Былинные земли. Чаша Грааля в долине Vla A. Ч. 53

(Продолжение)

                "Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался"
                (Федор Достоевский)


ПРОТАСЕВИЧ ПРОТИВ ДОВОЙНЫ

Масштаб ограбления не вписывался в обычный разбой, коими славились средние века, и Протасевич не мог взять в толк: почему полоцкий воевода Довойна пошел на беспрецедентный шаг – заключил под стражу 30 человек, забрав их имущество?

Мотивы стали проясняться по мере расследования – ЧП стало апогеем отношений между двумя церквами, между двумя берегами: полоцким и витебским.

Активизировавшись после флорентийской унии, католическая церковь, по наблюдениям со стороны – со стороны местных кругов, занялась не тем, чего от нее ожидали. Ее деятельность не вписывалась в сложившийся уклад, виленские каноники увлеклись добычей доходов, наращиванием собственного капитала – приумножением прибыльного хозяйства.

Несколько слов о Протасевиче. Полное имя его – Валериан Протасевич-Шушковский, преподносит Википедия. Она же сообщает, что подлинный год рождения Протасевича неизвестен, а местом появления на свет называется местечко Крайск за Минском.

Чтобы убедиться в точности информации, я снова обратился к кандидату исторических наук Беларуси – Вячеславу Носевичу.

"Про имение Крайск в Логойском районе самое раннее известное мне упоминание – 1523-й год, - говорит он, - то есть, лет на 15-20 позже предполагаемой даты рождения Валериана. Имение было сильно раздроблено, там было много разных владельцев, но Протасевичи среди них не фигурируют. В состав имения, действительно, входили село и двор Сушково (оно есть и сейчас, в том же Логойском районе). Форма "Шушково" - очевидное искажение, как и "Шушковский" (изначально должно было быть - Сушковский). В правильном написании можно убедиться по изданию «Акты Виленской Археографической комиссии» - сборнику документов бывшего Великого княжества Литовского".

Я бы не акцентировал на этом внимание, если бы не удивительное совпадение. Сушковский, или Шушковский, очень созвучно «Шушкевичам», или «Сушкевичам», род которых, по данным Национального врхива Беларуси, выявлен в имении Свяда Борисовского уезда. Между Свядой и Крайском расстояние небольшое – не более ста километров. Но в промежутке – еще один похожий объект: Крайцы! А это уже совсем близко к Свядской волости – сразу за бывшей пущей, на том же большом «улльском пути».

Во всяком случае, Протасевич хорошо владел обстановкой «на пути к Полоцку», в отличие от короля, который, мало того, что был стар и малоподвижен, так и находился далеко от случившегося – в Кракове.

Протасевичу выпала нелегкая доля – разрешить конфликт, утрясти накалившиеся противоречия.

Сделать это было непросто. Станислав Довойна принадлежал к древнему литовскому дворянскому роду герба Шелига. «Предок его, - пишет энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, – еще в 1401 году подписал совместно с другими литовскими вельможами договор о сохранении верности польскому королю».

И вдруг такой поворот! ЧП, устроенное Станиславом Станиславовичем, не вписывалось в прежние рамки, подрывало авторитет короля.

Казалось бы, что делить? Что витебский князь – плебан Ясенский, что воевода Довойна – одного поля ягоды: виленского. Ан нет – разошлись.

К сожалению, нигде нет сведений, кем был Станислав Довойна в религиозном плане, однако не это главное. Причину действий полоцкого воеводы надо искать во взаимоотношениях с востоком. Как раз в период ЧП полоцкий воевода был литовским послом в Москве, а спустя всего семнадцать лет после события стрелецкие полки атаковали Полоцк, где Довойна принял единственно правильное решение – отказался от кровопролития, сдав город на Двине.

В 1546 году Протасевич встал на защиту витебского плебана.

(Продолжение следует).

На снимке: Валериан Протасевич (фото из интернета).


24.10/20


Рецензии