и Патриарха признать необходимым, но не сейчас, а примерно через 10 – 15 дней… В течении этой же недели поставить процесс попов за расхищение церковных ценностей (фактов таких немало)… Печати взять бешеный тон, дав сводку мятежных поповских попыток в Смоленске, Питере и пр. После этого арестовать Синод…»
« Ассигновать немедленно миллион рублей в счёт изъятых церковных ценностей для получения хлеба для голодающих. Широко оповестить об этом как о первом ассигновании… Тов. Калинину дать интервью такого содержания : …изъятие ценностей ни в коем случае не является борьбой с религией и церковью… Декрет об изъятии ценностей возник по инициативе крестьян голодающих губерний… Ассигновать 10 миллиардов советскими деньгами на расходы по изъятию…»
 
 Весело у них получается: миллион ассигновать для получения хлеба голодающим и 10 миллиардов советскими деньгами на расходы по изъятию… (Даже если в первом случае речь идёт о миллионе золотых рублей – это символическая сумма в сравнении с масштабом голода). Тут другая позиция ещё интереснее, что у этого ограбления была и внешнеторговая причина: «Без этого фонда… никакое отстаивание своей позиции в Генуе, в особенности, совершенно немыслимы».
 А, как насчёт того, чтобы только Калинин выступал пред публикой, а Троцкого, чтобы и близко не было, хотя он глава всей комиссии? Судя по этим оговоркам, инициаторы этой кампании вполне осознавали, как она выглядит в глазах русского народа, и только «бешеным» террором им удалось сломить сопротивление верующих и недовольных.

(Тексты документов взяты из журнала «Русский дом» из рубрики «Имя им легион», № 3, 2012 года).


Рецензии
...Инициатива в насильственном изъятии церковных ценностей для того, чтобы создать накалённую обстановку, исходила от Л.Троцкого,.......

Не защишая Троцкого следует помнить что у него тоже было начальство. Письмо от 19 февраля 1922 г.*, подписанное ЛЕНИНЫМ, требует принятия самых беспощадных мер подавления в связи с намеченным изъятием церковных ценностей. Указания, содержащиеся в письме, не согласуются с положениями социалистической законности, а подчиняются только требованиям текущей политики и тактики: "взять в свои руки этот фонд в несколько миллионов золотых рублей (а может быть и несколько миллиардов) мы должны во что бы это ни стало", "подавить его (духовенства) сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий", послать в Шую члена ВЦИК и дать ему "словесную инструкцию", чтобы он в Шуе арестовал не меньше нескольких десятков представителей духовенства, мещанства и буржуазии "по подозрению в прямом или косвенном участии в деле насильственного сопротивления декрету ВЦИК об изъятии церковных ценностей", а "на основании его доклада Политбюро даст детальную директиву судебным властям, тоже устную, чтобы процесс шуйских мятежников, сопротивляющихся помощи голодающим, был проведен с максимальной быстротой и закончился не иначе как расстрелом очень большого числа самых влиятельных и опасных черносотенцев г.Шуи, а по возможности и не только этого города, а и Москвы и нескольких других духовных центров", "чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше". Голод упорно фигурирует в письме как удобная обстановка, в которой изъятие церковных ценностей можно провести, не боясь сопротивления крестьянства. Сами же миллионы или миллиарды нужны не на преодоление голода, что, допустим, могло бы послужить оправданием репрессиям, а на то, чтобы почувствовать себя силой на Генуэзской конференции.

Александр Ресин   22.09.2023 18:39     Заявить о нарушении
Да, страшная у нас история.

Ольга Азарова 3   22.09.2023 20:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.