Архыз 2015

Весной 2015 года мне посчастливилось побывать в чудесном месте под названием Архыз. Это в республике Карачаево-Черкессия, Зеленчукский район. Тур длился всего три дня, но впечатлений много, просто не описать. К тому же прежде я ни разу не была в тех краях. До заселения наша экскурсионная группа остановилась в одном уютном уголке с множеством кафе, где мы смогли перекусить, попробовав местную кухню. Я, например, тогда впервые отведала такие блюда, как шурпа из баранины и хычины. Еще я заметила, что помимо меню хозяева могут предложить различные вязаные вещи ручной работы. В дальнейшем узнала, что это достаточно распространенное явление здесь. Пообедав, мы могли погулять у реки, подышать свежим воздухом и пообщаться с собачками. Потом нас повезли в гостиницу. Она находилась в небольшом научном городке, принадлежала Российской Академии Наук. По дороге нам часто попадались коровы, спокойно переходящие дорогу, а также стада баранов. В тот день мы посетили Нижне-Архызское Аланское городище Магас. Здесь протекала река со странным названием Подорванка. А на самой территории находились два храма, статуя воина-тюрка, круг – место, как нам сказали, в центре которого можно загадать желание, а также Византийский католический крест. Статуя воина- тюрка, храмы и крест – очень древние памятники, 8-10 вв. Их историю изучают до сих пор. Хотелось бы немного рассказать о каждом. Воин-тюрок – высокая каменная статуя 8-12 вв. Восточный тип лица, короткий подбородок, прямой нос и большие глазницы – типаж, присущий аланам и гуннам. Круг – культовое сооружение с элементами календаря. Диаметр 88 м, толщина стены 2 м. Он находится под 1,3-метровым слоем земляного вала. Аланы построили его в 10-12 вв. Внутри его фрагменты, сектора. Здесь фиксировалось движение солнца по горизонту. Северный храм – самый крупный памятник 10-13 вв. на территории республики Алании и Северного Кавказа. Длина храма 21 м, ширина 10,5 м. В 1940 г. под его полом было обнаружено женское погребение, где насчитывалось 100 золотых украшений, серьги, перстни. Средний храм – длина 21,5 м, ширина 13,25 м, высота – 15 м. Он отличается размерной пропорциональностью элементов и деталей. Из внутренних деталей отмечались остатки престола, на стенах пилястры, в своде голосники. Византийский католический крест был обнаружен на пути прохождения одной из ветви Шелкового пути. Датируется 8-10 вв.
В конце экскурсии нам предоставили возможность приобрести местное варенье или травяные чаи. Меня очень удивило разнообразие варенья: из чего только они его не делали! Кизил, мята, одуванчики, имбирь, морковь – это далеко не весь перечень ингредиентов. Некоторые из них имели весьма своеобразный вкус. Не удержавшись, я купила парочку баночек. Может, кому-то подарю.
Обычно я люблю гулять по вечерам, в свободное от экскурсий время. Но почему-то на этот раз после ужина отдала предпочтение отдыху в номере за просмотром телевизора. То ли много впечатлений было, то ли чистый воздух так повлиял. А, может, спокойное место, в котором располагалась наша гостиница.
Мне достался обычный стандартный номер, с простым интерьером, небольшой, но уютный. Внутри самого отеля не было никакого шика, но все со вкусом, много картин на стенах. Какие-то из них изображали произведения художников, другие на астрономические темы. В столовой деревянные столы и стулья.
С наступлением темноты в городке стало тихо, словно там почти никто и не жил. Поэтому для меня перспектива провести вечер у себя в номере казалась особо приятной. Я не из тех, кто любит бродить в позднее время по малолюдным уголкам.
Следующий день мы провели в Домбае, где нам открылось великолепие высоких заснеженных гор. Я с восхищением смотрела на них, пока мы поднимались по канатной дороге наверх. Далее несколько человек из группы поехали смотреть ущелье, название которого я не запомнила. В мои планы же входило погулять, подышать горным воздухом, сделать красивые снимки и накупить сувениров. Именно там узнала о варенье из шишек.
Оставшись одна, я решила запечатлеть красоту Домбайских вершин. Пока искала подходящие ракурсы, ко мне подошел фотограф с предложением фото на магните, а также вызвался поснимать меня на фоне гор в разных позах. Отказаться было невозможно.
Еще я совершенно случайно стала свидетельницей того, как парень из моей экскурсионной группы сделал предложение своей девушке в том же месте, среди снежных пейзажей. Это было очень романтично.
Потом я спустилась вниз по канатной дороге, зашла в одно кафе, а после гуляла у реки, изучала местность, размышляя о том, не стоит ли приехать сюда в следующий раз, чисто провести время в Домбае. Я ведь не только люблю пляжный отдых и танцы, с радостью отдохнула бы в горах. Конечно, я не сноубордист и не лыжник, мне нужно наличие развлекательных мест, вроде дискотек с караоке и, конечно же, познавательные экскурсии.
В последний день тура мы посетили Большой Телескоп Альт, который мы, к сожалению, могли видеть только через стекло. Зато экскурсовод нам рассказал много интересного. Потом по желанию кто-то приобрел фото с созвездиями и описанием сзади. Кое-какие из этих карточек я подарила своим друзьям. Мы снова были среди снежных гор, я вдоволь насладилась видами и сделала множество фотографий.
А перед самым отъездом нам показали Лик Христа – икону на горе. Ее обнаружили жители станицы Зеленчукской совершенно случайно, 19 мая 1999 года. Это были братья Сергей и Анатолий Варченко. Затем она была осмотрена историком Алексеем Демаковым и протоиереем Виктором Плотниковым. Лик находится напротив Нижнеархызского городища на левом берегу реки Большой Зеленчук на хребте Мыцешта. Чтобы дойти до него, пришлось довольно долго подниматься по крутой лестнице.
Потом был последний обед перед отправлением в Краснодар. В том самом месте, откуда все началось. Кто-то организовал шашлыки, а я пошла в кафе. На прощание общалась с местными животными. Ко мне подбежали две собачки, играли, крутились рядом. Даже экскурсовод заметила, что они сами ко мне идут. «Чувствуют твою энергетику, - сказала женщина. – Вот ко мне ни за что ни одна собака не подойдет». Что есть, то есть, обожаю четвероногих. У меня это с детства.
Конечно, не обошлось без прощальной фотосессии. Нашлись желающие устроить мне ее, и на фоне пейзажей, и с друзьями человека. На самом деле мне совсем не хотелось никуда уезжать.
Мне очень понравился тур в Нижний Архыз. Это уютное спокойное место со своими особенностями, тайнами и загадками. И я абсолютно всем рекомендую поехать туда.
P.S. Как говорила нам экскурсовод: было бы желание поехать в путешествие, а возможности найдутся. Всегда после посещения нового места остаются приятные воспоминания, фотографии, а также различные вещи, которые привозишь с собой. Меня просто покорили варенье из шишек и имбиря, это правда очень вкусно и к тому же полезно.


Рецензии